Организация уроков баскетбола для учащихся 6 класса

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баскетбол. 6 класс.

Учащиеся 6 класса на уроках физической культуры при изучении раздела «Баскетбол» должны овладеть следующими умениями и навыками: ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест; ведение мяча шагом и бегом; бросок мяча от плеча после ведения.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении с шагом и сменой мест.

Правила игры в баскетбол разрешают игроку, если он получает мяч, находясь в движении или в конце ведения, делать с мячом не более двух шагов. При ловле мяча и последующей передаче двумя руками в движении не столь существенно, под какую ногу игрок ловит и выпускает мяч из рук. Однако для правильной координации движений при выполнении передачи одной рукой мяч необходимо ловить под одноимённую ногу, т. е. для передачи правой рукой под правую ногу, для передачи левой рукой - под левую ногу.

Уже в самом начале обучения учитель физической культуры должен вести серьёзную работу, позволяющую избежать ряд типичных ошибок. Например, в момент ловли и передачи мяча занимающиеся нередко прыгают вверх, перед ловлей мяча замедляют движение. Учащимся надо объяснить, что выполнение двух шагов с мячом ни по скорости, ни по ритму не должно отличаться от обычного бега без мяча. От урока к уроку необходимо добиваться свободы и лёгкости при выполнении данного приёма.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о б у ч е н и я т а к о в а.

1. В парах - выполнение упражнения шагом, снимая мяч с руки стоящего на месте игрока.

2. То же бегом - вначале в медленном, затем в быстром темпе.

3. Выполнение передачи после ведения мяча попеременно левой и правой рукой.

4. Выполнение передачи мяча после ловли его в движении.

5. Выполнение передач в разных направлениях.

6. Выполнение ловли и передачи мяча в движении игроку, находящемуся тоже в движении.

7. Ловля и передача мяча с сопротивлением защитника.

8. Совершенствование приёма в игровой обстановке (подвижные игры, эстафеты).

В процессе обучения и совершенствования навыков ловли и передачи мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест учителю физической культуры следует особое внимание уделять предотвращению типичных ошибок, которые могут допускать учащиеся: неточная передача, пробежка при выполнении технического приёма в движении; при передачах в парах продвижение игроков боком в сторону направления движения (атаки); подскоки во время приёма и передачи мяча; неустойчивое положение игрока в момент выполнения разученных упражнений.

П р и м е р н ы е и г р о в ы е у п р а ж н е н и я.

1. Занимающиеся на каждой стороне площадки образуют круг, встав в затылок друг другу на расстоянии 4 - 5 м. В центре одного круга встаёт учитель, в центре другого - наиболее подготовленный из занимающихся. По команде учащиеся начинают двигаться шагом по кругу. Водящие поочерёдно передают мяч каждому игроку, а поймавшие его без задержки возвращают мяч обратно в центр. Постепенно шаг ускоряется, и игроки переходят на бег. То же самое проводится при движении занимающихся в другую сторону.

Данное упражнение можно проводить в форме соревнования. Игроки каждого из кругов передают мяч на бегу (скорость передвижения оговаривается заранее) в течение 1 - 2 мин. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Ошибкой считается падение мяча на площадку.

2. Игроки становятся в одну шеренгу на середине площадки, ближе к боковой линии, лицом к щиту (рис. 1). Игрок 4 занимает место на линии штрафного броска. Игрок 1 передаёт мяч игроку 4 и начинает обегать его вокруг по дуге. Игрок 4, получив мяч, вновь передаёт его игроку 1, который тут же возвращает его обратно. Таким образом приём и передача мяча между игроками 1 и 4 ведётся до тех пор, пока игрок 1 по дуге не обежит

Организация уроков баскетбола для учащихся 6 класса

игрока 4. Выполнив упражнение, игрок 1 передаёт мяч игроку 2, а сам занимает место игрока 4, который в свою очередь становится в конец шеренги.

3. Занимающиеся размещены, как показано на рис. 2. Игрок 1 передаёт мяч игроку 5 и бежит по прямой. Игрок 5, получив мяч, возвращает его игроку 1, который, получив мяч в движении, делает два шага и отдаёт мяч игроку 4 и т. д. Через определённое время игроки 3, 4, 5 заменяются другими игроками.

4. Учащиеся располагаются по схеме рис. 3. Игрок 1 отдаёт мяч игроку 3 и бежит по прямой. Игрок 3, получив мяч, отдаёт его игроку 1 и встаёт за игроком 2. Игрок 1, получив мяч в движении, делает два шага и отдаёт мяч игроку 4, который вновь возвращает его игроку 1, а сам переходит на место игрока 3. Игрок 1 передаёт мяч игроку 5, этот в свою очередь - игроку 1, после чего переходит на место игрока 4, и т. д. Игрок 1, выполнив упражнение, передаёт мяч в конец колонны, а сам занимает место игрока 6.

5. Две колонны учащихся располагаются, как показано на рис. 4. Игрок 1 передаёт мяч выбегающему навстречу игроку 4 противоположной колонны, а сам бежит по направлению передачи мяча. Пробегая мимо игрока 4, он берёт у него из рук мяч и передаёт его следующему игроку 5, который, получив мяч, передаёт его выбегающему навстречу игроку 2, и т. д. Игрок 4, передав мяч, становится в конец противоположной колонны за игроком 3, а игрок 1 - за игроком 6.

6. Занимающиеся выстраиваются в углу за лицевой линией в две колонны, расстояние между которыми 2 - 4 м. Первые номера команд, передвигаясь вперёд по кругу, передают мяч друг другу. Закончив круг, они передают мяч очередной паре, вступающей в игру, а сами занимают места в конце колонн. Упражнение можно выполнять несколькими мячами.

7. Учащиеся выстраиваются по углам площадки, как показано на рис. 5. Мяч у игрока 4. По сигналу игрок 1 начинает бег с ускорением, получает мяч от игрока 4 и передаёт его игроку 16, который, в свою очередь, передаёт мяч игроку 13, и т. д. Игрок 1 встаёт за игроком 16 и т. д. Упражнение можно выполнять несколькими мячами.

Организация уроков баскетбола для учащихся 6 класса

Ведение мяча шагом и бегом.

По правилам соревнований мяч можно вести как одной рукой, так и попеременно правой и левой с различной скоростью и высотой отскока. Выбор скорости ведения зависит от игровой обстановки, и поэтому параллельно с обучением технике ведения необходимо обучать и выбору способа ведения мяча.

Так, толкая мяч несколько раз и направляя его на площадку под разными углами, игрок может продвигаться с мячом. Скорость продвижения зависит от величины угла, под которым мяч ударяется о площадку, от высоты отскока и частоты толчков. Чем острее (наклоннее) угол падения мяча, тем дальше от игрока отскакивает мяч и тем быстрее должен продвигаться играющий.

Если же мяч направляется вертикально вниз, то передвижение вперёд будет минимальным или вообще его не будет. Варьируя углы отскока мяча, силу и частоту ударов, можно вести мяч в разных направлениях и продвигаться с различной скоростью.

Искусство ведения мяча, кроме правильного технического выполнения, зависит от умения игрока наблюдать за площадкой, за действиями партнёров и соперников. Игрок должен уметь вести мяч без зрительного контроля, взгляд его направлен вперёд. Для быстрого продвижения вперёд, когда нет непосредственного сопротивления соперников, обычно применяется высокое ведение. В момент же преодоления сопротивления игроков команды соперников, а также при их обводке переходят на низкое ведение.

Чтобы передвигаться быстро вперёд и одновременно вести мяч, нужно бежать как можно быстрее, подчиняя этой скорости мяч. Часто бывает наоборот: игрок подчиняется мячу, тогда ему трудно овладеть ведением на большой скорости. При ведении надо защищать мяч от соперника, укрывая его своим телом. Особенно необходима тщательная «охрана» мяча при обводке игроков другой команды.

П р и м е р н ы е и г р о в ы е у п р а ж н е н и я.

1. Занимающиеся построены в две колонны (рис. 6). Игрок 1 начинает ведение мяча, делает остановку, выполняет поворот и передаёт мяч игроку 2, который передвигается параллельно. Получив мяч, игрок 2 ведёт его, останавливается, выполняет поворот и передаёт мяч игроку 1 и т. д.

2. Учащиеся построены в четыре колонны. У направляющих - по мячу (рис. 7). По сигналу направляющие начинают ведение, в центре квадрата выполняют остановку, делают поворот и отдают мяч впередистоящему своей колонны. То же, только в виде соревнования.

3. Обучающиеся построены в три колонны, как показано на рис. 8. Игрок 1 начинает ведение, выполняет остановку, поворот и отдаёт мяч выходящему вперёд игроку 3; игрок 3 ведёт мяч в трёхсекундную зону, выполняет остановку, поворот и отдаёт мяч выходящему вперёд игроку 5, который делает то же и отдаёт мяч игроку 2, и т. д. Игроки после передачи мяча уходят в конец колонны, стоящей слева.

4. Играющие построены в 4 колонны (рис. 9). Игроки 4 и 9 - с мячами. По сигналу они начинают вести мяч до центра площадки, игрок 4 передаёт мяч игроку 7, а сам бежит и становится за игроком 3; игрок 9 передаёт мяч игроку 1, а сам становится за игроком 8; игрок 7 ведёт мяч, отдаёт игроку 10, а сам становится за игроком 6; игрок 1 ведёт мяч, отдаёт игроку 5, а сам становится за игроком 10 и т. д.

5. Занимающиеся построены в 4 колонны (рис. 10). Игроки 1, 5, 7 и 3 - с мячами. По сигналу они начинают ведение мяча, как показано на рисунке, а затем игрок 3 передаёт мяч игроку 2; игрок 1 - 6-му; игрок 5 - 8-му; игрок 7 - 4-му, а сами становятся в те колонны, куда передали мяч, и т. д.

6. Занимающиеся разбиваются на 4 группы (рис. 11). Игроки 1 и 2 одновременно ведут мячи, игроки 3 и 4, когда ведущие мяч находятся от них в 3 - 4 м, поднимают руки. Ведущие мяч, как только поднимается рука партнёра, должны без задержки передать мяч. Игрок 1 отдаёт мяч игроку 4, а игрок 2 - игроку 3. Игроки 3 и 4, получив мячи, ведут их в другую сторону и, отдав игрокам 5 и 6, переходят в колонны вслед за передачей.

7. Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек и располагаются около лицевых и средней линий (рис. 12). По сигналу игрок 1 начинает ведение, всё время глядя на игроков 2 и 3. Как только кто-нибудь из них поднимет руку, игрок 1 мгновенно передаёт ему мяч. Например, первым поднял руку игрок 2 - он получает мяч. Это служит сигналом для игрока 3: он делает рывок - игрок 2 передаёт ему мяч, игрок 1 становится на место убежавшего игрока 3, который теперь ведёт мяч, всё время глядя на игроков 4 и 5, и т. д.

Бросок мяча от плеча после ведения.

В игре данный бросок выполняется с близкой дистанции прямо по фронту (по центру) или сбоку от корзины. При броске игрок, закончив ведение, отталкивается левой ногой и выносит мяч вверх двумя руками. Правая рука поддерживает мяч сзади, пальцы широко расставлены. Мяч находится на всех пяти пальцах, а не на ладони или её основании. Игрок отталкивается носком левой ноги и посылает колено правой ноги высоко вверх. Тело вытянуто и устремлено вверх, взгляд направлен туда, куда игрок должен «положить мяч. Когда достигнута максимальная высота прыжка, левая рука убирается с мяча и мяч плавно посылается в цель правой рукой (рис. 13). Сопровождать мяч нужно как можно выше. Приземление производится мягко на две ноги.

Прыжок вверх выполняется сильным отталкиванием левой ноги при броске правой рукой и правой ноги при броске левой рукой. Мяч уходит с бросающей руки без вращения или с небольшим вращением и несильно ударяется в щит. Это означает, что, продвигаясь на высокой скорости, игрок должен сделать большой стопорящий шаг и, оттолкнувшись по возможности строго вверх, «зависнуть» (задержаться) в высшей точке прыжка и сконцентрировать внимание на плавном выпуске мяча. Игроки должны уметь выполнять броски как правой, так и левой рукой. Бросок мяча необходимо производить дальней от соперника рукой, укрывая при этом мяч своим телом.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о б у ч е н и я броску мяча от плеча после ведения.

При обучении технике заключительного движения кистью из исходного положения - прямая рука поднята вверх, мяч лежит на широко расставленных пальцах, которые обращены назад, - рекомендуем использовать следующие упражнения:

1. За счёт тыльного сгибания кисти скатить мяч назад с трёх пальцев - указательного, среднего и безымянного. При выполнении этого упражнения внимание занимающихся следует обращать на ощущение пальцами мяча, которое должно сохраняться и при выполнении броска.

2. То же, но когда с кончиков пальцев мяч упадёт назад, сделать резкое ладонное сгибание кисти в лучезапястном суставе.

3. То же, но, как только при скатывании назад мяч дойдёт до кончиков пальцев, не давая ему упасть, начать ладонное сгибание кисти и довести её до вертикали. Мяч при этом должен находиться вверху над пальцами и являться как бы продолжением руки, после этого он падает назад.

4. То же, что в упр. 3, но после падения мяча с пальцев кисть продолжает ладонное сгибание.

5. Соединить упражнения 1, 2, 3, 4. Исходное положение то же, но ноги поставить так, чтобы впереди стояла нога, противоположная бросающей руке. При выполнении этого упражнения ноги слегка сгибаются в коленях, а мячу следует дать возможность скатываться назад и, как только он останется на кончиках пальцев, резко согнуть кисть вперёд. Мы как бы подсекаем кистью мяч, который отделяется от руки вверх, слегка вращаясь. Если движение правильное, то мяч должен вылететь точно вверх и опуститься опять в исходное положение.

П р и о б у ч е н и и технике перевода мяча в исходное положение перед выпуском его необходимо применять следующие упражнения:

1. Мяч в руках перед грудью. Захватить мяч кончиками пальцев правой руки и кратчайшим путём перевести его в исходное положение.

2. То же после отскока от пола.

3. То же после ловли мяча, переданного партнёром. Партнёр передаёт его не только на уровне груди, в различных направлениях.

4. То же после ловли мяча с остановкой.

5. То же после ведения мяча.

В ходе выполнения данных упражнений учитель обращает особое внимание на ошибки: неполное разгибание руки в локтевом суставе; наличие дополнительного замаха вниз; размахивание мячом после ловли; длительное сопровождение мяча другой рукой; мяч не является продолжением кисти и уходит с руки не вверх, а вперёд; во время броска поступательное движение туловища вперёд.

П р и м е р н ы е и г р о в ы е у п р а ж н е н и я.

1. Ученики выстаиваются в две колонны (рис. 14). У каждого, стоящего в правой колонне, по мячу. Игрок 1 ведёт мяч, производит бросок по кольцу. В это время игрок 4 выходит под щит, подбирает мяч и уходит с ведением мяча в конец правой, а игрок 1 в конец левой колонны. В игру вступает следующая пара.

2. То же, но мяч только у направляющего правой колонны. Он ведёт его, бросает по кольцу, сам подбирает, передаёт его направляющему левой колонны. Тот, получив мяч, ведёт его левой рукой, подбирает и передаёт направляющему правой колонны, а сам переходит в конец этой же колонны. Игрок 1, выполнив передачу игроку 4, переходит в конец левой колонны.

3. Играющие строятся в две колонны по одному, как показано на рис. 15. Мячи у игроков 1 и 4. Они ведут мячи, бросают их по кольцу, а затем подбирают. Игрок 1 передаёт мяч выбегающему навстречу игроку 2, игрок 4 - 5-му. После передачи мяча игроки 1 и 4 встают в конец противоположных колонн.

4. Обучающиеся расположены, как показано на рис. 16. Игрок 1 с мячом под щитом. Он начинает ведение. Навстречу ему выбегает игрок 2, забирает из рук мяч, переходит на ведение и выполняет бросок по кольцу. Игрок 1 после передачи становится за игроком 4. Игрок 2, подобрав после броска по кольцу мяч, начинает ведение, передаёт мяч в руки игроку 3 и т. д.

5. Ученики построены в две колонны вдоль боковых линий (рис. 17). Игрок 1 делает рывок к линии штрафного броска, получает мяч от игрока 4, делает остановку (обусловленным способом), выполняет поворот. Игрок 4, передав мяч, выполняет рывок и, пробегая перед игроком 1, забирая из рук мяч, переходит на ведение и производит бросок по кольцу. Игрок 1 после передачи мяча разворачивается и идёт на подбор мяча. На смену выходят игроки 2 и 5, а игрок 1 становится за игроком 6; игрок 4 - за игроком 3.

6. Занимающиеся расположены, как показано на рис. 18. Игрок 2 передаёт мяч игроку 4, выполняет рывок (см. рисунок), получает обратную передачу, переходит на ведение мяча и производит бросок, подбирает мяч и отдаёт игроку 1. Игрок 1 передаёт мяч игроку 3 и т. д. Смена игроков по кругу (вслед за своей передачей). Игрок 4 через несколько кругов заменяется.

С целью закрепления пройденного материала в передачах и ведении мяча необходимо на каждом уроке проводить подвижные игры. В частности, можно рекомендовать следующие игры:

«У кого меньше мячей». Две команды располагаются на своих половинах площадки. У каждой равное количество мячей. По сигналу команды стараются перебросить все мячи на площадку соперника. Игра продолжается обусловленное время. Побеждает команда, на площадке которой в момент остановки игры окажется меньше мячей.

«Пятнашки мячом всей командой». Класс разбивается на две команды, которые располагаются на площадке произвольно. Одна команда пытается запятнать игроков другой команды касанием мяча (не выпуская его из рук). Разрешается передавать мяч друг другу, передвигаться с мячом разрешено не более двух шагов. Игра ведётся на время. В конце игры подсчитывается количество осаленных игроков противоположной команды.

«Мяч у водящего». Выбирается двое водящих (наиболее подготовленных). У них находится мяч которым они должны запятнать любого из убегающих по всей площадке (на половине поля), не выпуская мяч из рук. Бегать с мячом и вести мяч нельзя. Разрешается только передавать его. Каждый осаленный игрок становится водящим. Игра ведётся до тех пор, пока не запятнают последнего - победителя игры.

«Передача по номерам». Класс делится на несколько команд по 4 - 5 учеников в каждой. Игроки команд рассчитываются по порядку. Первые номера владеют мячом. По команде играющие начинают передвигаться по площадке в различных направлениях и передают мяч строго по порядку номеров. За передачей и ловлей мяча каждой командой наблюдают выделенные помощники. За передачу не тому игроку, а также за каждое падение мяча на площадку команде начисляется штрафное очко. Игра продолжается 2 - 3 мин. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков и выполнившая большее число передач.

«Охота за мячами». Занимающиеся делятся на 4 команды по 4 - 5 человек в каждой. Игроки трёх команд передают друг другу определённое количество мячей (чем больше мячей, тем лучше). По сигналу учителя на площадку выбегают игроки четвёртой команды (у них нарукавные повязки или другие отличительные знаки) и стараются перехватить как можно больше мячей. Перехваченные мячи кладутся в условленное место. Когда определённое количество мячей будет перехвачено, игра останавливается и объявляется время, которое потребовалось на это. Далее игра возобновляется, но «охотниками» становятся игроки следующей команды. Побеждает команда, затратившая меньше времени на выполнение задания.

«Удержи мяч». На площадке располагаются две команды. Мяч вводится в игру спорным броском. Игроки команды, завладевшие мячом, передают его друг другу, стремясь как можно дольше удержать мяч и сделать большее количество передач. Соперники стараются перехватить мяч. Завладев мячом, они делают то же самое, а команда, потерявшая мяч, старается его отобрать. Победитель определяется по количеству набранных очков (за каждую удачную передачу - очко). При проведении игры необходимо выполнять следующие условия: вести мяч нельзя, удерживать мяч в руках разрешается не более 5 сек., с мячом передвигаться не более двух шагов.

«Пятнашки с ведением мяча». В игре один водящий, от которого убегают 5 - 6 игроков. Водящий, ведя мяч, должен запятнать любого из убегающих, не прекращая при этом ведения мяча. Запятнанный берёт ещё один мяч, и водящих становится двое, затем трое и т. д. Игра прекращается, когда все игроки будут осалены. Побеждает игрок, осаленный последним.

Примерное поурочное распределение содержания раздела «Баскетбол» в 6 классе. Материал распределён с учётом проведения запланированных восьми уроков по баскетболу.

Урок 1. Передвижения в защите. Ловля и передача мяча двумя руками от груди шагом. Подвижная игра.

Урок 2. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении. Бросок мяча одной рукой от плеча на месте (выпуск мяча). Подвижная игра.

Урок 3. Ловля и передача мяча двумя руками от груди со сменой мест. Ведение мяча в движении (бегом). Бросок мяча одной рукой от плеча после ведения. Подвижная игра.

Урок 4. Передвижения в защите. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Подвижная игра. Игра в мини-баскетбол.

Урок 5. Ловля и передача мяча двумя руками от груди со сменой мест. Бросок мяча одной рукой от плеча после ведения. Подвижная игра. Игра в мини-баскетбол.

Урок 6. Передвижение в защите. Ловля и передача мяча двумя руками от груди со сменой мест в движении. Ведение мяча на высокой скорости. Подвижная игра. Игра в мини-баскетбол.

Урок 7. Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости. Бросок мяча одной рукой от плеча после ведения, поворотов, остановок. Подвижная игра. Игра в мини-баскетбол.

Урок 8. Контрольные упражнения по технике ведения мяча на скорости, передача мяча двумя руками от груди в движении в парах. Подвижные игры. Игра в мини-баскетбол.




© 2010-2022