Программа кружкового объединения «Юный исследователь в ДОУ»

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.  В 2013-2014 учебном году на педагогическом совете мы принимаем решение, что приоритетным направлением нашей работы будет именно проектно-исследовательская  деятельность      дошкольников. Я являюсь руководителем творческой группы  «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ  как о...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружкового объединения «Юный исследователь в ДОУ»Программа кружкового объединения «Юный исследователь в ДОУ»Программа кружкового объединения «Юный исследователь в ДОУ»Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 комбинированного вида

Усть-Катавский городской округ

456040 г. Усть-Катав МКР-1 д. № 8, ИНН 7419003429, тел. 3-13-71, 3-06-90

Рассмотрена и одобрена на

заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.13.


Утверждаю

Заведующий МКДОУ д/с № 13

______________ Т.В.Тюкова







Программа кружкового объединения

«Юный исследователь»


Разработчик: Бахарева Лидия Ивановна,

воспитатель логопедической группы,

высшая квалификационная категория.


Срок реализации программы: 1 год


Возраст детей: средняя логопедическая

группа


2013 год

Содержание


  1. Пояснительная записка

1.1. Концепция…………………………………………………………….….... 3

1.2. Актуальность, преемственность между двумя ступенями образования -

  1. дошкольной и начальной…………………………………………….....…..3

1.3.Новизна……………………………….…………………………..….............5

1.4. Цель, задачи………………………………………………………….…..….5

    1. 1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы……….…..….....5

    2. 1.6. Принципы, направления, правила работы………………………………...6

    3. 1.7. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса…...7

    4. 1.8. Ожидаемые результаты…………………….……………………………....7

  1. Примерное перспективное планирование.……………………………………………………....7

  2. Организация исследовательской деятельности воспитанников

3.1.Примерный алгоритм проведения экспериментирования…………..…..10
3.2.Примерная структура экспериментирования…………………….……….10

  1. Дидактический материал и техническое оснащение ……………….………..10

  2. Диагностика …………………………………………………………………......11

  3. Взаимодействие с родителям.………………………………………………....14

7. Список литературы……………………………………………………………....16


















Пояснительная записка

  1. 1.1. Концепция программы

Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мной была разработана программа кружкового объединения «Юный исследователь», направленная на развитие поисково - познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.

Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

Программа разработан на основе программ:

  • "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова;

  • «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир;

  • «Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой.

Обучение рассчитано на 3 года, занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут (второй год обучения - 25 минут, третий год обучения - 30 минут). Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится в сентябре и мае.

1.2. Актуальность выбранной темы, преемственность.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

С первого класса ребёнок погружается в присково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему не известно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования - дошкольным и начальным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

1.3. Новизна

Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

1.4. Цель работы кружкового объединения

Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

В реализации данной цели мне помогут следующие задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

1.5. Законодательно-нормативное обеспечение программы:


  • Закон РФ «Об образовании»

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155

  • Устав ДОУ

  • Программа развития ДОУ

  • Положение о работе кружковых объединений

  • Приказ об организации кружковой работы ДОУ

  • Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей.

1.6. Принципы, направления, правила работы

Программа построена на основе следующих принципов:

  • Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

  • Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития

  • Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития

  • Принцип «развивающей интриги»

  • Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

  • Принцип деятельного подхода к развитию личности

  • Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности

  • Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

  • Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

Свою работу я строю по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно - мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы мною были соблюдены следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини - проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование,

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.


1.7. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса


В работе применяются исследовательские методы обучения:

  • Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);

  • Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

1.8. Ожидаемый результат

Каждый воспитанник должен уметь:

  • выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;

  • предложить возможные решения;

  • проверить эти возможные решения;

  • сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

  • применить выводы к новым данным;


  • сделает обобщение.


  1. Примерное перспективное планирование.


Месяц

Тема

Цель

сентябрь

Диагностика детей

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка»

Выявить познавательный интерес детей

Познакомить детей со свойствами песка.

Октябрь

1 неделя

Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха.

Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

2 неделя

«Окрашивание воды»

выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

3 неделя

«Как воду превратить в лед»

познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4 неделя

«Весёлые кораблики»

Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

Развивать наблюдательность.

Способствовать становлению дружеских отношений.

Ноябрь

1 неделя

«Игры с веерами и султанчиками»

познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

2 неделя

«Поиграем с ветерком»

обнаружить движение воздуха в природе.

3 неделя

«Игры с соломинкой»

дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

4 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Декабрь

1 неделя

«Снег, какой он?»

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2 неделя

«Снег. Какой он?»

познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3 неделя

«Как из снега получить воду»

формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 неделя

«Мороз и снег»

закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

3 неделя

«Свойства льда»

познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1 неделя

«Плавает - тонет»

учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 неделя

«Поплывет не поплывет»

развивать представление о весе предметов.

3 неделя

«Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

4 неделя

«Посадка лука»

уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя

«Ткань, ее качества и свойства»

учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя

«Веточка тополя»

наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

4 неделя

«Вот какая пена»

Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя

«Поиграем с тенью»

Познакомить детей с особенностью появления теней.

Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

2 неделя

«Почему тёмный камень теплее?»

Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя

«Сушим платочки»

Познакомить детей с температурой.

Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.

4 неделя

«Весёлые путешественники»

Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.

Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 неделя

«Древесина, ее качества и свойства»

учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2 неделя

Земля и её свойства

Познакомить со свойствами земли

3 неделя

Посадка цветов в клумбу

Познакомить с правилами посева

4 неделя

Игра «Я-юный исследователь»

Диагностика детей по пройденным темам



  1. Организация исследовательской деятельности воспитанников

3.1. Примерный алгоритм проведения экспериментирования


1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

3.2. Примерная структура организации экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.



4. Дидактический материал и техническое оснащение

Основное оборудование:

  • Приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

  • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

  • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);

  • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);

  • разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

  • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

  • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

  • специальную одежду (халаты, головные уборы);

  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

  • карточки-схемы проведения эксперимента;

  • индивидуальные дневники экспериментов;

  • правила работы с материалом.

5.Диагностика

Функции диагностики:


  • выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

  • устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

Результаты мониторинга позволяют:

  • ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

  • уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

  • диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

  • развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

  • воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

  • контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

  • стимулировать результаты деятельности ребенка.

Пользуясь разработанными показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью (таблица 1), заношу данные в таблицу 2.



Таблица 1

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.




Таблица 2

Ф.И.ребёнка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

Абдурахманов Фархад





2

Ахиярдинова Лера





3

Габбасова Азалия





4

Дежин Саша





5

Калинина Даша





6

Муравлёв Илья





7

Мызгин Никита





8

Новиков Кирилл





9

Скоба Яна





10

Соболева Карина





11

Токарева Ангелина





12

Торопова Лада





13

Устьянцев Кирилл





14

Фатахов Ришат





15

Холин Андрей





16

Шатун Софья





17

Шугаепов Эльдар





высокий





средний





низкий











Н.г. с.г.



В диаграмме представлены результаты на начало и конец года. Даже за такой короткий промежуток, мы достигли хороших результатов.

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:

С высоким уровнем развития - 4% - познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним - 54% - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития - 42% Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Дети не проявляют интерес к исследованию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.


  1. Взаимодействие с родителями

Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

  • Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.

  • Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.

  • Совместная деятельность.

Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.

Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.

Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.



итог






7. Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. ; Детство - Пресс, 2008. -128с.

17


© 2010-2022