- Преподавателю
- Физкультура
- Метод. разработка: Физическое воспитание детей-дело всего коллектива
Метод. разработка: Физическое воспитание детей-дело всего коллектива
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурдуковская К.В. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №76
Методическая разработка
по теме:
Физическое воспитание детей - дело всего коллектива
Учитель физической культуры:
Бурдуковская К.В.
Иркутск, 2013г
I. Физическое воспитание как педагогический процесс
II. Положение о коллективе физической культур общеобразовательной школы
1. Общие положения
2. Задачи коллектива физической культуры
3. Организация и содержание работы коллектива
4. Права совета коллектива
5. Права и обязанности членов коллектива физической культуры
6. Спортивная форма
7. Учет и отчетность
III.Организация работы по физическому воспитанию в школе
IV. Руководство физическим воспитанием учащихся
V. Дело всех и каждого
VI. Вывод
VII. Литература
Физическое воспитание как педагогический процесс
Задачи физического совершенствования подростающего поколения решаются в рамках физического воспитания. Как форма организации двигательной деятельности физическое воспитание характеризуется:
- четко поставленной и социально обусловленной целью, задачами, конкретизирующими ее, и прогнозируемым результатом ;
- наличием преобразующего процесса, отвечающего поставленной цели и включающего формы и методы улучшения физических возможностей школьников;
- специфическими условиями и средствами, обеспечивающими эффективность преобразующего процесса в соответствии с принципами физической культуры.
Цель физического воспитания и ее прогнозируемый результат связаны с программой социально-экономического развития общества, которая предусматривает всестороннее и гармоничное развитие личности, наиболее полное раскрытие ее физических сил.
Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подростающего поколения к активному творческому труду и защите Родины. Прикладная направленность физического воспитания в рамках школы ограничивает возможность максимального развития физических потенций детей и подростков. Она лишь определяет границы направленного преобразования их физической природы. Выйти из рамки этих границ можно за счет привлечения школьников к другим формам организации двигательной деятельности и в первую очередь к спорту, который позволяет раскрыть их максимальные функциональные возможности.
Прогнозируемый результат физического воспитания заложен в требованиях государственных тестов и учебных программах по физическому воспитанию, а в спорте - в нормах Единой всесоюзной спортивной классификации и программах детско-юношеских спортивных школ.
Преобразующий процесс двигательной деятельности в физическом воспитании составляет суть учебно-воспитательной работы, включающей обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств, а также овладение знаниями основ теории физической культуры.
Положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы
1. Общие положения
Коллектив физической культуры общеобразовательной школы является самодеятельной организацией, призванной всемирно развивать массовую физическую культуру, спорт и туризм среди учащихся.
Основной целью коллектива физической культуры является содействие школе и семье в воспитании учащихся в духе требований морали, в укреплении их здоровья и всестороннего физического развития, подготовке к труду и защите Родины.
Коллектив физической культуры организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы и самодеятельности.
Общую ответственность за организацию коллектива физической культуры в школе несет директор. Методическая помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителем физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы. Непосредственное руководство работой коллектива осуществляет его совет.
2. Задачи коллектива физической культуры
Под коллективом физической культуры ставятся следующие задачи:
· всемерно содействовать воспитанию у школьников преданности Родине, общественной активности, трудолюбия, развитию инициативы, творчества и организаторских способностей;
· вовлечь всех школьников в систематические занятия физической культурой, спортом и туризмом;
· осуществлять внеурочные мероприятия по укреплению здоровья и совершенствованию всестороннего физического развития учащихся, навыков и умений в занятиях спортом и туризмом, воспитанию стойкой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
· учавствовать в планомерной и систематической подготовке школьников к сдаче норм требований государственных тестов, нормативов Единой спортивной классификации;
· организовывать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы, оказывать помощь в проведении ежедневных физкультурных занятий в продленном дне, активно учавствовать в массовых соревнованиях : детских спортивных играх «Старты надежд» , игры на призы всесоюзных клубов по различным видам спорта и др., в ежемесячных днях здоровья и спорта;
· учавствовать в организации массовой спортивно-оздоровительной работы среди детей и подростков по месту жительства, в близлежащем жилом квартале и микрорайоне школы;
· принимать активное участие в укреплении и благоустройстве школьной учебно спортивной базы;
· готовить из числа учащихся физкультурный актив в помощь учителям для проведения массовой физкультурной и спортивной работы в школе;
· вести пропаганду физической культуры и спорта среди учащихся как непременных средств укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности.
3. Организация и содержание работы коллектива
Коллектив физической культуры создается в восьмилетних и средних школах, школах-интернатах из учащихся I - X (XI) классов.
Примечание. Коллективы физической культуры восьмилетних и средних общеобразовательных школ организуют в близлежащих от них начальных школах спортивные группы и секции, помогают в организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Совет коллектива избирается ( в составе 7 -11 и более человек) на общем собрании представителей классов. В состав совета избираются наиболее активные учащиеся школы, представители ученического комитета школы.
Совет коллектива физкультуры избирает из своего состава председателя, заместителя и секретаря.
При совете коллектива физкультуры создаются комиссии по массовой физической культуре, по спортивным мероприятиям, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде, хозяйственная и др.
Руководство комиссиями возлагается на членов совета коллектива. В состав комиссий решением совета включается физкультурный актив школы.
Комиссия по массовой физической культуре помогает руководству школы, классным руководителям и учителям физической культуры в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультурные минимумы на уроках, подвижные перемены) , в проведении ежедневных физкультурных занятий в режиме продленного дня, выделяя в помощь воспитателям физкультурный актив, в организации ежемесячных дней здоровья. Проявляет инициативу по созданию групп начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ в своей школе, организует совместно с педагогическим коллективом подготовку и сдачу норм государственных тестов.
Комиссия по спортивным мероприятиям организует внутришкольные соревнования, помогает учителю физической культуры проводить занятия в спортивных секциях , вместе с ним комплектует команды классов и школы для учястия в районных (городских) соревнованиях, оформляет рекорды школы, ведет учет школьников, выполнивших нормативы спортивной классификации.
Комиссия по подготовке физкультурного актива помогает учителю физической культуре готовить и направлять общественных инструкторов, судей и физоргов для организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий как в школе, так и по месту жительства учеников.
Комиссия по пропаганде физической культуры, спорта, туризма организует свою работу через стенную печать, школьное радио, спортивные праздники, показательные выступления спортсменов. Она создает уголок физической культуры, помещая в нем иллюстративные и другие материалы. Организует беседы на темы о значении физической культуры, правилах гигиены, режима питания, двигательной активности, привлекая для этого педагогов, родителей, представителей медицинского персонала.
Хозяйственная комиссия содействует руководству школы в благоустройстве спортивных сооружений, обеспечении сохранности спортивного оборудования и инвентаря.
Другие комиссии, создаваемые по усмотрению совета коллектива, проводят работу согласно своему назначению.
План работы коллектива составляется с учетом планов работы школы и ученического комитета школы.
Совет коллектива физкультуры отчитывается один раз в год перед общим собранием представителей классов.
4. Права совета коллектива
Совет имеет право:
· давать рекомендации учащимся для поступления в ДЮСШ;
· представлять активистов, физкультурников и спортсменов к поощрению и награждению дирекцией школы и вышестоящими физкультурными организациями;
· награждать общественных инструкторов и судей из числа учащихся специальными значками («Юный инструктор по спорту» , «Юный судья по спорту» );
· заносить в книгу Почета коллектива физической культуры лучших организаторов физкультурной работы.
5. Права и обязанности членов коллектива физической культуры
Члены коллектива имеют право:
· заниматься в спортивных секциях, группах общей физической подготовки, выступая в соревнованиях;
· избирать и быть избранным в органы коллектива физической культуры;
· пользоваться спортивным оборудованием, инвентарем и другими видами спортивно-туристского снаряжения, принадлежащими школе.
Члены коллектива обязаны:
· вести себя в духе морального кодекса и требований спортивной этики;
· успешно сочитать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом;
· активно учавствовать в работе коллектива физкультуры, выполнять все решения совета коллектива, дорожить честью своего коллектива, постоянно заботиться о его авторитете;
· готовиться к сдаче соответственно возрасту нормативов государственных тестов и выполнению спортивных разрядов;
· активно учавствовать во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях школы;
· беречь спортивные сооружения, оборудование, инвентарь и школьную спортивную форму; принимать активное участие в работах по строительству, ремонту и благоустройству школьных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря;
· быть активным пропагандистом физкультуры, спорта и туризма;
· соблюдать указания школьного врача по самоконтролю за развитием организма и правилам личной гигиены.
К членам школьного коллектива, допускающим нарушения дисциплины, недостойное поведение в общественных местах, дома, среди товарищей, во время соревнований, советом коллектива физической культуры применяются различные воспитывающие меры (временное отстранение от занятий в группе, секции; лишение права учавствовать в соревнованиях; вывод из сборной команды школы и т.п.). При этом совет руководствуется Правилами поведения учащихся.
6. Спортивная форма
Коллектив физической культуры может иметь свою спортивную форму одежды и эмблему, утвержденные советом.
7. Учет и отчетность
Учет работы коллектива физической культуры производится в соответствии с типовым журналом (прилагается).
Отчетность проводится по установленной форме.
Приложение
Типовой журнал
учета работы коллектива физкультуры школы_________________
на . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (учебный год)
Состав совета коллектива физкультуры
1
2
3
4
N
п/п
Фамилия,
имя
Работа, выполняемая
в совете
Класс
План заседаний совета
Четверть
Месяц, день
Основные вопросы повестки дня
Отметка о выполнении
I
сентябрь
октябрь
II
ноябрь
декабрь
январь
III
февраль
март
IV
апрель
май
План работы коллектива физкультуры
на . . . . . . . . . учебный год
N
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный за выполнение
Отметка о выполнении
Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия
на I четверть
N
п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Место проведения
Ответствен-ный за выполнение
Отметка о выполне-нии
Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия
на II четверть
N
п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Место проведения
Ответствен-ный за выполнение
Отметка о выполне-нии
Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия
на III четверть
N
п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведе-ния
Место проведения
Ответствен-ный за выполнение
Отметка о выполне-нии
Спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия
на IV четверть
N
п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Место проведе-ния
Ответствен-ный за выполнение
Отметка о выполне-нии
Спортивно-массовые и оздоровмтельные мероприятия
на I , II , III и IV четверти
N
п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведения
Место проведе-ния
Ответствен-ный за выполнение
Отметка о выполне-нии
Общие сведения о классах в . . . . . . . . . . учебном году
Численность занимающихся в спортивных секциях
в . . . . . . . . . . учебном году
проводят занятия
№
п/п
наименование секции
колличество
занимающихся
учитель-
тренер
обществен-
ник
1
2
3...
8
Численность занимающихся в группах ОФП
в . . . . . . . . . . . учебном году
проводят занятия
№
п/п
Группы ОФП по
возрастам
колличество
занимающихся
учитель-
тренер
обществен-
ник
1
2
3...
8
Учет проведения спортивно-массовых мероприятий
в школе
Дата
Мероприятие
Кто учавствовал
(классы,команды)
Колличество
участников
Оцен-ка
Примеча-ние
Участие школы в районах и городских соревнованиях
в . . . . . . . . . . учебном году
наименование
дата и
кол-во
занятое место
при-
№
п/п
спортивных
мероприятий
место
проведе-ния
команд и
участников
коман-ды
призе-ры
меча-
ние
(кл.)
Число сдавших государственные тесты
за . . . . . . . . . учебный год
№
Класс
Колличество значкистов
примечание
п/п
(возраст)
серебрянный
золотой
Лучшие результаты участников школьных и других
соревнований в . . . . . . . . учебном году
№
п/п
класс, год
рождения
вид соревнований и
результат
спортивный
разряд
Учет работы судей-общественников
в . . . . . . . . . учебном году
№
п/п
Фамилия, имя
Класс
Вид спорта
Отметка о
судействе
Оценка
Учет награждения лучших спортсменов и активистов спорта
за . . . . . . . . . . учебный год
№
п/п
Фамилия, имя
Класс
За что
награжден
Чем
награжден
Дата
награждения
Краткие итоги учебного года, замечания и предложения
по работе в новом учебном году
Записи о посещении и проверке работы
коллектива физкультуры
№
п/п
Фамилия, имя ,отчество
проверяющего
Должность
Замечания
Специализированные классы по видам спорта
с продленным днем обучения и углубленным учебным
процессом в неурочное время
Вид спорта
Колличество
часов
Число
занимающихся
Какой ДЮСШ
обслуживается
(оно, ДСО)
Организация работы по физическому воспитанию
в школе
Организация и содержание физического воспитания регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения и документами Министерства просвещения, принятыми им совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения.
К таким документам отнсится учебная программа по физической культуре и спорту, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта.
Систему обязательных взаимосвязаных форм организации физического воспитания школьников составляют:
· уроки по физической культуре;
· физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы;
· обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы;
· по выбору учащихся : внешкольная спортивно-массовая работа.
Действенность системы физического воспитания обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры, их инструктивной направленностью, рациональным содержанием, колличеством и объемом массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму, регулярным врачебно-педагогическим контролем за здоровьем учащихся, за учебно-воспитательным процессом. Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.
Организация физического воспитания школьников обеспечивается органами народного образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту, а также спортивных и общественных организаций, органов здравоохранения.
Ответственность за постановку физвоспитания в школе несут непосркдственно директора школ.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы. Он должен учавствовать в организации коллектива физической культуры и в его работе, привлекая для этого всех учителей школы. Наряду с этим он призван оказывать всемерную помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в работе по подготовке и сдаче норм государственных тестов, а иакже привлекать шевствующие организации, родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы как в школе, так и по месту жительства учащихся. Он организует также пропаганду и агитацию физической культуры и спорта сркди учащихся, родителей и учителей.
Учитель физкультуры призван оказывать постоянную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайоне, организационно-методическую помощь воспитателям групп продленного дня, широко привлекая для этого физкультурный актив в школе, обеспечивать совместно с руководителями НВП сдачу ущащимися норм государственных тестов. Он должен направлять работу школьного коллектива физкультуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа школьников и привлекать их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований физкультурных праздников по программе детских спортивных игр «Старты надежд» и т. д.
Руководитель НВП также должен учавствовать в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта. Он организует работу спортивных секций и кружков и внутришкольных соревнований по военно-техническим видам спорта, проводит во время полевых занятий с учащимися юношами X (XI) классов смотры по физической подготовленности, одновременно он готовит из числа физкультурного актива учащихся юных инструктов и судей по военно-прикладным видам спорта.
Классные руководители и учителя должны в большей мере добиваться соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены, выполнения ими утренней гимнастики.
В практике работы должен осуществлятся внутренний контроль со стороны дирекции за состоянием физического воспитания нкольников . Он должен удовлетворять следующим требованиям :
· быть всесторонним-охватывать все важнейшие стороны учебно-воспитательного процесса;
· объективным-основываться на большом колличестве тщательно собранных фактов;
· результативным-способным к достижению положительных сдвигов в рвботе.
Контроль должен осуществлятся по следующим пораметрам:
1.Правильно ли понимает учитель современные задачи физического воспитания? Учитывает ли возрастно-половые особенности школьников, различия в их физической подготовленности в процессе работы?
2.Достаточно ли эффективна система подбора учителями средств и методов физического воспитания, применяемых на уроках и внеклассных занятиях?
3.Наличие и качество спортивного инвентаря, оборудования, наглядных пособий.
Школа призвана готовить идейно закаленное поколение, давать своим питомцам необходимый минимум занятий по предметам школьного цикла. В школах должно всемерно поощряться творчество самий учащихся, и с этой целью там создаются различного рода кружки, секции, клубы. В регулярных занятиях физкультурой - залог здоровья, а следовательно, и результат дальнейшей полезной деятельности для общества.
При всей значимости физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня ведущей формой организации внеклассной спортивно-массовой работы является деятельность школьного коллектива физической культуры. Он является самодеятельной организацией, призванной всемерно развивать массовую физическую культуру, спорт, туризм среди учащихся.
Коллектив физической культуры создается в восьмилетних и средних школах, школах-интернатах. Членами коллектива являются учащиеся I - X (XI) классов. По своей структурк коллектив возглавляется его советом в составе 7-11 человек, работой которого руководит председатель. В состав совета коллектива физической культуры избираются наиболее активные учащиеся школы.
При совете коллектива физкультуры создаются комиссии:
· по массовой физической культуре;
· по проведению спортивных мероприятий;
· по подготовке физкультурного актива;
· по пропаганде и др.