• Преподавателю
  • Физкультура
  • Исторический опыт физического и патриотического воспитания детей в дореволюционной и советской России

Исторический опыт физического и патриотического воспитания детей в дореволюционной и советской России

Физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке детей к защите своей Родины в Российском государстве всегда уделялось большое внимание. «Физическое воспитание является исторически одной из самых древних форм целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение». И также как физическое воспитание «патриотизм - понятие историческое», «синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физическому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовке детей к защите своей Родины в Российском государстве всегда уделялось большое внимание.

«Физическое воспитание является исторически одной из самых древних форм целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение». И также как физическое воспитание «патриотизм - понятие историческое», «синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли» [4, 83].

Идеи физического и патриотического воспитания находят свое отражение в исторической и педагогической литературе Древней Руси.

В VI-VII вв. у племенных союзов восточных славян возникают постоянно действующие военные организации - дружины. В обычай племенных вождей входило комплектование специальных отрядов из подобранных юношей - отроков во главе с сыном князя. Малолетних князей в восемь лет «сажали на коня». В системе формирования патриотического сознания подрастающего поколения особое внимание уделялось воспитанию мужества и храбрости [2, 97].

При помощи произведений, юношеству внушалось, что храбрость непобедима и бессмертна. Наравне с историческими преданиями былины выполняли функцию передачи исторических знаний о прошлом своей родины, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Высшим идеалом добра считались такие качества, как сила, храбрость, выдержка, самообладание. Требовалось, чтобы человек был закаленным, имел сильное тело и столь же стойкую психику [87, 138].

Таким образом, мотивы патриотизма, силы и величия русских воинов видны в произведениях древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».

Главное в физическом воспитании - тренировка. Путем тренировок необходимо обеспечить развитие у будущих воинов таких волевых и нравственных качеств, как сила, выносливость, быстрота, подвижность, смелость и храбрость.

Физическое воспитание выступает основой патриотического воспитания. В быту народных масс развивались в основном традиционные виды физических упражнений: плавание, кулачный бой, катание на санях и лыжах, борьба, игры в мяч, городки и некоторые другие [11, 97, 130, 139, 141].

Развитие педагогической мысли и просвещения в русском государстве в XIV - XVII вв. осуществлялось в условиях, когда Русь освобождалась от ига иноземных поработителей. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающих поколений в духе горячей любви к Родине. Рассказы о воинских подвигах русского народа, запечатленные в «Сказании о Мамаевом побоище», былинах, песнях и других памятниках той поры, воспитывали у молодых людей глубокие патриотические чувства [8, 34, 56].

Начиная с XVII века, все большая роль отводится физическому воспитанию, особенно в военной среде. И одновременно с этим стало формироваться понятие патриотизма в том смысле, который вкладывается в него сейчас. «Глубоко в самосознание русского общества проникла идея российской государственности. Именно гражданственность, всесловность, патриотизм - были характерными чертами самосознания русского общества начала XVII века».

В XVIII веке открываются первые государственные школы, как общеобразовательные, так и специальные. В частности, в 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия (с 1752 г. Морской кадетский корпус), навигационные и артиллерийские школы, а также первый кадетский корпус (Сухопутный шляхетский корпус, 1731 г.), артиллерийский и инженерный дворянские корпуса, в которых физическое воспитание было обязательным предметом, а важнейшими воспитательными задачами считались физическое и патриотическое воспитание будущих офицеров русской армии [67, 86].

Большую ценность и интерес представляет вышедший в то время трактат И.И. Бецкого «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766 г.). В нем автор, опираясь на педагогические взгляды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, показывает значение физического воспитания детей, определяет пути нравственного становления личности [117].

В своем педагогическом сочинении «О воспитании и наставлении детей» Н.И. Новиков впервые в России ввел понятие «Физическое воспитание» и рекомендовал начинать его с грудного возраста (закаливание, питание, режим дня, физические упражнения, подвижные игры, танцы) [30].

Проблемы физического и патриотического воспитания подрастающего поколения выступали как содержательная сторона единого воспитательного процесса в учебных заведениях России в конце XVIII - начале XIX вв.

Воспитание чувства патриотизма на основе физического воспитания у молодежи виделось одной из основных задач педагогов и просветителей России конца XIX - начала XX в.в.: Н.Ф. Левицкого, Х.Д. Алчевской, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского и др. [117, 155, 190].

В своей речи на III съезде РКСМ 2 октября 1920 года Нарком просвещения А. В. Луначарский подчеркивает важность не только обучения молодежи, но и ее воспитания. Он указывает, что «Можно иметь определенное миросозерцание, определенное гражданское сознание, определенное техническое умение и в то же время быть очень дурно воспитанным с социалистической точки зрения... Педагогика нас учит с совершенной определенностью, что человеком руководят, в конце концов, не знания, а чувства».

В своем докладе перед преподавателями обществоведения в 1928 году он говорит о необходимости для создания гармоничного общества «...вырабатывать из ребенка борца, личность... Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Новый гражданин должен быть преисполнен пафосом политико-экономических отношений социалистического строительства, ими жить, их любить, в них видеть цель и содержание своей жизни» [14, 104, 105].

Председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ленин в своей речи перед учителями-интернационалистами 5 июня 1918 года конкретизирует задачу педагогической науки, учителей в области образования и воспитания народных масс. Он подчеркивает, что «Задача новой педагогики - связать учительскую деятельность с задачей социалистической организации общества».

В речи перед работниками губернских и уездных отделов народного образования в 1920 году он конкретизирует задачу подготовки учителей: «Теперь мы должны воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом, должен привлечь к себе рабочие массы, пропитать их духом коммунизма...» [102, 103].

Широкая постановка целей в воспитании молодежи была в последующем конкретизирована и уточнена в Постановлениях партии и правительства Советской республики, а также в работах, выступлениях государственных деятелей, работников Наркомпроса.

Будучи в должности заместителя Наркома просвещения РСФСР, Н.К. Крупская в своей статье «Воспитание» раскрывает понимание этой категории в узком и широком смыслах слова. «В узком смысле слова,- пишет она,- под воспитанием понимается обычно то или иное преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков», а в широком смысле слова - это воспитание человека не только отдельными лицами, но и улицей, и общественными учреждениями, и окружающей обстановкой и общественным строем. Автор указывает на марксистскую формулу что «воспитатель сам должен быть воспитан» [91].

В своих двух работах «Мерила оценки педагога» и «Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом», написанных в 1932 и 1933 годах и посвященных учителю, она дает показатели и критерии оценки советского учителя. По ее убеждению к таким показателям относятся: быть активным членом общества, строящего социализм; знать свой предмет и его специфику; уметь сочетать учебную работу с воспитательной; знать возрастные особенности учеников и уметь подходить к ним индивидуально; владеть диалектическим методом, а также методом анализа и синтеза; уметь связывать теорию с практикой; понимать задачи коммунистического воспитания и уметь реализовывать их на практике; владеть методикой обучения; пользоваться у учеников авторитетом и уважением; уметь готовить и интересно проводить урок; уметь организовать внешкольную работу [91].

Член Коллегии Наркомпроса, педагог более чем с 30 -летним стажем С.Т. Шацкий внес свою лепту в становление советской системы воспитания. В своих работах он указывает на то, что все образовательные и воспитательные программы должны подчиняться «общей цели - воспитание советского гражданина». Автор подчеркивает необходимость создания под эту цель систему дошкольного и школьного воспитания, которые должны быть связаны друг с другом, включать в себя трудовое и умственное воспитание, увязаны с экономической и бытовой жизнью района. Талантливый педагог-практик подчеркивает важность использования в этой системе игры, которая является «жизненной лабораторией детства», а также ее направленность на формирование самого важного в человеке - резервуара «ценностей в ребенке». С.Т. Шацкий вводит в педагогическую теорию и практику такие категории как: самоуправление, самопродвижение, автодидактика, организация жизнедеятельности детей, коррективное воспитание, внешкольная работа, социальная деятельность детей. Он подчеркивает, что его педагогическая система является рабочей, основывается на переоценке ценностей, жизненности воспитания и воспитании коллективизма связи с научно-техническим прогрессом и направлена на реализацию перспективной цели: формирование гражданина будущего, который «интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела...» [192]. Для достижения этой перспективной цели, по его мнению, нужно реализовать ближайшую цель - организовать деятельность детей с учетом охраны здоровья, игры, физического и умственного труда, искусства и социальной деятельности. В своем произведении «Живая работа» талантливый педагог указывает на то, что «...мы строим детское общество по образу и подобию общества взрослых, мы слишком много говорим о программах, методах и слишком мало о физическом воспитании, об искусстве..., пении и рисовании». С.Т. Шацкий призывает в воспитании молодежи шире использовать положительный дореволюционный опыт, использовать кино и радио, праздники, строить не только школу долга, но и школу радости, развивать клубную работу. Он убежден в том, что «...все будущее, вся прочность нашего будущего строительства зависят от нашей молодежи», от ее включенности в политическую жизнь страны и ее строительство [194].

В своем выступлении С.Т. Шацкого талантливый педагог-практик указал на ряд актуальных и сегодня положений: - внешкольная работа должна строиться на изучении детских инстинктов, возрастных особенностях, трудоспособности и характера;

-работа в детских клубах должна быть направлена на удовлетворение стремления ребенка «учиться жизни»;

-метод работы в клубе должен исходить из главных элементов жизни (труд, игра, искусство, умственное занятие);

-нужно создавать в клубе среду близкую и понятную детям, которая позволяет им приобретать опыт общественной жизни;

-детская организация должна быть связана с жизнью местного населения;

-жизнь клуба должна ежегодно обновляться;

-руководитель клуба должен быть хорошо подготовленным, в постоянном поиске, роста вместе с клубом и быть старшим товарищем детей [193, 195].

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин в своем выступлении перед учителями-отличниками городских и сельских школ сформулировал главную задачу учителя и набор личностных качеств, которые необходимо прививать молодежи. Он подчеркнул, что в деятельности учителя: «Главное - это быть честными с ребятами, следить за собой, воспитывать из наших ребят действительно хороших, действительно социалистических граждан - честных, храбрых, с развитым товарищеским чувством, дисциплинированных в пределах ребячьей психологии и ребячьих возможностей». По его мнению, детям надо в первую очередь прививать любовь к своему народу и трудолюбие. В этой речи М.И. Калинин указывает на то, что достижение этой задачи возможно только при соответствующем авторитете учителя, который базируется на его высокой ответственности, мировоззрении, поведении и поступках [77].

Решение поставленной воспитательной цели по подготовке граждан социалистического государства, патриотов своей страны, обладающих целым набором личностных качеств, потребовало определенной практической, исследовательской и теоретической педагогической работы. К числу выдающихся педагогов советского периода, которые на практике осуществили свои педагогические замыслы по созданию своих воспитательных систем, отличных от школьной работы с полным основанием можно отнести A.С. Макаренко [119].

А.С. Макаренко в своей статье «Цель воспитания» указывает на необходимость в педагогической теории вновь вернуться к целеполаганию, так как без решения вопроса о цели невозможно определиться и с методами ее достижения. Автор пишет, что Всероссийское совещание по педагогическим наукам в апреле 1937 года в числе важнейших недостатков указало на отсутствие у нас системы и организации воспитательной работы, существование разрыва в воспитании, обучении и руководстве детьми. Он критикует докладчика, который декларирует правильные лозунги, но не дает методики их реализации в жизнь для учителя. По мнению докладчика «Воспитывать детей - это значит прививать им положительные качества (честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к учебе, социалистическое отношение к труду, советский патриотизм и пр.) и на этой основе исправлять имеющиеся у них недостатки». А.С. Макаренко в этой статье дает свое понимание цели воспитания молодежи. По его мнению: «Каждый хороший, каждый честный учитель видит перед собой большую политическую цель воспитания гражданина и упорно борется за достижение этой цели» [120]. Он конкретизирует эту мысль, подчеркивая: «Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения. Наш воспитанник... никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек; Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества...». Огромная заслуга А.С. Макаренко, заключается в обосновании им в «Педагогической поэме» системы гражданско-патриотического воспитания советской молодежи. Эта система, базирующаяся на принципе «Воспитание в коллективе и через коллектив», была представлена автором во множестве публицистических статей, выступлений, докладов. В его работах «Проблемы воспитания в советской школе», «Воспитание характера в школе», «Некоторые выводы из моего педагогического опыта», «О моем опыте», «Воля, мужество, целеустремленность», «Методика организации воспитательного процесса», «Семья и воспитание детей», «Воспитание в семье и школе» показаны отдельные аспекты воспитания детей, которые в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости дают полную картину системы воспитания [118].

Талантливый педагог, рассматривая проблемы воспитания в советской школе, указывает на отсутствие в ней стройной воспитательной системы, позволяющей реализовать поставленную цель. Он предлагает для этого начать работу с создания коллектива. По его убеждению «Коллектив - это социально живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [118]. Автор указывает на необходимость иметь в таком коллективе отряд педагогов-единомышленников, которые готовы всегда помочь друг другу, предъявить требования друг к другу, подчиниться товарищу и не обижаться на него за справедливую критику. Организационное построение коллектива, выработка его привычек и традиций, подчеркивает он, являются необходимой частью работы педагогов, а ее итогом выступает дисциплина. Являясь лицом коллектива, дисциплина выражает «...самочувствие гражданина Советского Союза». Педагогические идеи А.С. Макаренко в области воспитания гражданина - патриота своей страны после Великой Отечественной войны были подхвачены, развиты и обогащены выдающимся советским педагогом В.А. Сухомлинским, который считал себя учеником А.С. Макаренко. В своих многочисленных работах он поднял многие важнейшие вопросы воспитания и обучения молодых граждан, пламенных патриотов социалистической Родины [1].

Особое внимание В.А. Сухомлинский обращает на воспитание у учащихся любви к социалистической Родине, патриотической верности, преданности Отечеству. Подчеркивая неразрывную связь воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений со всеми его частями, он подчеркивает, что «Патриотическое воспитание - сфера духовной жизни, проникающая во все, что познает, узнает, делает, к чему стремится, что любит и ненавидит формирующий человек. Патриотизм как деятельная устремленность сознания, воли, чувств, как единство мысли и дела - очень сложно связан с образованностью, этической, эстетической, эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческим трудом». Критерием патриотической воспитанности, по его мнению, должно выступать поведение человека в бою, в сложной ситуации, когда перед ним встает дилемма: «жизнь ценой предательства или мучительная смерть и сохранение чести патриота?» [173].

Он указывал на необходимость использования в патриотическом воспитании детей нравственного идеала, приближение к которому и будет показателем становления их гражданственности [172].

В своих педагогических трудах он дает понимание сущности патриотического воспитания, которая заключается в нравственной доблести человека, позволяющей ему видеть мир с патриотических позиций, проявлять с этих позиций заботу и тревогу «за судьбы общественного, всенародного в родном городе, селе, патриотическая непримиримость к врагам социалистической Родины, патриотическая гордость за каждый новый успех коммунистического строительства». Все это, по его мнению, должно исходить «...единственно из чувства выполненного долга, из удовлетворения высшей нравственной потребности, без которого жизнь была бы пуста и бессмысленна» [174].

Анализ перечисленных выше работ, выступлений, докладов государственных деятелей, педагогов свидетельствует о том, что советский период развития нашего государства характеризуется постоянной направленностью и вниманием к гражданскому, патриотическому воспитанию молодого поколения.


© 2010-2022