- Преподавателю
- Физкультура
- Психологическая подготовка юных волейболистов
Психологическая подготовка юных волейболистов
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головецкий Н.М. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
П. КАРЫМСКОЕ"
Утверждаю: директор
МОУ ДОД ДЮСШ п.Карымское
_________ Ю.Ф.Дрянов
«ВОЛЕЙБОЛ»
Психологическая подготовка волейболистов
Составил тренер-преподаватель: Николай Михайлович Головецкий
Карымское 2015
№
СОДЕРЖАНИЕ
№ стр.
1
Введение.
2
2
Основная часть.
3
3
Этап психологической подготовки.
4
4
Заключение
6
Введение.
Требования, предъявленные тем или иным видам спортивной деятельности к человеку, развивают и разные психические функции, волевые качества. Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Основные виды двигательных актов волейболистов - быстрые, перемещения, прыжки, передачи при приеме мяча. Их выполнение связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. На тренировках волейболисту приходиться овладевать многими игровыми приемами в защите и нападении. Сложность игровых действий заключается в том, что этот арсенал технических приемов приходиться применять в различных сочетаниях и условиях, требующих переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по режиму и характеру. Быстрый темп игры ее напряженность, чередование успехов и не удач, готовность к выполнению ответных действий в условиях дефицита времени и ответственность за каждое действие, каждый прием, бурная реакция зала - все это вызывает сильные и разнообразные эмоции игроков. Одни эмоции оказывают положительные действия, другие - отрицательные. Преобладание отрицательных воздействий помогают самообладанию, выдержке, и все основные требования предъявляются к центральной нервной системе.
Психологическая подготовка игроков рассматривается как сложный условно - рефлекторный процесс. Его можно разделить на два этапа: 1. Общая психологическая подготовка, 2. Психологическая подготовка к конкретному соревнованию, матчу. Общая психологическая подготовка осуществляется в полном единении с физической, технической и тактической подготовкой. Психологическая подготовка, рассматривается конкретная команда перед соревнованиями или матчем, с ее минусами и плюсами, с ее возможностями и проигрышами с другими командами.
Волевые качества волейболиста проявляются в его действиях направленных на преодоление трудностей и препятствий. Существуют два вида трудностей: 1. Объективные - обуславливаются особенностями игры. 2. Субъективные - особенностями личности спортсмена.
Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист - это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.
Целеустремленность и настойчивость. Эти качества выражаются в активном и в неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства в трудолюбии. Прежде всего необходимо выработать у игроков сознательное отношение к овладению техникой и тактикой игры. Заинтересовать этой работой, поставить перед игроками конкретные задачи на определенный срок с тем, что бы непременно решить их. На занятиях следует включать различные упражнения, по сложности и трудности и обязательно контролировать их выполнение.
Выдержка и самообладание. Эти волевые качества необходимы волейболистам для успешного преодоления неблагоприятных эмоциональных состояний: Чрезмерной возбудимости, растерянности, подавленности, для преодоления нарастающего утомления. Что бы преодолеть утомление и болевые ощущения, следует добиваться точного выполнения любого задания. Развивать специальную выносливость, тренироваться и играть в усложненных условиях. Особое значение имеет воспитание у игроков чувство дружбы и товарищества, умение подчинить личные интересы - интересам коллектива.
Решительность и смелость. Эти качества выражаются в способности своевременно находить и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры, смело принимать на себя ответственность, вступать в единоборство. Включение в тренировочный процесс: футбол, баскетбол, акробатические упражнения, выполнение которых связаны с риском и требуют преодоления боязни, колебаний, поможет развить у волейболистов решительность и смелость.
Инициативность. Инициативный игрок является организатором, ведет за собой команду, который не подается постороннему, нежелательному влиянию.
Дисциплинированность. Выражается в умении игрока подчинить свои действия задачам коллектива, плану действия всей команды.
Игроки которые демонстрируют высокое мастерство на тренировках, а в игре бывают не узнаваемы. Подобная трансформация может быть вызвана как напряжением, так и наоборот, апатией перед игрой. Эти состояния принято называть предстартовыми. Их можно подразделить на четыре основных вида: 1. Боевая готовность. 2. Лихорадка. 3. Апатия. 4. Самоуспокоенность.
Самое благоприятным является состояние боевой готовности, оно характеризуется активным стремлением к победе, уверенностью в свои силы, обострением восприятия, внимания, мышления, памяти.
Состояние предигровой апатии: пониженная возбудимость, сонливость, отсутствие желания участвовать в игре, упадок сил, резкое ослабление восприятия и внимания, скованность движений, состояние угнетенности, необщительностью, бледность, холодный пот, неверие в свои силы.
Состояние самоуспокоенности характеризуется отсутствием готовности к волевым напряжениям, переоценкой своих сил и возможностей, недооценкой сил соперника, важности игры.
Работая тренером-преподавателем и учителем физической культуры я пришел к выводу, что на ряду с физической, технической и тактической подготовками нужно очень много заниматься психологической подготовкой игроков и команды в целом.
Можно подготовить команду в физическом, техническом отношении, заниматься тактической подготовкой, но если в команде плохо поставлена морально-волевая подготовка, эта команда всегда может проиграть команде намного слабее ее.
Я несколько раз наблюдал, что команды юношей которые выигрывают первенство края, могут проиграть команде взрослых мужчин, которых волейболу никто не учил (любители), потому что мужики заводные с характером, здесь свою роль играет психологический фактор, который намного выше в любой игре.
Для развития бойцовских качеств нужна продуманная система в психологической подготовке. Ее можно разбить примерно так: 1. Различные игровые, соревновательные упражнения по физической, технической, тактической подготовке (особенно где в плане идет интегральная подготовка). 2. Игровая практика двухсторонние игра на тренировках, товарищеские встречи с командами своего возраста, с командами старше на 1-2 года, мужскими командами.
На данный момент все зависит от финансовых возможностей донного коллектива, да и раньше все дело было в деньгах, но не надо отчаиваться, нужно собрать родителей и убедить их в том что это надо для роста их детей. Придумывать различные турниры, начиная с пляжного волейбола, нужно всегда быть в поиске. Хорошо когда в команду попадают ребята с "характером", тогда в принципе победы уже заранее обеспечены. Трудно когда со слабым характером, вроде бы все при них и рост, координированы будут техника, физические данные не плохие, но нет "спортивной злости", вот тогда все беды для тренера. здесь можно построить такую формулу: состав команды стартовая шестерка, Один холерик - пять сангвиников, Два холерика - четыре сангвиника, Три холерика для команды много, передерутся, много проблем для тренера, пусть лучше один сидит на скамейке запасных и подбадривает ребят. Разводящий лучше сангвиник, потому что хороший разводящий это пол команды или холерик-сангвиник смешанный тип характеров, он к тому же будет "мотором" в команде.
Начинать выполнять игровые, соревновательные упражнения можно с групп начальной подготовки.
Каждый тренер должен разработать свои упражнения, которые он может дать своим ученикам, не надо копировать много упражнений у других тренеров, надо посидеть подумать и придумать "свои" упражнения еще раз подчеркиваю именно "свои" упражнения которые принесут большую пользу вашим воспитанникам.
И в заключении хочу пожелать всем тренерам терпения, побед. А для этого надо с детства учить своих "моторчиков" в команде. У каждого тренера найдутся несколько ребят со спортивной жилкой, которые не любят проигрывать, которые вечно не довольны партнером, спорят с соперниками, ругаются с тренерами. Вот из таких ребят нужно и готовить "моторов" просто тренеру нужно направлять их способности в нужное русло, воспитывать, тренеру нужно их поддерживать и продолжать терпеливо учить, что в них заложено природой. Если тренер планомерно будет включать соревновательные упражнения, начиная с групп начальной подготовки, затем в тренировочных группах, затем игровая практика, то к тому тренеру несомненно придет успех, будут победы у его воспитанников.
7