- Преподавателю
- Физкультура
- ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ( методические рекомендации)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ( методические рекомендации)
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дошковский В.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дошковский В.А. - учитель физкультуры ОШ № 83 г. Донецка.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА
В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
( методические рекомендации )
Введение
Занятия физической культурой оказывают многообразное положи -
тельное воздействие на организм детей , существенно повышают их
физическую работоспособность. Но , к сожалению , иногда занятия сопровождаются травмами и заболеваниями , что противоречит оздоровительной направленности физической культуры. Опыт работы свидетельствует ,что использование средств профилактики , рациональное построение занятий и правильное дозирование задаваемой нагрузки позволяет свести к минимуму эти негативные явления и тем самым существенно повысить оздоровительный эффект занятий. Для успешной реализации мер профилактики повреждений и заболеваний необходимо знать причины и условия их возникновения , а также - уметь оказать своевременную доврачебную помощь.
1.Наиболее характерные причины травм и заболеваний.
Наиболее характерные причины травм и заболеваний у школьников
можно условно разделить на две группы ( внешние и внутренние факторы ).
К группе внешних факторов относятся :
- упущения в организации (нерационально составленное расписание , многочисленность групп занимающихся , перегрузка спортивных площадок ,допуск к участию в спортивно - массовых мероприятиях учеников , не имеющих достаточной подготовки и т.п.) и методике проведения занятий( отсутствие индивидуального подхода к занимающимся , несоблюдение правила постепенности повышения нагрузки , неполноценная разминка или ее отсутствие и т.п. ) ;
- недостатки в материально - техническом обеспечении занятий (неудов-
летворительное состояние мест занятий ,инвентаря ,оборудования ,одежды,
и обуви занимающихся и др.) ;
-отступление от гигиенических норм ( освещение , вентиляция , темпера -
турный режим при проведении занятий и тренировок в спортивном зале ) ;
неблагоприятные метеорологические условия ( высокая или низкая темпе-
ратура воздуха , атмосферные осадки и т.п. ) при занятиях на открытых
площадках;
- несоблюдение требований врачебного контроля ( несвоевременное рас-
пределение учащихся по медицинским группам, допуск к занятиям без
медицинского освидетельствования и т. д. ).
В группу внутренних факторов травматизма и заболеваний входит :
- недостаточная подготовленность к выполнению задаваемых физических
нагрузок ( например , в связи с длительными перерывами в занятиях или
недавно перенесенным заболеванием , ведущим к снижению функцио -
нального состояния организма )
- состояние утомления ( и , как следствие его, расстройство координации),
ухудшение защитных реакций и снижение внимания , изменение возбуди-
мости и лабильности нервно-мышечного аппарата ( это ведет к нарушению
техники выполнения движений , что в определенных случаях чревато
травмой ).
Таким образом , профилактика травм при занятиях физической
культурой в школе заключается прежде всего в преодолении причин, обу-
славливающих травматизм. Так, например,необходимо правильно строить
занятия физической культурой , уделяя, в частности , соответствующее вни-
мание рациональной разминке . задача которой не только размять , разо-
греть мышцы, суставы , связки , но и подготовить весь организм занимаю -
щихся к работе. Следует помнить, однако, что эффект от разминки сохра -
няется недолго , поэтому не следует затягивать переход к основной
нагрузке. Очень важно также в профилактических целях соблюдать ин -
дивидуальный подход к занимающимся , исключать перегрузки и пере -
напряжения. Не следует забывать и о необходимости выполнять сани -
тарно-гигиенические требования …
А теперь рассмотрим наиболее характерные виды травм , кото -
рые могут получить школьники в процессе занятий физическими
упражнениями и спортом. Большую часть повреждений у школьников
составляют ссадины ,потертости ,ушибы. Довольно распространены ми-
алгии ( мышечные боли ) , заболевания сухожилий (чаще всего ахиллова
сухожилия ), растяжения и разрывы связочного аппарата голеностоп -
ного и коленного суставов, воспаление надкостницы большеберцовой
и пыточной костей, повреждение менисков коленного сустава ,ослаб -
ление свода стопы. Возможны также вывихи , переломы и другие
травмы и заболевания.
2. Рекомендации по технике безопасности и профилактике
травматизма на занятиях отдельными видами спорта.
Уровень травмоопасности при занятиях физическими упражнени-
ями в значительной мере снижается благодаря неукоснительному
соблюдению гигиенических и педагогических принципов физического
воспитания и спортивной тренировки. Кроме того , в каждом виде спорта
есть свои правила , о выполнении которых учитель должен напомнить
ученикам перед началом каждого занятия.
2.1. Футбол.
Эта игра связана с длительной физической нагрузкой на организм
в целом и в частности - на сердечно - сосудистую систему и на нервную
системы , на опорно-двигательный аппарат. Самая большая нагрузка
приходится на нижние конечности , и с нарастанием утомления , как
правило , наблюдается нарушение координации движений. При противо -
действии движениям , превышающим пределы растяжимости , часто
возникают повреждения связок. Одновременно травмируются мениски
коленных суставов и сумочно- связочный аппарат голеностопного сустава.
Кроме того , наблюдаются разрывы мышц заднего бедра и приводящих
мышц ; сотрясение головного мозга ;ушибы тела при столкновении и при
неудачном падении.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях :
- занятия по футболу проводятся на стадионах, футбольных полях , площад-
ках, в закрытых залах ;
- занимающиеся должны быть в спортивной форме ,предусмотренной прави-
лами игры;
- за порядок , дисциплину и своевременный выход учащихся на футбольное
поле к началу занятий отвечают судья, учитель физкультуры и капитан
команды;
- преподаватель до начала занятий : проверяет состояние и готовность
футбольного поля , наличие необходимого спортивного инвентаря ,
прочность ворот , отсутствие посторонних предметов на поле , проводит
инструктаж учащихся по технике безопасности на занятиях , по правилам
игры;
- опоздавшие к рапорту дежурного на занятия не допускаются;
- после перенесенных травмы или заболевания учащийся допускается к заня-
тиям только с разрешения врача ( школы или поликлиники);
- все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
- во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц
или предметов ,которые могут стать причиной травмы. За воротами и в 10
метрах от них не должны находиться посторонние лица и спортсмены ,зани-
мающиеся другими видами спорта;
- при выполнении прыжков , при случайных столкновениях и падениях
футболист должен уметь применять приемы самостраховки( приземление
в группировке , кувырки в группировке , перекаты ) ;
- во время игры учащиеся должны соблюдать Игровую дисциплину , не
применять грубые и опасные приемы ;
- занятия по футболу проводятся только на футбольных полях с ровным
покрытием ( без ям , канав , луж , камней ),расположенных вдали от
дорожных магистралей.
2.2. Баскетбол и ручной мяч.
Баскетбол - этоспортвная игра с не стандартными движениями
и работой переменной мощности. Она требует от юных спортсменов автоматизации двигательных навыков ,высокой подвижности нервных процессов и совершенной деятельности анализаторов. Захваты , перехваты , винты ,прыжки и столкновения игроков могут стать причинами травм при нарушении правил , грубости во время игры , а также на плохо подготовленной площадке. Наиболее типичные травмы - вывихи ,реже - переломы кисти и пальцев , разрывы ахиллова сухожилия , повреждения сумочно-связочного аппарата коленного и голеностопного суставов.
Ручной мяч. Эта игра отличается сложностью и многообразием
движений . Травмы при игре в ручной мяч весьма разнообразны ! Чаще
всего это ушибы различной локализации , повреждения сумочно-связочного
аппарата коленного и голеностопного суставов, вывихи в локтевом и луче-
запястном суставах , разрывы мышц : иногда -даже переломы …
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях :
- занятия по баскетболу и ручному мячу проводятся наспортивных
площадках и в залах стандартных размеров . отвечающих требованиям пра-
вил игры;
- все занимающиеся должны быть в спортивной форме ;
- занятия должны проходить под руководством учителя физкультуры или
инструктора - общественника , тренера ;
- перед игрой необходимо снять все украшения ( кольца , браслеты ,
сережки ,кулоны ). Ногти на руках должны быть коротко острижены. Очки
должны быть закреплены резинкой и иметь роговую оправу;
- на занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять требо-
вания и указания судьи , преподавателя , тренера , капитана команды;
- занятия должны проходить на сухой площадке. Если игра проходит в
зале, пол должен быть чисто вымытым и сухим. Запрещается проводить
занятия на полу , натертом мастикой;
- все острые или выступающие предметы должны быть заставлены матами
или ограждены ;
- тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами.
2.3. Волейбол.
Это спортивная игра , отличающаяся высокой динамикой ,ско-
ростно - силовой работой переменной мощности. Травмы во время игры
в волейбол можно получить главным образом при падениях , прыжках
и блокировке мяча. Наиболее типичные из них - растяжения сумочно-
связочного аппарата, ушибы тела и пальцев рук ,реже - переломы ,вывихи
плечевого сустава и пальцев рук. Следствием плохой разминки могут
стать растяжения и разрывы мышц голени , ахиллова сухожилия , связок
голеностопного сустава, повреждение коленных суставов.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике
травматизма на занятиях :
- занятия по волейболу должны проводиться на сухой площадке ( в зале-
на сухом полу ) стандартных размеров , под руководством судьи , учителя,
инструктора;
- занимающиеся должны быть в спортивной форме, при температуре ниже
+10 градусов занятия проводятся в спортивных костюмах ;
- при обучении занимающихся нападающему удару необходимо провести
специальную разминку , а в процессе выполнения задания - следить , что-
бы посторонний мяч не попал под ноги игрока , наносящего удар по
мячу;
- перед отработкой защитных действий необходимо обучить занимающих-
ся технике всех способов падения и приземления;
- перед изучением техники приема и передачи мяча , нападающего удара
и блока необходимо проделать несколько разминочных упражнений , об-
ратив особое внимание на мускулатуру пальцев рук ( т.е. подготовить ко -
нечности к выполнению упражнений ). Перед игрой обязательна хорошая
разминка всех мышц и суставов;
- во время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями
(наколенниками , налокотниками и др.);
- во время отработки приемов игры запрещается использовать мячи не -
стандартных размеров и массы.
2.4. Легкая атлетика.
Этот распространенный вид спорта объединяет различные виды
физических упражнений со стереотипными циклическими (спортивная
ходьба , бег ), ациклическими ( метания , прыжки ) и смешанными движени-
ями ( кросс , барьерный бег ). Во всех видах легкой атлетики чаще всего
встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов ,особенно
растяжения и разрывы связочного аппарата , разрывы и надрывы сухожи-
лий ( ахиллова сухожилия , головки двуглавой мышцы плеча , реже -мышц
( задней поверхности бедра , спины , поясничного отдела позвоночника ).
Большие статические и динамические нагрузки на занятиях легкой атле -
тикой приходятся на стопы ног . Они могут вызвать функциональную
недостаточность. В этих условиях возрастает возможность травм и забо-
леваний голеностопного сустава и стопы. При общих стартах на кроссо-
вых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками , а также
острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда
наблюдается гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в
результате резкой остановки после интенсивного бега , прекращения
действия « мышечного насоса», кислородное голодание головного мозга.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике
травматизма на занятиях :
- постоянно содержать в порядке места проведения занятий. Следить за
состоянием заградительных сеток в секторах для метаний. Своевременно
проводить ремонт беговых дорожек и легкоатлетических секторов. В зим-
нее время очищать беговые дорожки и сектора от снега. В случае оле-
денения посыпать круги для метаний, дорожки для разбега в прыжковых
секторах и беговую дорожку поваренной солью.В жаркое время резино-
битумные и синтетические дорожки желательно побрызгать водой;
- перед занятиями проверить состояние площадок , исправность инвента-
ря и оборудования ( особенно шестов и молотов );
- следить ,чтобы в зонах безопасности и во время бега и прыжков не бы-
ло посторонних предметов и людей ;
- бег на стадионе проводить в направлении против часовой стрелки ;
- в качестве финишной ленточки используются только легко рвущиеся
ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых , нейлоновых тканей
и ниток исключено;
- при проведении соревнований по кроссу необходимо оградить трассу в
местахскопления зрителей , а также места старта и финиша. До начала
старта учитель физкультуры и судья должны проверить безопасность
трассы;
- при проведении занятий по барьерному бегу необходимо следить за
соответствием высоты барьеров и расстояния между ними уровню физи-
ческой и технической подготовленности учащихся ;
- при проведении занятий по обучению технике прыжков и барьерного
бега во избежание столкновений небходимо установить интервал между
выполнением попыток ;
- перед выполнением прыжков в длину или тройного прыжка необходи-
мо перекопать песок в прыжковых ямах и убедиться , что в нем нет предме-
тов , которые могут стать причиной травмы (камней, битых стекол, обрез -
ков металла );
- при проведении занятий по прыжкам в высоту и с шестом можно пользо-
ваться только стационарными или переносными прыжковыми ямами
из поролоновых матов;
- запрещается применять способы прыжков в высоту, не предусмотренные
программой и правилами соревнований;
- при проведении занятий по метаниям необходимо следить , чтобы спор-
тсмены и зрители не находились в зоне падения снарядов , а также -
полностью исключить встречные метания. При метании диска и молота
обязательно использовать заградительные сетки. Следить , чтобы освеще -
ние( солнечные лучи ) не слепило легкоатлетов ;
- запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами
спорта ( например , футбол и метания , футбол и бег и т.п. ).
2.5. Гимнастика и акробатика.
Спортивная и художественная гимнастика - это виды спорта ,
со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию
учащихся и совершенствованию их двигательных способностей. Для гим -
настов характерны повпеждения кожи ладоней ( мозоли , трещины и т.п.),
повреждения сумочно-связочного аппарата плечевого , локтевого, лучеза -
пястного, коленного и голеностопного суставов. При соскоках со снарядов
и резких отталкиваниях возможны разрывы ахиллова сухожилия и трехгла-
вой мышцы голени .Связочный аппарат позвоночника гимнастов испыты-
вает большие нагрузки при выполнении упражнений на бревне и других
снарядах. При этом возможны повреждения связок , отрывные переломы
и травмы межпозвоночных дисков. При падении не исключены ушибы , в
том числе - головы.
Акробатика . Для этого вида спорта характерны сложные движе-
ния высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании
с силовыми элементами. В упражнениях участвуют различные группы мышц.
Почти все акробатические упражнения заканчиваются приземлением , по-
этому возможны падения юных спортсменов и получение ими различных
повреждений. Наиболее часто наблюдаются растяжения сумочно-связоч -
ного аппарата коленного и голеностопного суставов , травмы мышц
верхних и нижних конечностей. Нередко имеют место разрывы ахиллова
сухожилия, иногда - переломы позвоночника и сотрясения мозга. Основ -
ной причиной большинства повреждений при выполнении акробатичес -
ких упражнений является недостаточная техническая и физическая подго-
товленность учащихся. Типичные ошибки : слабый толчок руками и
ногами , расслабленное тело , перекос в полете ,приземление на полную
ступню или на расслабленные руки , ноги. Для профилактики травматизма
рекомендуется уделять большое внимание упражнениямнаправленного
характера. Например ,для подготовки лучезапястных суставов-вращатель -
ные движения кисти; подскоки в упоре лежа ; передвижения на руках в
упоре лежа ; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
для подготовки голеностопных суставов -вращательные движения стопой;
тоже с сопротивлением ; поднимание на носки , опираясь передней
частью стопы на возвышение ( высота 5 см ).
Рекомендации по технике безопасноти и профилактике
травматизма на занятиях :
- занятия в зале проводятся согласно расписанию или по согласованию
с дирекцией школы;
- гимнастический зал открывается за 5 минут до начала занятий ;
- вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя;
- учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца ;
- за порядок , дисциплину , своевременное построение группы к началу
занятий отвечают дежурный группы и учитель физкультуры. Последний
проверяет исправность гимнастических снарядов и готовность зала к
занятиям;
- учащиеся , опоздавшие к началу рапорта , на занятия не допускаются ;
- установка и переноска снарядов в зале разрешается только по указа -
нию преподавателя ;
- при выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствую -
щая страховка , самостраховка и помощь ;
- выход учащихся из зала во время занятий возможен только с разреше-
ния преподавателя ;
-при изучении элементов и комбинаций преподаватель должен объяс -
нить учащимся правила страховки , самостраховки и меры предупрежде-
ния возможных травм;
- при выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен сле -
дить за тем ,чтобы гимнастические маты были возле снарядов ( в местах
возможных падений и соскоков ). Маты должны быть уложеныплотно,
без щелей между ними;
- не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя или инстру-
ктора, тренера;
- после занятий все снаряды должны быть расставлены на места , соглас-
но схеме их размещения в зале .
2.6. Теннис , настольный теннис , бадминтон.
Теннис - игра с ситуационными , ациклическими движениями,
требующая высокой динамичности , пластичности и лабильности нервно-
мозговых процессов. Наиболее типичные травмы - растяжения связочного
аппарата голеностопного , лучезапястного и локтевого сустава , возможны
разрывы мышц… Часто встречаются перенапряжения и микротравмы; ха -
рактерны повторные легкие повреждения в области локтевого сустава ,что
вызывает хроническое посттравматическое заболевание- «локоть тенниси-
ста». У детей и подростков ( особенно у начинающих ) на занятиях боль -
шим теннисом часто травмируются мышцы и суставы верхних конечнос -
тей. Причина - слабая физическая и техническая подготовка, форсирован-
ное обучение, игра тяжелыми ракетками ( не по возрасту ).Следует обра -
щать больше внимания на общефизическую подготовку, шире практико -
вать подводящие упражнения ,подбирать ракетки соответствующих раз -
меров.
Настольный теннис - это игра , требующая быстроты реакции, со -
средоточенности , ловкости. Травмы в ней нечасты ; иногда встречаются
перенапряжения тканей и повторные мелкие травмы, следствием которых
являются хронические заболевания посттравматического характера и ти -
пичные поражения в области надплечья (периартериит) и локтевого
сустава.
Бадминтон -это игра с ациклическими движениями. Поврежде -
ния в этой игре имеют много общего с травмами, встречающимися при
игре в теннис, но степень риска значительно меньше !
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях:
- занимающиеся должны иметь форму , предусмотренную правилами
игры ;
- занятия должны проходить на сухой площадке ( или в зале на сухом
полу), под руководством преподавателя , тренера ,инструктора;
- при учебной игре и обучении нападающему удару необходимо следить,
чтобы посторонний мяч (волан) не попадал на площадку ;
- перед изучением техники приема и передачи мяча (волана) , удара
сверху необходимо выполнить несколько упражнений типа разминки ;
- играть следует ракеткой , по размеру соответствующей возрасту
спортсмена.
3. Правила поведения на физкультурных занятиях.
Нормы поведения учащихся на занятиях регламентируют
общение друг с другом и учителем , регламентируют и отношение к
школьному инвентарю , имуществу и т. д. От соблюдения правил
поведения зависит здоровье и даже жизнь школьников. Только знание
школьниками правил поведения и пожалуй , что немаловажно, формиро -
вание установки учителем на их выполнение снижает травмоопасность
занятий на спортплощадках не только на уроках , но и в свободное вре -
мя. В этой связи большое значение имеет регламентация прав и обязан-
ностей дежурного ученика в спортзале .
Вот основные правила поведения на занятиях физической
культурой, которые должны усвоить все школьники :
- добровольно овладеть знаниями , практическими навыками и умениями
по предмету «Физическая культура»;
- не опаздывать на занятия и не пропускать их без уважительной причи-
ны;
- своевременно и точно выполнять распоряжения ,указания и команды
учителя ;
- строго выполнять на занятиях установленные правила для классных за-
нятий;
-строго соблюдать правила техники безопасности , личной гигиены ;
- строго соблюдать требования ,предъявляемые к спортивной форме, быть
всегда опрятно одетыми и аккуратно подстриженными ;
- соблюдать чистоту в раздевалке , на спортплощадке , в спортзале ;
- показывать пример высокой дисциплинированности и сознательности;
- без разрешения учителя к выполнению упражнений на снарядах не
приступать ;
- во время выполнения товарищем упражнений не отвлекать его от
работы;
- беречь спортинвентарь и оборудование ;
-не заниматься делами ,не относящимися к учебному процессу.
4. Требования к спортивному инвентарю
и оборудованию.
Все спортивные снаряды и оборудование , установленные в мес -
тах проведения занятий , должны находиться в полной исправленностии
быть надежно закреплены. Надежность установки и результаты испыта -
ний инвентаря и оборудования фиксируются в специальном журнале …
Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люф -
тов , качаний и прогибов. Детали крепления ( гайки и винты ) должны
быть надежно завинчены. Жерди брусьев каждый год перед началом
занятий ремонтируются по всей длине .При обнаружении трещины необ-
ходимо заменить жердь .Гриф перекладины перед и после выполнения
упражнений протирают сухой тряпкой и зачищают шкуркой. Гимнастичес-
кое бревно не должно иметь трещин и заусениц на брусе , заметного
искривления. Опоры гимнастического козла плотно укрепляются в короб -
ках корпуса. Гимнастические маты укладываются вплотную вокруг гимна-
стических снарядов , обеспечивая площадь соскока или предполагаемого
срыва или падения. Набивные мячи используются строго в соответствии
с возрастом и физической подготовленностью учащихся.Вес спортивных
снарядов для метания тоже должен соответствовать возрасту и полу со -
гласно правилам соревнований и т.д.
Заключение
Физические факторы ,такие , как мышечный дисбаланс , столкно -
вения на высокой скорости , перетренированность и физическое утомле-
ние ,являются основными причинами травм.Вместе с тем определенную
роль могут играть и психологические факторы. Учащиеся должны научить-
ся отличать естественный дискомфорт , обусловленный учебными нагруз-
ками , от боли, обусловленной повреждением. Они должны понимать ,что
отношение к занятиям по физкультуре по принципу « без боли нет успе-
ха» может привести к травме. Учителя физкультуры должны проводить
специальные занятия , направленные на профилактику травм , помочь тем,
кто уже получил травмы реабилитироваться, обеспечив условия для вос-
становления их физического и психического здоровья. Опыт работы сви -
детельствует о том ,что предупреждение спортивного травматизма школь-
ников в процессе занятий физкультурой и спортом обеспечивается исполь-
зованием средств профилактики , рациональным построением занятий ,
правильным дозированием задаваемой нагрузки. Все это существенно
повышает оздоровительный эффект занятий физкультурой и спортом.
Литература :
1.Горбунов В.В. Заповеди физкультурного благополучия. Журнар «Физи -
ческая культура и спорт», № 4 ,1988.- с. 52-54.
2.Синяков А.Ф. Как избежать повреждений. Журнал «Физическая культура
и спорт», №11,1989.- с.58-62.
3.Настольная книга учителя физической культуры/ Под.ред.проф.
Л.Б.Кофмана и др.-М.: Физкультура и спорт , 1998.- 496 с.
4.Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической куль-
туры.- Киев : Олимпийская литература, 1998.- 335 с.
5.Утвержденные правила безопасности. Журнал «Физическая культура
и спорт», № 11, 1979.- с. 55-57.