- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 10 класс
Рабочая программа по физической культуре 10 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пшеничный А.О. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха Москва, «Просвещение», 2012, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура» 10-11 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., «Просвещение», 2011
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Физическая культура» является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Освоение учебного предмета «Физическая культура» (физкультурная деятельность) осуществляется не только на уроках физической культуры, но и в процессе физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, спортивных соревнований, физкультурных праздниках, занятий в спортивных секциях.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Цель образования в средней (полной) школе - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
- дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
- формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значение занятий физической культурой для будущий трудовой деятельности, выполнении функции отцовства, подготовку к службе в армии;
-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.
Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая, техническая и физическая подготовка старшеклассников.
Место предмета «физическая культура» в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «физическая культура» в 10 классе из расчета 3 часа в неделю. Данная программа разработана для учащихся 10-х классов (юноши) со средним уровнем физической подготовленности, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
Формы организации учебного процесса, формы контроля.
В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и индивидуальный. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса нужно запланировать контрольные упражнения. Они выполняются по ходу овладения двигательными навыками для корректировки обучения в конце периода изучения какого-то раздела и для оценки эффективности овладения навыком.
Контроль и оценка на занятиях используется для того, чтобы закрепить потребность юношей к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Оценивая достижения учеников по физической подготовке важно ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения (сдвиги) в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Система оценивания учащихся.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни, способствует приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Учебно-тематический план
Учебные разделы и темы
Кол-во часов
Теория
Практика
Контроль
-
Знания о физической культуре
4ч
-
Способы физкультурной деятельности
2ч
3ч
-
Физическое совершенствование
78ч
18ч
Итого:
6ч
81ч
18ч
Всего часов:
105ч
Содержание программы
Знания о физической культуре (4 часа).
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентиры индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движение. Основные формы и виды физических упражнений. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом
Способы деятельности (5 часов)
Планирование индивидуальных занятий физическими упражнениями, оценка самочувствия по внешним показателям и внутренним ощущениям, тестирование уровня физического развития, физической подготовленности.
Физическое совершенствование (96часов)
Легкая атлетика (20 часов): Совершенствование техники спринтерского и длительного бега, бег с преодолением препятствий, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях.
Гимнастика (17 часов) с основами акробатики: углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнений. Лазание по канату. На занятиях используются новые элементы художественной гимнастики с предметами: скакалкой, обручем, мячом, булавами; материал содержащий упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствующий развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.
Спортивные игры (21 час)
Баскетбол: элементы перемещений, остановок, поворотов, владение мячом: ловля, передачи, ведение, броски и др., защитные действия, технико-тактические взаимодействия в нападении и защите.
Волейбол: Совершенствование техники: перемещений, остановок, поворотов и стоек;
приема и передач мяча; подач мяча; нападающего удара; защитных действий. Отработка тактических игровых комбинаций и совершенствование техники игровых действий. Волейбол по правилам.
Лыжные гонки (17 часов): прохождение тренировочных дистанций, используя переход с хода на ход (попеременный, одновременный, коньковый) в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок:;распределение сил, лидирование, финиширование, обгон и др. Передвижение на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции до 7 км.
Комплексы упражнений из современных спортивно-оздоровительных систем (6 часов). Атлетическая гимнастика - физические упражнения локального воздействия с отягощениями и без отягощений на основные мышечные группы; комплексы упражнений на тренажерах.
Технико-тактические действия в избранном виде спорта (9 часов)
Баскетбол: Отработка тактических игровых комбинаций и совершенствование техники игровых действий. Баскетбол по правилам.
Интегрированная подготовка, развитие физических качеств. (6 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:
В результате освоения Обязательного минимумом содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны:
Объяснять:
-
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и причины современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире;
-
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
-
особенности основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями;
-
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
-
особенности самообучения двигательным действиям, развития физических способностей на занятиях физической культурой;
-
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями;
-
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
-
личной гигиены и закаливания организма;
-
организация и проведение самостоятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
-
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
-
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
-
экипировка и использование спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
-
самостоятельные занятия физическими упражнениями;
-
контроль за индивидуальным физическим развитием, физической подготовленностью, физической работоспособностью;
-
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
-
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
-
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять
-
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
-
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
-
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
-
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
-
дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические способности
Физические упражнения
юноши
Скоростные
Бег 30м
Бег 100м
5.0
14.3
Силовые
Подтягивание из виса на перекладине
Прыжок в длину с места
12 раз
215 см
Выносливость
Кроссовый бег на 3 км
12 мин 50 сек
Двигательные умения, навыки и способности:
В метании - метать различные по массе и форме снаряды с места и полного разбега на дальность и на меткость мячи, гранаты.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 5 элементов на брусьях и перекладине, опорный прыжок ноги врозь через коня в длину, выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок, стойку на руках, переворот боком и другие раннее освоенные элементы; лазать по канату без помощи ног и с помощью ног на скорость.
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия в спортивных играх (волейбол, баскетбол).
физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
В лыжных гонках: проходить тренировочные дистанции с использованием различных лыжных ходов.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни, осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль физического состояния.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по легкой атлетике, футболу, волейболу и баскетболу, приобрести навыки в судействе и организации соревнований.
Список литературы:
-
Лях В.И. Учебник «Физическая культура» 10-11 классы. М., «Просвещение», 2011, дидактический материал.
-
Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. М., «Просвещение», 2002
-
Лях В.И., Зданевич А.А. Рабочие программы физическая культура 1-11 классы. В., «Учитель», 2010
-
Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. - М. «Дрофа», 2001
-
Матвеев А.П. Примерные программы среднего (полного) общего образования Физическая культура. - М., «Просвещение», 2008
-
Городничева Н.Я. Врачебно-педагогический контроль физическим воспитанием школьников. Тобольск, 2006
-
Мишенькина В.Ф. Волейбол. Баскетбол. Омск, 1998
-
Черкасов В.В. Метание: техника и методика обучения. Тобольск, 1997
-
Чернов В.А. Организация и проведение соревнований по баскетболу. Тобольск, 1997
-
Журнал «Физическая культура в школе».
-
Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 класс. - М., «Дрофа», 2003
-
Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., «Просвещение», 2012