Рабочая программа по дополнительному образованию секции волейбол (девушки 5-11 класс)

Целью данной программы является содействие всестороннему развитию личности учащихся.   Задачи программы -    расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни; -        совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психическ...
Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Республики Хакасия

«Хакасская национальная гимназия - интернат

им. Н.Ф.Катанова».

Утверждаю Директор Согласовано

ГБОУ РХ «Хакасская национальная Зам. по В.Р. директора

Гимназия интернат» Е.Д. Иптышева_______

Р.Н. Чугунеков_______

Рабочая программа

По волейболу для учащихся 5-11 классы (девушки)









Составил

Крикьянц Н.Ю.

Учитель физической культуры











Абакан - 2014

Пояснительная записка

Данная программа в ГБОУ РХ Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова» осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального уровня. Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 августа 2009г. №1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Приказ Министерства Образования РФ от 5.03.2004г., №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

-Приказ Министерства образования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от16.07.2002 года, № 2715/166/19. Программа по волейболу была разработана в соответствии с учебно-методическим комплексом: программа, учебник, методическое пособие, дидактические материалы, составленные авторской группой: В.И.Лях, А.А. Зданевич и др.

Программа по волейболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся 5-11 классов, приобретение необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств, гигиенических требований и умения вести здоровый образ жизни. Данная программа способствует умению правильно выполнять основные технические приемы, тактические действия, обеспечивает разностороннюю физическую подготовку.

Участники программы:

Участниками программы являются учащиеся 5-11 классы (девушки):

5-7 классы: младшая группа;

8-11 классы: старшая группа;

Образовательный цикл - 1год.

Целью данной программы является содействие всестороннему развитию личности подростка.

Задачи программы:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и основ индивидуального образа жизни;

  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;

  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 18 лет.

Сроки реализации: 2014-2015 учебный год.

Формы занятий: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования.

Режим занятий: Занятия в секции проводятся 2 раза в неделю по 1ч. 30 мин. с каждой возрастной группой

Форма подведения итогов реализации программы:

соревнования

Методическое обеспечение занятий

Средства обучения:

Волейбольные мячи, баскетбольные мячи, теннисные мячи, скакалки, маты, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, набивные мячи, футбольные мячи, гимнастический козел, волейбольная сетка.

Занятия проходят в спортивном зале, на свежем воздухе.

Требования к знаниям и умениям

Ожидаемые результаты:

  • Создание конкурентно-способных команд;

  • укрепление психического и физического здоровья учащихся;

  • применение полученных навыков в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • снижение количества правонарушений среди подростков.

  • в результате освоения данной программы учащиеся должны знать:

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств;

  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физическими упражнениями;

  • психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия данного вида спорта, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при физической нагрузке, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами.

Двигательные умения, навыки и способности:

Правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать с прямого и бокового разбега, прыгать с поворотами на 180-360°.

В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (Приложение табл. 1,2).

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по волейболу (по упрощенным правилам).

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ 2-х РАЗОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕДЕЛЮ

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (занятий)

Класс

5-7 (МВГ)

8-11(СВГ)

1.

Основы знаний о волейболе

В процессе занятий

2.

Волейбол

70

70



Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.



Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов

№ п/п

Содержание программы.

Количество занятий

Фактически проведенных часов

Примечание


1-5

Разъяснение правил игры в волейбол на примере пионербола.

расстановка игроков на площадке по зонам,

правила перехода игроков,

введение мяча в игру вбрасыванием одной рукой.

выполнить три касания мяча с броском на сторону противника в прыжке с трех шагов разбега двумя руками

5


6-11

Стойка игрока. Круговая тренировка. Имитация передачи мяча сверху и снизу. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Учебная игра Пионербол.

6


12-15

Перемещения шагом, бегом, приставным шагом, бегом влево, вправо, бег с изменением направления и резкая остановка по сигналу. Подвижные игры с мячом.

4


16-26

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, вправо, влево, назад. Эстафеты с элементами волейбола. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки.

11




27-31

Индивидуальное жонглирование сверху и снизу над собой. Учебная игра в Пионербол.

5


32-42

Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке

11




43-47

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

5


48-51

Верхняя прямая подача в облегченных условиях (расстояние - 3-6 м от сетки). Передача мяча над собой и через сетку.

4


52-58

Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола

«Кто точнее?»

«Кто лучший?»

«Сумей передать и подать»

7



59-61

Чередование способов перемещения игроков. Передача мяча над собой и через сетку.

3


62-65

Передача мяча сверху и снизу двумя руками после перемещения вперед, назад, влево, вправо.

4


66-67

Верхняя прямая подача.

2

68-70

Учебная игра в пионербол, введение мяча в игру нижней или верхней подачей с расстояния 6-7 м от сетки.

3


Календарно-тематическое планирование для 8-11 классов

1

Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком.

1

2-3

Передачи сверху и снизу над собой, в колоннах через сетку со сменой за мячом.

2

4-6

Прием мяча с подачи.

3


7-9

Нападающий удар в облегченных условиях.

3


10-12

Верхняя подача.

3


13-15

Индивидуальные тактические действия.

3


16-17

Групповые тактические действия (взаимодействие игроков передней линии со второй передачи в зоне 3).

2

18-20

Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.

3


21-23

Передача мяча сверху и снизу двумя руками над собой, вперед, после перемещения, сверху двумя руками за голову.

3


24-25

Прием мяча с подачи в зонах 1, 6, 5 с доигрыванием в зону 3.

2

26-27

Нападающий удар со второй передачи в зонах 2, 4, 3.

2

28

Доигрывание мяча над сеткой.

1

29-30

Одиночное и двойное блокирование.

2

31-32

Индивидуальные, групповые и командные действия.

2

33-34

Взаимодействие игроков линии защиты и нападения.

2

35

Учебная игра, эстафеты и подвижные игры.

1

36-37

Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии.

2

38

Одиночный и двойной блоки.

1

39-40

Подстраховка нападающего и блокирующего.

2

41

Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча.

1

42-43

Прием мяча с подачи и нападающего удара.

2

44

Взаимодействие линий нападения и защиты.

1

45-46

Учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом, сетка закрыта тканью).

2

47-49

Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола.

3


50-53

Совершенствование разученных технико-тактических приемов в упражнениях игрового характера.

4


54-58

Групповые и командные тактические действия, взаимодействие игроков на площадке.

5


59-61

Индивидуальные тактические действия: при подачах, передачах, нападающих ударах и приеме мяча с подачи.

3


62-64

Функции игроков на площадке.

3


65-66

Групповые и командные действия в нападении и защите.

2

67-70

Системы игры «углом вперед», «углом назад», с выходом разводящего игрока из зоны 1.

4


Учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного ранга.

По плану.





Методические рекомендации при обучении техническим приемам

Последовательность обучения стойкам и перемещениям

1. Выполнение стоек на месте.

2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15-20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8-15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9-3-6-3-9 м).

3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.

4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.

5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.

Последовательность обучения передачам мяча сверху

1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

2. То же, но с мячом.

3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.

4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3-5 м между партнерами.

5. То же, но с расстояния 5-6 м.

6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.

7. То же, но после перемещения влево и вправо.

8. Передача мяча с изменением траектории полета.

9. Передачи мяча на точность.

10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.

Последовательность обучения передачам мяча снизу

Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.

1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.

2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние - 4-5 м.

3. Прием мяча снизу после отскока от пола.

4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.

5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.

Последовательность обучения подачам

Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.

1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 - замах; 2 - подбрасывание; 3 - удар по мячу).

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения - научить правильно подбрасывать мяч.

3. Подача мяча в парах поперек площадки.

4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние - 5-6 м от сетки).

5. Подача мяча из-за лицевой линии.

6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.

7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.

Последовательность обучения нападающим ударам

В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем - в прыжке и только потом - в прыжке после разбега.

1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.

2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).

3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.

4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).

5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.

7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние - до 0,5 м от сетки).

8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.

9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.

10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.









Список используемой литературы

  1. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М-«Физкультура и спорт»1979г.

  2. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе, М- «Физкультура и спорт»1982 г.

  3. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М - «Просвещение» 1989 г.

  4. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 1991 г.

  5. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. -М.: «Просвещение», 2006 г.

  6. Программы для внешкольных учреждений. «Просвещение» 1980 г.







Таблица 1

Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет



Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек.

9,2

10,2

Силовые

Лазание по канату на расстояние 6 м, сек.

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

12

180

_

-

165

18

К выносливости

Кроссовый бег 2,0 км, мин., сек.

Передвижение на лыжах 2 км, мин., сек.

8.50

16.30

10.20

21.00

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, сек.

Броски малого мяча в стандартную мишень, м

10,0



12,0

14,0



10,0

Таблица 2

Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет

Физические способности

Контрольные упражнения (тест)

Возраст, лет

Уровень

юноши

девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1.

Скоростные

Бег 30 м, с

16

17

5,2 и выше

5,1

5,1 - 4,9

5,0 - 4,7

4,4 и ниже

4,3

6,1 и выше

6,1

5,9 - 5,3

5,9 - 5,3

4,8 и ниже

4,8

2.

Координационные

Челночный бег

3х10 м, с

16

17

8,2 и выше

8,1

8,0 - 7,6

7,9 - 7,5

7,3 и ниже

7,2

9,7 и выше

9,6

9,3 - 8,7

9,3 - 8,7

8,4 и ниже

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

16

17

180 и ниже

190

195 - 210

205 - 220

230 и выше

240

160 и ниже

160

179 - 190

170 - 190

210 и выше

210

4.

Выносливость

6-минутный бег, м

16

17

1100 и менее

1100

1300 - 1400

1300 - 1400

1500 и выше

1500

900 и ниже

900

1050 - 1200

1050 - 1200

1300 и выше

1300

5.

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

16

17

5 и ниже

5

9 - 12

9 - 12

15 и выше

15

7 и ниже

7

12 - 14

12 - 14

20 и выше

20

6.

Силовые

Подтягивание из виса на низкой перекладине из виса лежа (девочки), кол-во раз

16

17

4 и ниже

5

8 - 9

9 - 10

11 и выше

12

6 и ниже

6

13 - 15

13 - 15

18 и выше

18





© 2010-2022