Рабочая программа по разделу Волейбол

   Программа составлена  на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Волейбол»  авторы Ю.М.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников.  Внесены изменения в условия комплектования учебных групп на всех этапах спортивной подготовки, внесены изменения в учебный план групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп и нормативные требования по физической, технической и тактической подгото...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено» «Согласовано»

на заседании методического совета Директор МБОУ ДОД «ДЮСШ»

МБОУ ДОД «ДЮСШ» _____________Орешкина Л.Д.

Протокол № 1 от 02. 10. 2013г.


Рабочая программа

по волейболу

МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»

Рузаевского муниципального района



Возраст учащихся 10-12 лет

Срок реализации: 1 год




Составил: тренер-преподаватель

по волейболу

Улитин А.Г.





Рузаевка 2013г.



Пояснительная записка.

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Волейбол» авторы Ю.М.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников. Внесены изменения в условия комплектования учебных групп на всех этапах спортивной подготовки, внесены изменения в учебный план групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп и нормативные требования по физической, технической и тактической подготовке для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Программа дополнена разделом «Материально-методическое обеспечение».

Учебный план.

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе волейболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;

-увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

-увеличение объема тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.





Для этапа начальной подготовки:

Цели:

  • укрепление здоровья и закаливание организма

  • всестороннее фи­зическое развитие

  • обучение технике игры в волейбол

  • формирование интереса к волейболу

  • воспитание моральных и волевых качеств

  • приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судей и тренера

  • выполнение нормативов ОФП и 3-го юношеского разряда.

Задачи:

  • отбор способных к занятиям волейболом детей

  • формирование стойкого интереса к занятиям

  • всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

  • воспитание специальных способностей(гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

  • обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

  • привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами игры в волейбол.


Условия комплектования учебных групп и учебно-тренировочные режимы.

Год обучения

Возраст учащихся, лет

Кол-во уч-ся в учебной группе, чел

Кол-во тренировочных занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке на конец учебного года

Этап начальной подготовки (НП - 2)

2-год

10-12


15

4

9

Контрольные испытания по физической и технической подготовке.

3-й год

12-13


15

4

9





ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

отделения волейбола ДЮСШ МР Рузаевка на. 2013 - 2014 уч. год

п/п

Раздел программ

Группы начальной подготовки


2 год

3 год

1.

Теоретическая подготовка

23

23

1.

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка

140

140

2.

Специальная физическая подготовка

72

72


3.


Техническая подготовка

140

140

Тактическая подготовка

40

40

4.

Контрольные испытания

4

4

5.

Учебно-тренировочные игры.

45

45

6.

Участие в соревнованиях.

По календарному плану

7.

Медико-биологический контроль.

4

4

Итого:

445

445

Всего:

468

468




Учебный план по волейболу на 52 недели учебно-тренировочной и спортивной подготовки в ДЮСШ


п/п


Разделы подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной подготовки

весь период

2-й год

3-й год

1

Теоретическая подготовка

7

14

14

2

Общая физическая подготовка

152

130

130

3.

Специальная физическая подготовка

19

64

64

4

Техническая подготовка

100

108

108

5

Тактическая подготовка

10

56

56

6

Интегральная подготовка

-

40

40

7

Инструкторско-судейская практика

12

-

-

8

Контрольные испытания

12

9

9

9

Восстановительные мероприятия

-

5

5

10

Медико-биологический

-

2

2

11

Участие в соревнованиях

-

40

40


12

ИТОГО

часов в год

312

468

468


Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу

Техническая подготовка I. Испытания на точность второй переда­чи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить коли­чественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и вы­соты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота огра­ничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испыта­нии, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением пра­вил игры не засчитывается).

2. Испытания в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной (чере­дование). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высо­те 4 м на стене делается контрольная линия - надо стремиться выдержи­вать расстояние от стены и высоту передач. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает его в стену, выполняет передачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу, стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене и т.д. Передачи, стоя лицом над собой и стоя спиной, составляют одну серию. Учитывается максимальное количество серий. Устанавли­вается минимальное число серий для каждого года обучения.

3.Испытания па точности подач. Основные требования: при ка­чественном техническом исполнении заданного способа подачи по­слать мяч в определенном направлении - в определенный участок пло­щадки. Эти участки следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

4. Испытания па точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполне­нии произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли доста­точно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой ли­ниями и линией нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 - в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.

5.Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испы­тания преследуют цель определить степень владения навыками при­ема подачи. Выполняется подача, нацеленная на зону, где располо­жен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. При наличии специального снаряда «мячемета» мяч посылается с его по­мощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его Через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток, для 15-16 лет - 8. Подачи в груп­пах начальной подготовки нижние, с 12-14 лет - верхние, в 15-16 лет -планирующие. Учитываются количество попаданий и качество вы­полнения.

6. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании уча­щийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара изве­стно, высота передачи на удар тоже. Дается 5 попыток каждому занима­ющемуся.

Тактическая подготовка

1. Действия при второй передаче, стоя и в прыжке. Расположение испытуемого в зоне 3 (или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (на сетке), положение рук тренера (учащегося) за сеткой, звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч первой передачей («мячемет» или игрок) посылается из глубины площад­ки. Сигнал подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выпол­ненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.

2. Действия при нападающих ударах. Нападающий удар или «скид­ка» (передача через сетку в прыжке) в зависимости от того, поставлен «блок» или нет. Блок имитируется специальными приспособлениями (типа «механический блок» и др.). «Блокировать» может партнер, стоя на под­ставке. «Блок» появляется во время отталкивания нападающего при прыжке. Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность полета мяча.

3. Командные действия в нападении. В этих испытаниях выявляется умение учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием подачи, вторая передача игро­ком линии нападения или выходящим с задней линии к сетке и нападаю­щий удар одним из учащихся, другие выполняют имитацию удара, окре­стные перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний представлены в оценочной таблице. Даются 6 по­пыток. Требования такие же, как при групповых действиях.

4. Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях - выявить умение в блокировании: выбор места, своевре­менная постановка рук на пути мяча. Надо определить зону, откуда будет произведен удар (четвертая, третья или вторая), направление удара - по диагонали. Дается по 10 попыток в каждом испытании (при­мерно поровну по видам задания). Учитываются количество правильно выполненных заданий и качество блокирования (техническое ис­полнение).

5. Командные действия в защите. Основные требования - команд­ные действия при построении защитных действий по системе «углом вперед» и «углом назад».

Нападающая команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях, обман­ные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки передней и задней линий меняются местами. Учиты­ваются количество правильно выполненных действий и ошибки.
















ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкрет­ному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки име­ет специфические задачи, решение которых требует комплексного под­хода.

1. Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с
физической, технической и тактической подготовкой на протяжении все-
го многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:

воспитание высоконравственной личности спортсмена;

развитие процессов восприятия;

развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распре­деления и переключения;

развитие тактического мышления, памяти, представления и вооб­ражения;

развитие способности управлять своими эмоциями;

развитие волевых качеств.

1. Воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива. В процессе учебно-тренировочной работы не только гото­вят высококвалифицированного волейболиста в плане его физической, технико-тактической подготовленности, но и воспитывают его харак­тер, нравственные качества, идейную убежденность, коллективизм, раз­носторонние интересы, мотивацию положительного отношения к спорту и другие качества личности. Важным фактором развития личности слу­жит самовоспитание, организация которого должна направляться тре­нером.

Особенности формирования моральных черт и качеств личности во­лейболистов и их проявления находятся в тесной связи с коллективным характером этого вида спорта. Многое зависит от состава коллектива; какие в нем преобладают традиции, взаимоотношения и связи. Решение данной задачи органически связано с воспитательной работой.

2. Развитие процессов восприятия. Специфика волейбола требует
совершенствования умения пользоваться периферическим зрением, развития глубинного зрения (глазомера), точности восприятия движений,
специализированных восприятий.

Точность глазомера и периферическое зрение находятся в прямой за­висимости от состояния тренированности: в состоянии спортивной фор­мы точность глазомера у волейболистов выше, перерыв в занятиях (2-3 недели) приводит к его ухудшению.

При проведении упражнений на развитие данных зрительных воспри­ятий важное значение имеет освещение и влияние цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятии темных цветов (красного, фиолетового, синего) утомление наступает быстрее.

Для развития периферического зрения полезны такие упражнения: ведение, броски и ловля мяча под контролем только периферического зрения; упражнения в передачах - смотреть на одного партнера, а пере­дачу делать другому; во время передач или нападающего удара контро­лировать мяч то центральным, то периферическим зрением, в парах, трой­ках -двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад.

Игра в волейбол требует от каждого спортсмена максимальной ско­рости реагирования, выбора ответного действия. У волейболистов вре­мя сложной реакции отражает состояние их тренированности. В состо­янии спортивной формы уменьшается время реагирования и точность реакции становится стабильной, что говорит о высокой игровой на­дежности.

Путем подбора специальных упражнений и в процессе игры надо стре­миться развивать у волейболистов комплексные специализированные восприятия: «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чув­ство времени».

Развитие внимания. Успешность технических и тактических дей­ствий волейболистов зависит от уровня развития объема, интенсивнос­ти, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Надо научить юных волейболистов быть внимательными в разнооб­разных условиях, создавать такие условия, в которых необходимо одновременно воспринять несколько динамических или статических объек­тов (до 6); развитие интенсивности и устойчивости внимания человека в определенной степени связано с развитием его волевых качеств.

Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где тре­буется быстрое переключение внимания с объекта на объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объек-11,1 и второстепенные.

Развитие способности управлять эмоциями. Эмоциональные со­стояния оказывают большое влияние на активность волейболистов как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность со­ревновательной деятельности. Обучение юных волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует систематических за­нятий, чтобы учащийся полностью овладел этими приемами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

Каждый волейболист испытывает перед игрой, да и во время игры сложные эмоционально-волевые состояния, которые определяются перестройкой психологических и физиологических процессов в орга­низме. Одни волейболисты испытывают эмоциональный подъем, уверенность в своих силах. Это повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий. У других игроков возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь пораже­ния - все это ухудшает готовность организма, снижает возможности спортсмена.

Одни волейболисты в процессе тренировки демонстрируют высокое мастерство, а во время игры их порой трудно узнать. Различают четыре вида эмоциональных, предсоревновательных состояний:

1) состояние боевой готовности;

2) предсоревновательная лихорадка;

3) предсоревновательная апатия;

4) состояние самоуспокоенности.

Состояние боевой готовности является самым благоприятным и ха-1актеризует высокую степень готовности спортсменов к игре. Для данного состояния характерны следующие особенности: общий эмоциональ-1ый подъем, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей спортивной борьбе, наличие активного стремления к достижению победы, уверенность в своих силах, обострение процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, соображения и представления.

Предыгровая лихорадка характеризуется преобладанием процессов возбуждения, что проявляется в сильном волнении, неустойчивом эмоциональном состоянии, быстрой смене одних эмоций другими, совершенно противоположными по содержанию, в отсутствии сосредоточенности, в рассеянности, импульсивности, раздражительности.

Внешне данное состояние проявляется в дрожании рук и ног, потли­вости, повышенной речевой активности и др.

Предыгровая апатия представляет собой состояние, противополож­ное состоянию предыгровой лихорадки. Это понижение возбудимости выражается в вялости всех психических процессов, сонливости, отсут­ствии желания участвовать в игре, в упадке сил и неверии в свои силы, в ослаблении процессов восприятия, внимания, мышления, скованности движений, замедленности реакций, в угнетенности, необщительности. Внешне данное состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изменении ритма дыхания, одышке, появляется холод­ный пот, пересыхает рот и т.п.

Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутствием готов­ности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил соперника, важности игры и т.д. Имеется еще множе­ство промежуточных предыгровых состояний.

Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регули­рование могут быть осуществлены при помощи специальных приемов, которые сводятся к следующему:

учащийся не должен внешне выражать сильное волнение, неуверен­ность; наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бодрости и т.п.;

применение в разминке специальных упражнений, различных по ско­рости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению (в зависимости от осо­бенностей эмоционального состояния), которые могут снизить излишнее возбуждение или снять состояние подавленности;

Во всех случаях разговор тренера со спортсменами, его указания дол­жны быть лаконичными, краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру никогда не следует кричать на игроков команды, давать им нагоняй, особенно во время игры.

Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобили­зации команды к предстоящей игре, а также в процессе самой игры.

В заключение следует отметить, что вся психологическая подготовка дол­жна проводиться с учетом индивидуальных особенностей волейболистов.

Тематическое планирование

занятий по волейболу.


1.Физическая подготовка.

1. Бег 30м. Старт высокий ( « стойка волейболиста»).

2. Бег 30м: 5х6 м.

3. Бег 92м в пределах границ волейбольной площадки.

4. Прыжки вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.

5. Прыжки в длину с места.

6. Подтягивание.

2.Техническая подготовка.

7. Упражнения на точность второй передачи.

8. Упражнения в передачах сверху у стены, стоя лицом и спиной.(чередование).

9. Упражнения на точность подач.

10. Упражнения на точность нападающих ударов.

11. упражнения на точность первой подачи( прием мяча).

12. Упражнения в блокировании.

3.Тактическая подготовка.

13. Упражнения при второй передаче, стоя и в прыжке.

14.Упражнения при нападающих ударах.

15. Командные действия в нападении

16. Действия при одиночном блокировании.

17. Командные действия в защите.

4.Интегральная подготовка.

18. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов.

19. упражнения на переключение в тактических действиях.

20. Определение эффективности игровых действий

5. Этап начальной подготовки.

1. Физическая культура и спорт в России.

2. Сведения о строении и функциях организма человека.

3. Влияние физических упражнений на организм человека.

4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

5. Правила игры в волейбол.

6. Места занятий и инвентарь.

Контрольные нормативы для групп начальной подготовки

№ п/п

Контрольные упражнения

мальчики

девочки

10 лет

11 лет

12 лет

10 лет

11 лет

12 лет

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

3

4

5

1.

Бег 30 м

6.2

6.1

5.4

6.0

5.9

5.4

5.8

5.7

5.2

6.6

6.4

6.1

6.3

6.2

5.8

6.2

6.1

5.6

2.

Прыжок в длину с места

160

175

180

165

180

190

170

185

195

114

127

150

125

135

161

134

147

170

3.

Подтягивание на перекладине

3

4

6

5

6

7

6

8

10

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

5

6

6

8

10

10

12

14

5.

Бег 5 мин.

(в метрах)

1050

1200

1350

1100

1250

1400

1150

1300

1450

1000

1120

1250

1050

1170

1300

1100

1220

1350









3

© 2010-2022