Образовательная программа летнего профильного эколого-краеведческого лагеря

 Изучение мира природы – одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Целью данной программы является развитие навыков  практической эколого-краеведческой деятельности воспитанников лагеря через создание экологических троп в условиях летнего профильного лагеря. Задачи: 1.      обучающие: а) познакомить с понятиями экология, краеведе...      
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа летнего профильного эколого-краеведческого лагеря

Пояснительная записка

Изучение мира природы - одна из сторон деятельности человека. Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе.

Целью данной программы является развитие навыков практической эколого-краеведческой деятельности воспитанников лагеря через создание экологических троп в условиях летнего профильного лагеря.

Задачи:

  1. обучающие:

а) познакомить с понятиями экология, краеведение, особо охраняемые природные территории, экскурсия и как ее провести, экологическая тропа и как ее создать, исследовательская работа и природоохранная деятельность;

б) научить работать с определителями, составлять гербарий, коллекции, фотографирование объектов исследования; приемам техники безопасности, организации работы в полевых условиях;

г) расширить знания по географии, биологии, экологии, полученных в школе;

  1. развивающие:

а) способствовать развитию навыков работы с методиками исследования; сбора, обработки и анализа материала;

б) умения составлять доклады, выступать перед аудиторией, навыков экскурсоведения;

в) развитию творческой, познавательной и созидательной активности;

  1. воспитывающие:

а) способствовать развитию экологической культуры; культуры выступления; эстетичности; ответственности, самостоятельности.

Программа рассчитана на 3 часа занятий в день. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены.

Программа разработана с учётом законодательных нормативно - правовых документов: Конвенция ООН о правах ребёнка; Конституция РФ; Закон РФ "Об образовании"; Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24.07.98 г. №124-ФЗ; Трудовой кодекс Российской Федерации от 31.12.2001 г. №197-ФЗ; Федеральный закон "О внесении изменений в кодекс РСФСР "Об административных нарушениях" от 09.01.96 г. №2-ФЗ; Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. №2688.

Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на теории развивающего обучения и идеях инновационной педагогики.

Основное внимание уделяется техническим приемам и навыкам учебно-исследовательской работы и практическое участие в природоохранных мероприятиях, отработку навыков ориентирования, а также обеспечения безопасности, без которых нельзя организовать поход, исследовательскую экспедицию, провести занятия тренировки.

Программа предусматривает углубление и расширение экологических знаний в изучении растительного и животного мира родного края, а также природных комплексов с точки зрения биоценологии, рассматриваются взаимоотношения организмов в биоценозе. Здесь обобщается ранее изученный материал, формируется понятие о природе как о целостной динамичной системе, которое является опорным для формирования понятия об охране природы. На краеведческом материале учащиеся знакомятся с примерами рационального использования природы, ее ресурсов и природных комплексов.

По окончании смены лагеря предполагается написание исследовательской работы. По итогам смены участники лагеря знакомят учащихся школы со своей работой в фотоматериалах, стенной печати или на школьной конференции. Экологические исследовательские работы школьников выдвигаются на различные конкурсы и конференции, олимпиады.

Основные принципы работы лагеря:

1. Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности - результатом деятельности воспитательного характера в летнем профильном лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности - участие всех детей в программе развития творческих способностей.

4. Принцип деятельности - участие всех детей в программе не зависимо от возраста.

5. Принцип творческой индивидуальности - творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

а) ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;

б) приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

в) вариативность видов деятельности и их реализации.

7. Принцип дифференциации воспитания - дифференциация в рамках летнего профильного лагеря предполагает:

а) отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

б) создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;

в) взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

г) активное участие детей во всех видах деятельности.

План образовательной программы летнего профильного эколого-краеведческого лагеря «Эколого-краеведческий»


Дата

Тема образовательной программы

Вид занятия

Форма контроля

Развитие компонентов субъективного отношения к природе

24.06.

Заезд. Встреча с начальником лагеря, воспитателями.

Инструктаж по технике безопасности.

Беседа

Инструктаж по технике безопасности


25.06

Урок экологической грамотности

Презентация

Викторина

Натуралистической эрудиции

Урок «Как мы создадим экологическую тропу»

Экскурсия

составление схемы маршрута, выбор методик исследования

Практическая, когнитивная

26.06.

Урок «Как успешно сделать исследовательскую работу»

Лекция с элементами практикума

Составление плана работы

Урок сбора материала на точке №1

Практикум

Схемы, фотографии, гербаризация, коллекционирование, взятие проб

Практическая, когнитивная

27.06.

Экскурсия на Красноярское водохранилище

Перцептивно-аффективная

28.06.

Урок обработки материала

Практикум

Гербаризация, коллекционирование, работа с определителями, составление схем, таблиц

Практическая, когнитивная

29.06

Составление исследовательских работ

Практикум

Тексты исследовательских работ

Практическая, когнитивная

Экскурсия на «Сагайскую поляну» с.Аскиз

Участие в национальном празднике «Тун Пайрам»

Перцептивно-аффективная

30.06.

Урок сбора материала на точке №2

Практикум

Гербаризация, коллекционирование, работа с определителями

Практическая, когнитивная

1.07.

Урок обработки материала

Практикум

Гербаризация, коллекционирование, работа с определителями

Практическая, когнитивная

2.07.

Урок обработки материала

Практикум

Гербаризация, коллекционирование, работа с определителями, составление схем, таблиц

Практическая, когнитивная

3.07.

Урок сбора материала на точке № 3

Практикум

Практическая, когнитивная

Выезд на озеро Дикое. Знакомство с фауной озера

Дикое.

Экскурсия по дороге «Салбыкский курган»

Поступочно-инфлюативная

4.07.

Урок обработки материала

Практикум

Гербаризация, коллекционирование, работа с определителями, составление схем, таблиц

Практическая, когнитивная

Практикум

Тексты исследовательских работ.

доклады, презентации.

Практическая, когнитивная

5.07.

Написание текстов исследовательских работ.

Составление докладов, презентаций

6.07.

Эколого-краеведческая конференция. Защита и награждение победителей

Конференция

Выступление с докладом

Практическая, когнитивная

7.07.

Урок составления текстов экскурсии по экологической тропе. Подготовка экскурсоводов.

Практикум

Тексты экскурсий,

Практическая, когнитивная

8.07- 9.06

Выезд на Красноярское водохранилище с.Лебяжье

День Ивана Купала.

Поступочно-инфлюативная

10.07

Экскурсия по экологической тропе.

Экскурсия

Проведение экскурсии

Поступочно-инфлюативная

11.07

Составление и ходьба по карте и заданному маршруту

Туристический маршрут

Составление маршрута по карте

Прктическая

12.07

«О спорт - ты мир!»

спартакиада

Практическая

13.07

Подведение результатов работы лагеря. Закрытие лагеря.

Повторная диагностика

14.07.

Разъезд





План воспитательных мероприятий эколого-краеведческого лагеря

День

Воспитательные мероприятия

24.06.

Заезд

Знакомство с порядком в лагере, правами и обязанностями воспитанников лагеря инструктаж по ТБ. Вечер знакомства

25.06.

Рекогносцировочная экскурсия для выбора экологической тропы.

Подготовка номеров к открытию лагеря

26.06

Вечер «Открытие профильного эколого-краеведческого лагеря»

27.06.

Просмотр фильма о природе

28.06.

Экскурсия по красноярскому водохранилищу

29.06.

Конкурс знатоков родного края

30.06.

Посещение республиканского краеведческого музея

1.07.

Конкурс «Самый спортивный»

2.07.

Посещение заповедника «Хакасский», станции Юннатов.

3.07.

Выезд на озеро Дикое. Экологический КВН

4.07-5.07.

Экскурсия по архелогическим памятникам культуры г. Абакана

6.07.

Деловая игра «Экологический суд»

7.07.

Экскурсия на станцию юннатов

8.07.

Игра «Поиск сокровищ», экскурсия по хакасской юрте

9.07.

Экскурсия на Красноярское водохранилище с.Лебяжье.

10.07.

День Ивана Купала.

11.07.

Подготовка к закрытию лагеря

12-13.07.

Посещение зоопарка. Подведение результатов работы лагеря. Вечер «Закрытие лагеря»

14.07.

Разъезд



Ожидаемые результаты

I. Реализация детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области биологии, экологии, географии и краеведения:

  1. повышение экологической активности подростков, причем не зрительской, а деятельностной, сопровождающейся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не "нам сделали, устроили, провели", а "мы провели, решили, сделали").

  2. формирование компетентности и приобретение навыков в сфере исследования природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

  3. создание экологической тропы;

  4. создание условий, способствующих выявлению и развитию интеллектуально-творческой одарённости и направленности каждого подростка, предоставление им возможности максимально проявить своё дарование;

  5. проведение мониторинговых исследований

  1. Организация разумного отдыха детей и расширение кругозора через развитие интеллектуальных и творческих способностей:

  1. составление инвентаризационных карточек природных объектов, создание презентаций по результатам исследований и мониторинга природы родного края;

  2. совместное "внешнее" проектирование с разными субъектами социально-образовательного пространства: СМИ

  3. укрепление физического здоровья.

Участники лагеря

Участниками лагеря являются учащиеся ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» в возрасте 12-17 лет (5-10 классов) - участники конкурсов, конференций и олимпиад по биологии, химии, экологии, географии. Количество участников - 20 человек.

Требования к кандидатам:

  1. возраст: 5-10 кл. (от 12 лет).

  2. интерес к получению новых знаний и навыков, необходимых для исследовательской и природоохранной работы.

  3. участие в работе организации НОУ «Чылтыс»

  4. отсутствие заболеваний, создающих препятствие к полноценному участию в программе.

  5. наличие согласия родителей.

Контроль эффективности

Контроль эффективности проекта будет осуществляться в течение всех трёх этапов его реализации.

На первом, подготовительном этапе контроль эффективности включает следующие параметры: качество отбора участников (заинтересованность, наличие необходимого опыта, знаний и умений, психологические качества), определяемое по итогам анкетирования и выполнения заданий кандидатами на участие в лагере;

На втором этапе (непосредственное проведение лагеря) контроль эффективности будет проводиться по следующим параметрам:

- выполнение исследовательской программы лагеря (доля проведённых работ по отношению к запланированным);

- удовлетворённость участников лагеря программой и условиями проведения (по итогам анонимного анкетирования);

- изменение отношения участников лагеря к Природе (по итогам психологического тестирования с использованием методики «Натурафил»).

На этапе анализа итогов лагеря будет дана оценка:

- качества исследовательских работ, подготовленных учащимися (независимое рецензирование специалистами);

- качества организации лагеря (на основе отзывов школьников и персонала лагеря).

Контроль осуществляется коллегиально. Ответственным за контроль эффективности является начальник лагеря.



© 2010-2022