Программа курса дополнительного образования Юный турист

Программа «Юный турист» рассчитана на дополнительное образование детей 12-14 лет средствами спортивного туризма. Срок  реализации программы 1 год.    Программа направлена на повышение технического и тактического мастерства учащихся, развитие качеств, присущих туристу-спортсмену: активной жизненной позиции, адекватного восприятия окру­жающего и стремления ксамосовершенствованию. Программа является комплексной образовательно - оздоровительной, основанной на занятиях самым содержательным видом спор...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Качканарского городского округа



Утверждена

педагогическим советом

Протокол №1 от 27.08.2014

Приказ №212 от 31.08.2014

Директор школы

________________________

Н.И.Сафронова





Программа курса дополнительного образования Юный турист

Программа дополнительного образования детей 12 - 14 лет

Срок реализации - 1 год



Составитель:

Селезнева Элина Сергеевна,

учитель биологии,

I квалификационная категория










Качканар - 2014г.

Пояснительная записка


За последние годы в нашей стране сформировалось уникальное движение - самодеятельный спор­тивный туризм, не имеющее аналогов в мировой и отечественной практике. Его уникаль­ность состоит в органичном сочетании духовных, спортивных и познавательных потребнос­тей человека. К настоящему времени Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» установлена приоритетность самодеятельного туризма в государственной политике страны (статья 4). Самодеятельный туризм - это здоровый образ жизни человека, а не просто хобби или способ самооздоровления. Увлечение самодеятельным туризмом имеет глубокие корни в российской истории. Все аспекты туристского путешествия - это полная аналогия традиций и устремлений, посещавших русских путешественников-землепроходцев, т.е. данное увлечение - довольно характерная национальная черта.

Самодеятельный туризм - явление комплексное, он развивает человека в таких направлениях, как:

  • духовная сфера - развитие высоких человеческих качеств, необходимых в экстремальных условиях походной жизни;

  • познавательные аспекты, включая совершенствование экологической культуры человека;

  • самоутверждение личности, включая спортивные и иные достижения;

  • оздоровительный эффект - естественное благотворное влияние природной среды.

Вся деятельность человека в самодеятельном туризме естественна и натуральна, т.к. охватывает весь первобытный комплекс действий и поступков человека. Поэтому в настоящее время самодеятельный туризм является наиболее эффективной системой занятий, компенсирующей недостатки городской среды обитания.

В условиях современного стрессового пространства самодеятельный туризм автоматически создает внутри себя школу по самовыживанию.

Самодеятельный туризм - это наиболее современная технология продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах.

По сравнению с физической культурой и спортом туризм почти не обеспечен достаточным количеством подготовленных кадров, способных осуществлять организационные функции на различных уровнях управления и самоуправления. Поэтому воспитание квалифицированных туристских общественных кадров, имеющих хорошую техническую, физическую, методическую и морально-волевую подготовку для ведения туристской работы в городе в настоящее время является актуальным.

Данная программа направлена на развитие у ребят качеств, присущих туристу-спортсмену: активной жизненной позиции, адекватного восприятия окру­жающего и стремления к самосовершенствованию. Программа является комплексной образовательно-оздоровительной программой, основанной на занятиях самым содержательным видом спорта - туризмом. Занятия туризмом позволяют связать умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, прививают любовь к знаниям, способствуют приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.

Основные цели программы:

  • привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям туризмом,

  • целенаправленное совершенствование личностных качеств у учащихся,

  • содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

Основные задачи программы:

  1. Образовательные:

  • теоретическая подготовка по видам туризма - пеший, водный, лыжный, горный, спортивное ориентирование;

  • овладение техникой и тактикой пешего, водного, лыжного, горного туризма и спортивного ориентирования;

  • овладение техникой и приемами оказания первой медицинской помощи;

  • овладение техникой оформительских работ;

  • овладение навыками туристского быта;

  • углубление и расширение краеведческих знаний, полученных в школе.

  1. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе,

  • эстетическое воспитание,

  • морально-волевое воспитание,

  • развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся, самостоятельности и инициативы.

  1. Оздоровительные:

  • общая и специальная физическая подготовка, закаливание организма.

Программа является составительской. При разработке использовались программы: «Спортивное ориентирование» Воронова Ю.С. и Константинова Ю.С., «Подготовка судей соревнований по туризму» Константинова Ю.С., «Школа туризма» Лыхина А.Н., «Детский туристический клуб» Басова Л.М.. Программы перерабатывались с учетом специфики работы школьного туристического клуба, а также социального запроса воспитанников (желание заниматься разнообразными видами туризма).

По содержанию программа имеет интегрированный характер, т.к. клубе организуется одновременно несколько видов деятельности, нет узкоспециализированного характера занятий.

Продолжительность реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

В отличие от типовых программ для туристских кружков новизна данного курса состоит в предоставлении учащимся широкого спектра видов деятельности в области туризма и спорта, где ребенок может выбрать занятие по душе. При этом дополнительное кадровое обеспечение не требуется.

Обучение начинается с 12-летнего возраста. Именно в этом возрасте ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность, у них активно развиваются познавательные и коммуникативные навыки. Центром социальной ситуации развития становится педагог. При овладении навыками начальной туристкой подготовки немаловажную роль играет дисциплина и соблюдение техники безопасности. Поэтому безусловный авторитет педагога у семилетних детей сыграет положительную роль в организации образовательного процесса.

В 13 - 14 лет усиливается влияние сверстников, охотно проявляется инициатива, интенсивно развивается логическая память и мышление. Ведущей деятельностью у детей этого возраста является общение в учебной и других видах деятельности. Поэтому занятие туризмом будет обеспечивать условия для общения подростков, самоутверждения личности, явится противовесом асоциальным группировкам.

Данная программа составлена в соответствии с «Законом об образовании», «Конвенции о правах ребенка», Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и законом Свердловской области «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области».

Структуру учебного процесса составляют теоретические и практические занятия дополняющие друг друга и формирующие необходимые знания, умения и навыки. Теоретические занятия проводятся с использованием различных методов: устное изложения материала (рассказ, объяснение), беседа, демонстрация результатов экскурсий и наблюдений, самоподготовка. Практические занятия - это конкурсы, викторины, подготовка к походам, соревнованиям, изготовление фотогазет, оформление фотолетописи объединения, занятия в спортивном зале. Комбинированные занятия - это походы различной продолжительности и сложности, тренировки, экскурсии, участие в туристских слетах и соревнованиях.

Во всей учебной деятельности сочетаются групповая и индивидуальная работа с учащимися. Принцип обучения - от простого к сложному.

Принципиальной особенностью процесса обучения является единство теории и практики, когда теоретический материал излагается небольшими частями и сразу же закрепляется на практике. Это способствует за короткий срок выработать не только умения, но и навыки, что в свою очередь позволяет прогрессивно заниматься по видам туризма, при этом сохранять высокий интерес ко всем занятиям у детей.

В систему подготовки и воспитания туристов включены физи­ческая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая подготовка. В раз­деле "физическая подготовка" подразумеваются занятия упражнениями и тренировки, как в туризме, так и в других видах спорта, дополняющих физическую подготовку туриста.

Техническая подготовка включает в себя овладение приемами разнообразной техники передви­жения и страховки в различных видах туризма.

Тактическая подготовка предполагает овладение искусством наиболее целесообразного использования возможностей туриста при проведении похода, преодолении рельефа.

Теоретическая подготовка должна обогащать и расширять знания учащихся в области туризма и спорта.

Под психологической подготовкой имеется в виду направленный процесс комплексного развития и совершенствования определенных психических функций, способностей и качеств, необходимых учащемуся для достижения успеха в спортивной туристской деятельности.

Кроме того, в подготовку юного туриста включается обучение элементарным навыкам оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшему и транспортировки его в условиях похода с помощью специальных приемов и средств.

Отдельным блоком в программе указана работа, направленная на группообразование, то есть на создание в коллективе благоприятных условий для образования и общения.

На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы должны научиться:

  • составлять план путешествия, разрабатывать маршрут;

  • фиксировать наблюдения;

  • проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;

  • вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

  • ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • устанавливать палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Контроль результата образовательной деятельности осуществляется через зачеты, участие в соревнованиях по различным видам туризма.

План занятий построен так, чтобы перед учащимися всегда стояла ближайшая и доступная цель - экскурсия к интересному объекту, поход, участие в соревновании.

Данная программа предполагает привлечение родителей к работе туристического клуба. Взаимодействие педагога, детей и родителей возможно через следующие формы работы:

  • совместные походы;

  • участие родителей в тематических вечерах;

  • участие родителей в соревнованиях по туризму.

Учебно-тематический план


№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

В т.ч.

теории

В т.ч.

практики

1.

Организационное занятие.

1

1

-

2.

Физическая подготовка:

2.1. Тестирование физических возможностей организма.

2.2. Общая физическая подготовка:

  • упражнения для развития мышц

  • гимнастика

  • спортивные подвижные игры


1



1

1

1


-



-

-

-


1



1

1

1

Итого по разделу «Физическая подготовка»

4

-

4

3.

Организация и проведение походов:

3.1. Типы походов по видам туризма и по сложности. Правила поведения в походе.

3.2. Распределение обязанностей в походе, дежурство.

3.4. Подготовка и проведение похода выходного дня.


1


1


8



1


1


-


-


-


8

Итого по разделу «Организация и проведение походов:

10

2

8

4.

Медицинская подготовка.

1

0,5

0,5

5.

Движение на маршруте.

1

1

-

6

Преодоление естественных препятствий.

1

-

1

7.

Туристское снаряжение. Туристские биваки.

2

1

1

8.

Ориентирование:

8.1. Значение ориентирования для туриста

8.2. Условные топографические знаки.

8.3. Основные действия ориентирования.

8.4. Компас, виды, устройство.

Определение сторон горизонта.


0,5

1

1

0,5

1


0,5

0,5

-

0,5

-


-

0,5

1

-

1

Итого по разделу «Ориентирование»

4

1,5

2,5

9.

Узлы:

10.1 Сфера применения.

10.2. Техника вязания узлов.

3

1

2

1

1

-

2


2

Итого по разделу «Узлы»

3

1

2

10.

Питание в походе.

1

1

-

12.

Краеведение:

12.1.Туристские возможности окрестностей Качканара. Животный и растительный мир Урала (окрестностей Качканара).

12.2. Экскурсия в городской краеведческий музей.


1



1


1



-


-



1

Итого по разделу «Краеведение»

2

1

1

13.

Подготовка к соревнованиям по туризму

4

-

4

Итого:

34

9

25


Содержание курса


1. Организационное занятие. 1 ч.

Знакомство с планом работы на год. Обсуждение режима занятий. Законы юных туристов. Техника безопасности на занятиях в клубе и на местности.

2. Физическая подготовка. 4 ч.

Тестирование физических возможностей организма. Входная и итоговая диагностика каждого воспитанника по следующим параметрам: тестовые забеги, тестирование сил мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств.

Общая физическая подготовка. Упражнения для развития мышц упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса, ног, шеи и туловища. Гимнастика. Упражнения на гимнастической стенке, на скамейке, упражнения с предметами. Спортивные подвижные игры (эстафеты, футбол, пионербол)

3. Организация и проведение походов. 10 ч.

Типы походов по видам туризма и по сложности. Походы выходного дня, степенные и категорийные походы. Правила поведения в походе. Соблюдение правил техники безопасности. Выполнение указаний и рекомендаций руководителя и инструкторов. Распределение обязанностей в походе. Дежурство в походе: обязанности, очередность.

Подготовка и проведение похода выходного дня.

4. Медицинская подготовка. 1 ч.

Личная гигиена. Предупреждение травматизма. Потертости и мозоли.

5. Движение на маршруте. 1 ч.

Организация движения. Движение по шоссе. Движение по травянистым склонам. Движение по тропам.

6. Преодоление естественных препятствий. 1 ч.

Переправа маятником через ручей (овраг). Преодоление бурелома и снежной целины.

7. Туристское снаряжение. Туристские биваки. 2 ч.

Личное снаряжение в пеший поход (однодневный). Личное снаряжение в однодневный лыжный поход. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. Посуда. Личные «мелочи». Уход за личным снаряжением. Действия группы по прибытии на бивак (организация бивачных работ). Вопросы гигиены на биваке. Виды костров. Работа у костра.

8. Ориентирование. 4 ч.

Значение ориентирования. Условные топографические знаки. Разновидности и подгруппы. Изображение на картах. Основные действия ориентирования. Компас, виды, устройство. Разновидности компасов. Цена деления. Определение сторон горизонта по компасу.

9. Узлы. 3 ч.

Сфера применения. Виды узлов по функциональности. Техника вязания узлов (прямой, стремя на опоре, простой и двойной проводники, схватывающий, восьмерка, встречный, встречная восьмерка).

10. Питание в походе. 1 ч.

Организация питания. Два варианта питания: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Техника безопасности и правила санитарии при приготовлении пищи на костре. Посуда для приготовления и употребления пищи. Разновидности котлов. Правила транспортировки посуды и уход за ней. Простейшие походные рецепты. Приготовление напитков, нормы расхода продуктов для данных блюд.
11. Краеведение. 2 ч.

Туристские возможности окрестностей Качканара. Понятие о природных и геологических памятниках. Сведения о горе Качканар, скале Луковята, реках, протекающих по территории города. Просмотр фото и видеоматериалов. Животный и растительный мир Урала (окрестностей Качканара). Сбор гербариев. Викторина «Мир вокруг нас». Экскурсия в городской краеведческий музей.

12. Подготовка к соревнованиям по туризму. 4 ч.

Осенний туристический слет. Соревнования по летнему ориентированию. Личное первенство по технике лыжного туризма. Зимний туристический слет. Соревнования по зимнему ориентированию. Личное первенство по технике пешего туризма.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате освоения данной программы

учащиеся должны знать:

  • Законы юных туристов.

  • Правила техники безопасности на занятиях и в походе.

  • Типы походов по видам и по сложности.

  • Правила личной гигиены в походах.

  • Виды рюкзаков.

  • Условные топографические знаки.

  • Природные и геологические памятники окрестностей Качканара.

  • Растения и животных окрестностей.

владеть:

Техникой передвижения на лыжах.

Приемами преодоления на лыжах спусков, подъемов, буреломов и снежной целины.

Навыками движения по шоссе, травянистым склонам.

уметь:

  • Выполнять различные обязанности в походе.

  • Правильно двигаться по лесным тропам.

  • Развести костер.

  • Оказать первую медицинскую помощь при потертостях и мозолях.

  • Переправляться маятником через овраг.

  • Укладывать рюкзак.

  • Определять по компасу стороны горизонта.








Методическое обеспечение


Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие кабинета, оснащенного необходимым оборудованием для теоретических занятий с группой (мебель, доска, медиапроектор), спортивного зала, видеокамеры, фотоаппарата, секундомера.

Для подготовки и проведения походов, участия в туристических соревнованиях необходимо следующее туристическое снаряжение:

  • бивуачное снаряжение (палатки, спальники, карематы, пила, топоры, котлы и т.д.);

  • специальное снаряжение для лыжного туризма (лыжи, палки, зимний шатер, печка);

  • специальное снаряжение для ориентирования (компаса, призмы).

Для проведения учебно-практических занятий потребуются:

  • канцелярские товары;

  • методическая литература;

  • наглядные и раздаточные материалы;

  • картографические материалы;

  • видео и фонотека;

  • аптечка.

Литературы


  1. Закон Свердловской области о туризме и туристской деятельности. 1999.

  2. Белкин А.С.. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

  3. Жуков И.Н. Игра и детское движение. М., 1992.

  4. Ильичев А.. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск, 1996.

  5. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. туристический клуб школьников. М., 2004

  6. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М., 1997.

  7. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристических путешествиях. М., 2003

  8. Митраков В.К.. Калейдоскоп туристских игр. Михайловка, 2000.

  9. Словарь юного туриста. М.,2003.

  10. Смирнов Д.В. Программы дополнительного образования детей: Спортивный туризм. Советский спорт, 2003.

  11. Спортивный туризм: туристическое многоборье. М., 2003.

  12. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М., 2004

Сведения об авторе



Ф.И.О. составителя: Селезнева Эллина Сергеевна.

Место работы: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3».

Должность: учитель биологии

Образование: Нижнетагильский государственный педагогический
институт, 1985, учитель химии и биологии.

Педагогический стаж: 27 года.

Квалификационная категория: первая,

Домашний адрес: Свердловская область, город Качканар,
10 микрорайон, дом 32, квартира 52.

Телефон рабочий: 2-19-52


Аннотация


Программа «Юный турист» рассчитана на дополнительное образование детей 12-14 лет средствами спортивного туризма.

Срок реализации программы 1 год.

Программа направлена на повышение технического и тактического мастерства учащихся, развитие качеств, присущих туристу-спортсмену: активной жизненной позиции, адекватного восприятия окру­жающего и стремления к самосовершенствованию.

Программа является комплексной образовательно-оздоровительной программой, основанной на занятиях самым содержательным видом спорта - туризмом.

Занятия туризмом позволяют связать умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание, прививают любовь к знаниям, способствуют приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы, формированию мировоззрения, социальной и профессиональной ориентации, духовному и физическому развитию.

Учащиеся, прошедшие курс подготовки по программе «Юный турист», смогут в дальнейшем успешно заниматься этим спортом в других туристических объединениях.

11

© 2010-2022