Система работы Пять шагов к здоровью

Данная работа «Пять шагов к здоровью» является обобщением опыта работы учителя физической культуры Фроловой Татьяны Анатольевны.     Автор опыта  Фролова Татьяна Анатольевна,    учитель физической культуры МОУБ СОШ №4. Специальность по диплому: учитель физической культуры.    Педагогический стаж:  20 лет.      Период формирования и функционирования  опыта 8 лет. Тема опыта: «Пять шагов к здоровью» - создание здоровьесберегающей системы работы учителя физической культуры на основе осуществления и...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизнь требует движения.

Аристотель

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I.Данные о носителе опыта

1.Фамилия, имя, отчество : Фролова Татьяна Анатольевна

2.Территория, образовательное учреждение, должность: Ивановская область, г.Родники, МБОУ СОШ №4, учитель физической культуры.

3.Специальность по диплому: учитель физической культуры

4. Педагогический стаж: 20 лет.

5. Период формирования и функционирования опыта: 8 лет.

II. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Тема опыта

«Пять шагов к здоровью» - создание здоровьесберегающей системы работы учителя физической культуры на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

2.Педагогическая цель инновационного поиска

Создать условия для овладения школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

3. Задачи

- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

- обеспечение физического развития различных групп учащихся, в том числе развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах):

- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

- профилактика асоциальных проявлений.

4.Степень новизны опыта

Новизна системы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий, классических оздоровительных методик, общефизической подготовки и дополнительного образования. Программа является составной частью программы развития МБОУ СОШ №4 «Школа - территория здоровья».

5.Актуальность опыта

Источник изменений - противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью условий подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения в общеобразовательной школе. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности. Поэтому разработка и реализация путей здоровьесберегающей системы работы учителя физической культуры,
сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей на основе комплексного решения проблемы, вовлечение детей и подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность является актуальным.

6. содержательная основа опыта

В основу инновационного опыта учителя положена самостоятельно разработанная система по физической культуре, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию на основе методик психологической и медицинской диагностики.

Система предполагает реализацию идеи по пяти направлениям:

Шаг первый. Использование мониторинговых исследований (медицинский контроль за состоянием здоровья детей, психологические тестирование, замеры уровня физической подготовленности учащихся).

Шаг второй. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью.

Шаг третий. Организация занятий учащихся с особыми потребностями (лечебная физкультура).

Шаг четвертый. Внеклассная спортивно-оздоровительная работа.

Шаг пятый. Пропаганда здорового образа жизни.

7.Основополагающие принципы

Основополагающими принципами опыта являются:

- системность;

- научность;

- учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- целенаправленность;

- органическое соединение современных оздоровительных технологий и классических оздоровительных методик, общефизической подготовки и дополнительного образования;

- доступность;

- индивидуализация;

- прогрессивность нагрузки.

8.Условия реализации опыта

Условиями реализации опыта являются:

- наличие психолого-педагогической и методической поддержки единомышленников в МБОУ, ИМЦ района, на кафедре физического воспитания ИРО;

- материально-техническая база МБОУ СОШ №4;

- сотрудничество с ДЮСШ;

- комплексное воздействие учебно-воспитательной работы и системы дополнительного образования;

- обновление содержания образования за счёт школьного компонента базисного учебного плана;

- любовь педагога к детям, желание реализоваться в профессии;

- высокий уровень методического мастерства педагога признанный на уровне района, области.

9. методическая разработанность опыта

1.Индивидуальные карты физической подготовленности учащихся.

2. Тесты для определения уровня физического развития учащихся

3. Карточки контрольных нормативов по видам спорта.

4.Тематическое планирование по физической культуре.

5. Конспекты уроков.

3. Образовательная программа по волейболу (авторская).

10. результативность опыта

- улучшение физической подготовленности учащихся;

- повышение сопротивляемости к простудным заболеваниям;

- развитие интереса к занятиям спортом;

- увеличение числа школьников, занимающихся спортом;

- сохранение контингента учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования;

- повышение спортивных результатов учащихся;

- формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся;

- рост количества учащихся, мотивированных на соблюдение принципов здорового образа жизни.

11. публикации о представленном опыте

Публикация на школьном сайте.

Публикации в газете «Родниковский рабочий».

Публикация авторской программы Т.А.Фроловой в ИРО.

12. возможность тиражирования опыта

Положительный результат опыта учителя дает возможность его использования в практике общеобразовательных учреждений.

Данная система возможна к тиражированию в любом ОУ на разных ступенях школьного образования, в ДОУ, в летних оздоровительных лагерях при условии регулярности и систематичности ее применения с тем, чтобы формировать у учащихся потребность в физическом самосовершенствовании.






  1. Введение

Данная работа «Пять шагов к здоровью» является обобщением опыта работы учителя физической культуры Фроловой Татьяны Анатольевны.

Автор опыта Фролова Татьяна Анатольевна, учитель физической культуры МОУБ СОШ №4. Специальность по диплому: учитель физической культуры. Педагогический стаж: 20 лет.

Период формирования и функционирования опыта 8 лет.

Тема опыта: «Пять шагов к здоровью» - создание здоровьесберегающей системы работы учителя физической культуры на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Во все времена и для всех народов был закон - здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Свою систему работы учителя физической культуры я назвала «Пять шагов к здоровью» Она имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной системы связана с тем, что за последнее десятилетие отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. Менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений. Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11-х классов обнаружил чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название "школьных болезней".

В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которое помогло бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, является физкультурно-оздоровительная работа, проводимая на базе образовательного учреждения в системе. Школьные мониторинги показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.

Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности - основные цели государственной политики в области образования. Это отмечается и в национальной доктрине «Наша новая школа». В связи с этим способы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы в школе требуют к себе особого внимания. Низкая эффективность традиционного физического воспитания школьников предопределяется его обезличенностью, доминированием навязанного содержания и режима физической активности, осуществляемых в жестких стандартных формах.

В соответствии с целями образовательно-воспитательного процесса мною была разработана концепция (система) отбора оптимальных режимов физического воспитания для решения поставленных задач. Предлагаемая оздоровительно-развивающая педагогическая концепция состоит из пяти частей. Система объединяет физкультурное и оздоровительное направление.

Цель работы по предлагаемой системе: создание условий для овладения школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Достижение поставленной цели реализуется через решение следующих задач:

- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

- обеспечение физического развития различных групп учащихся, в том числе развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах):

- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

- профилактика асоциальных проявлений


  1. Пять шагов к здоровью

2.1 Шаг первый. Использование данных мониторинговых исследований за состоянием здоровья учащихся

В основе создания всей системы работы лежат данные мониторинговых исследований состояния здоровья учащихся. Педагог должен свято соблюдать принцип «Не навреди!» Создание групп (основная, подготовительная и специально-медицинская) ведется в строгом соответствии с физическим здоровьем детей и их реальными возможностями.

Свою работу я веду в тесном сотрудничестве с медицинскими работниками школы, психологом, классными руководителями, используя при этом данные мониторинговых исследований, проводимых в школе, а именно:

  • контроль со стороны медицинских работников в поликлинических условиях за физическим состоянием и здоровьем учащихся (осуществляется в начале учебного года);

  • контроль за состоянием здоровья школьников 1-х, 5-х, 10-х классов в рамках участия школы в региональном проекте « Межведомственная система медико-психолого-педагогического сопровождения детей с использованием автоматизированного мониторинга» (проводится дважды в год);

  • психологом школы Аловской Л.В. совместно с классными руководителями применяются различные методики в целях определения социально-психологического здоровья школьников - отдельных учащихся, групп учащихся, классных коллективов;

  • в рамках проекта « Межведомственная система медико-психолого-педагогического сопровождения детей с использованием автоматизированного мониторинга» ежегодно проводится анкетирование родителей учащихся на предмет выявления условий жизни ребенка, знание принципов здорового образа жизни;

  • контроль за уровнем физической подготовленности учащихся учителями физкультуры (проводится дважды в год - в начале и конце учебного года).

Данные мониторингов обрабатываются и анализируются для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся и их родителей. Деление учащихся на группы для занятий физической культурой осуществляется только на основе данных мониторинговых исследований. Исходя из данных медиков и показателей уровня физической подготовленности, разрабатываются мною учебные программы для разных групп учащихся. Таким образом осуществляется дифференцированный подход и контроль за физической нагрузкой школьников в процессе занятий физической культурой и спортом. В целях повышения мотивации к изучению своего учебного предмета были разработаны и внедрены нормативы по физической подготовленности учащихся подготовительной группы, тем самым осуществляется индивидуальный подход в обучении. В основной группе, в свою очередь, с 1 по 11 классы осуществляется раздельное обучение (мальчики и девочки), благодаря которому возрос интерес к занятиям на уроках физической культуры.

2.2 Шаг второй. Организация и содержание уроков физической культуры с оздоровительной направленностью

На протяжении пяти лет я строю свою работу по авторской педагогической технологии, которую стараюсь модернизировать в соответствии с требованиями времени. Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждой группы обучающихся учителем создается собственная образовательная траектория, которая учитывает тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, организую занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Весь учебный материал распределен в соответствии с возрастным принципом.

Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составляются подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинается углубленное изучение двигательных умений, формирование навыков самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений.
В процессе педагогической деятельности меняются типы уроков, формы их проведения, комплексно используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Составляются комплексы физических упражнений для разных групп учеников с учетом уровня их физического развития. На уроках используется различное спортивное оборудование и снаряжение: перекладины, лестницы, гимнастические скамейки, мячи, тренажеры и т.д. В 9-ом классе вводится в содержание урока элементы предпрофильной подготовки по специальностям, связанным с занятиями физической культурой и спортом. Третья ступень образования - период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура».

На всех этапах изучения предмета дифференцируются физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

Девушкам даются упражнения на развитие гибкости, чувства ритма. Постоянно уделяю внимание осанке, четкости движений. Старшеклассникам дается больше самостоятельности при проведении разминок, судейства и т.д. Это вырабатывает у обучающихся понятия о критерии оценки, самооценки. Совместная работа с учителем помогает объективно подходить к оценке выполнения упражнений. Много заданий даю в форме круговой тренировки, практикую, и считаю это оправданным, уроки-спарринги. К проведению нестандартных уроков привлекаю студентов - выпускников школы, практикантов кафедры физической культуры ШГПУ с целью отслеживания правильности выполнения каждым обучающимся физических упражнений.

В процессе занятий физической культурой обращаю серьезное внимание на исправление индивидуальных нарушений физического развития. У многих детей нарушена осанка, выражено плоскостопие, присутствуют признаки ожирения. Большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, поэтому педагог стремится подобрать комплекс таких физических упражнений, которые помогают справиться с физиологическими проблемами. Эта работа проводится совместно со школьным врачом и под его наблюдением.

Всегда помню, что одно из слагаемых успеха учителя - учет допустимой нагрузки. На своих уроках использую следующие приемы:

  • изменением количества упражнений и игр;

  • количеством повторений упражнений;

  • увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

  • применением различного темпа исполнения;

  • увеличением или уменьшением амплитуды движения;

  • усложнением или упрощением выполнения упражнения;

  • использованием различных предметов и оборудования.

Структуру основной части урока строю следующим образом:

  • обучающий блок: основные задачи -вооружение учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнения физических упражнений;

  • оздоровительно-развивающий блок: основные задачи - оптимизация функционального состояния организма занимающихся, развитие физических способностей;

  • воспитательный блок: основные задачи - обеспечение положительного влияния занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащихся.

Важным условием организации работы по созданной системе считаю наличие и продуманная загруженность спортивных сооружений.

У нас в школе

  • имеются два спортивных зала для мальчиков и девочек общей площадью560 кв.м. В каждом зале - раздевалки, туалеты, подсобные помещения, кладовые;

  • спортивное оборудование и инвентарь находится в хорошем состоянии, постоянно пополняется (в основном за счет благотворительных средств);

  • в январе 2007 года оборудован тренажерный зал для лечебной физкультуры за счет средств президентского гранта;

  • на пришкольной территории оборудован спортивный городок - спортивный комплекс, баскетбольная площадка, беговая дорожка, качели.

Наличие двух спортивных залов предоставляет возможность постоянно обучать раздельно мальчиков и девочек. Обычно в залах занимаются 2 параллельных класса: девочки в 1 зале с одним учителем, мальчики - в другом - с другим. По мнению учителей, такое проведение уроков помогает уже в младших классах узнать физические достоинства и недостатки всех детей, не разделяя их на «своих» и «чужих» учеников. Кроме этого, совместные уроки способствуют дружбе между классами, увеличивают методические возможности учебных занятий, позволяют учителю перенимать опыт коллеги, вести взаимный поиск новых организационных решений, а главное, при такой организации занятий удается повысить качество обучения физическим упражнениям, играм.

Раздельное обучение мальчиков и девочек с 1 класса снимает, например, организационные сложности одновременного проведения на уроке футбола для мальчиков и какой-то другой игры для девочек, то есть позволяет в полной мере осуществлять дифференцированный подход в обучении мальчиков и девочек.

Один учитель работает с параллелью с 1-го по 11-й класс, что позволяет обеспечить преемственность в обучении, хорошо узнать ребят, проследить их рост, отметить даже самые незначительные личные достижения, осуществить индивидуальный подход.

Важными составляющими уроков физкультуры считаю применение здоровьесберегающих технологий, в том числе:

- проведение уроков на свежем воздухе, включая закаливающие процедуры;

- включение в содержательное обеспечение уроков физической культуры раздела ритмики .

- введение третьего часа уроков физической культуры;

-использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс также позволяет сделать урок физкультуры более интересным. Обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, разработаны в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов- представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения, необходимые при подготовке к олимпиаде по физкультуре.

Одним из важных воспитательных компонентов уроков физкультуры и спортивных мероприятий считаю эстетическое воспитание - внешний вид учеников, спортивную символику, музыкальное сопровождение. Средства цветовой и музыкальной выразительности вызывают желание красиво двигаться и точно выполнять упражнения.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе: надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися. Урок физкультуры, как и любой другой урок в школе, для всех учащихся является обязательной формой занятий, обеспечивающей необходимый минимум знаний, умений и навыков, способствующий всестороннему развитию ребенка. И я, как учитель, прилагаю все усилия, чтобы урок физической культуры стал внутренней необходимостью каждого ученика, чтобы девушки-подростки шли на него с желанием, а младшие - с любопытством.

2.3 Шаг третий. Организация занятий учащихся с особыми потребностями П Ф Т

Работу с контингентом детей, относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, я начала вести, пройдя годичную подготовку на базе ИРО по авторской методике Н.Н.Нежкиной. Для занятий учащихся специальной медицинской группы использую комплексы психо-физической тренировки. Охват учащихся - с 1 по 11 классы. Периодичность занятий - 2 раза в неделю.

Программа ПФТ включает в себя обширный теоретический раздел, который подробно информирует обучающихся о наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, внешних проявлениях, и, что самое важное, доступно знакомит с путями самооздоровления с помощь основных средств физической культуры. На занятиях ученики в доступной форме получают знания по самоконтролю и самодиагностике разных заболеваний. Эти знания носят практическую направленность на особенности своего организма, и каждый ученик получает представление о состоянии именно своего здоровья. Таким образом, через теоретические знания формируется устойчивая мотивация к практическим занятиям.

Для совершенствования работы с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, школой в конце 2006 года на средства гранта, полученного в результате победы в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в рамках ПНПО, приобретено оборудование для тренажерного зала. Зал укомплектован специально разработанными тренажерами для организации занятий лечебной физкультурой, в частности, имеется многофункциональный тренажер Бубновского-lV. Занятия начаты именно с СМГ детей, имеющих проблемы с развитием опорно-двигательного аппарата. На своих занятиях я использую программу «Физкультура без освобождений», разработанную на основе методики кинезитерапии специалистами кафедр Функционального восстановления и Физической реабилитации при МИОО (зав.кафедры - С.М.Бубновский) и поликлинической педиатрии РГМУ (зав. кафедры - А.Г.Румянцев). В качестве вспомогательного средства установлено оборудование для проведения гидротерапии (гидромассажное), также приобретенное на средства выигранного гранта.

2.4 Шаг четвертый. Внеклассная спортивно-оздоровительная работа

Предлагаемая мною система работы актуальна, так как двух или даже трех занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей справляется внеклассная спортивная работа. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа является логическим продолжением учебной и отличается массовостью.

Круглый год в школе проводятся спортивные соревнования, участие в которых принимают все классы школы. Ход соревнований и их итоги освещаются на специальном стенде около спортивного зала.

В дни, когда в школе проводятся спортивные соревнования, все ребята «болеют» за команды своих классов. И, конечно же, отлично разбираются в таких терминах, как «блок», «нападающий удар», «подача мяча», «выход под мяч», «прием мяча».

Победить соперников в своей возрастной группе - это еще не окончательная победа. Например, матчевые встречи бывших чемпионов - выпускников школы с чемпионами текущего года давно стали традицией. Матчевые товарищеские встречи с другими школами проходят регулярно в наших спортивных залах. Календарный план насыщен играми, вовлекающими всех школьников.

Успеху работы содействует хорошо поставленная пропаганда физической культуры и спорта. Красочно оформленные стенды дают исчерпывающую информацию о деятельности учителей, о нормативах, планах, результатах работы.

Соревнования по игровым видам спорта постоянно проводятся в школе именно в то время, когда идет усвоение той или иной темы на уроках. Это создает дополнительную мотивацию у учащихся к овладению приемами игры: учениками начинает двигать желание помочь выиграть своей команде, и они с еще большим старанием осваивают элементы игры на уроках.

На протяжении 11 лет - с 1 по 11 класс девочки получают знания из области физической культуры и спорта, изучают и совершенствуют элементы легкой атлетики, гимнастики, подвижных и спортивных игр. Организованные и методически правильно построенные уроки с включением элементов соревновательности всегда способствуют пробуждению интереса к знаниям, продолжающимся в секциях.

По опыту знаю, что далеко не каждая школа может предоставить учащимся возможность заниматься в спортивной секции с учетом их желаний и возможностей. Обучение в нашей школе ведется в одну смену, а во второй половине дня проходят занятия спортивных секций. Благодаря этому, я для своих учениц являюсь одновременно и учителем, и тренером. Соединение основного и дополнительного образования также стало ещё одним компонентом моей системы работы. Занятия в секциях подразумевают открытость, т.е. ситуацию, когда сам учащийся определяет для себя тот или иной вид спорта и всегда имеет возможность по желанию перейти к освоению другого вида, но для осознанного и четкого целеполагания учитель-тренер должен оказать учащемуся необходимую помощь. Это дает мне возможность использовать креативный потенциал феномена тренировки.

В старшей школе спортивное образование возможно в очень широком спектре деятельности: можно заниматься в спортивных секциях, быть организатором и участником внутриклассных и школьных соревнований, быть судьей, инструктором, спортивным организатором, участвовать в городских, зональных, областных соревнованиях.

Экспериментальный подход ставит учителя физической культуры в новые условия, когда изменяются требования к организации занятий, их планированию и учету. Меняется его социальный статус - учитель становится тренером. Но своей задачей как тренера я считаю не только поиск талантливого юного спортсмена, а привитие интереса к регулярным занятиям, приучению организма к систематической, постепенно увеличивающейся тренировочной нагрузке, которая помогает преодолевать собственные слабости и недостатки, воспитывает волю, настойчивость в достижении цели.

Ведущим звеном педагогического процесса становится адекватная тренировочная нагрузка, которая в каждом занятии должна учитывать интерес школьников, быть доступной и в то же время нацеленной на получение реального тренировочного эффекта, выражающегося в достижении целей технической, тактической подготовки и в росте спортивных результатов и результатов физической подготовленности.

По данным начального мониторинга в 2009-2010 учебном году в моих спортивных секциях волейбола занимается 49 учащихся, что на 18 чел. превышает исходные показатели численности предыдущего года. В учебном процессе задействованы группы разных годов обучения: от начальной подготовки (1-3 год обучения) до учебно-тренировочных (1 -3 годов обучения). Работа секции волейбола ведется по моей авторской программе, прошедшей экспертизу в ДЮСШ и ИРО.

Результативность внеклассной работы подтверждается результативностью участия школьников в соревнованиях по различным видам спорта: мои воспитанники - многократные победители районных соревнований по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, победители областных соревнований по волейболу среди учащихся Департамента Ивановской области, призеры спортивно-оздоровительных соревнований «Президентские состязания», многократные победители районных предметных олимпиад по физкультуре.

Физическую активность учащихся во внеурочное время я стараюсь организовывать при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) занятий больших форм - работы спортивных секций во внеурочное время; 2) занятий малых форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения:

  • использование физкультминуток и двигательных пауз в течение учебного занятия (упражнения в положении стоя, сидя, дыхательная гимнастика), физкультпауз при подготовке домашних заданий в ГПД;

  • организация подвижных игр на переменах, игровых перемен, спортивного часа в ГПД;

  • ежедневные динамические паузы для учащихся 1-х классов.

В школе регулярно согласно плана работы проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия:

  • День здоровья (не реже одного раза в месяц, проводится по параллелям классов);

  • общешкольные соревнования по легкой атлетике, волейболу, баскетболу, футболу;

  • общешкольные туристические слеты (ежегодно в мае);

  • празднование Масленицы совместно с родителями по народным обычаям, с русскими народными играми, забавами, состязаниями на открытом воздухе;

  • проведение классных и школьных спортивных праздников;

  • проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций.

По запросу администрации школы обучаю педагогический коллектив приемам и методам внеклассной спортивно-оздоровительной работы с учащимися разных классов.

Шаг пятый. Пропаганда здорового образа жизни

Система работы учителя физкультуры была бы далеко не полной без просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни.

Образовательно - познавательный характер должен нести в той или иной степени любой урок. Но особенно ярко он выражен на третьем часе уроков физкультуры. Цель данных уроков - приобретение каждым ребенком таких специальных знаний, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности, поэтому современный образовательно - познавательный урок по учебному предмету «Физическая культура» - это комплексный, надпредметный урок. Именно такой урок позволяет учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования для сохранения здоровья и активной жизненной позиции:

  • в начальной школе - это формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, развитие психических процессов, самостоятельности. Обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью;

  • в основной и старшей школе - углубление основ знаний о физической культуре, роль физкультурной деятельности в жизни человека, воспитание положительных и индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии.

Система образовательно-познавательных уроков по своему опыту дает ряд положительных результатов, повышает роль предмета физической культуры в образовательном процессе, оказывает воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни.

Как учитель физкультуры, как классный руководитель я постоянно занимаюсь пропагандой здорового образа жизни и среди детей, их родителей и среди коллег-учителей. Своим личным примером стараюсь показать необходимость занятий спортом: я - капитан женской сборной Родниковского района по волейболу, которая на протяжении многих лет становится победителем призером областных зональных соревнований, победителем и призером кубка области среди муниципальных образований Ивановской области, призер соревнований по лыжным гонкам, настольному теннису. Много раз команда РОО, в состав которой я вхожу, становилась победителем районных туристических слетов и спортивных соревнований проводимых среди работающей молодежи.

  1. Заключение

Работая по программе «Пять шагов к здоровью» в течении пяти лет я отметила следующие результаты.

Разработанные и внедренные мною нормативы по физической подготовленности учащихся подготовительной группы, помогли осуществлять индивидуальный подход в обучении и повысить мотивацию к занятиям на уроке у этого контингента учащихся.

Кроме того предлагаемая мной система позволяет скорректировать оценки учащихся и тем самым увеличить желание учащихся заниматься и демонстрировать свои спортивные достижения. Это способствует их раскрепощению и, как следствие, повышению самостоятельной двигательной активности, обеспечению физического развития различных групп учащихся.

Испытывая психологический комфорт на уроках физкультуры, получая удовольствие от выполнения упражнений, соответствующих уровню физической подготовленности учащихся, дети с желанием занимаются не только на уроках , но и активно посещают спортивные секции, что, несомненно, помогает формированию физических и личностных качеств ребенка.

Результаты мониторинга, проведенного школьным педагогом-психологом, показали: 96 % опрошенных учащихся с интересом занимаются и с желанием идут на урок физической культуры, 4 % равнодушны.

Передо мной стоит задача: 96% заменить на 100%........




Приложения:

№1 Качество обученности (в сравнении за 2-3 года)

№2 Расписание работы спортивных секций на 2009-2010 учебный год (секции Фроловой - выделить)

№3 Лист контрольных замеров физической подготовленности учащихся (в сравнении за два года или в сравнении на начало и конец учебного года). Можно добавить диаграмму «Уровень физической подготовленности учащихся»

№4 План школьных соревнований на 2009-2010 учебный год. Можно добавить охват учащихся школьными соревнованиями (диаграмма с нарастанием за 3 года)

№5 План (или Положение) проведения Дня здоровья. Можно вставить лист с фотографиями

№6 Результаты участия в соревнованиях за 3 года

№7 Программа (авторская) по волейболу

№8 Диаграмма (или таблица) заболеваемости учащихся (надо со снижением)


© 2010-2022