Сообщение как сделать урок физкультуры лучше?

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как сделать урок физкультуры лучше...?

Когда -то очень давно в Древней Греции над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: " Познай самого себя". Эти слова были девизом целого философского учения, основанного на представлении о том, что познание окружающего мира идет через познание себя, своих возможностей и устремлений.

Это учение древнегреческих философов можно сегодня трактовать так: для проникновения в тайны природы и окружающего нас мира огромное значение имеет самопознание, знание каждым человеком своего организма, его возможностей.

Однако главная задача, которая долгое время ставилась перед школьным уроком - плотность любой ценой! "Ученик приходит на урок, чтобы двигаться, а не рассуждать",- говорили приверженцы этого направления. Часто ли, демонстрируя упражнения, учитель поясняет, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим , как влияет данное упражнение на организм человека?

И вот результат.Придите на урок физической культуры и спросите учащихся : что нужно сделать, чтобы получить информацию для оценки своего функционального состояния , умеете ли вы правильно пользоваться мышечным расслаблением , зачем оно необходимо ,что такое статическая гимнастика и какова ее роль в мышечном расслаблении ? На подобные вопросы не часто услышишь ответ.

И потому ,на наш взгляд , главное, на что сейчас следует обратить внимание,-это создание у учащихся целостного теоретического представления о физической культуре как элементе общей культуры человека. Пришло время отказываться от практики проведения занятий по принципу "делай ,как я" ,когда учитель только дает задания ,а школьники механически его выполняют. Ученик должен быть не просто исполнителем воли педагога ,а участником творческого процесса. Одних только физических упражнений недостаточно для воспитания у детей подлинной физической культуры с широким пониманием ее сути и закономерностей. Вопросы повышения интереса к предмету, осознанность усвоение специальных знаний, умений и навыков по предмету "Физическая культура" тесно связаны с интеграцией знаний, осуществлением межпредметных связей.

Время требует новых нетрадиционных подходов к преподаванию школьного курса "Физическая культура" , поиска новых средств и методов достижения этих целей. Появление новых, нетрадиционных видов двигательной активности в массовом физкультурном движении, в том числе таких ,как ритмическая и атлетическая гимнастика ,гидроаэробика "стрехтчинг", ушу, и т.д. заставляет многое пересмотреть и нас, методистов кабинетов физического воспитания институтов усовершенствования учителей,в системе повышения квалифи - кации, предусмотрев обеспечение учителей физической культуры информацией ,знаниями и умениями ,позволяющими определить действенность любой ,в том числе и новой для нас, системы или вида двигательной активности ,разумное заимствование наиболее ценного из этих систем ,включение их в учебный процесс и внеклассные занятия.

Для развития детского организма, а следовательно, и для формирования правильной осанки большое значение имеют условия жизни: правильное чередование труда и отдыха, питание, ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе, занятия физическими упражнениями. Дети должны иметь отдельную постель, достаточно широкую и длинную, с ровным и жестким матрацем. Нельзя класть детей спать на диване с сильно проложенными местами, на кровати с испорченной сеткой. Это может привести к искривлению позвоночника, особенно если ребенок привык спать в одной и той же позе.

Немаловажное значение для формирования правильной осанки имеют одежда и обувь. Одежда не должна стеснять движений, затруднять кровообращение и дыхание. При выборе одежды обращайте внимание на то, чтобы проймы, пояса и резинки не были слишком узкими и тугими. То же самое относится и к обуви. Тесная обувь нарушает развитие свода столь, что ведет к плоскостопию. Кроме того, при ношении тесной обуви возможно появление вросших ногтей, потертостей. Все это делает походку ребенка неуверенной, напряженной, а осанку нестройной.

Воздух в комнате, где играют и учат уроки дети, должен быть всегда чистым и свежим. Если в комнате душно, быстрее наступает утомление, тонус мышц ослабевает, а осанка становится «вялой».

Устройте рабочий уголок школьника в самой светлой части комнаты. Стол и стул поставьте так, чтобы свет падал с левой стороны. В вечернее время помимо верхнего света пользуйтесь настольной лампой с зеленым или матовым абажуром. Плохое освещение заставляет ребенка очень низко склоняться над столом, что ведет к развитию близорукости и изменениям в осанке

Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту. Подогнать стол и стул по росту ребенка очень легко. Для этого положите на стул плотную подушку или специальную доску, а под ноги, чтобы ребенок не сползал с высокого стула, поставьте скамеечку.

Следите за тем, чтобы ребенок, готовя уроки или занимаясь еще какой-нибудь работой, сидел прямо, не наваливался грудью на стол и не слишком низко наклонял голову. Расстояние от плоскости стола до глаз должно быть не менее 30-35 см.

Большое влияние на рабочую позу детей оказывает продолжительность занятий. Старшим школьникам необходимо делать перерывы через каждые 40-45 мин., а первоклассникам - через 30-35 мин.

Важно следить не только за рабочей позой, но и затем, как дети ходят, стоят. Первое требование для формирования правильной осанки - высоко держать голову. Такое положение головы повышает тонус мышц и создает наиболее благоприятные условия для работы сердца, легких, улучшает настроение. Однако постоянно требовать от младших школьников абсолютно строгих поз при стоянии и сидении не рекомендуется: из-за недостаточно развитых мышц им трудно сохранять долго статические позы. Удобнее всего стоять на чуть расставленных ногах, но не держась за предметы, не опираясь о стены. При сидении можно позволять относительно свободные положения. Во время чтения или подготовки устных уроков разрешайте ребенку подпереть голову руками, положить руки на стол или встать коленями на стул, облокотившись на стол локтями. Для этого стул ставят баком...вплотную к столу, чтобы спинка не мешала ногам. Такая поза дает возможность несколько разгрузить позвоночник, не искривляя его.

Хорошо укрепляют организм и формируют правильную осанку утренняя гимнастика с последующим обтиранием или обливанием холодной водой, подвижные игры, катание на коньках, лыжах, прогулки, туристские походы, плавание.

Чтобы правильно подбирать комплексы упражнений для развития правильной осанки у ребенка; родителям необходимо иметь элементарное представление о механизме формирования осанки.

Навык правильной осанки формируется на основе позных рефлексов. Наиболее известные и изученные среди них шейно-тонические и вестибулярные рефлексы, связанные с положением головы относительно туловища. Так, например, когда человек опускает голову вниз, у него резко понижается тонус мышц плечевого пояса и верхней части, туловища, поддерживающих тело в вертикальном положении; При этом сгибается спина, сводятся вперед плечи, выпячивается живот. Если поднять голову вверх- все тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот поджимается. При таком положении головы человек непроизвольно принимает позу правильной осанки. Поэтому в занятиях по обучению осанке большое внимание уделяется тренировке правильного положения головы относительно туловища.

Но чтобы выработать у ребенка правильную осанку, научить его правильно держать голову далеко недостаточно. Крайне необходимо «тренировать» те группы мышц, которые выполняют основную работу по поддержанию тела в вертикальном положении. Эту работу по приведению костей скелета в строго определенное положение - правильной осанки выполняют около 300 больших и малых мышц. Так, в поддержании одного лишь позвоночного столба принимают участие около 150 мышц; два десятка мышц уравновешивают голову над туловищем. Работают, т. е. сокращаются, они с такой силой, которая должна обеспечить принятие именно заданной позы. Поэтому методика обучения осанке протекает на фоне специальной тренировки мышц, пояса и позвоночника. Для общего физического развития ребенка полезны упражнения с гимнастическими палками набивными мячами, скакалками.



© 2010-2022