Опыт реализации методики обучения ведения мяча в баскетболе без зрительного контроля

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ БЕЗ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ


Методическая разработка



Полищук Н.П., преподаватель физической

культуры ЧГПК










2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность написания методической разработки состоит, в том, что на протяжении многих лет провожу уроки физической культуры на первом курсе столкнулся с такой проблемой, что учащиеся не знают, не умеют не владеют элементарной техникой ведения баскетбольного мяча (не говоря уже о том чтобы вели мяч без зрительного контроля).

Это конечно пробел школ Иркутской области, видимо нехватка квалифицированных специалистов физической культуры в школах.

И считая, что физическая культура, это не основной предмет поручают вести физическую культуру преподавателям других дисциплин.

Цель и задачи этой разработки: помочь учащимся в короткие сроки овладеть знаниями, умениями, навыками ведения мяча, ведения мяча без зрительного контроля.

А молодым преподавателям овладеть методикой быстрого и эффективного обучения учащихся ведению мяча без зрительного контроля.




























Введение мяча - один из основных приемов техники нападения в баскетболе. Это единственный способ передвижения по площадке баскетболиста, владеющего мячом. Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Очень важно при этом не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую. Надо научиться также вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. Помогают избежать единоборства с защитником и финты во время ведения - головой, кистью, плечом, глазами. В техническом арсенале дриблера должны быть и изменение скорости ведения, внезапное его начало и неожиданные остановки. Наконец, одно из важнейших требований к дриблеру - умение вести мяч зрительного контроля.

При обучении техники, баскетбола надо сразу помнить, что умелые дриблеры таковыми не рождаются. Их воспитывают, учат данному искусству. Ускорить этот процесс помогают специальные упражнения. Я в своей многолетней учительской и тренерской практике пришел к такой последовательности обучения ведению: ведение мяча на месте вначале правой (сильнейшей), потом левой рукой; поочередное ведение мяча на месте то правой, то левой рукой; то же во время ходьбы, а затем медленного бега; ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения. И с самых первых упражнений необходимо стремиться к привитию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля. Формирование этого навыка я осуществляю в три этапа.

На первом этапе обучения использую следующие примерные упражнения (все упражнения учащиеся выполняют правой и левой рукой).

  1. Учащиеся располагаются на баскетбольной площадке произвольно, но так, чтобы все хорошо видели учителя. По сигналу учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на учителя, который вперемешку показывает на пальцах числа 2, 5, 3, 1, 4, 7, 6 и т.д. Учащиеся громко называют то число, которое показываю я.

  2. Учащиеся разбиваются на пары. Первые номера смотрят на меня, вторые номера стоят спиной ко мне и смотрят на своих партнеров. По моему сигналу все выполняют ведение мяча стоя на месте. Я на пальцах показываю различные числа. Первые номера также на пальцах повторяют их. Вторые номера громко называют показанное число. Через определенное время учащиеся меняются местами.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча, я с определенным интервалом показываю на пальцах различные числа, которые необходимо сложить. Учащиеся во время ведения считают про себя и затем по моему сигналу называют полученную сумму.

  4. То же, но в парах, как в упражнении 2.

  5. Учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на меня. Затем руками показываю какой-либо судейский жест, например «пробежка». Учащиеся продолжают ведение мяча, и тот из них, кто знает этот жест, не прекращая ведения, поднимае6т свободную руку вверх. Если ответ не правильный, спрашиваю следующего учащегося, а затем демонстрирую еще какой-нибудь жест, к примеру, «спорный мяч» и т.д.

В данном упражнении учащиеся одновременно с совершенствованием ведения изучают правила игры. При выполнении подобных упражнений надо менять их исходные положения, давать учащимся разные задания. Это помогает мне постоянно поддерживать у подопечных интерес к овладению баскетбольной техникой, повысит их эмоциональный настрой, они будут не так сильно ощущать усталость при выполнении упражнений.

На втором этапе обучения я применяю уже более сложные упражнения:

  1. Учащиеся произвольно располагаются на баскетбольной площадке, по сигналу начинают ведение мяча и все время смотрят на меня. Я держу в руках два квадрата сделанные из картона разного цвета. Поднятый мной квадрат означают определенное число очков: зеленый - 5, красный - 10, зеленый и красный - 15 очков. Когда я поднимаю квадраты вверх, учащиеся, продолжая ведение, громко называют число очков: 5, 10, 15, 15, 5 и т.д.

  2. В том же исходном положении я при помощи эстафетных палочек показываю знаки арифметических действий: «плюс», «»минус, знаки умножения (х) и деления (:), учащиеся при выполнении ведения громко называют показанный знак.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча и смотрят на меня я при помощи квадратов демонстрирую различные арифметические действия. Например, показывает красный квадрат, что означает число 10, затем знак «плюс», за ним зеленый квадрат (прибавить число 5), вновь знак «плюс» и красный квадрат (прибавить еще число 10), после этого следует знак «минус» и зеленый квадрат (вычесть из полученной суммы число 5), потом показываю знак деления и сразу же за ним опять поднимаю зеленый квадрат (полученную разность разделить на 5), демонстрирую знак умножения и поднимаю красный квадрат (оставшееся число умножить на 10). Учащиеся во время ведения про себя выполняют требуемые арифметические действия и затем громко по моему сигналу сообщают полученный результат (в нашем примере - число 40). Это упражнение, так же как и последующие, приучат ребят мыслить в процессе выполнения двигательных действий.

  4. В том же исходном положении я показываю учащимся таблички с разными буквами (например, А, К, Р, Б, Е, Т, Л, С, О, Б) Не прекращая ведения, учащиеся называют показанные буквы.

  5. То же, но из показанные букв учащиеся про себя составляют слово, а потом громко называют его. Например, я показываю те же буквы, что и в предыдущем упражнении, но последовательность их такова, что получается слово «баскетбол».

  6. Если в спортивном зале имеется 4 - 8 баскетбольных щитов, к каждому из них можно прикреплять определенную цифру или букву. Я прикрепляю на лестницы фиксирую внимание ребят на определенных цифрах (показываю гимнастической палкой, указкой и т.п.). учащиеся про себя во время ведения мяча из показанных цифр составляют какой-либо год, называют его (например, 1891 или 1972), и спрашиваю, чем этот год знаменателен для баскетбола (1891 год - год рождения баскетбола, в 1972 году на ХХ Олимпийских играх баскетболисты сборной СССР впервые стали чемпионами). При выполнении этого задания учащиеся пытаются контролировать местонахождения мяча периферическим зрением.

Третий этап обучения ведению мяча без зрительного контроля характеризуется тем, что все упражнения учащиеся выполняют в движении в сочетании с другими элементами. Вот примерные упражнения:

  1. Каждый учащийся с мячом. Я поднимаю зеленый квадрат - все учащиеся выполняют ведение мяча в движении произвольно правой и левой рукой. Поднимает красный квадрат - учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте.

  2. Упражнение типа светофора со следованием правилам уличного движения. Поднимаю зеленый квадрат - учащиеся начинают двигаться с ведением мяча в различных направлениях, поднимаю желтый квадрат - движение замедляется, красный квадрат - все останавливаются.

  3. То же, что упражнение 1 второго этапа обучения. Но учащиеся строятся в три колонны и, выполняя ведение мяча, движутся по направлению ко мне, стоящему у противоположной стены спортивного зала и показывающему в поднятых руках различные квадраты. Обозначение чисел тоже: зеленый квадрат - 5, красный квадрат 10 очков. Кроме указания поднятого числа, учащиеся могут выполнять различные арифметические действия.

  4. Введение мяча в движении под музыку с выполнением разнообразных заданий.

Для совершенствования ведения мяча без зрительного контроля можно использовать также и различные эстафеты, и подвижные игры, ставя в них перед учащимися те или иные задачи, вытекающие из требований и содержания этапа обучения. Например, у нас девушки полюбили игру «Биатлон».

Перед началом игры учащиеся располагаются в условном квадрата. По сигналу все выполняют ведение и пытаются одновременно выбить мяч друг у друга. Игрок, у которого выбили мяч, совершает штрафной круг по периметру зала с ведением мяча. После этого он возвращается в круг и продолжает игру. Побеждает тот, кто за обусловленное время не сделал ни одного штрафного круга или совершил их меньше других.

Благодаря множеству и разнообразию приемов владения мячом без зрительного контроля игровым способом, эстафетным, владения мячом под музыку: совершенствует и закрепляет навыки владения мячом во время игры, что позволяет добиться высоких результатов в учебном процессе, соревнованиях школы, района, зональных, краевых.




Литература


  1. Ж.К. Холодов. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2008 г.

  2. Физическая культура в школе. Теоретический и научно-методический журнал министерства образования Российской Федерации. № 1-3 1995 г.

  3. Э. Наймакова. Физкультура. Методика преподавания спортивных игр. 2001.

  4. Коробейник Ж.К., Михеев А.А., Николаенко И.Г. Физическое воспитание: учебное пособие для средних учебных заведений. 2-изд. М., 1989 г.

  5. Ю.И. Евсеев. Физическая культура: Серия, учебники, учебное пособие. Ростов - на - Дону «Феникс» 2002 г.

© 2010-2022