Рабочая программа секции Баскетбол

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Титульный лист;

  2. Информационная карта;

  3. Пояснительная записка;

- Направленность дополнительной образовательной программы

- Актуальность дополнительной образовательной программы

- Цель и задачи дополнительной образовательной программы

- Возрастная категория детей

- Сроки реализации и режим занятий

- Формы занятий

- Педагогические технологии

- Виды и формы контроля освоения программы

- Критерии выполнения программы (знания, умения, навыки)

-Материально-техническое обеспечение образовательной программы

- Кадровое обеспечение программы

-Организационные условия реализации программы

- Санитарно-гигиенические требования

4. Учебно-тематический план;

5. Содержание изучаемого курса;

6. Список литературы;

7. Приложение (календарно-тематическое планирование)



Информационная карта

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18»



  1. Работая программа дополнительного образования учащихся, секция «Баскетбол» 9 - 11 класс.



  1. Руководитель секции - Тринко Н.Н.



  1. Рабочая программа объединения дополнительного образования для учащихся разработана на основе:

    • требованиями нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;

    • действующими образовательными программами по физической культуре для общеобразовательных учреждений.

    • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования »

4.1. Нормативная база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

4.2. Область применения: дополнительное образование детей.

4.3. Направленность образовательной программы: спортивная



Пояснительная записка


Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется пожеланию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление. Предлагаемая программа предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 8-11 классах по разделу «Баскетбол» школьной программы.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество - он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга.

Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.

Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.

Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.

Актуальность


В соответствии с законом «Об образовании» любая образовательная деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в частности должна осуществляться на основе образовательной программы, которая либо рекомендована соответствующими организациями, либо разработана специалистами образовательного учреждения.

Секционная работа в общеобразовательном учреждении по видам спорта является дополнительным физкультурным образованием. При проведении занятий секции баскетбола на протяжении многих лет я и мои коллеги испытывали проблему обеспечения содержания занятий на основе образовательной программы.

Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной программы затруднено, поскольку речь идет о дополнительном образовании, углубленном изучении раздела «баскетбол», да и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание занятий на основе программы детско-юношеской спортивной школы не представляется возможным, так как ее содержание строго дифференцировано в соответствии с годом обучения и уровнем спортивного мастерства.

Возникает необходимость создания образовательной программы, адекватной задачам дополнительного физкультурного образования в условиях общеобразовательного учреждения с учетом наличия в группе учащихся различного возраста и уровня подготовки. Попытки найти образовательную программу по баскетболу, подходящую для организации занятий в школьной секции, не увенчались успехом. Поэтому я разработала свой вариант. Кроме содержания программы, составила рабочие планы ее реализации.

Предлагаемая программа содержит пояснительную записку, основные положения теоретической подготовки, физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, контрольные тесты.

Программа кружка «Баскетбол» адресована: детям - подросткам, обучающимся в 8-11-ых классов.

Количество обучаемых в кружке - 10-15 человек. В состав кружка включаются обучающиеся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр.

Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.

Основными задачами программы «Баскетбол» являются:

  • укрепление здоровья школьников;

  • содействие правильному физическому развитию детского организма;

  • приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;

  • овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;

  • воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;

  • развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию

  • формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом

  • привитие учащимся организаторских навыков

  • организация условий для полезного проведения свободного времени

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:

  • словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

  • наглядные методы - применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;

  • практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.

Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Показателями результативности программы являются:

  • Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.

  • Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;

  • Приобретение опыта борьбы с другими командами;

  • Специализированность всех средств подготовки воспитанников.

  • Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:

  • Социальные черты личности, мотивация к физической активности;

  • Технико-тактическая подготовленность;

  • Общая и специальная физическая подготовленность;

  • Психологическая подготовленность;

  • Показатели психических процессов;

  • Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;

  • Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;

  • Антропометрические показания;

  • Возраст и стаж физических занятий;

  • Успешность игровой деятельности.

Место и время проведения занятий:

Занятия кружка «Баскетбол» проводятся в спортивном зале МБОУ «СОШ №18». 1 раз в неделю, по 1академическому часу (45мин.). В среду - 1600 - 1700 . 34 часа в год.

Методическое обеспечение реализации программы кружка спортивных игр:

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов под. ред. В.И Ляха

Раздел 3. Х-Х1 классы.

Часть I. п.1.4.2. Спортивные игры.

Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)

Волейбол и баскетбол (юноши)

Часть III. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. Баскетбол.

(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации, 2008г.

Спортивные игры, «Просвещение», М., 1988 г

Условия реализации программы секции спортивных игр.

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу и баскетболу, пополнение материальной базы волейбольными и баскетбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортивных игр ;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

- наличие необходимой документации:

- программы деятельности спортивной секции;

- тематического планирования секции спортивных игр.

Требования к знаниям и умениям обучающихся,

к концу обучения должны:

Знать

- технику безопасности при занятиях спортивными играми;

- историю Российского баскетбола;

- лучших игроков области и России;

- знать простейшие правила игры.

- правила личной гигиены;

- следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;

- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

- профилактику травматизма на занятиях;

- основные этапы Олимпийского движения;

- правила проведения соревнований.

Уметь

- выполнять перемещения в стойке;

- остановку в два шага и прыжком;

- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;

- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;

- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.

- передвигаться в защитной стойке;

- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;

- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;

- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;

- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;

- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;

- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;

- вырывать и выбивать мяч;

- играть в баскетбол по правилам.

Тематический план


Разделы

Группы и приемы

Способы и разновидности

Упражнения без мяча

Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком

Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге

Повороты вперед и назад; на месте

С изменением направления;

с чередованием скорости передвижений

Правило поворота на опорной ноге

Упражнения с мячом

Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках

Ловля мяча после отскока от пола;

Ловля и передача мяча с шагом

Ловля катящегося мяча;

Передача одной рукой от плеча после ведения

Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком На месте и в движении

Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления

По прямой, по кругу, «змейкой»

На месте и в движении

С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту

Броски мяча в корзину двумя руками от груди;

Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения

Бросок мяча в прыжке одной рукой с места

С места; снизу (выполнение штрафного броска)

Упражнения специальной физической и технической подготовки

Игра по упрощенным правилам

Игра в баскетбол по правилам

Подвижные игры

«Передача мячей в колоннах», «Мяч на полу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Защита стойки», «Салки спиной к щиту» «Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему»

Эстафеты с мячом

Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др.

Календарно - тематическое планирование

№ занятий по порядку

Тема занятия

Дата проведения

Теоретические сведения. Примечание.

Введение.

Основы знаний о физкультурной деятельности. История зарождения игры «Баскетбол». Содержание и этапы развития игры. Техника безопасности. Стойка игрока

История баскетбола.

Перед каждой игрой разминка. ОРУ. Специальная разминка баскетболиста. Перед каждым занятием основы знаний по физкультуре. Теоретические сведения по 3 мин.

1.История олимпийского движения.

2.Основные направления физкультуры

3.Значение физкультуры в жизни

4.Самостоятельные формы занятий

5.Гигиена занятий физкультурой и спортом

6.Сезоны года, выбор одежды

7.Физические качества, их развитие

8.Принцип постепенности и непрерывности

9.Оказание доврачебной помощи при травмах

    Техника игры. Разминка перед игрой. Значение разминки. Стойка игрока. Передвижения, остановка шагом, прыжком.


      Техника перемещений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении


        Техника владения мячом. Ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча одной рукой с места.


          Ловля и передача мяч двумя руками от груди с шагом и сменой места.


            Ведение мяча шагом и бегом


              Бросок мяча от плеча, после ведения


                Ведение мяча с изменением направления и скорости


                  Передача мяча от плеча одной рукой, двумя руками снизу. Одной рукой снизу


                    Броски мяча в движении после двух шагов


                      Мини-баскетбол по упрощенным правилам


                        Штрафной бросок в корзину


                          Техника владения мячом и противодействия. Вырывание и выбивание мяча


                            Перехват мяча


                              Накрывание. Отбивание


                                Передача мяча в парах на месте, при встречном движении и с отскоком от пола


                                  Тактика игры. Персональная защита


                                    Двусторонняя игра. Правила игры

                                    10. Значение режимов: дня, питания, занятий, работы, сна

                                    11.Основные правила соревнований

                                    12.Физическая и умственная работоспособность

                                    13.Основы биомеханики

                                    14.Контроль за физической работоспособностью и состоянием организма

                                      Передача мяча в движении


                                        Ведение мяча попеременно правой и левой рукой


                                          Персональная защита, опека


                                            Двусторонняя игра


                                              Броски мяча одной, двумя руками от головы в прыжке. Броски мяча снизу


                                                Тактика нападения. Тактика защиты. Передвижения в нападении и защите


                                                  Ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита


                                                    Индивидуальные действия. Выбор позиции. Опека игрока без мяча


                                                      Групповые действия в защите. Взаимодействия двух игроков. Взаимодействия трех игроков


                                                        Ведение мяча при сближении с соперником


                                                          Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками


                                                            Командные действия. Зонная защита. Концентрированная защита


                                                              Подвижная защита. Зонный прессинг. Личный прессинг


                                                                Тактика защиты. Защитные действия команды


                                                                  Двусторонняя игра. Правила соревнований


                                                                    Двусторонняя игра. Судейство игры

                                                                    Список литературы

                                                                    1. Коузи П., Поуэр Ф. Баскетбол, концепции и анализ (перевод с англ.) М: ФиС,75

                                                                    2. Лях В. И. Развивая координационные способности. //ФК в школе, 88 №12

                                                                    3. Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС,2000

                                                                    4. Программа для детско- юношеских спортивных школ и детско- юношеских школ олимпийского резерва. М: Просвещение, 82

                                                                    5. Яхонтов Е. Р. , Генкин З. А. Баскетбол. М: ФиС,78



                                                                    © 2010-2022