- Преподавателю
- Физкультура
- Программа пешеходного туризма (с 5 по 9 класс)
Программа пешеходного туризма (с 5 по 9 класс)
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белов В.И. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа
«Пешеходный туризм»
Руководитель:Белов Виктор Иванович
Тематический план 3 года занятий кружка
«Пешеходный туризм» на -2015 учебный год.
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретических
занятий
Практических занятий
В помещении
На местности
1.Итоги летнего зачетного похода
2
-
2
-
2.Развитие туризма в РТ, России, в бук.районе
2
2
-
-
3.Краеведческая подготовка
16
6
6
4
4.Топографическая подготовка и ориентирование на местности
16
5
5
6
5.Медицинская подготовка
6
3
1
2
6.Туристическое хозяйство
2
2
-
-
7.Тактика и техника пешеходного туризма
20
5
5
10
8.Подготовка походов
10
5
2
3
9.Проведение походов
50
-
5
45
10.Подведение итогов похода
4
-
4
-
11.ОФП
16
2
2
12
ИТОГО
144
30
32
82
Тематическое планирование занятий кружка
«Пешеходный туризм» 3 год обучения( 4 ч в неделю)
Руководитель: Белов В.И.
1.Набор и комплектование группы
Организационная беседа с кружковцами о деятельности кружка. Знакомство кружковцев с планом работы кружка. Подготовка кабинета для работы с кружковцами. Согласование и составление расписания работы кружка в течение года.
2.Основы туристкой подготовки
История развития туризма. Виды туризма(1ч).
Туризм - это средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития спортивного туризма в Беларуси. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.
Воспитательная роль туризма (1ч).
Значение туристко-краеведческой деятельности в развитии личности, в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.
Воспитание волевых качеств средствами туризма: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма.
Личное и групповое туристское снаряжение(3ч).
Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения для 1-3 дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, туристских ковриков. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Правила укладки рюкзака. Подготовка личного снаряжения к походу(1ч).
Понятие о групповом снаряжении и требование к нему. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры и пилы. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор: костровое, рукавицы, ножи половник и др.
Типы палаток и их назначение. Работа со снаряжением, уход за ним и его ремонт.
Организация туристского быта(4ч).
Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к биваку. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.
Правила установки палаток и размещение в них вещей. Назначение тентов. Правила поведения в палатке. Защита от насекомых в палатке.
Типы костров, правила их разведения.
Правила работы с топором, пилой, правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Правила ухода за одеждой и обувью в походе. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила купания.
Организация работы по развертыванию и сворачиванию лагеря: выбор места для палаток, костра. Определение места забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Развертывание и сворачивание лагеря. Разведение костра.
Подготовка к походу путешествию (5ч).
Определение цели и района похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, запросы в местные учреждения
Разработка маршрута и плана-графика движения.
Изучение маршрута похода. Составление плана подготовки 1-3дневного похода. Составление плана-графика движения группы.
Подготовка снаряжения с учетом особенностей похода. Подготовка личного и группового снаряжения.
Организация питания в походе(3ч).
Значение правильного питания в походах. Организация питания в 1-3 дневных походах. Перекусы и организация горячего питания. Правила фасовки и укладки в рюкзаки продуктов питания. Питьевой режим в походе.
Правила приготовления пищи на костре. Приготовление пищи на костре.
Составление меню и списка необходимых продуктов питания для 1-3 дневного похода.
Распределение обязанностей в группе(2ч).
Постоянные и временные должности в группе, их обязанности. Постоянные должности: командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, культорг, физорг, ответственный за отчет о походе и др.
Временные должности: дежурные по кухне, дежурные по постоянным должностям.
Тактика и техника пешеходного туризма(13ч).
Порядок движения группы на маршруте. Общая характеристика естественных препятствий. Движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по склонам.
Использование страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий.
Понятие и назначение страховочной системы. Изготовление о одевание страховочной системы.
Навыки вязания и использования простейших узлов: прямой, проводник. Восьмерка, двойной проводник, стремя, схватывающий, встречный, булинь. Отработка приемов вязания простейших узлов.
Техника преодоления естественных препятствий со страховкой и без. Меры безопасности при преодолении препятствий. Преодоление естественных препятствий без страховочной системы: маятник, бревно,гать, различные подъемы, спуски.
Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: подъем, траверс, спуск, переправы (по бревну, навесная, параллельные веревки, вброд).
Техника безопасности при проведении походов, путешествий, занятий(2ч).
1ч Дисциплина в походе. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице, на транспорте, в походе, при преодолении препятствий.
1ч Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношение с местным населением.
Организация самостраховки при преодолении естественных препятствий. Отработка приемов страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий в походе.
Подведение итогов похода(3ч).
1ч Обсуждение итогов похода в группе. Обработка собранных материалов.
1ч Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, подготовка фотографий, коллекций, пособий.
1ч Ремонт и сдача инвентаря.
Туристские слеты и соревнования различного уровня(6ч).
1ч Задачи туристских слетов и соревнований. Положения о слетах и соревнованиях. Условия проведения слетов и соревнований.
1ч Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.
4ч Участие в туристских слетах и соревнованиях различного уровня.
3. Топография и ориентирование.
Понятие о топографической и спортивной карте(2ч).
Значение топографических карт для туристов. Назначение и использование спортивных карт. Понятие масштаба. Виды масштабов. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе и на соревнованиях.
Условные знаки спортивных карт(3ч).
1ч Назначение условных знаков. Деление топознаков на группы: масштабные и немасштабные знаки, площадные и контурные. Сочетание знаков.
1ч Способы изображения рельефа на карте. Обозначение рельефа на карте. Типичные формы рельеф и их изображение на карте. Характеристика местности по рельефу.
1ч Изучение на местности изображения местных предметов. Знакомство на местности с типичными формами рельефа.
Компас, работа с компасом(3ч).
1ч Назначение компаса. Типы компасов. Устройство компаса. Правила обращения с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки.
1ч Понятие ориентира. Понятие азимута. Азимут истинный и магнитный. Правила определения азимута и движение по известному азимуту.
1ч Отработка действий по работе с компасом. Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
Ориентирование по местным признакам(2ч).
1ч Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная Звезда ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по местным признакам.
1ч Упражнения на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в различное время дня. Упражнения по определению определение сторон горизонта по местным признакам, Солнцу, Луне, Полярной Звезде.
Измерение расстояний по карте и на местности(1ч).
Способы измерений расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Измерение расстояние с помощью шагов, по времени, глазомерный способ измерения расстояния. Измерения среднего шага, построение графиков перевода пар шагов в метры для различных условий ходьбы. Упражнения на измерение отрезков различной длины. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени.
Способы ориентирования(2ч).
1ч Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Способы определения точек стояния на карте. Движения по легенде.
1ч упражнения на определение места своего стояния помощью ориентиров, отысканию на карте сходных ситуаций. Занятия практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
Спортивное ориентирование. Виды соревнований по спортивному ориентированию(7ч).
1ч Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Обязанности участников соревнований. Определение результатов соревнований по спортивному ориентированию.
1ч соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика.
1ч Соревнования по маркированной трассе.
1ч Соревнования по выбору, их разновидности и характеристика.
1ч Эстафетное ориентирование.
2ч Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь(10ч).
Личная гигиена туриста в походе(2ч).
1ч Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов.
1ч Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Систематическое занятие физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье человека.
Походная медицинская аптечка. Использование лекарственных растений (3ч).
1ч Состав медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки в походных условиях. Личная аптечка и индивидуальные средства.
1ч Назначение медпрепаратов. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных.
1ч Основные лекарственные растения, используемые в походе. Применение лекарственных растений. Правила заготовки лекарственных растений. Сбор и составление гербария лекарственных растений.
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи(5ч).
1ч Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Способы питьевой воды.
1ч Помощь при различных травмах. Правила наложения шины.
1ч Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током (молнией). Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
1ч Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему в условиях похода. Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
1ч Транспортировка пострадавшего в зависимости от характера травмы.
5.Краеведение(4ч).
Природа родного края и его история.
2ч Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Транспортные магистрали. Промышленность.
2ч История родного края.
Туристские возможности родного края(1ч).
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Охраняемые территории родного края.
Экскурсионные объекты родного края(4ч).
Наиболее интересные исторические природные и архитектурные места родного края. Памятники истории, культуры. Краеведческие музеи. Изучение экскурсионных объектов родного края: исторические, природные, архитектурные, другие памятные места. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Практика. Экскурсии в музеи, и на предприятия, выставки и другие экскурсионные объекты.
6.Общая и специальная физическая подготовка(20ч).
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние на них физических упражнений(2ч).
Краткие сведения о строении человеческого организма. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность.
Врачебный контроль и самоконтроль туриста(2ч).
Значение и содержание врачебного контроля при занятии спортом. Порядок осуществления врачебного контроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.
Общая физическая подготовка(20ч).
Требования к физической подготовке. Характеристика средств физической подготовки. Ежедневные индивидуальные занятия физической подготовкой.
Практика. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры. Плавание.
Специальная физическая подготовка(20ч).
Характеристика и методика развития физических и специальных качеств необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Походы выходного дня. Участие в соревнования по туризму.