Рабочая программа по физической культуре 10 класс

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха Москва, «Просвещение», 2012, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура» 10-11 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., «Просвещение», 2011

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Физическая культура» является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.

Освоение учебного предмета «Физическая культура» (физкультурная деятельность) осуществляется не только на уроках физической культуры, но и в процессе физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, спортивных соревнований, физкультурных праздниках, занятий в спортивных секциях.

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.

Цель образования в средней (полной) школе - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.

Задачи:

- содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;

- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

- дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значение занятий физической культурой для будущий трудовой деятельности, выполнении функции отцовства, подготовку к службе в армии;

-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая, техническая и физическая подготовка старшеклассников.

Место предмета «физическая культура» в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «физическая культура» в 10 классе из расчета 3 часа в неделю. Данная программа разработана для учащихся 10-х классов (юноши) со средним уровнем физической подготовленности, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.

Формы организации учебного процесса, формы контроля.

В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно запланировать контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения двигательными навыками для корректировки обучения в конце периода изучения какого-то раздела и для оценки эффективности овладения навыком.

Контроль и оценка на занятиях используется для того, чтобы закрепить потребность юношей к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Оценивая достижения учеников по физической подготовке важно ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.

Система оценивания учащихся.

Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.

Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.

К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.

Учебно-тематический план

Учебные разделы и темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Контроль

  1. Знания о физической культуре



  1. Способы физкультурной деятельности


  1. Физическое совершенствование



78ч

18ч

Итого:

81ч

18ч

Всего часов:

105ч


Содержание программы

Знания о физической культуре (4 часа).

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентиры индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движение. Основные формы и виды физических упражнений. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом

Способы деятельности (5 часов)

Планирование индивидуальных занятий физическими упражнениями, оценка самочувствия по внешним показателям и внутренним ощущениям, тестирование уровня физического развития, физической подготовленности.

Физическое совершенствование (96часов)

Легкая атлетика (20 часов): Совершенствование техники спринтерского и длительного бега, бег с преодолением препятствий, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях.

Гимнастика (17 часов) с основами акробатики: углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнений. Лазание по канату. На занятиях используются новые элементы художественной гимнастики с предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами; материал содержащий упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствующий развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.

Спортивные игры (21 час)

Баскетбол: элементы перемещений, остановок, поворотов, владение мячом: ловля, передачи, ведение, броски и др., защитные действия, технико-тактические взаимодействия в нападении и защите.

Волейбол: Совершенствование техники: перемещений, остановок, поворотов и стоек;

приема и передач мяча; подач мяча; нападающего удара; защитных действий. Отработка тактических игровых комбинаций и совершенствование техники игровых действий. Волейбол по правилам.

Лыжные гонки (17 часов): прохождение тренировочных дистанций, используя переход с хода на ход (попеременный, одновременный, коньковый) в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок:;распределение сил, лидирование, финиширование, обгон и др. Передвижение на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции до 7 км.

Комплексы упражнений из современных спортивно-оздоровительных систем (6 часов). Атлетическая гимнастика - физические упражнения локального воздействия с отягощениями и без отягощений на основные мышечные группы; комплексы упражнений на тренажерах.

Технико-тактические действия в избранном виде спорта (9 часов)

Баскетбол: Отработка тактических игровых комбинаций и совершенствование техники игровых действий. Баскетбол по правилам.

Интегрированная подготовка, развитие физических качеств. (6 часов)

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:

В результате освоения Обязательного минимумом содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны:

Объяснять:

  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и причины современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире;

  • роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • особенности основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями;

  • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

  • особенности самообучения двигательным действиям, развития физических способностей на занятиях физической культурой;

  • особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями;

  • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;

  • организация и проведение самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • экипировка и использование спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

  • самостоятельные занятия физическими упражнениями;

  • контроль за индивидуальным физическим развитием, физической подготовленностью, физической работоспособностью;

  • приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

  • судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять

  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

  • планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

  • эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

юноши

Скоростные

Бег 30м

Бег 100м

5.0

14.3

Силовые

Подтягивание из виса на перекладине

Прыжок в длину с места

12 раз

215 см

Выносливость

Кроссовый бег на 3 км

12 мин 50 сек

Двигательные умения, навыки и способности:

В метании - метать различные по массе и форме снаряды с места и полного разбега на дальность и на меткость мячи, гранаты.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 5 элементов на брусьях и перекладине, опорный прыжок ноги врозь через коня в длину, выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок, стойку на руках, переворот боком и другие раннее освоенные элементы; лазать по канату без помощи ног и с помощью ног на скорость.

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия в спортивных играх (волейбол, баскетбол).

физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

В лыжных гонках: проходить тренировочные дистанции с использованием различных лыжных ходов.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни, осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль физического состояния.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по легкой атлетике, футболу, волейболу и баскетболу, приобрести навыки в судействе и организации соревнований.





Список литературы:

  1. Лях В.И. Учебник «Физическая культура» 10-11 классы. М., «Просвещение», 2011, дидактический материал.

  2. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. М., «Просвещение», 2002

  3. Лях В.И., Зданевич А.А. Рабочие программы физическая культура 1-11 классы. В., «Учитель», 2010

  4. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. - М. «Дрофа», 2001

  5. Матвеев А.П. Примерные программы среднего (полного) общего образования Физическая культура. - М., «Просвещение», 2008

  6. Городничева Н.Я. Врачебно-педагогический контроль физическим воспитанием школьников. Тобольск, 2006

  7. Мишенькина В.Ф. Волейбол. Баскетбол. Омск, 1998

  8. Черкасов В.В. Метание: техника и методика обучения. Тобольск, 1997

  9. Чернов В.А. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Тобольск, 1997

  10. Журнал «Физическая культура в школе».

  11. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 класс. - М., «Дрофа», 2003

  12. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., «Просвещение», 2012


© 2010-2022