Доклад ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

ВВЕДЕНИЕ   Актуальность. Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется не только умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима физическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с противником в наиболее эффективное использование средств [13]. Выполнив обзор литературных источников, мы можем сказать, что, по мнению большинс...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8» городского округа город Октябрьский республика Башкортостан



ЕДИНСТВЕННАЯ КРАСОТА, КОТОРУЮ Я ЗНАЮ, ЭТО ЗДОРОВЬЕ







г. Октябрьский

2011г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………….........

3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

5

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста …………………………………………….

5

1.2. Здоровый образ жизни школьников….…………………….

7

1.3. Основы здорового образа жизни…………………….…….

9

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………...

12

2.1. Методы исследования………………………………….........

12

2.2. Организация исследования………………….……………...

14

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………..…......

16

3.1. Результаты исследования…………..………………...........

16

3.2. Обсуждение результатов исследования………..………...

17

ВЫВОД……….………………………..………………………………….

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..………..……………………………….

21

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

23



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования заключалось в том, что для сохранения физического, психического и нравственного здоровья необходимо соблюдать простейшие правила здорового образа жизни. Это полноценный сон, правильное питание, отказ от вредных привычек, закаливание, правильное чередование труда и отдыха.

Многие учащиеся общеобразовательных учреждений пренебрегают таким важнейшим аспектом как здоровый образ жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает в учёбе выполнять поставленные планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Выполнив обзор литературных источников, мы можем сказать, что, по мнению большинства авторов какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Именно это и является основой и содержанием здорового образа жизни.

Так как основой здорового образа жизни является закаливание, занятие физкультурой и спортом, соблюдение правил личной гигиены, правильный приём пищи, сон, отказ от вредных привычек, то современное общество предъявляет высокие требования к двигательным способностям и функциональным возможностям юных школьников. Но добиться этого всего можно только благодаря соблюдению всех правил здорового образа жизни.

Гипотеза: предполагалось, что оздоровлению школьников способствует здоровый образ жизни.

Цель исследования - изучение особенностей здорового образа жизни учащихся десятого и одиннадцатого классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №8» городского округа города Октябрьский республики Башкортостан.

Объект исследования - процесс оздоровления учащихся 15-17 лет.

Предмет исследования - методика применения правил здорового образа жизни, направленных на воспитание физических, психических и нравственных качеств.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы, необходимой для изучения выбранной темы.

2. Охарактеризовать здоровый образ жизни учащихся десятого и одиннадцатого классов МБОУ «СОШ №8».

3. Провести эксперимент.

4. Проанализировать полученные данные.



ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.1. Анатомо-физиологические особенности

детей старшего школьного возраста


Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма школьников, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Подростковый возраст приходится на 12-17 лет (мальчики 13-17 лет; девочки 12-16 лет). Границы этого возрастного периода нельзя считать строго установленными, поскольку начало и завершение полового созревания, в зависимости от ряда факторов, могут сдвигаться в сторону более старшего или младшего возраста. Кроме того, было установлено, что по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам, ибо у последних начало полового созревания относится к предшествующему периоду развития (второе детство), тогда как у мальчиков процесс полового созревания только начинается в это время [7].

Рост и развитие скелета. В старшем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. Увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14-17 годам в позвоночнике появляются новые точки окостенения [3].

Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают в 15-17 лет. В этом же возрасте происходит срастание нижних отрезков грудины. К 10-13 годам завершается окостенение запястья. Окончание развития скелета руки у подростка женского пола на 2 года раньше, чем у подростка мужского пола [6].

Окостенение сесамовидных костей обычно начинается с 13-14 лет. С 13-14 лет преобладает развитие лицевого скелета во всех направлениях и складываются характерные черты физиономии. С 12 лет и до взрослого состояния ежегодный прирост лицевого черепа составляет 2-3мм. К 15 годам базилярная часть затылочной кости сливается с основной. С 12 лет окружность черепа увеличивается ежегодно на 4 мм [8].

Рост и развитие нервной системы. К 15 годам вес головного и спинного мозга почти достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития. Ввиду совершенствования торможения улучшается контроль над эмоциями. Продолжительность сна уменьшается до 9 часов.

Время активного внимания, при отсутствии утомления, возрастает до 30 минут. На 1 см отодвигается ближайшая точка ясного виденья, и на 2 диоптрии уменьшается аккомодация глаза. Острота слуха наивысшая с 14 до 19 лет [11].

Развитие двигательного аппарата. В 12-17 лет происходит усиленный рост мышц и образование массивных волокон. Вес мышц по отношению к весу тела у подростка 17 лет составляет 32,6%. К 13-15 годам становая сила увеличивается у мальчиков на 60%, а у девочек на 70%. Мускулатуру необходимо развивать равномерно, так как чрезмерное развитие одной из мышечных групп задерживает рост костей в длину [7].

Упражнения типа подскоков и прыжков способствуют удлинению трубчатых костей [10].

Сгибатели и разгибатели мышц рук развиваются в основном одновременно, а разгибатели ног и туловища - быстрее, чем сгибатели.

Сила мышц правой и левой сторон туловища и конечностей имеет большое значение для формирования осанки [12].

К 17 годам среднее систолическое давление - 117 мм.рт.ст., а диастолическое - 73 мм.рт.ст.

Электрокардиограмма подростка близка и взрослому типу. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышается кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащается сердцебиение и наблюдается аритмия. Поэтому физические упражнения нужно ограничивать, особенно при статическом усилии; например, при стоянии в течение 15-20 минут у здорового подростка иногда нарушается кровообращение [13].

В процессе выполнения мышечной работы объем веществ у подростков увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При этом, усиление кровообращения относительно больше, чем у взрослых, увеличение минутного объема крови достигается в основном за счет учащения сердцебиений [14].

При мышечной нагрузке кислородный долг у детей и подростков может быть очень значительным. Подростки старшего возраста способны с высокой интенсивностью выполнять физическую работу при нарастании кислородного долга, в то время как в более младшем возрасте организм менее приспосабливается к работе в анаэробных условиях и не может с прежней интенсивностью ее продолжать [16].


1.2. Здоровый образ жизни школьников


Главным содержанием здорового образа жизни является: развитие физических возможностей человека - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. При этом физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной спортивной деятельности [9].

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную, между которыми существует тесная связь. Это деление условно. Оно позволяет лучше построить процесс оздоровления, использовать с большим эффектом различные средства, методы и формы проведения занятий с детьми, подростками и юношами.

Исследования показали, что при подборе средств общей физической подготовки следует учитывать, что они могут вызывать в организме изменения трех типов:

1) содействующие развитию необходимых физических качеств,

2) нейтральные,

3) мешающие развитию необходимых физических качеств.

Опираясь на выше сказанное, главной задачей общей физической подготовки в общеобразовательных школах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств.

С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И. П. Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. При этом развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных.

Педагогический опыт наших учителей свидетельствует о том, что даже при условии двух занятий в неделю можно добиться положительных результатов в развитии у обучающихся основных двигательных качеств. В первую очередь следует уделять внимание развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и общей выносливости.

Каждое физическое упражнение способствует в той или иной степени развитию всех, а некоторые только определенных физических качеств обучающихся.

Например, при помощи бега на 30 м со старта в основном развивается быстрота, при помощи упражнений со штангой - мышечная сила [15].

Развитие основных физических качеств юных школьников - единый процесс, и поэтому правильнее говорить не об отдельных процессах, а о различных сторонах единого процесса физического воспитания школьников с учетом возрастных особенностей последних.

1.3. Основы здорового образа жизни


Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия. В конечном результате мы полнеем. Сейчас большое количество людей имеют лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, приводит к заболеванию и даже смерти.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.

Личная гигиена - она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.





ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования


В данной научно-исследовательской работе нами были использованы следующие методы:

1. Анализ и изучение литературных данных, анализ документальных материалов.

2. Эксперимент.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Метод математической обработки.

Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, сообщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, учителей, касающихся вопроса здорового образа жизни. По итогам изучения специальной научной литературы и собственно документальных источников формируется основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы, где с возможно полным охватом исходных фактов и оценкой существующих точек зрения должна быть четко очерчена проблемная ситуация, побуждающая к исследованию.

Эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания учащихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому одним из основных мотивов эксперимента всегда является введение каких-то усовершенствований в учебный процесс, повышающий его качество.

Анкетирование (письменный опрос) - разновидность метода опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющемся источником необходимой информации. Анкетирование-опрос при помощи анкеты.

Тестирование.

В ходе изучения литературы мы выделили для последующего использования следующие разновидности тестов:

- Подтягивание на перекладине - для определения динамической силы сгибателей рук.

- Бег на 30 метров с учётом времени - для определения быстроты.

- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа - для определения динамической силы разгибателей рук.

- Прыжок в длину с места - для определения взрывной силы.

- Наклон вперед из положения, стоя - для определения гибкости.

- Бег на 1000 метров (с учётом времени) - для определения выносливости.

- Прыжки в длину с разбега.

- Прыжки в высоту.

Методы математической статистики - широко применяются для большей эффективности выражения результатов эксперимента и оценки воздействия. В научно - следовательской работе мы использовали методы математической статистики для определения достоверности различий в методике общей физической подготовке по t-критерию Стьюдента.

Для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента необходимо вычислить среднее арифметические величины Х для каждой группы в отдельности по формуле:

xi - значение отдельного измерения

n - общее число измерения в группе

2.2. Организация исследования


Моё исследование проводилось по заранее намеченному плану в 3 этапа:

На первом этапе исследования (с сентября 2010 по октябрь 2010) мы проводили литературный поиск, подбор тестов для предстоящего тестирования. Определялись объект и предмет исследования. Разрабатывалась гипотеза исследования и методика тестирования.

При анализе литературных данных были использованы различные источники, прежде всего - фундаментальные, а так же научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей.

Также на этом этапе мы провели анкетный опрос, целью которого было определить приоритет значимости здорового самочувствия учащихся десятого и одиннадцатого классов (15-17лет).

Опрос проводился по специально разработанным анкетам, содержание которых одинаково для всех опрашиваемых (приложение 3).

Анкетирование проводилось среди учащихся десятого и одиннадцатого классов (15 человек), преподавателей (15 человек).

На втором этапе (ноябрь 2010 - декабрь 2010) вначале мы провели первоначальное тестирование. Исследование проводилось на учащихся десятого и одиннадцатого классов 15-17 лет. В исследовании принимало участие 20 учащихся десятого и одиннадцатого классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 8» городского округа город Октябрьский РБ. Список испытуемых представлен в приложениях 1, 2.

Первоначальное тестирование позволило выявить начальный уровень физического состояния группы начальной подготовки, степень овладения двигательными навыками.

Условия проведения испытаний для всех испытуемых одинаковы. Все контрольные нормативы проводились в спортивном зале МБОУ «СОШ № 8». Каждое испытание школьники выполняли по очереди, в порядке, котором они выбирались преподавателем. При выполнении любого теста на всей площадке находился только испытуемый. Каждое испытание вначале объяснялось, а затем показывалось испытуемым. Это делалось для более точного воспроизведения предлагающегося задания.

Результаты каждого теста протоколировались.

По результатам тестирования, т.к. уровень подготовленности оказался у школьников примерно одинаков, мы разделили учащихся десятого и одиннадцатого классов на две группы - контрольную (Б) и экспериментальную (А).

Затем каждая из групп (экспериментальная и контрольная) начала вести «образ жизни» по своему плану: экспериментальная группа соблюдала все правила здорового образа жизни (приложение 4), а контрольная группа вела обычный для нашего времени образ жизни.

Затем в декабре мы провели итоговое контрольное тестирование по тем же самым тестам, что и в начале. Условия тестирования были идентичными.

На третьем этапе исследования (январь 2011) мы обрабатывали и анализировали полученные данные, оформляли исследовательскую работу.






ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


3.1. Результаты исследования


В начале исследования мы провели анкетирование среди преподавателей, учащихся.

В приложении 4 в таблице 5 представлены результаты анкетирования, где респондентам предлагалось оценить значимость здорового образа жизни по десятибалльной шкале.

Первое контрольное тестирование проводилось с целью определения особенностей здорового образа жизни группы начальной подготовки. Основной задачей являлось получить первоначальные результаты, для того чтобы в дальнейшем можно было проследить динамику изменения результатов, сделать выводы о проведённой работе. Результаты проведенных тестов представлены в таблицах 1 и 2 приложения 3.

Второе контрольное тестирование проводилось с целью выявления динамики изменения результатов, что необходимо было нам для определения эффективности применённой методики. Результаты проведенных тестов представлены в таблицах 3 и 4 приложения 3.

Средние показатели в контрольной группе после первоначального тестирования представлены в приложении 3.

Как мы видим в представленных таблицах, результаты первоначального тестирования обеих групп практически идентичны. В некоторых тестах результаты контрольной группы даже несколько превышают результаты экспериментальной.

На заключительном этапе было проведено итоговое контрольное тестирование контрольной и экспериментальной группы, результаты тестирования представлены в таблицах 3 и 4 приложения 3.


3.2. Обсуждение результатов исследования


Проанализировав результаты исследования контрольной группы, которая вела «стандартный» образ жизни, мы наблюдаем прирост показателей в среднем на 2-3% выше начального. То есть процесс не проходит безрезультатно.

Экспериментальная группа, вела правильный образ жизни, дала более результативные показатели, в отличие от контрольной группы, о чём свидетельствует таблица 3 приложения 3. Подобранный нами режим дня из разных методик оказался более эффективным.

Вероятно, это вызвано тем, что, не смотря на «обычный» режим применяемый в контрольной группе, недостаточно проработан.

При вычислении средней арифметической величины Х в каждой группе отдельно по каждому тесту, можно наблюдать разницу в развитии основных физических качеств.

Сравнительные результаты представлены в таблицах 6-13 приложения 5.

Исходя из данных представленных в таблице 6 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,14.

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,14 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 7 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,87

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,87 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 8 приложения 5, мы получаем следующий результат t =4,44

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 9 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,54

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,54 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 10 приложения 5, мы получаем следующий результат t =3,28

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 11 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,29

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 12 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,62

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,62 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

Исходя из данных представленных в таблице 13 приложения 5, мы получаем следующий результат t =2,63

Затем мы определили достоверность полученного значения коэффициента. Табличное значение t 0.05 = 2,10.

Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,63 при p < 0,05 (подробно описание вычислений представлено в приложении 5).

ВЫВОДЫ

1. Рассмотрев литературные источники, мы можем сказать, что изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма учащихся десятого и одиннадцатого классов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

2. Рассмотрев физическую подготовку учащихся десятого и одиннадцатого классов, мы видим, что при выборе средств физической подготовки многие исследователи предлагают осуществлять подбор в соответствии с конкретными целями, и направлять их на развитие силовых и скоростно-силовых качеств, на развитие выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.

3. Для анализа проведённого эксперимента мы выбрали наиболее информативные показатели, наиболее полно характеризующих физическую подготовку учащихся десятого и одиннадцатого класса.

4. Анализируя полученные результаты в ходе тестирования можно сделать вывод о том, что все выбранные для тестирования показатели являются достаточно информативными. Мы наблюдаем превышение всех результатов экспериментальной группы над контрольной, что говорит о правильности выбранной методики. Проведя математическую обработку, мы видим, что выявленные нами различия между группами являются достоверными, а, следовательно, получены не случайно. Также, исходя из результатов нашего исследования, мы можем сказать, что проверку и оценку физического состояния школьников следует осуществлять систематически в порядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым школьником, необходимо сравнивать данные первоначальных и повторных проверок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по возрастной физиологии. - Казань,1992. - 315с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1978. - 223с.

3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., ФиС, 1986. - 186с.

4. Бальсевич В. К., Запорожанов. Возрастное развитие физических качеств человека.- 303с.

5. Бальсевич В.К. Физическая активность человека. - 201с.

6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208с.

7. Бауэр В.Г. Организация педагогического контроля деятельности спортивных школ: Методические рекомендации / Авт. - сост. В. Г. Бауэр. - М.: Сов. спорт, 2003. - 32с.

8. Букреев и др. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. - 122с.

9. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. - М.: Изд. «Просвещение», 1985. - 243с.

10. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств, - М., 1991. - 116с.

11. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М.,1991. - 364с.

12. Гонестова. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта, Журнал «Теория и практика физического воспитания». - 203с.

13. Гуськов, Сергей Ильич. Спорт и маркетинг. - М.: Вагриус, 1995. - 303с.

14. Дворкин, Медведев. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. - 199с.

15. Джон Р., Вуден Современный баскетбол.- М: Физкультура и спорт, 1997. - 51с.

16. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности. Методическое пособие. - М.,1993. - 266с.

17. Дубровский, Владимир Иванович. Валеология: Здоровый образ жизни: Учебник / Н. А. Агаджанян. -2-е изд., доп. - М.: RETORIKA-A, 2001. - 560.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Общие данные экспериментальной группы

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

1.

Экшиян Катарина

17

2.

Зайдуллина Айсылу

16

3.

Ким Дмитрий

16

4.

Хабибуллина Лейсан

17

5.

Андросенко Виктория

17

6.

Абрамов Максим

16

7.

Тимирова Виктория

17

8.

Мусина Гузалия

17

9.

Мельников Олег

17

10.

Камалетдинов Рустам

17

Приложение 2

Общие данные контрольной группы

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

1.

Яфарова Алина

17

2.

Шафиков Альберт

17

3.

Гарифуллин Денис

17

4.

Гайнеева Гульнара

17

5.

Уколов Сергей

17

6.

Латыпов Артур

17

7.

Овдеенко Сергей

17

8.

Зайдуллина Айсылу

16

9.

Фаисова Аделя

17

10.

Бахтина Олеся

17

Приложение 3


Таблица 1

Первоначальное тестирование уровня физической подготовки

(ноябрь 2010г., экспериментальная группа)

п/п

Фамилия, имя

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

1.

Мансуров Азат

15

110

4,20

330

15

15

5,4

162

2.

Михайлова Анастасия

12

105

4,09

320

14

18

5,5

165

3.

Михайлова Ксения

15

100

4,20

300

19

14

5,7

158

4.

Огиенко Кристина

10

100

4,18

340

14

17

5,8

170

5.

Сафонова Анна

17

105

4,18

345

16

12

5,4

163

6.

Сыртланова Виктория

18

100

4,36

300

20

19

6,0

151

7.

Чиркова Полина

10

90

4,51

290

22

15

6,2

149

8.

Бауман Анна

16

110

4,22

310

17

17

5,5

170

9.

Бауман Дарья

15

110

4,15

300

15

17

5,6

165

10.

Габдрахманов Ленар

11

100

4,00

340

16

15

6,0

175

Х

13,9

103

4,21

317,5

16,8

15,9

5,71

162,8

Х - средняя арифметическая величина для экспериментальной группы на первоначальном тестировании.


Таблица 2

Первоначальное тестирование уровня физической подготовки

(ноябрь 2010г., контрольная группа)

п/п

Фамилия, имя

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

1.

Абрамов Максим

18

115

4,00

330

15

22

5,3

172

2.

Андросенко Виктория

15

105

4,08

330

12

18

5,5

168

3.

Зайдуллина Айсылу

15

105

4,23

300

18

16

5,8

160

4.

Камалидинов Рустам

11

100

4,19

310

14

13

5,7

175

5.

Ким Дмитрий

15

100

4,19

325

15

12

5,9

165

6.

Латыпов Артур

17

100

4,40

320

19

18

6,0

155

7.

Зайдуллина Айсылу

13

105

4,49

330

22

15

6,3

149

8.

Камалидинов Рустам

16

100

4,24

340

17

18

5,8

160

9.

Мусина Гузалия

14

110

4,17

340

17

17

5,6

160

10

Овдиенко Сергей

13

100

4,06

340

16

14

6,1

165

Х

14,7

104

4,21

326,5

16,5

16,3

5,8

162,9











Таблица 3

Итоговое контрольное тестирование уровня физической подготовки

(декабрь 2010г., экспериментальная группа)

п/п

Фамилия, имя

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

1.

Мансуров Азат

20

115

4,08

345

20

25

5,3

170

2.

Михайлова Анастасия

15

110

4,02

330

20

25

5,5

170

3.

Михайлова Ксения

19

110

4,13

330

25

20

5,4

165

4.

Огиенко Кристина

15

110

4,14

350

18

25

5,5

175

5.

Сафонова Анна

20

115

4,15

355

19

18

5,1

170

6.

Сыртланова Виктория

22

110

4,23

310

25

25

5,8

160

7.

Чиркова Полина

14

105

4,40

310

27

23

6,0

165

8.

Бауман Анна

20

115

4,18

330

21

25

5,4

180

9.

Бауман Дарья

21

115

4,10

340

20

25

5,5

175

10.

Габдрахманов Ленар

16

110

3,58

350

23

20

5,8

180

Х

18,2

111,5

4,1

335

21,8

23,1

5,53

171

Х - средняя арифметическая величина для экспериментальной группы на итоговом контрольном тестировании.














Таблица 4

Итоговое контрольное тестирование уровня физической подготовки

(декабрь 2010г., контрольная группа)

п/п

Фамилия, имя

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

1.

Абрамов Максим

18

115

4,00

330

16

22

5,3

175

2.

Андросенко Виктория

15

105

4,07

335

14

20

5,6

165

3.

Зайдуллина Айсылу

15

105

4,22

320

19

18

5,7

165

4.

Камалидинов Рустам

13

105

4,17

315

15

15

5,6

170

5.

Ким Дмитрий

15

105

4,16

325

15

11

5,9

169

6.

Латыпов Артур

16

105

4,39

320

19

19

6,0

160

7.

Зайдуллина Айсылу

15

110

4,45

335

23

17

6,1

150

8.

Камалидинов Рустам

18

110

4,21

343

18

18

5,7

160

9.

Мусина Гузалия

15

110

4,16

345

18

20

5,5

165

10

Овдиенко Сергей

16

105

4,05

345

16

18

6,0

165

Х

15,6

107,5

4,19

331,3

17,3

17,8

5,74

164,4

Х - средняя арифметическая величина для контрольной группы на итоговом контрольном тестировании.





Приложение 4



Средние показатели в экспериментальной группе после первоначального тестирования:

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

Х

13,9

103

4,21

317,5

16,8

15,9

5,71

162,8

Средние показатели в контрольной группе после первоначального тестирования:

Наклон вперед из положения стоя

Прыжки в высоту (см)

Бег на 1000м

(мин)

Прыжки в длину с разбега (см)

Подтягивание на малой перекладине

(раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Бег на 30м

(сек)

Прыжок в длину с места (см)

Х

14,7

104

4,21

326,5

16,5

16,3

5,8

162,9


Таблица 5

Анкета

Значимость здорового образа жизни

(по десятибалльной шкале, в баллах)


№ п/п

Основы здорового образа жизни

Баллы

учащиеся

преподаватели

1.

развитие физических способностей

43

45

2.

правильное питание

50

36

3.

вред вредных привычек

44

43

4.

закаливание

40

39

5.

полноценный сон

41

50

Приложение 5

Таблица 6


Сравнительные результаты

воспитания скоростных способностей

(бег 30 м)

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в сек)

Контрольная группа

(результат в сек)

1.

5,3

5,3

2.

5,5

5,6

3.

5,4

5,7

4.

5,5

5,6

5.

5,1

5,9

6.

5,8

6,0

7.

6,0

6,1

8.

5,4

5,7

9.

5,5

5,5

10.

5,8

6,0

X

5,53

5,74

δ

0,29

0,26

m

0,097

0,087

t

2,14 < 0,05








Таблица 7


Сравнительные результаты

воспитания выносливости

(бег на 1000 м)

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в сек)

Контрольная группа

(результат в сек)

1.

4,08

4,00

2.

4,02

4,07

3.

4,13

4,22

4.

4,14

4,17

5.

4,15

4,16

6.

4,23

4,39

7.

4,40

4,45

8.

4,18

4,21

9.

4,10

4,16

10.

3,58

4,05

X

4,1

4,19

δ

0,27

0,15

m

0,09

0,05

t

2,87 < 0,05








Таблица 8


Сравнительные результаты

воспитания силовых способностей

(отжимание от скамейки)

№№

п/п

Экспериментальная группа

(количество раз)

Контрольная группа

(количество раз)

1.

25

22

2.

25

20

3.

20

18

4.

25

15

5.

18

11

6.

25

19

7.

23

17

8.

25

18

9.

25

20

10.

20

18

X

23,1

17,8

δ

0,27

3,57

m

0,09

1,19

t

4,44 < 0,05









Таблица 9


Сравнительные результаты

воспитания гибкости

(наклон вперёд из положения стоя)

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в см)

Контрольная группа

(результат в см)

1.

20

18

2.

15

15

3.

19

15

4.

15

13

5.

20

15

6.

22

16

7.

14

15

8.

20

18

9.

21

15

10.

16

16

X

18,2

15,6

δ

2,6

1,62

m

0,87

0,54

t

2,54 < 0,05









Таблица 10


Сравнительные результаты

воспитания силовых способностей

(подтягивание на низкой перекладине)

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в см)

Контрольная группа

(результат в см)

1.

20

16

2.

20

14

3.

25

19

4.

18

15

5.

19

15

6.

25

19

7.

27

23

8.

21

18

9.

20

18

10.

23

16

X

21,8

17,3

δ

2,92

2,92

m



t

3,28 < 0,05









Таблица 11


Сравнительные результаты

прыжка в длину с места

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в см)

Контрольная группа

(результат в см)

1.

170

175

2.

170

165

3.

165

165

4.

175

170

5.

170

169

6.

160

160

7.

165

150

8.

180

160

9.

175

165

10.

180

165

X

171,0

164,4

δ

6,49

8,12

m

2,16

2,71

t

2,29 < 0,05










Таблица 12


Сравнительные результаты

прыжка в высоту

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в см)

Контрольная группа

(результат в см)

1.

115

115

2.

110

105

3.

110

105

4.

110

105

5.

115

105

6.

110

105

7.

105

110

8.

115

110

9.

115

110

10.

110

105

X

111,5

107,5

δ

3,25

3,25

m

1,08

1,08

t

2,62 < 0,05











Таблица 13


Сравнительные результаты

прыжка в длину с разбега

№№

п/п

Экспериментальная группа

(результат в см)

Контрольная группа

(результат в см)

1.

345

330

2.

330

335

3.

330

320

4.

350

315

5.

355

325

6.

310

320

7.

310

335

8.

330

343

9.

340

345

10.

350

345

X

335,0

331,3

δ

14,61

9,74

m

4,87

3,25

t

2,63 < 0,05

Обработка результатов бега на 30 м


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 6,0 - 5,1 = 0,29 δк = 6,1 - 5,3 = 0,26

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

0,29 0,29 0,26 0,26

mэ= --- = ---= 0,097 ; mк = --- = --- = 0,087

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 5,53 - 5,74 0,21

t = ------ = -------- =----- = 2,12

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 0,097 + 0,087 0,1306

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,14. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,14 при p < 0,05.

Обработка результатов бега на 1000 м


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 4,40 - 3,58 = 0,27 δк = 4,45 - 4,00 = 0,15

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

0,27 0,27 0,15 0,15

mэ= --- = ---= 0,09 ; mк = --- = --- = 0,05

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 4,1 - 4,19 0,09

t = ------ = ------ = ----- = 2,87

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 0,09 + 0,05 0,1030

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 0,87. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,87 при p < 0,05.

Обработка результатов отжимания от скамейки


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 25 - 18 = 0,27 δк = 22 - 11 = 3,57

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

0,27 0,27 3,57 3,57

mэ= --- = ---= 0,09 ; mк = --- = --- = 1,19

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 23,1 - 17,8 5,3

t = ------ = ------ = --- = 4,44

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 0,09 + 1,19 1,1934

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 4,44. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 4,44 при p < 0,05.

Обработка результатов наклона вперёд из положения стоя


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 22 - 14 = 2,6 δк = 18 - 13 = 1,62

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

2,6 2,6 1,62 1,62

mэ= --- = ---= 0,87 ; mк = --- = --- = 0,54

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 18,2 - 15,6 2,6

t = ------ = ------- = ----- = 2,54

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 0,87 + 0,54 1,024

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,54. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,54 при p < 0,05.

Обработка результатов подтягивания на низкой перекладине


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 27 - 18 = 2,92 δк = 23 - 14 = 2,92

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

2,92 2,92 2,92 2,92

mэ= --- = ---= 0,97 ; mк = --- = --- = 0,97

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 21,8 - 17,3 4,5

t = ------ = -------- =----- = 3,28

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 0,97 + 0,97 1,3718

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 3,28. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 3,28 при p < 0,05.

Обработка результатов прыжка в длину с места


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 180-160 = 6,49 δк = 175-150 = 8,12

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

6,49 6,49 8,12 8,12

mэ= --- = ---= 2,16 ; mк = --- = --- = 2,71

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 171 - 164,4 6,6

t = ------ = -------- =----- = 2,29

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 2,16 + 2,71 3,4655

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,29. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,29 при p < 0,05.

Обработка результатов прыжка в высоту


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 115-105 = 3,25 δк = 115-105 = 3,25

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

3,25 3,25 3,25 3,25

mэ = --- = ---= 1,08 ; mк = --- = --- = 1,08

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 111,5 - 107,5 4

t = ------ = -------- = ----- = 2,62

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 1,08 + 1,08 1,5274

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,62. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,62 при p < 0,05.

Обработка результатов прыжка в длину с разбега


В обеих группах вычислили стандартное отклонение (δ) по следующей формуле:

Х i max - X i min

δ= ----

K

где Х i max - наибольший показатель; X i min - наименьший показатель; K - табличный коэффициент.

δэ = 355 - 310 = 14,61 δк = 345 - 315 = 9,74

3,08 3,08

Вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

δ

m= --- , когда n < 30.

√¯n - 1

14,61 14,61 9,74 9,74

mэ= --- = ---= 4,87 ; mк = --- = --- = 3,25

√10 - 1 3 √10 - 1 3

Вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:

Хэ - Xк 335 - 331,3 3,7

t = ------ = -------- =----- = 2,63

2 2 2 2

√ mэ + mк √ 4,87 + 3,25 5,8549

Определим достоверность различий. В нашем случае степень свободы

f=nэ + nк - 2 = (10+10) - 2 = 18, из таблицы мы получили f =2,10.

В нашем тесте табличное значение t 0.05 = 2,10, сравним его с вычисленным t, которое равно 2,63. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными, а значит разработанная нами методика, оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 2,63 при p < 0,05.



44


© 2010-2022