Использование интерактивных методов на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Коршикова Е. Н. г.Актобе

ГУ средняя школа - гимназия № 9 г. Актобе


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций

Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех отношениях мир. Образование является одним из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества. Именно поэтому проблемы образования рассматриваются на самых высоких уровнях. Так в докладе международной комиссии по образованию для ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Таким образом определил основные глобальные компетенции.

Ранее цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения.

Чтобы войти Казахстану в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием: оно должно стать конкурентноспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники школ могли легко продолжать обучение, как в вузах своей страны, так и за рубежом. Необходимо воспитать и обучить личности с такими функциональными качествами как:

- инициативность,

- способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

- умение выбирать профессиональный путь,

- готовность обучаться в течение всей жизни.

Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования в нашей стране является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой - обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами. В условиях модернизации казахстанского образования для современной школы выступает задача формирования у учащихся ключевых компетенций.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

-учебныедостижения;
-интеллектуальные задания;
- умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

- развитие индивидуальных способностей и талантов;
- знание своих сильных и слабых сторон;
- способность к рефлексии;
- динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

- способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
- ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
- гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
- постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

- сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
- социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
- развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

- соматическое здоровье;
- клиническое здоровье;
- физическое здоровье;
- уровень валеологических знаний.

Физическое воспитание учащихся, как часть системы образования, развивается в единстве социальных, культурных преобразований и нравственных ценностей общества. Современное состояние физического воспитания в системе образования обусловлено общими изменениями, происходящими в образовании - направленностью на повышение его эффективности и качества. Обострение проблемы повышения эффективности физического воспитания школьников, связано с современными инновационными процессами в системе образования, задающими направление совершенствования физического воспитания в образовательных учреждениях.

Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации и разобраться в нем? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Как развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами обучения принято понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и применяются в различных технологиях: «здоровьесберегающие технологии», «развивающее обучение», «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. Применение этих технологий на уроках физической культуры будет способствовать:

а) освоению детьми знаний по физической культуре и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

б) формированию определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитию его мотивационных потребностей, что совпадает с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.

Уроки физической культуры, как и все общеобразовательные предметы призваны формировать у учащихся вышеперечисленные компетенции. Так, при изучении основ знаний, предусмотренных учебной программой, уроки физической культуры оказывают прямое воздействие на умственное развитие старшеклассников, так как усвоение знаний по биомеханике и физиологии двигательной деятельности, гигиене физических упражнений, методике спортивной тренировки, требует определенного умственного напряжения. При этом активизируются все виды умственной работы: аналитическая, обобщающая, закрепление в памяти.

Не меньшее значение для стимулирования умственной активности имеет косвенное воздействие физических упражнений, через все системы организма, на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшаются внимание, память и мышление.

Разнообразить урок физической культуры поможет применение интерактивных технологий. Практически все современные педагогические технологии построены на применении групповой работы со школьниками. Это способствует формированию умения работать в группе, позволяет слабым ученикам не испытывать страх перед трудностями, а сильным - проявлять свои лидерские способности. При этом ученикам задаются проблемные вопросы, на которые они самостоятельно или в группе находят ответы. Такие технологии как: «развитие критического мышления», «личностно-ориентированный подход», «проектная деятельность», «научно-исследовательская работа», ИКТ и др. способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данные технологии направлены на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. А применение ИКТ на уроках позволяют сделать уроки максимально информированными, красочными, интересными.

Сегодня много говорят о применении здоровьесберегающих технологий в школе.

Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик) и физкультурно-оздоровительной направленности и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников, используя личностно-ориентированный подход, а именно, учитывая индивидуальные морфофункциональные особенности каждого ребенка, можно решить задачи здоровьесбережения. Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога - это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя - не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию. Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы - умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны

Литература:

1. Ж.Делор «Образование - сокрытое сокровище» //ЮНЕСКО 1996г

2. В.А. Онищук « Урок в современной школе» //Москва просвещение 2008г

3. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель - 2000 - №1.


© 2010-2022