- Преподавателю
- Физкультура
- Урок физической культуры как средство формирования у учащихся в ЗОЖ
Урок физической культуры как средство формирования у учащихся в ЗОЖ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курочкина Н.Р. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
Курочкина Надежда Рафаиловна,
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №1 г. Кунгура
Урок физкультуры, как средство формирования у учащихся потребности в ЗОЖ
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным
- сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Анализируя тенденции, проявившееся в подростковой среде - ухудшение общего физического состояния, распространение наркомании, токсикомании, курения, рост преступности, озлобленности, жестокости к окружающим, я обозначила основной круг проблем, решение которых возможно на занятиях физической культурой и спортом.
Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор моей методической темы: «Урок физкультуры, как средство формирования у учащихся потребности в ЗОЖ».
Актуальность темы определяется противоречиями между:
-
повышением интенсивности учебного труда и ростом числа учащихся с ослабленным здоровьем;
-
высокими требованиями к здоровью подрастающего поколения и малоподвижным образом жизни подростков.
-
необходимостью формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью этой проблемы в современной школьной практике.
Цель состоит в разработке и реализации условий формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни через урок физкультуры.
Объект - урок физической культуры и внеклассные спортивные мероприятия.
Гипотеза определена следующим образом.
Процесс формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни будет протекать более эффективно, если:
-
будет разработан комплекс психолого-педагогических приёмов, способствующих мотивации учащихся к ведению здорового образа жизни;
-
взаимодействие педагога с учащимися будет строиться с учётом личностных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, его интересов и возможностей здоровья;
-
в урочной и внеклассной деятельности будет создан благоприятный психологический климат.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
-
изучение специальной психолого-педагогической литературы и современных образовательных технологий по проблеме формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
-
ознакомление с особенностями здоровья учащихся, рекомендациями специалистов, индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов, уровня физической подготовленности;
-
отбор и разработка комплекса мер по взаимодействию с учащимися и реализация их через организационную и содержательную стороны урока физического воспитания;
-
осуществление анализа результативности работы посредством составления мониторинга.
Забота о здоровье детей была в центре внимания многих ученых и практиков. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, В.А. Сухомлинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.
Приобщение детей к здоровому образу жизни происходило в контексте физического (Л.П. Греев, А.П. Матвеев, С.Б. Мельников и др.), гигиенического (Г.Н. Сердюковская, И.И. Соковня-Семенова и др., нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов и др.).
В последние годы вопросы охраны здоровья человека рассматриваются в концепции воспитания экологической культуры личности, разработанной в лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания (Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова и др.), а также в контексте педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Л. Г. Татарникова, Б.М. Чумаков и др.).
Исходя из актуальности поставленной проблемы и определения условий для её решения, была составлена система формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры.
Представленная система включает в себя три компонента:
-
Диагностический компонент направлен на изучение состояния здоровья учащихся, их личностных индивидуальных особенностей, интересов, уровня физической подготовленности; предполагает систематическую диагностику, сбор данных для педагогического мониторинга с целью разработки дальнейших способов взаимодействия с учащимися, организации коррекционной работы.
-
Методический компонент на основе результатов диагностических исследований включает в себя разработку и отбор средств, методов, технологий взаимодействия с учащимися через организационную и содержательную стороны учебного занятия; организацию совместной работы по проблеме с родителями учащихся, специалистами школы, педагогами, взаимодействующими с детьми.
-
Деятельностный компонент осуществляет реализацию условий, способствующих формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Реализация системы осуществляется в течении 5 лет и состоит из трёх этапов:
-
I этап - ориентационный (5-6 класс) направлен на формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
-
II этап становления (7-8 класс) предусматривает формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, потребности в нём.
-
III этап генерализации (9 класс) формирует субординацию мотивов к здоровому образу жизни, проектирование жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.
Реализация этапов становления системы формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
I этап. Ориентационный
-
Привлечение внимания к себе, собственному здоровью
-
Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни
-
Ознакомление учащихся с особенностями физиологического развития в данном возрасте, обозначение индивидуальной проблемы каждого и способов её решения через включение в урок физического воспитания основ валеологических знаний.
-
Демонстрация необходимости занятий спортом и ценности здоровья через ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Обеспечение дифференцированного подхода к каждому учащемуся:
-
Дозированность
-
Индивидуальная форма оценивания
-
Создание ситуации успеха.
Всё это привело к ликвидации мотива избегания неудач,
к привлечению к занятиям спортом через нетрадиционные формы уроков, к предоставлению права выбора учащимся (с его обоснованием) вида, продолжительности, интенсивности деятельности. Чётко сформулированные цели каждого вида деятельности были близки и понятны детям. У учащихся интерес не только к результату деятельности, но и к процессу его достижения через успешность, доступность, занимательность. При подведении итога показывается результат работы на уроке и чётко обозначается его перспектива, которая находит отражение в домашнем задании.
II этап. Становление.
-
Создание условий для формирования устойчивой мотивации к ЗОЖ
-
Способствование формированию саморегуляции в области занятий спортом
-
Обучение приёмам самокоррекции отдельных компонентов жизнедеятельности, направленных на ЗОЖ. Решение поставленных задач происходит с опорой на успешность учащихся, результативность работы (имеется в виду индивидуальная динамика).
Теоретическая составляющая урока основывается на дальнейшем приобретении валеологических знаний. Но на данном этапе способ овладения индивиализируется с учётом личных целей, интересов, проблем каждого учащегося. Увеличивается доля самостоятельности в выборе изучения области валеологии.
Большое внимание уделяется формированию саморегуляции занятий спортом, которое на данном этапе строится по следующей схеме:
-
Обозначение проблемы, постановка цели.
-
Выбор средств для решения.
-
Реализация средств на уроках, внеурочное время: включение упражнений в жизнедеятельность учащегося.
-
Поэтапный контроль и коррекция под руководством учителя.
-
Анализ результата, демонстрация успешности, необходимости.
На данном этапе происходит обучение проектированию своей деятельности, направленной на достижение положительного результата:
-
Теоретическая подготовка: сбор информации по проблеме
-
Построение режима дня с учётом своих особенностей
-
Следование разработанным правилам
-
Отслеживание результата.
Таким образом, широкое применение на уроках физкультуры находит проектная технология.
III этап. Генерализация.
-
Стимулирование побуждений к уверенной реализации валеологических знаний
-
Способствование творческому проектированию жизнедеятельности с позиции ЗОЖ. На данном этапе происходит ярко выраженнная субординация мотивов к ЗОЖ с учётом профориентационного выбора. Это и является основой побуждения учащихся к применению полученных знаний в реальной практике.
Коррекция проблем строится с учётом личных целей, что и берётся за основу проектирования самостоятельной жизнедеятельности с позиции ЗОЖ.
Организационная и содержательная стороны урока физкультуры должны быть ещё более индивидуализированы, чтобы соответствовать потребностям учащихся, поэтому необходима большая доля самостоятельности . На основе умений саморегуляции учащимися составляется и реализуется программа физического самовоспитания. На данном этапе упор делается на технологию уровневой дифференциации.
Результаты, полученные в ходе реализации системы, показывают, что выполнение следующих условий:
-
систематическое диагностическое исследование личностных особенностей каждого учащегося, изучение состояния здоровья каждого подростка;
-
разработка и выбор средств, методов, технологий в соответствии с результатами диагностики;
-
вовлечение каждого учащегося в процесс физического самовоспитания через мотивационную субординацию;
-
соответствие организационной и содержательной сторон учебно-воспитательного процесса потребностям и возможностям каждого подростка благотворно влияет на формирование положительной мотивации к урокам физкультуры, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. А деятельность, дающая положительные результаты, является механизмом формирования потребности в дальнейшем самосовершенствовании.
Проблема здорового образа жизни детей и подростков будет оставаться актуальной всегда, поэтому необходимо продолжить работу над представленной проблемой, которая должна решаться не только в рамках одного урока физического воспитания. В программе воспитательной работы в нашей школе и действует подпрограмма «Здоровое поколение». Не плохо и развивается социальное пространство педагогического взаимодействия с учащимися, а именно: работа с родителями учащихся (классные собрания, спортивные семейные праздники, конференции, круглые столы по проблемам ЗОЖ). Организовано тесное взаимодействие с учителями и специалистами школы, педагогами дополнительного образования; организована с учащимися научно-исследовательская работа по проблеме здорового образа жизни. Традиционными стали медико-педагогические конференции по проблемам здоровья детей.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Именно здесь можно создать для каждого ситуацию развития, ситуацию успеха, особую среду общения и отношений. Занятия физической культурой предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. И поэтому я рассматриваю физическую культуру и спорт как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Ведь само понятие «здоровье» обозначает состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.