Консультация для родителей на тему: Игра в жизни детей

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан











Консультация для родителей учеников 1 - 4 классов

Игра в жизни детей





















Выполнила:

Хамзина А.Ф. учитель физической культуры

История возникновения игр

Понятие «игра» имеет много толкований. Так, например, у древних греков «играть» считалось «предаваться ребячеству», у римлян игра означала веселье, у древнегерманских народов игра представлялась как ряд движений, доставляющих радость. Впоследствии на всех европейских языках слово «игра» стало обозначать обширный круг человеческих действий, доставляющих удовольствие.

Игра - это целенаправленная активная деятельность, удовлетворяющая потребности детей и затрагивающая существенные стороны развития личности ребёнка в целом, развивая его сознание.

Чем младше ребёнок, тем больше его действия носят автоматический, рефлекторный характер, а чем старше, тем более ребёнок старается принять активное участие в играх.

С помощью игр ребёнок общается с внешним миром, познаёт его, выявляет причинно-следственные связи. Игры развивают фантазию и творчество.

Особенное отношение к играм было в Древней Греции, где игры по значимости стояли в одном ряду с умственным и эстетическим воспитанием. Национальные игры в Древней Греции считались священными, они торжественно устраивались возле храмов, как угодные богам. Победители награждались оливковыми венками и пользовались величайшим почётом.

У римлян преобладали военные игры, так как практичные и властолюбивые римляне видели в играх пользу и целесообразность лишь для военных упражнений.

В жизни русского народа игры занимали видное место. В старину было много игр с оттенком языческого культа: так, например, коляды, праздник Ярила, сопровождающиеся весельем, песнями, играми. На Руси при различных праздниках водили хороводы, на масленицу устраивали катания с гор, кулачные бои, езду на лошадях. Отличительный характер русских игр тот, что в них выражается любовь русского человека к удальству, широкой задушевной компании.

Вековой опыт показывает, что игрушки и игры являются первыми средствами воспитания, они имеют образовательное значение, так же как народная поэзия, легенды, сказки, пословицы. Во многих странах игры, песни, считалки сходны между собой.

Значение игры в жизни ребёнка

О важности игр говорит всего одна фраза А.Энштейна: «Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой».

Вся педагогическая мудрость игр в их простоте, и если взрослого мы называем «человеком разумным», то ребёнка - «человеком играющим».

Известный немецкий психоаналитик Э. Фромм писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одна из самых полезных занятий на свете».

Игра - основное средство не только физического воспитания, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка. В процессе игр решаются самые разнообразные задачи - гигиенические, образовательные, воспитательные, оздоровительные, коррекционные.

В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учит общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет и развивает свои знания. Фред Роджерс говорил: «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания детей. К методике проведения подвижных игр он предъявлял требования, не утратившие значения и в настоящее время:

  • установление цели перед каждой игрой;

  • соответствие игр силам и способностям детей;

  • обеспечение положительного эмоционального воздействия;

  • систематичность и последовательность проведения игр;

  • побуждение играющих к проявлению активности и самостоятельности.

Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков - это игра.

Подвижные игры - собирательное понятие

Подвижные игры делятся на:

  • малоподвижные

  • средней подвижности

  • большой подвижности

подразделяются на:

  • собственно подвижные (не требующие специальной подготовки)

  • спортивные (требующие определённого уровня общей физической подготовки, технической и тактической подготовленности)

Игры формируют различные физические качества ребёнка.

Воспитание ловкости используются игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в изменяющейся обстановке («Два лагеря», «Бег командами», «Защита товарища»).

Совершенствованию быстроты содействуют игры, требующие мгновенной реакции на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («День и ночь», «Охотники и утки», эстафеты).

Развитию выносливости способствуют игры с повторяющимися действиями, с непрерывной двигательной активностью («Борьба за мяч»).

Игры для формирования гибкости направлены на увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, а также позвоночника («Мостик и кошка», «Пауки и лягушки», «Регби на коленях»).

Для воспитания силы используются игры, требующие проявления кратковременных, умеренных скоростно-силовых напряжений («Бой петухов», «Кто сильнее», «Выталкивание из круга»).

Кроме того, необходимо использовать возможности подвижных игр для формирования положительных черт характера, волевых и нравственных качеств, воспитания эстетического восприятия и общественных навыков поведения.

Особенности подвижных игр в школьном возрасте

Организм детей школьного возраста характеризуется большей устойчивостью: костный и связочный аппараты ещё довольно гибкие и пластичные, но постепенно нарастает сила мышц. Центральной нервной системе свойственна повышенная возбудимость и неустойчивость.

Среди игр большой интерес у подростков вызывают не столько сюжетные, сколько игры с соревновательным началом.

Девочек-подростков привлекают игры, требующие ритмичных, координированных, согласованных действий с танцевальными элементами, выполняемыми под музыку; мальчики же любят игры, требующие значительной быстроты движений, силы.

Учитывая, что в школьном возрасте развитие костно-мышечной системы ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Слишком высокие нагрузки в играх с бегом и прыжками могут вредно отразиться на организме ребёнка.

При организации игр необходимо соблюдать некоторые методические требования:

  1. Назвать игру и доступно объяснить её правила.

  2. Поставить задачи, исходя из цели и возраста детей.

  3. Грамотно организовать игру (назначить водящего, распределить детей по группам).

  4. Определить дозировку (вне игры).

  5. Педагогически оформить игру (подготовить оборудование, снаряды, обеспечить сигналы).

  6. Оценить итоги игры, объявить результаты, объяснить ошибки, отметить победителей.

Игры имеют важное значение в оздоровлении и воспитании детей. Только всесторонне и хорошо развитый человек может выполнять своё назначение в семье и государстве, и первую подготовку с такой функцией он получает в раннем детстве в играх.





© 2010-2022