Программа пешеходного туризма (с 5 по 9 класс)

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

«Пешеходный туризм»

Программа пешеходного туризма (с 5 по 9 класс)

Руководитель:Белов Виктор Иванович













Тематический план 3 года занятий кружка

«Пешеходный туризм» на -2015 учебный год.

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических занятий

В помещении

На местности

1.Итоги летнего зачетного похода

2

-

2

-

2.Развитие туризма в РТ, России, в бук.районе

2

2

-

-

3.Краеведческая подготовка

16

6

6

4

4.Топографическая подготовка и ориентирование на местности

16

5

5

6

5.Медицинская подготовка

6

3

1

2

6.Туристическое хозяйство

2

2

-

-

7.Тактика и техника пешеходного туризма

20

5

5

10

8.Подготовка походов

10

5

2

3

9.Проведение походов

50

-

5

45

10.Подведение итогов похода

4

-

4

-

11.ОФП

16

2

2

12

ИТОГО

144

30

32

82











Тематическое планирование занятий кружка

«Пешеходный туризм» 3 год обучения( 4 ч в неделю)

Руководитель: Белов В.И.

1.Набор и комплектование группы

Организационная беседа с кружковцами о деятельности кружка. Знакомство кружковцев с планом работы кружка. Подготовка кабинета для работы с кружковцами. Согласование и составление расписания работы кружка в течение года.

2.Основы туристкой подготовки

История развития туризма. Виды туризма(1ч).

Туризм - это средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития спортивного туризма в Беларуси. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида.

Воспитательная роль туризма (1ч).

Значение туристко-краеведческой деятельности в развитии личности, в формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и обществе.

Воспитание волевых качеств средствами туризма: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма.

Личное и групповое туристское снаряжение(3ч).

Понятие о личном снаряжении. Перечень личного снаряжения для 1-3 дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, туристских ковриков. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Правила укладки рюкзака. Подготовка личного снаряжения к походу(1ч).

Понятие о групповом снаряжении и требование к нему. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры и пилы. Состав и назначение ремонтного набора. Хозяйственный набор: костровое, рукавицы, ножи половник и др.

Типы палаток и их назначение. Работа со снаряжением, уход за ним и его ремонт.

Организация туристского быта(4ч).

Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к биваку. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий.

Правила установки палаток и размещение в них вещей. Назначение тентов. Правила поведения в палатке. Защита от насекомых в палатке.

Типы костров, правила их разведения.

Правила работы с топором, пилой, правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Правила ухода за одеждой и обувью в походе. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила купания.

Организация работы по развертыванию и сворачиванию лагеря: выбор места для палаток, костра. Определение места забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы. Заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы.

Развертывание и сворачивание лагеря. Разведение костра.

Подготовка к походу путешествию (5ч).

Определение цели и района похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, запросы в местные учреждения

Разработка маршрута и плана-графика движения.

Изучение маршрута похода. Составление плана подготовки 1-3дневного похода. Составление плана-графика движения группы.

Подготовка снаряжения с учетом особенностей похода. Подготовка личного и группового снаряжения.

Организация питания в походе(3ч).

Значение правильного питания в походах. Организация питания в 1-3 дневных походах. Перекусы и организация горячего питания. Правила фасовки и укладки в рюкзаки продуктов питания. Питьевой режим в походе.

Правила приготовления пищи на костре. Приготовление пищи на костре.

Составление меню и списка необходимых продуктов питания для 1-3 дневного похода.

Распределение обязанностей в группе(2ч).

Постоянные и временные должности в группе, их обязанности. Постоянные должности: командир группы, заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, культорг, физорг, ответственный за отчет о походе и др.

Временные должности: дежурные по кухне, дежурные по постоянным должностям.

Тактика и техника пешеходного туризма(13ч).

Порядок движения группы на маршруте. Общая характеристика естественных препятствий. Движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по склонам.

Использование страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий.

Понятие и назначение страховочной системы. Изготовление о одевание страховочной системы.

Навыки вязания и использования простейших узлов: прямой, проводник. Восьмерка, двойной проводник, стремя, схватывающий, встречный, булинь. Отработка приемов вязания простейших узлов.

Техника преодоления естественных препятствий со страховкой и без. Меры безопасности при преодолении препятствий. Преодоление естественных препятствий без страховочной системы: маятник, бревно,гать, различные подъемы, спуски.

Преодоление естественных препятствий с использованием страховочной системы: подъем, траверс, спуск, переправы (по бревну, навесная, параллельные веревки, вброд).

Техника безопасности при проведении походов, путешествий, занятий(2ч).

1ч Дисциплина в походе. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице, на транспорте, в походе, при преодолении препятствий.

1ч Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношение с местным населением.

Организация самостраховки при преодолении естественных препятствий. Отработка приемов страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий в походе.

Подведение итогов похода(3ч).

1ч Обсуждение итогов похода в группе. Обработка собранных материалов.

1ч Составление отчета о походе, составление иллюстрированной схемы, подготовка фотографий, коллекций, пособий.

1ч Ремонт и сдача инвентаря.

Туристские слеты и соревнования различного уровня(6ч).

1ч Задачи туристских слетов и соревнований. Положения о слетах и соревнованиях. Условия проведения слетов и соревнований.

1ч Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Меры безопасности при проведении туристских слетов и соревнований.

4ч Участие в туристских слетах и соревнованиях различного уровня.

3. Топография и ориентирование.

Понятие о топографической и спортивной карте(2ч).

Значение топографических карт для туристов. Назначение и использование спортивных карт. Понятие масштаба. Виды масштабов. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе и на соревнованиях.

Условные знаки спортивных карт(3ч).

1ч Назначение условных знаков. Деление топознаков на группы: масштабные и немасштабные знаки, площадные и контурные. Сочетание знаков.

1ч Способы изображения рельефа на карте. Обозначение рельефа на карте. Типичные формы рельеф и их изображение на карте. Характеристика местности по рельефу.

1ч Изучение на местности изображения местных предметов. Знакомство на местности с типичными формами рельефа.

Компас, работа с компасом(3ч).

1ч Назначение компаса. Типы компасов. Устройство компаса. Правила обращения с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечки.

1ч Понятие ориентира. Понятие азимута. Азимут истинный и магнитный. Правила определения азимута и движение по известному азимуту.

1ч Отработка действий по работе с компасом. Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

Ориентирование по местным признакам(2ч).

1ч Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная Звезда ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по местным признакам.

1ч Упражнения на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в различное время дня. Упражнения по определению определение сторон горизонта по местным признакам, Солнцу, Луне, Полярной Звезде.

Измерение расстояний по карте и на местности(1ч).

Способы измерений расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Измерение расстояние с помощью шагов, по времени, глазомерный способ измерения расстояния. Измерения среднего шага, построение графиков перевода пар шагов в метры для различных условий ходьбы. Упражнения на измерение отрезков различной длины. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени.

Способы ориентирования(2ч).

1ч Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Способы определения точек стояния на карте. Движения по легенде.

1ч упражнения на определение места своего стояния помощью ориентиров, отысканию на карте сходных ситуаций. Занятия практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Спортивное ориентирование. Виды соревнований по спортивному ориентированию(7ч).

1ч Виды и характер соревнований по спортивному ориентированию. Обязанности участников соревнований. Определение результатов соревнований по спортивному ориентированию.

1ч соревнования по ориентированию в заданном направлении, их характеристика.

1ч Соревнования по маркированной трассе.

1ч Соревнования по выбору, их разновидности и характеристика.

1ч Эстафетное ориентирование.

2ч Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь(10ч).

Личная гигиена туриста в походе(2ч).

1ч Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов.

1ч Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание водой, воздухом и солнцем. Систематическое занятие физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье человека.

Походная медицинская аптечка. Использование лекарственных растений (3ч).

1ч Состав медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки в походных условиях. Личная аптечка и индивидуальные средства.

1ч Назначение медпрепаратов. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных.

1ч Основные лекарственные растения, используемые в походе. Применение лекарственных растений. Правила заготовки лекарственных растений. Сбор и составление гербария лекарственных растений.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи(5ч).

1ч Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Способы питьевой воды.

1ч Помощь при различных травмах. Правила наложения шины.

1ч Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током (молнией). Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

1ч Отработка приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему в условиях похода. Правила наложения жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

1ч Транспортировка пострадавшего в зависимости от характера травмы.

5.Краеведение(4ч).

Природа родного края и его история.

2ч Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Транспортные магистрали. Промышленность.

2ч История родного края.

Туристские возможности родного края(1ч).

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Охраняемые территории родного края.

Экскурсионные объекты родного края(4ч).

Наиболее интересные исторические природные и архитектурные места родного края. Памятники истории, культуры. Краеведческие музеи. Изучение экскурсионных объектов родного края: исторические, природные, архитектурные, другие памятные места. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Практика. Экскурсии в музеи, и на предприятия, выставки и другие экскурсионные объекты.

6.Общая и специальная физическая подготовка(20ч).

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние на них физических упражнений(2ч).

Краткие сведения о строении человеческого организма. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособность.

Врачебный контроль и самоконтроль туриста(2ч).

Значение и содержание врачебного контроля при занятии спортом. Порядок осуществления врачебного контроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

Общая физическая подготовка(20ч).

Требования к физической подготовке. Характеристика средств физической подготовки. Ежедневные индивидуальные занятия физической подготовкой.

Практика. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи, туловища, ног. Упражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Спортивные игры. Плавание.

Специальная физическая подготовка(20ч).

Характеристика и методика развития физических и специальных качеств необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Походы выходного дня. Участие в соревнования по туризму.







© 2010-2022