Физическая культура и культура личности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века и Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашёл широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил своё признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошёл в научный и практический лексикон.

Физическая культура является частью культуры, которая представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В физической культуре находят своё отражение достижения людей в совершенствовании физических, психологических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности человека, и в свою очередь определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека, социальные и биологические основы жизнедеятельности личности.

Оздоровительный и профилактический эффект урока физкультуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилием функций опорно-двигательного аппарата, активизации обмена веществ.

Спорт, вне всякого сомнения-одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт-общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Тем не менее, феномен физической культуры изучен далеко не полностью, хотя проблемы духа и тела ставились ещё в эпоху древних цивилизаций. Физическая культура, как феномен общей культуры очень уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура, с присущим ей дуализмом, может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.

Уроки физической культуры наряду с изобразительным искусством , музыкой постепенно убеждают обучающихся, что человеческое совершенство-одна из прекраснейших ценностей жизни. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни

На уроках физкультуры спортивная, особенно соревновательная деятельность-личностно значима, трудна для каждого ученика. Она требует больших и физических сил. В соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты весь раскрываешься в порыве. Следовательно, уроки физкультуры-могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Специфическая особенность спорта - обязательность соревнований -прямо и наиболее значительно влияет на морально-этическое, нравственное формирование личности.

Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, гибкость, т.е. себя самого, своё умение делать движения быстро, точно, сильно. Спортсмен работает над собой. Спорт - деятельность, где сливаются воедино субъект и объект деятельности. Спортсмен обязательно должен узнать о самом себе как можно больше, точнее и полнее. Это совсем не просто, не всегда интересно, иногда - страшновато. Это работа трудная, кропотливая. Спортсмен занимается самопознанием по необходимости. Без самопознания ему не обойтись. Ведь он объект своего труда. Он учится управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние эмоций. Он делает всё это, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях. Глубже «регулируя» самого себя, человек, безусловно, становится совершеннее. А это, кстати, нужно не только спорту.

Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше. Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через спорт ни у кого сомнений не вызывает.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели. Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их в реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять за решение его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий. Выдержка и самообладание-проявление воли, характеризующееся сохранением явности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияние других неблагоприятных факторов.

Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это качество - целеустремлённость.

Человека, целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. В этом есть определённая сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество.

В спорте легче чем в других видах деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия встречаются спортсменам чаще, чем людям не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека. Воспитание уверенности в себе и в своих силах. В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто.

Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое -что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы, площадки), специальном оборудовании и инвентаре ( легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажёры и т.д).

Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отражённые в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

Каждый человек - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как делает сейчас человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет сознание им той конечной цели, которой он хочет достичь.

Таким образом, становится ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Видно также, что влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

Спорт для человека, им увлечённого,- дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому жизненная самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества. Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире и богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними, переноситься на другие сферы жизни и деятельности.

В последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирование её физической культуры. Основные положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Физическая культура является частью общей культуры человечества. Она вобрала в себя многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоению, развитию и управлению заложенными в него природой физическими и психологическими способностями. Уровень развития этих способностей, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию определяют физическую культуру личности, как одну из граней общей культуры человека. Физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни современного человека.



© 2010-2022