Методическая разработка по развитию физических качеств

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Медико-биологические и психологические предпосылки для занятий гимнастикой и акробатикой


(Храбрых Ирина Ивановна)


Ориентация на занятия гимнастикой и акробатикой должна быть связана с оценкой состояния здоровья для выяснения противопоказаний. Существует ряд болезней и предпатологических состояний (редкое отставание в физическом развитии, аномальные нарушения осанки, явные искривления позвоночника, заболевания ОДА, ССС, туберкулез, близорукость и так далее).

Медико-биологические аспекты отбора особенно значимы на начальной стадии. На первых порах отбора значение имеют морфофункциональные показатели: масса тела, рост, пропорции тела, морфотип.

Для полного гармонического развития человеческого тела необходима достаточная двигательная активность с первых лет жизни. Интенсивное развитие скелета детей тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.

Дети начинают заниматься с 6-7 лет. В этом возрасте наблюдается большая подвижность в сочленениях ОДА. Такая подвижность перспективна в акробатике и гимнастике. Дети быстрее овладевают сложными упражнениями, особенно сложными по координации.

Младший школьный возраст совпадает с обучением детей в школе. В этот период организм ребенка продолжает, интенсивно расти и развиваться. Процессы окостенения завершаются вначале среднего школьного возраста, поэтому требуется особая тщательность в подборе и дозировке акробатических элементов и упражнений.

С 8-10 лет начинается усиленное развитие мускулатуры, но пока она развита слабо. Мышцы эластичны: могут сильно укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно: быстрее развиваются мышцы нижних конечностей, мышцы кисти. Другие мелкие мышцы развиваются медленнее, и в связи с этим детям этого возраста трудно выполнять движения, требующие большой точности, наблюдается ускоренное развитие двигательного анализатора. Так же активно развиваются органы, обеспечивающие равновесие тела при этом сохраняется навык на долгие годы.

Анализируя опыт работы прошлых лет, как руководителя цирковой студии, мною было отмечено, что регулярное посещение занятий детьми, благотворно сказывается на развитии всех систем организма. Также я считаю, что одной из важных составляющих успеха является психологическая подготовка детей к специфике цирковой деятельности. Для освоения и доведения до образцового и уверенного выполнения упражнения необходимы высокая сосредоточенность, внимание, точный расчет усилий, хорошая ориентировка в пространстве, высокая активность физических функций.

На занятиях занимающиеся испытывают различные переживания. Внешние и внутренние раздражители, которыми так богата творческая деятельность, вызывают субъективную реакцию в форме чувств и эмоций. Выделяют положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоции ведут к приливу сил, способствуют сопротивляемости к утомлению.

Задачей психологической подготовки является формирование надежности психики ребёнка, её помехоустойчивости. Чтобы справиться с возникающими затруднениями, нужна продуманная, систематизированная психологическая подготовка. Психологические особенности некоторых жанров связаны, прежде всего, с искусственностью движений, нередким возникновением опасных для исполнителя ситуаций.

Важные характерологические черты артиста - способность к самоконтролю, самоуправление, организованность в деятельности, поведении, поступках. Также важно учитывать темперамент занимающегося. Обычно выделяют 4 типа темпераментов: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

В работе руководителя важна психодиагностика. Мною используются следующие методы:

- наблюдение за поведением, психическими реакциями, особенностями эмоциональных интеллектуальных проявлений;

- экспертные оценки;

- эксперимент;

- анкетирование и опросы;

- тестирование.

При обучении рискованным элементам занимающийся, нередко переживает состояние, называемое чрезмерной, эмоциональной напряженностью или перенапряжением. Все переживания делятся на 3 группы:

  1. переживания, связанные с неуверенностью из-за отсутствия «чувства» правильного движения. Поэтому очень важно воспитывать способность дифференцировать силовые и пространственно-временные компоненты движения;

  2. переживания, связанные с проявлением ярко выраженного «чувства» боязни упасть и получить травму, и переживания, связанные с воспоминаниями о неудачном выполнении упражнения;

  3. переживания, характеризующиеся неопределенностью.

Для снижения чрезмерной, эмоциональной напряженности при обучении я применяю приемы помощи и страховки: поддержка и помощь руками, оказание помощи ручным поясом, подвесным поясом.

Для воспитания волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность и другие) необходимо знать характерные признаки и уметь определять недостатки в развитии этих качеств. На занятиях ставятся реальные задачи и цели, воспитываются самостоятельность и инициативность, создаются условий, из которых дети должны найти выход собственными усилиями и средствами, воспитываются настойчивость и упорство. Важным на занятиях является способность отвлекаться и переключать внимание в нужный момент, стремление выучить новый рискованный элемент.

Одним из методов психологической подготовки является психорегуляция, которая аналогична специальной технической и физической подготовке. Ключевыми являются методы, связанные со словом. Например: обращение, рекомендации, советы, указания, замечания, беседы и так далее. В студии стали традиционными пятиминутки, которые проводятся в конце каждого занятия, на которых дети проводят самоанализ своей работы. Вместе мы выявляем отработанные и недоработанные элементы, а так же составляем план дальнейшей работы.

Очень важен пример. При составлении календарно-тематического планирования мною были запланированы часы, для просмотра видеоматериалов. Наблюдая, как тот или иной трюк выполняется известным артистом, ребёнок стремится выполнить его так же или даже лучше. Важную роль играет коллектив, моральный и деловой климат в группе мнение товарищей. Также применяются методы внушения и самовнушения. В процессе занятий выполняются упражнения на оценку и самооценку. Важно настраивать исполнителя на уверенное выполнение упражнений в любой обстановке. Широко используются поощрения и похвала, особенно это применяется в концертной деятельности. Психологическая подготовка осуществляется повседневно во всех периодах годичного цикла тренировки.


© 2010-2022