• Преподавателю
  • Физкультура
  • Брошюра Организация работы и врачебный контроль учащихся, обучающихся в специальной медицинской группе

Брошюра Организация работы и врачебный контроль учащихся, обучающихся в специальной медицинской группе

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Уланский отдел образования


Средняя школа имени Базылбека Ахметова







«Организация работы и врачебный контроль учащихся, обучающихся в специальной медицинской группе»




Брошюра Организация работы и врачебный контроль учащихся, обучающихся в специальной медицинской группе



Методические рекомендации


Потянов В.М.








Ново-Одесское

2014 г.

«Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений».

Авиценна

Предисловие

Состояние здоровья человека является одним из важных индикаторов общественного развития. Проблема индивидуального здоровья человека остро обсуждается учеными всего мира и является одной из приоритетных задач Правительства Республики Казахстан, что подтверждается стратегической программой «Казахстан 2030», Посланием Президента Н.А. Назарбаева к народу, Законом РК «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РК, Министерства здравоохранения РК.

Физическая культура - единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья.

Система физического воспитания, у истоков которой стояли такие блестящие врачи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко, задумывалась как средство укрепления здоровья, гармонического физического развития и приобретения полезных навыков и умений, необходимых в жизни, трудовой и военной деятельности. В структуру системы физического воспитания были включены возрастные ступени, связанные с известными на момент их разработки возрастными особенностями развития. Созданная многими поколениями ученых и педагогов система физического воспитания была образцом для подражания в зарубежных странах, в том числе всей Восточной Европы и Западной Германии.

Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% - ко второй, а 14% детей серьезно больны. Что лежит в основе медицинского распределения детей на группы, не всегда толком знают даже школьные учителя.

Комплексная оценка состояния здоровья

Она складывается из оценки уровней и гармоничности физического и нервно-психического развития ребенка; степени резистентности и реактивности организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам); функционального состояния основных систем организма; наличия или отсутствия хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии). На этом основании учащиеся со сходным состоянием могут быть отнесены к группам здоровья:

- группа здоровья I - дети здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, и дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

группа здоровья II - дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3-5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;

- группа здоровья III - дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

- группа здоровья IV - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

- группа здоровья V - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно­сосудистой системы, противопоказаны упражнения, выполнения которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Им рекомендуется общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходных положениях лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 секунд в конце первой четверти первого года обучения до 2,5-3 минут в конце второго года обучения).

Школьникам с заболеваниями органов дыхания противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживанием. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Целесообразны занятия плаванием, лыжами после 2-3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями.

В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек, значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенке живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде (5-10 минут первый год, обучения 10-15 минут второй год обучения).

Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие нервное перенапряжение, ограничивается время игр.

При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойка на руках и голове.

При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

На основании результатов медицинского осмотра учащихся врач делает заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ученика, обращая внимание на особенности состояния опорно-двигательного аппарата и других органов, участвующих в выполнении отдельных упражнений. Оценку уровня физической подготовленности дают на основе спортивного анамнеза, анализа успеваемости и наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических упражнений.

Все школьники на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.

Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.

К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии; недостаточную физическую подготовленность; незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.

К специальной медицинской группе (СМГ) относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, что так широко практикуется, потому что позволяет отмахнуться от проблем детей, которым физические упражнения (правильно организованные!) еще нужнее, чем здоровым.

Занятия физической культурой для детей, отнесенных к СМГ, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.

Однако, к большому сожалению, типичной картиной для большинства школ является спортзал, в котором во время урока физической культуры на скамейке тоскливо сидят и дышат пылью ребята той самой спецмедгруппы, с которыми единственному на весь класс учителю проще не заниматься совсем. Типовых программ для них нет из-за большого разнообразия заболеваний, не предусмотрены дополнительные спортзалы, учителя, специальный инвентарь (например, фитболы). Правда, администрация некоторых школ действительно заботится о здоровье своих учеников и находит не предусмотренное государством решение проблем сохранения и укрепления не очень крепкого здоровья детей. Прежде всего, важно понимать, в чем заключаются особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем.

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

1) укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

2) улучшение показателей физического и моторного развития;

3) освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

4) постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма;

5) закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости;

6) воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

7) воспитание навыка регулярного выполнения оздоровительных упражнений, рекомендованных учащемуся с учетом особенностей имеющегося у него заболевания;

8) обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок;

9) освоение правил личной гигиены, рационального резкими труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

В рамках спецмедгруппы выделяют подгруппу А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.

Подгруппа Б - дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.

При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года.

Таблица 1 - Мониторинг заболеваемости учащихся школы имени Базылбека Ахметова за 2010-2014 годы

Нозология

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Хронический пиелонефрит

8

5

3

4

1

Заболевания желудочно-кишечного тракта

2

1

2

-

-

Дискинезии желчных выводящих путей

5

2

2

-

-

Сердечно­сосудистые заболевания

3

3

3

2

-

Окулист

-

-

2

2

-

Общее количество

22

21

19

16

8

Врачебный контроль является неотъемлемой частью единой системы физического воспитания. Его основная задача - обеспечить правильность, высокую эффективность и соответствие анатомо-физиологическим особенностям детского организма всех школьных физкультурных и спортивных мероприятий, всемерно содействуя оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом.

Гистограмма заболеваемости учащихся школы имени Базылбека Ахметова за 2010-2014 годы

Брошюра Организация работы и врачебный контроль учащихся, обучающихся в специальной медицинской группе

Врачебный контроль предусматривает:

1) медицинское обследование состояния здоровья, физического развития и функционального состояния организма школьников с целью определения назначения и дозировки физических нагрузок, т.е. распределение учащихся на медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях и различных мероприятиях по физическому воспитанию;

2) врачебные наблюдения, объективно учитывающие влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм школьников;

3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями и различных спортивных соревнований, а также соответствием спортивной одежды;

4) врачебно-педагогический контроль за содержанием и методами проведения занятий физической культурой и спортом, за соответствием физической нагрузки функциональным возможностям детей;

5) профилактику спортивного травматизма;

6) санитарно-просветителъную работу среди школьников, занимающихся физкультурой и спортом;

7) консультации по вопросам физического воспитания школьников;

8) агитацию и пропаганду физической культуры и спорта.


План - конспект урока в группах среднего звена 5-8 классов

Группа: специальная медицинская по заболеванию органов дыхания.

Цель упражнений: укрепление здоровья учащихся.

Тема упражнений: Дыхательные упражнения в подготовительной и заключительной частях урока.

Задачи урока:

1) повторение комплексов дыхательных упражнений;

2) развитие ловкости;

3) воспитание потребности в систематических занятиях физическими и дыхательными упражнениями

Место проведения: зал акробатики.

Инвентарь: камера, поролоновые маты.

Часть урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

10-15 минут

1 . Построение. Сообщение задач урока.

1 мин.

2. Теоретические сведения «Использование дыхания по Бутейко при кашле»

2-3 мин.

Использование пауз после выдохов подряд несколько раз.

3. Сюжетная игра «Велосипед»

6-7 мин.

В игре используется дыхание по Стрельниковой и по Толкачеву. Описание игры дано в методической разработке

Основная часть

20-25 минут

Упражнения акробатики

Все

упражнения повторять

8-10 раз







10

минут

Предварительно провести разминку из общеразвивающих упражнений и

упражнений на гибкость (наклоны, мосты, перекаты)

1. Обучение подъему разгибом (переворот с головы)

Подводящие упражнения

а) «паучок», то же с опорой головой

б) «паучок» с опорой - мост

в) из И.п. лежа согнувшись разгибанием подняться в мост.

г) подъем разгибом из положения упор присев с помощью преподавателя

д) то же самостоятельно с возвышения

Несколько движений выполнить со страховкой. Группы разделить на 3-4 команды, все движения выполнить в эстафетах, предварительно опробовав по 3-4 раза без ускорений

е) то же самостоятельно с камеры.

2. Повторение кувырков вперед и назад; после стойки на руках, мост; колесо, колесо с разбега, колесо опорой одной рукой.

3. Эстафеты с элементами акробатики:

а) из положения лежа на спине, подтягивать ноги к груди, сгруппировавшись перекатом - встать

б) в парах - передвижение на руках с помощью партнера

в) передвижение кувырком

Заключительная часть

6-10 минут

Повторение дыхания по Бутейко

4

минуты

Сидя в удобной позе, расслабившись, взгляд направить вверх (глаза можно прикрыть). Дышать носом, без видимых движений грудной клетки, постоянно ощущать небольшой недостаток воздуха, после выдоха пауза 1-2 секунды. Контролировать максимальное расслабление.

Построение, подведение итогов урока.

1

минута

План - конспект урока в группах старшего звена 9-11 классов

Группа: специальная медицинская по заболеванию органов дыхания.

Цель упражнений: укрепление здоровья учащихся.

Тема упражнений: Различные виды дыхательных упражнений в сочетании с элементами акробатики.

Задачи урока:

1) совершенствование элементов акробатики и дыхательных упражнений;

2) развитие прыгучести;

3) воспитание навыка осознанного отношения к занятиям дыхательными упражнениями.

Место проведения: зал акробатики.

Инвентарь: гимнастические мостик, «козел», камера, поролоновые маты, дуги.

Часть урока

Содержание урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

10-15 минут

1 . Построение сообщение задач урока

1

минута

2-3 минуты

10-12

минут

5-6

раз

5-6

раз

8-10

раз

3-4

раза

3-4

раза

3-4

раза

4*32

4*32

Пауза замеряется

после обычного выдоха начала до желания дышать, затем максимально.

Выполняется с интервалом для отдыха после каждого

выполнения

После выдоха выполнить небольшую паузу и откашливание

Выполнять под счет на 1-2 - вдох, 3-6 - пауза, 7-8 -выдох, 1-4-пауза

После 32 повторений (4*8) делать перерыв для отдыха

2. Теоретические сведения

«Правила замера контрольной и максимальной паузы в дыхании»

3 .Общеразвивающие упражнения акробатики в сочетании с элементами акробатики.

- мощный выдох с наклоном вперед из И.п. стоя ноги врозь.

- то же, но завершить перекатом в сед ноги врозь

- перекаты в группировке с удлиненным выдохом

- паузы после вдоха и выдоха при выполнении упражнения:

стока на лопатках

мост

складка лежа

- дыхание по Стрельниковой при выполнении

Основная часть

20-25 минут

1 . Повторение прыжков ноги врозь через «козла»

5-6

минут

По

8-10

минут

10

минут

Выполнять со страховкой с приземлением на поролоновые маты.

Приземляться на слегка согнутые ноги.

Прыжки по камере выполнять по очереди, в то время, когда остальные группы выполняют другие задания.

После интенсивного бега давать задание на поверхностное дыхание.

2. Выпрыжка в камере

- Прыжки с поворотом

- Прыжки в группировке

- Прыжки согнувшись

- То же с приземлением на поролон

3. Эстафеты с прыжками через дуги

Заключительная часть. 6-10 минут

1 . Замеры контрольной и максимальной пауз


При замерах следить за максимальным расслаблением, при максимальной паузе выполнять имитацию дыхания, движением грудной клетки

2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса

3. Построение подведение итогов

В ряде школ занятия физкультурой с учащимися специальной медицинской группы проводятся совместно с основной и подготовительной группами - это проще в организационном отношении, но сложнее в методическом. Кроме того, ослабленные дети, как правило, малоподвижны, недостаточно координированы, упражнения выполняют неумело, робко, боясь ошибиться и стать предметом насмешек со стороны сверстников. Учитывая эти обстоятельства, занятия с ними следует проводить только отдельно от здоровых школьников. Это позволит избежать многих методических и педагогических ошибок.

Недостаточная работа с родителями приводит к тому, что они не проявляют должного интереса к вопросам физического воспитания своих детей, более того предпочитают оберегать их от необходимой двигательной активности, добиваясь всеми путями освобождения от занятий физкультурой.

Заключение


Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания, образования и обучения детей и служит целям всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовке к жизни, формированию нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее физическое воспитание и гармоническое физическое развитие детей достигается при выполнении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в их взаимосвязи.

Список литературы


  1. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой // Приложение к журналу «ФиС». - М., 2000

  2. Колобов Ф. Дыхание по Бутейко. - М.: ACT, 2002

  3. Тубольцева М. Исцеление по Бутейко. - М.: Изотекс, 2000

  4. Шивананда Свами. Наука пранаямы. - Киев: София, 2000

  5. Булаков Ю. Гипоксическая тренировка - путь к здоровью и долголетию. - Тверь, 1993

  6. Вилунас Ю. Дыхание, несущее здоровье. - СПб.: Комплект, 1998

  7. Казьмин В. Дыхательная гимнастика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

  8. Толкачев Б. Физкультурный заслон ОРЗ. - М.: ФиС, 1998

  9. Маловичко А. Астма. - М.: Оникс 21 век, 2001

  10. Дерево Г. Йога для людей, у которых мало времени. - М.: Рипол Классик, 2003

  11. Нурмухаметова Р.А., Филиппова Т.В. Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при нарушениях осанки и сколиозе. - 1994

  12. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1996

  13. Новиков В.С., Дмуховский Р.А. Факультет здоровья. - 1987

© 2010-2022