Рабочая программа Организация физкультурно-спортивной работы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Спортивно-педагогический колледж

Департамента физической культуры и спорта города Москвы











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Профессионального модуля Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения

(углубленная подготовка)





Код, специальность - 050141 физическая культура





Москва - 2014 г



Одобрена

Кафедра ТиМФКиС

Протокол № 1

от «01» сентября 2014 г


Разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности 49.02.01 Физическая культура

Заведующий кафедрой

__________ / /

подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_____________ /Прокопович Т.Г./

подпись Ф.И.О.

Составитель (автор): Трофимов С.А, педагог

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

Рецензент: _________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ



СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

6

3. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

11

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

13

















1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


«Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее -программа) - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленной подготовки)

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области физической культуры и спорта.

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина входит в общегуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен владеть следующими компетенциями:

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

№ п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы МДК 02.02 «Организация физкультурно-спортивной работы»

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 180 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 116 час

самостоятельной работы обучающегося - 64 часов;























2. Структура и содержание профессионального модуля

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

116

в том числе:


практические занятия

36

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

64

в том числе:


реферат, домашняя работа


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета, экзамена

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля

Наименования разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Организация физкультурно-спортивной работы


116



Тема 1.1.

1.Организация спортивной деятельности в образовательных учреждениях.

Содержание учебного материала

Организация физкультурного процесса в школе

Организация физкультурного процесса в высших учебных заведениях

Организация физкультурного процесса среднем профессиональном учреждении

Спортивно-массовые мероприятия физической культурой и спортом

Структура спортивно -массовых мероприятий

20

1

Тема 1.2

Физкультурно- спортивная деятельность за в России и мире.

Содержание учебного материала

Структура организации спортивно- массовых мероприятий

Структура организации спортивных соревнований

Техника безопасности на уроках физической культурой

Физкультурно- оздоровительные движения в России и за рубежом

Виды спортивной подготовки в России и мире

20


2

Самостоятельная работа обучающихся

Разработка положений о соревнованиях по видам спорта

Самостоятельная разработка комплексов занятий физическими упражнениями

20

3

Тема 1.3. Внеурочные формы занятий

Содержание учебного материала

Особенности внеурочных форм занятий. Основные понятия, типы, формы и виды спортивного туризма. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в России. Основные положения правил соревнований по туризму.

Типичная направленность, содержание и методика построения крупных форм: самодеятельные тренировочные занятия, физкультурно-рекреативные занятия, соревнования.

Роль малых форм занятий в процессе физического воспитания. Методика построения малых форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, микросеансы упражнений, физкультурные паузы и минуты.

Нормирование нагрузки и отдыха при воспитании физических качеств в отдельных занятиях и сериях занятий.

Правила сочетания упражнений, стимулирующих развитие физических качеств. Принципиальные основы сочетания различных методических направлений при воспитании физических качеств. Проблема обеспечения «переноса» умений, навыков, тренированности.

12

1

Практические занятия

1.Организационные основы и методика проведения физкультминуток, физкультпауз.

2.Организационные основы и методика проведения подвижных перемен.

3.Организационные основы и методика проведения занятий оздоровительной физической культурой с подготовительной группой.

4.Организационные основы и методика проведения спартакиад.

5.Организационные основы и методика проведения военизированных игр, экскурсий, малых туристких мероприятий.

10

2


Самостоятельная работа обучающегося

Разработка комплексов физкультминуток и физкультпауз

Составление плана проведения подвижной перемены

Составление положений по проведению спартакиад, малых туристских мероприятий

20

3

Тема 1.4. Особенности содержания и

методики проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий и занятий

Содержание

Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста.

Методика проведения спортивного часа школьников. Организация, содержание и проведение спортивных праздников школьников («Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Лыжные гонки», «Легкоатлетические кроссы» и др.).

Методика проведения подвижных перемен школьников. Организация, содержание и проведение «Часа здоровья» в школе.

Организация, содержание и проведение занятий физическими упражнениями в группах продленного дня.

Оздоровительно-профилактические мероприятия в режиме учебного дня учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста. Методика формирования правильной осанки. Основы самоконтроля за физическим состоянием школьников.

Крупные спортивно-массовые мероприятия. Соревнования допризывной молодёжи.


12



1

Практические занятия

1.Методика формирования правильного свода стопы и профилактика плоскостопия школьников.

2.Методика закаливания школьников.

3. Дыхательная гимнастика школьников.

4.Глазодвигательная гимнастика школьников.

5.Управление в физкультурном образовании различных возрастных групп населения.

10


2

Самостоятельные занятия обучающихся

Составление плана проведения спортивного часа школьника

Составление положения и плана проведения «Веселых стартов»

12

3

Тема 1.5. Планирование и контроль в процессе внеучебной физкультурно-спортивной деятельности.

Содержание

Значение планирования и контроля в процессе физического воспитания. Наиболее важные требования, предъявляемые к операциям планирования в области физической культуры и спорта. Временные масштабы и логика планирования. Исходные документы планирования и их типичные формы. Общая характеристика основных операций планирования.

Педагогический контроль как система мер по проверке выполнения планов. Единство педагогического, врачебного и самоконтроля в процессе физического воспитания.

Объекты, подлежащие контролю в процессе физического воспитания, Проблема выбора наиболее информативных показателей.

Исходные понятия в области физической культуры

Каникулярный период в значении спортивной работы

Физиологическая характеристика состояний организма при занятиях физическими упражнениями

Организация секционной работы в школе

16







1


Практические занятия

1.Разновидности контроля в практике физического воспитания.

2.Содержание и технологии оперативного и итогового контроля. Методы и приемы регистрации и анализа получаемой информации. Использование современного исследовательского оборудования.

3.Разработка схемы построения занятия физической культурой

4.Организация туристических походов и спортивного ориентирования

5.Подбор индивидуальных нагрузок для разных возрастных групп

6.Анализ профессионально-прикладной физической подготовки

7.Организация физкультурной деятельности в детских оздоровительных лагерях

16




2



Самостоятельная работа обучающихся

Разработка планов-конспектов проведения всех изучаемых форм занятий физическими упражнениями.

Подготовка учебных карточек с комплексами физических упражнений и подвижных игр для практического использования (не менее 5 карточек для каждой формы внеучебной физкультурно-спортивной работы)

12

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии», оборудованной для проведения лекционных и семинарских занятий.

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • компьютеры по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Технические средства обучения:

  • компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, Photoshop;

  • мультимедийные материалы;

  • доступ к библиотечным и сетевым источникам информации;

  • цифровые фотоаппараты и видеокамеры; наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды);

  • измерительное оборудование для проведения простейших измерений и исследований: рулетки, секундомеры, шагомеры, динамомерты, спирографы и пр.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. 5- переработанное и дополненное. - М.: ФиС, 2008.

  2. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  3. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. 6-е изд., стер. - М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 320 с.

  4. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. - 208 с.

  5. Педагогика физической культуры и спорта: учебник / под.ред. С.Д. Ненерковича. - М.: Физическая культура, 2006. - 528 с.

  6. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. - М: Просвещение, 2010. - 64 с.

Дополнительные источники:

  1. Гостев Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях. - М.: «Еврошкола», 2005. - 418 с.

  2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: Вако, 2004. - 296 с.

  3. Капилевич, Л. В. Общая и спортивная анатомия : учебное 9. пособие / Л. В. Капилевич, К. В. Давлетьярова. - Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 98 с.

  4. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического 16. развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2008. - 224 с.

  5. Мякинченко, Е. Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Е. Б. Мякинченко. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.

  6. Популярная история спорта / Е.Я. Гик, Е.Ю. Гупало. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448 с.

  7. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О.Листова. - М.: МпортАкадемПресс, 2002. - 276 с.

  8. Справочник учителя физической культуры / авт. - сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 239.

  9. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 624 с.

  10. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2009. - 200 с.

Электронные ресурсы и программное обеспечение

  1. Образовательные ресурсы Интернет-репозитория, в т. ч. КОПР, обзорные лекции, тестовые базы.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": window.edu.ru

  2. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

  3. rags.ru - Библиотека Российской Академии Государственной Службы при президенте РФ.

  4. gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека.

  5. nbmgu.ru/search - Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова.

  6. psyedu.ru - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

  7. inion.ru - Российская Академия Наук. Институт научной информации по общественным наукам.







  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля оценки результатов обучения

практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и

процесса обучения физической культуре,

разработки предложений по его

совершенствованию;

-определения цели и задач, планирования и

проведения, учебных занятий по физической

культуре;

- применения приемов страховки и

самостраховки при выполнении физических упражнений

- проведения диагностики физической

подготовленности обучающихся;

- наблюдения, анализа и самоанализа уроков,

обсуждения отдельных уроков в диалоге

с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

- ведения учебной документации;

умения:

- находить и использовать методическую

- литературу и др. источники информации,

-необходимой для подготовки к урокам физической культуры;

- использовать различные методы и формы

организации учебных занятий по физической

культуре, строить их с учетом возрастных

особенностей и уровня физической

подготовленности обучающихся;

- подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;

- использовать различные методы и приемы

обучения двигательным действиям, методики

развития физических качеств;

- применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

- устанавливать педагогически целесообразные

взаимоотношения с обучающимися;

-проводить педагогический контроль на занятиях;

- оценивать процесс и результаты деятельности

обучающихся на уроке, выставлять отметки; осуществлять самоанализ и самоконтроль

при проведении уроков;

-анализировать процесс и результаты

педагогической деятельности и обучения

предмету, корректировать и совершенствовать их;

знания:

  • место и значение предмета «Физическая культура» в общем образовании;

  • основные концепции физического воспитания (физкультурного образования) школьников;

  • требования образовательного стандарта и программы учебного предмета «Физическая культура»;

  • требования к современному уроку физической культуры;

  • логику планирования при обучении предмету «Физическая культура»;

  • содержание, методы, приемы, средства и формы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, логику и критерии их выбора;

  • приемы, способы страховки и самостраховки;

  • логику анализ урока физической культуры;

  • методы и методики педагогического контроля на уроке физической культуры;

  • основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости

учащихся на уроках физической культуры;

  • формы и методы взаимодействия

  • с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.сти

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК7.Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения (отчетов) практических работ.

- экспертная оценка выполнения практических заданий

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях

- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях






© 2010-2022