- Преподавателю
- Физкультура
- Программа курса дополнительного образования Юный турист
Программа курса дополнительного образования Юный турист
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Селезнева Э.С. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Качканарского городского округа
Утверждена
педагогическим советом
Протокол №1 от 27.08.2014
Приказ №212 от 31.08.2014
Директор школы
________________________
Н.И.Сафронова
Программа дополнительного образования детей 12 - 14 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Селезнева Элина Сергеевна,
учитель биологии,
I квалификационная категория
Качканар - 2014г.
Пояснительная записка
За последние годы в нашей стране сформировалось уникальное движение - самодеятельный спортивный туризм, не имеющее аналогов в мировой и отечественной практике. Его уникальность состоит в органичном сочетании духовных, спортивных и познавательных потребностей человека. К настоящему времени Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» установлена приоритетность самодеятельного туризма в государственной политике страны (статья 4). Самодеятельный туризм - это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления. Увлечение самодеятельным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия - это полная аналогия традиций и устремлений, посещавших русских путешественников-землепроходцев, т.е. данное увлечение - довольно характерная национальная черта.
Самодеятельный туризм - явление комплексное, он развивает человека в таких направлениях, как:
-
духовная сфера - развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни;
-
познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека;
-
самоутверждение личности, включая спортивные и иные достижения;
-
оздоровительный эффект - естественное благотворное влияние природной среды.
Вся деятельность человека в самодеятельном туризме естественна и натуральна, т.к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время самодеятельный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания.
В условиях современного стрессового пространства самодеятельный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживанию.
Самодеятельный туризм - это наиболее современная технология продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах.
По сравнению с физической культурой и спортом туризм почти не обеспечен достаточным количеством подготовленных кадров, способных осуществлять организационные функции на различных уровнях управления и самоуправления. Поэтому воспитание квалифицированных туристских общественных кадров, имеющих хорошую техническую, физическую, методическую и морально-волевую подготовку для ведения туристской работы в городе в настоящее время является актуальным.
Данная программа направлена на развитие у ребят качеств, присущих туристу-спортсмену: активной жизненной позиции, адекватного восприятия окружающего и стремления к самосовершенствованию. Программа является комплексной образовательно-оздоровительной программой, основанной на занятиях самым содержательным видом спорта - туризмом. Занятия туризмом позволяют связать умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, прививают любовь к знаниям, способствуют приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.
Основные цели программы:
-
привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям туризмом,
-
целенаправленное совершенствование личностных качеств у учащихся,
-
содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.
Основные задачи программы:
-
Образовательные:
-
теоретическая подготовка по видам туризма - пеший, водный, лыжный, горный, спортивное ориентирование;
-
овладение техникой и тактикой пешего, водного, лыжного, горного туризма и спортивного ориентирования;
-
овладение техникой и приемами оказания первой медицинской помощи;
-
овладение техникой оформительских работ;
-
овладение навыками туристского быта;
-
углубление и расширение краеведческих знаний, полученных в школе.
-
Воспитательные:
-
воспитание бережного отношения к природе,
-
эстетическое воспитание,
-
морально-волевое воспитание,
-
развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся, самостоятельности и инициативы.
-
Оздоровительные:
-
общая и специальная физическая подготовка, закаливание организма.
Программа является составительской. При разработке использовались программы: «Спортивное ориентирование» Воронова Ю.С. и Константинова Ю.С., «Подготовка судей соревнований по туризму» Константинова Ю.С., «Школа туризма» Лыхина А.Н., «Детский туристический клуб» Басова Л.М.. Программы перерабатывались с учетом специфики работы школьного туристического клуба, а также социального запроса воспитанников (желание заниматься разнообразными видами туризма).
По содержанию программа имеет интегрированный характер, т.к. клубе организуется одновременно несколько видов деятельности, нет узкоспециализированного характера занятий.
Продолжительность реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
В отличие от типовых программ для туристских кружков новизна данного курса состоит в предоставлении учащимся широкого спектра видов деятельности в области туризма и спорта, где ребенок может выбрать занятие по душе. При этом дополнительное кадровое обеспечение не требуется.
Обучение начинается с 12-летнего возраста. Именно в этом возрасте ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность, у них активно развиваются познавательные и коммуникативные навыки. Центром социальной ситуации развития становится педагог. При овладении навыками начальной туристкой подготовки немаловажную роль играет дисциплина и соблюдение техники безопасности. Поэтому безусловный авторитет педагога у семилетних детей сыграет положительную роль в организации образовательного процесса.
В 13 - 14 лет усиливается влияние сверстников, охотно проявляется инициатива, интенсивно развивается логическая память и мышление. Ведущей деятельностью у детей этого возраста является общение в учебной и других видах деятельности. Поэтому занятие туризмом будет обеспечивать условия для общения подростков, самоутверждения личности, явится противовесом асоциальным группировкам.
Данная программа составлена в соответствии с «Законом об образовании», «Конвенции о правах ребенка», Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и законом Свердловской области «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области».
Структуру учебного процесса составляют теоретические и практические занятия дополняющие друг друга и формирующие необходимые знания, умения и навыки. Теоретические занятия проводятся с использованием различных методов: устное изложения материала (рассказ, объяснение), беседа, демонстрация результатов экскурсий и наблюдений, самоподготовка. Практические занятия - это конкурсы, викторины, подготовка к походам, соревнованиям, изготовление фотогазет, оформление фотолетописи объединения, занятия в спортивном зале. Комбинированные занятия - это походы различной продолжительности и сложности, тренировки, экскурсии, участие в туристских слетах и соревнованиях.
Во всей учебной деятельности сочетаются групповая и индивидуальная работа с учащимися. Принцип обучения - от простого к сложному.
Принципиальной особенностью процесса обучения является единство теории и практики, когда теоретический материал излагается небольшими частями и сразу же закрепляется на практике. Это способствует за короткий срок выработать не только умения, но и навыки, что в свою очередь позволяет прогрессивно заниматься по видам туризма, при этом сохранять высокий интерес ко всем занятиям у детей.
В систему подготовки и воспитания туристов включены физическая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая подготовка. В разделе "физическая подготовка" подразумеваются занятия упражнениями и тренировки, как в туризме, так и в других видах спорта, дополняющих физическую подготовку туриста.
Техническая подготовка включает в себя овладение приемами разнообразной техники передвижения и страховки в различных видах туризма.
Тактическая подготовка предполагает овладение искусством наиболее целесообразного использования возможностей туриста при проведении похода, преодолении рельефа.
Теоретическая подготовка должна обогащать и расширять знания учащихся в области туризма и спорта.
Под психологической подготовкой имеется в виду направленный процесс комплексного развития и совершенствования определенных психических функций, способностей и качеств, необходимых учащемуся для достижения успеха в спортивной туристской деятельности.
Кроме того, в подготовку юного туриста включается обучение элементарным навыкам оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшему и транспортировки его в условиях похода с помощью специальных приемов и средств.
Отдельным блоком в программе указана работа, направленная на группообразование, то есть на создание в коллективе благоприятных условий для образования и общения.
На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться:
-
составлять план путешествия, разрабатывать маршрут;
-
фиксировать наблюдения;
-
проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;
-
вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
-
ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
-
оказывать первую доврачебную помощь;
-
устанавливать палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.
Контроль результата образовательной деятельности осуществляется через зачеты, участие в соревнованиях по различным видам туризма.
План занятий построен так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в соревновании.
Данная программа предполагает привлечение родителей к работе туристического клуба. Взаимодействие педагога, детей и родителей возможно через следующие формы работы:
-
совместные походы;
-
участие родителей в тематических вечерах;
-
участие родителей в соревнованиях по туризму.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во
часов
В т.ч.
теории
В т.ч.
практики
1.
Организационное занятие.
1
1
-
2.
Физическая подготовка:
2.1. Тестирование физических возможностей организма.
2.2. Общая физическая подготовка:
-
упражнения для развития мышц
-
гимнастика
-
спортивные подвижные игры
1
1
1
1
-
-
-
-
1
1
1
1
Итого по разделу «Физическая подготовка»
4
-
4
3.
Организация и проведение походов:
3.1. Типы походов по видам туризма и по сложности. Правила поведения в походе.
3.2. Распределение обязанностей в походе, дежурство.
3.4. Подготовка и проведение похода выходного дня.
1
1
8
1
1
-
-
-
8
Итого по разделу «Организация и проведение походов:
10
2
8
4.
Медицинская подготовка.
1
0,5
0,5
5.
Движение на маршруте.
1
1
-
6
Преодоление естественных препятствий.
1
-
1
7.
Туристское снаряжение. Туристские биваки.
2
1
1
8.
Ориентирование:
8.1. Значение ориентирования для туриста
8.2. Условные топографические знаки.
8.3. Основные действия ориентирования.
8.4. Компас, виды, устройство.
Определение сторон горизонта.
0,5
1
1
0,5
1
0,5
0,5
-
0,5
-
-
0,5
1
-
1
Итого по разделу «Ориентирование»
4
1,5
2,5
9.
Узлы:
10.1 Сфера применения.
10.2. Техника вязания узлов.
3
1
2
1
1
-
2
2
Итого по разделу «Узлы»
3
1
2
10.
Питание в походе.
1
1
-
12.
Краеведение:
12.1.Туристские возможности окрестностей Качканара. Животный и растительный мир Урала (окрестностей Качканара).
12.2. Экскурсия в городской краеведческий музей.
1
1
1
-
-
1
Итого по разделу «Краеведение»
2
1
1
13.
Подготовка к соревнованиям по туризму
4
-
4
Итого:
34
9
25
Содержание курса
1. Организационное занятие. 1 ч.
Знакомство с планом работы на год. Обсуждение режима занятий. Законы юных туристов. Техника безопасности на занятиях в клубе и на местности.
2. Физическая подготовка. 4 ч.
Тестирование физических возможностей организма. Входная и итоговая диагностика каждого воспитанника по следующим параметрам: тестовые забеги, тестирование сил мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств.
Общая физическая подготовка. Упражнения для развития мышц упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища. Гимнастика. Упражнения на гимнастической стенке, на скамейке, упражнения с предметами. Спортивные подвижные игры (эстафеты, футбол, пионербол)
3. Организация и проведение походов. 10 ч.
Типы походов по видам туризма и по сложности. Походы выходного дня, степенные и категорийные походы. Правила поведения в походе. Соблюдение правил техники безопасности. Выполнение указаний и рекомендаций руководителя и инструкторов. Распределение обязанностей в походе. Дежурство в походе: обязанности, очередность.
Подготовка и проведение похода выходного дня.
4. Медицинская подготовка. 1 ч.
Личная гигиена. Предупреждение травматизма. Потертости и мозоли.
5. Движение на маршруте. 1 ч.
Организация движения. Движение по шоссе. Движение по травянистым склонам. Движение по тропам.
6. Преодоление естественных препятствий. 1 ч.
Переправа маятником через ручей (овраг). Преодоление бурелома и снежной целины.
7. Туристское снаряжение. Туристские биваки. 2 ч.
Личное снаряжение в пеший поход (однодневный). Личное снаряжение в однодневный лыжный поход. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. Посуда. Личные «мелочи». Уход за личным снаряжением. Действия группы по прибытии на бивак (организация бивачных работ). Вопросы гигиены на биваке. Виды костров. Работа у костра.
8. Ориентирование. 4 ч.
Значение ориентирования. Условные топографические знаки. Разновидности и подгруппы. Изображение на картах. Основные действия ориентирования. Компас, виды, устройство. Разновидности компасов. Цена деления. Определение сторон горизонта по компасу.
9. Узлы. 3 ч.
Сфера применения. Виды узлов по функциональности. Техника вязания узлов (прямой, стремя на опоре, простой и двойной проводники, схватывающий, восьмерка, встречный, встречная восьмерка).
10. Питание в походе. 1 ч.
Организация питания. Два варианта питания: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Техника безопасности и правила санитарии при приготовлении пищи на костре. Посуда для приготовления и употребления пищи. Разновидности котлов. Правила транспортировки посуды и уход за ней. Простейшие походные рецепты. Приготовление напитков, нормы расхода продуктов для данных блюд.
11. Краеведение. 2 ч.
Туристские возможности окрестностей Качканара. Понятие о природных и геологических памятниках. Сведения о горе Качканар, скале Луковята, реках, протекающих по территории города. Просмотр фото и видеоматериалов. Животный и растительный мир Урала (окрестностей Качканара). Сбор гербариев. Викторина «Мир вокруг нас». Экскурсия в городской краеведческий музей.
12. Подготовка к соревнованиям по туризму. 4 ч.
Осенний туристический слет. Соревнования по летнему ориентированию. Личное первенство по технике лыжного туризма. Зимний туристический слет. Соревнования по зимнему ориентированию. Личное первенство по технике пешего туризма.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения данной программы
учащиеся должны знать:
-
Законы юных туристов.
-
Правила техники безопасности на занятиях и в походе.
-
Типы походов по видам и по сложности.
-
Правила личной гигиены в походах.
-
Виды рюкзаков.
-
Условные топографические знаки.
-
Природные и геологические памятники окрестностей Качканара.
-
Растения и животных окрестностей.
владеть:
Техникой передвижения на лыжах.
Приемами преодоления на лыжах спусков, подъемов, буреломов и снежной целины.
Навыками движения по шоссе, травянистым склонам.
уметь:
-
Выполнять различные обязанности в походе.
-
Правильно двигаться по лесным тропам.
-
Развести костер.
-
Оказать первую медицинскую помощь при потертостях и мозолях.
-
Переправляться маятником через овраг.
-
Укладывать рюкзак.
-
Определять по компасу стороны горизонта.
Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие кабинета, оснащенного необходимым оборудованием для теоретических занятий с группой (мебель, доска, медиапроектор), спортивного зала, видеокамеры, фотоаппарата, секундомера.
Для подготовки и проведения походов, участия в туристических соревнованиях необходимо следующее туристическое снаряжение:
-
бивуачное снаряжение (палатки, спальники, карематы, пила, топоры, котлы и т.д.);
-
специальное снаряжение для лыжного туризма (лыжи, палки, зимний шатер, печка);
-
специальное снаряжение для ориентирования (компаса, призмы).
Для проведения учебно-практических занятий потребуются:
-
канцелярские товары;
-
методическая литература;
-
наглядные и раздаточные материалы;
-
картографические материалы;
-
видео и фонотека;
-
аптечка.
Литературы
-
Закон Свердловской области о туризме и туристской деятельности. 1999.
-
Белкин А.С.. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
-
Жуков И.Н. Игра и детское движение. М., 1992.
-
Ильичев А.. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск, 1996.
-
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. туристический клуб школьников. М., 2004
-
Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М., 1997.
-
Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристических путешествиях. М., 2003
-
Митраков В.К.. Калейдоскоп туристских игр. Михайловка, 2000.
-
Словарь юного туриста. М.,2003.
-
Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей: Спортивный туризм. Советский спорт, 2003.
-
Спортивный туризм: туристическое многоборье. М., 2003.
-
Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М., 2004
Сведения об авторе
Ф.И.О. составителя: Селезнева Эллина Сергеевна.
Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3».
Должность: учитель биологии
Образование: Нижнетагильский государственный педагогический
институт, 1985, учитель химии и биологии.
Педагогический стаж: 27 года.
Квалификационная категория: первая,
Домашний адрес: Свердловская область, город Качканар,
10 микрорайон, дом 32, квартира 52.
Телефон рабочий: 2-19-52
Аннотация
Программа «Юный турист» рассчитана на дополнительное образование детей 12-14 лет средствами спортивного туризма.
Срок реализации программы 1 год.
Программа направлена на повышение технического и тактического мастерства учащихся, развитие качеств, присущих туристу-спортсмену: активной жизненной позиции, адекватного восприятия окружающего и стремления к самосовершенствованию.
Программа является комплексной образовательно-оздоровительной программой, основанной на занятиях самым содержательным видом спорта - туризмом.
Занятия туризмом позволяют связать умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, прививают любовь к знаниям, способствуют приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.
Учащиеся, прошедшие курс подготовки по программе «Юный турист», смогут в дальнейшем успешно заниматься этим спортом в других туристических объединениях.
11