- Преподавателю
- Физкультура
- Консультация для родителей на тему: Игра в жизни детей
Консультация для родителей на тему: Игра в жизни детей
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хамзина А.Ф. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Консультация для родителей учеников 1 - 4 классов
Игра в жизни детей
Выполнила:
Хамзина А.Ф. учитель физической культуры
История возникновения игр
Понятие «игра» имеет много толкований. Так, например, у древних греков «играть» считалось «предаваться ребячеству», у римлян игра означала веселье, у древнегерманских народов игра представлялась как ряд движений, доставляющих радость. Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг человеческих действий, доставляющих удовольствие.
Игра - это целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребёнка в целом, развивая его сознание.
Чем младше ребёнок, тем больше его действия носят автоматический, рефлекторный характер, а чем старше, тем более ребёнок старается принять активное участие в играх.
С помощью игр ребёнок общается с внешним миром, познаёт его, выявляет причинно-следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество.
Особенное отношение к играм было в Древней Греции, где игры по значимости стояли в одном ряду с умственным и эстетическим воспитанием. Национальные игры в Древней Греции считались священными, они торжественно устраивались возле храмов, как угодные богам. Победители награждались оливковыми венками и пользовались величайшим почётом.
У римлян преобладали военные игры, так как практичные и властолюбивые римляне видели в играх пользу и целесообразность лишь для военных упражнений.
В жизни русского народа игры занимали видное место. В старину было много игр с оттенком языческого культа: так, например, коляды, праздник Ярила, сопровождающиеся весельем, песнями, играми. На Руси при различных праздниках водили хороводы, на масленицу устраивали катания с гор, кулачные бои, езду на лошадях. Отличительный характер русских игр тот, что в них выражается любовь русского человека к удальству, широкой задушевной компании.
Вековой опыт показывает, что игрушки и игры являются первыми средствами воспитания, они имеют образовательное значение, так же как народная поэзия, легенды, сказки, пословицы. Во многих странах игры, песни, считалки сходны между собой.
Значение игры в жизни ребёнка
О важности игр говорит всего одна фраза А.Энштейна: «Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой».
Вся педагогическая мудрость игр в их простоте, и если взрослого мы называем «человеком разумным», то ребёнка - «человеком играющим».
Известный немецкий психоаналитик Э. Фромм писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одна из самых полезных занятий на свете».
Игра - основное средство не только физического воспитания, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. В процессе игр решаются самые разнообразные задачи - гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.
В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учит общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания. Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».
П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания детей. К методике проведения подвижных игр он предъявлял требования, не утратившие значения и в настоящее время:
-
установление цели перед каждой игрой;
-
соответствие игр силам и способностям детей;
-
обеспечение положительного эмоционального воздействия;
-
систематичность и последовательность проведения игр;
-
побуждение играющих к проявлению активности и самостоятельности.
Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков - это игра.
Подвижные игры - собирательное понятие
Подвижные игры делятся на:
-
малоподвижные
-
средней подвижности
-
большой подвижности
подразделяются на:
-
собственно подвижные (не требующие специальной подготовки)
-
спортивные (требующие определённого уровня общей физической подготовки, технической и тактической подготовленности)
Игры формируют различные физические качества ребёнка.
Воспитание ловкости используются игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в изменяющейся обстановке («Два лагеря», «Бег командами», «Защита товарища»).
Совершенствованию быстроты содействуют игры, требующие мгновенной реакции на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («День и ночь», «Охотники и утки», эстафеты).
Развитию выносливости способствуют игры с повторяющимися действиями, с непрерывной двигательной активностью («Борьба за мяч»).
Игры для формирования гибкости направлены на увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, а также позвоночника («Мостик и кошка», «Пауки и лягушки», «Регби на коленях»).
Для воспитания силы используются игры, требующие проявления кратковременных, умеренных скоростно-силовых напряжений («Бой петухов», «Кто сильнее», «Выталкивание из круга»).
Кроме того, необходимо использовать возможности подвижных игр для формирования положительных черт характера, волевых и нравственных качеств, воспитания эстетического восприятия и общественных навыков поведения.
Особенности подвижных игр в школьном возрасте
Организм детей школьного возраста характеризуется большей устойчивостью: костный и связочный аппараты ещё довольно гибкие и пластичные, но постепенно нарастает сила мышц. Центральной нервной системе свойственна повышенная возбудимость и неустойчивость.
Среди игр большой интерес у подростков вызывают не столько сюжетные, сколько игры с соревновательным началом.
Девочек-подростков привлекают игры, требующие ритмичных, координированных, согласованных действий с танцевальными элементами, выполняемыми под музыку; мальчики же любят игры, требующие значительной быстроты движений, силы.
Учитывая, что в школьном возрасте развитие костно-мышечной системы ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Слишком высокие нагрузки в играх с бегом и прыжками могут вредно отразиться на организме ребёнка.
При организации игр необходимо соблюдать некоторые методические требования:
-
Назвать игру и доступно объяснить её правила.
-
Поставить задачи, исходя из цели и возраста детей.
-
Грамотно организовать игру (назначить водящего, распределить детей по группам).
-
Определить дозировку (вне игры).
-
Педагогически оформить игру (подготовить оборудование, снаряды, обеспечить сигналы).
-
Оценить итоги игры, объявить результаты, объяснить ошибки, отметить победителей.
Игры имеют важное значение в оздоровлении и воспитании детей. Только всесторонне и хорошо развитый человек может выполнять своё назначение в семье и государстве, и первую подготовку с такой функцией он получает в раннем детстве в играх.