Статья: Внеурочная деятельность для 1-4 класса ФГОС

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов

Пояснительная записка

Цель:

- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

- расширение знаний об истории, традициях и обычаях нашего села, вовлечение ребят в игру;

- формирование представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни.

- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физических упражнений и игры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи направлены на:

- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активностиформирование коммуникативных компетенций;

- овладение школой движения;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене. Влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время игры;

- приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта

- воспитание чувства ответственности за своё здоровье;

Общая характеристика программы объединения «Игры нашей местности»

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре , насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). «Человеком можно стать , только играя», утверждал Ф Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живёт. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение - это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос «Что есть «я» в этом мире?» Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагают сотрудничество, саморазвитие внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: роль игры в обществе исторически менялась , но она всегда была фактором развития культуры. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребёнка, поскольку:

- создают условия для их активности;

-предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини - соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно - познавательные мотивы.

Описание места программы в структуре ООП

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 135 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.

Сроки реализации программы


Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования - 4 года

Класс

Количество часов

1

33

2

34

3

34

4

34

Занятия проводятся во второй половине дня Место проведения занятий - спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.


Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

  • знать историю своего края и народные игры своей местности;

  • уметь контролировать свои поступки и организовывать игру по правилам;

  • понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

  • уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

  • понимать необходимость правил соблюдения правил игры;

  • знать правила поведения в знакомом и незнакомом месте;

  • защищать честь и достоинство своих друзей;

  • укреплять здоровье учащихся, приобщать их к изучению народных игр;

  • содействовать обучению жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитывать дисциплинированность;

  • понимать ответственность за своё здоровье.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.



Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС данная рабочая программа для 1 - 4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину , российский народ и историю России и своего села, осознание своей этнической национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи игровой деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • определение общей цели и пути её достижения; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении игры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека;

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

Содержание программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Содержание программы внеурочной деятельности объединения «Родное слово» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1 - 4 классов. Место проведения занятий - спортивный зал, игровая площадка , стадион, футбольное поле.

Программа представлена пятью блоками: народные игры, игры на внимание, игры со скакалкой, подвижные игры, спортивные игры.

Основные разделы программы

Название раздела

Общее

количество

часов

Часы

аудиторных

занятий

Часы

внеаудиторных

активных

занятий

1

Спортивно - оздоровительное объединение: «Игры нашей местности»

34

1.1

Народные игры

8


8

1.2

Игры на внимание

6

6


1.3

Игры со скакалкой

2

1

1

1.4

Подвижные игры

14

8

6

1.5

Спортивные игры

4

3

1


Формы внеурочной воспитательной работы спортивно-оздоровительного направления:

  • Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике, карате и военно - спортивной подготовке.

  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Требования к знаниям и умениям обучающихся

В результате работы объединения «Игры нашей местности»

дети : должны иметь представление:

1.Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр;

2.Отрадициях русских народных праздников;

3.О культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

  1. Историю возникновения подвижных игр;

  2. Правила проведения игр, эстафет и праздников;

  3. Основные факторы, влияющие на здоровье человека;

  4. Правила поведения во время игры.

  5. О системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

  6. Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

  7. О причинах травматизма и правилах его предупреждения;

должны уметь:

1.Выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

2. Проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

3. Владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

4. Применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

5. Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

6.Организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

7. Уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Дети научатся:

- играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

- проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Дети будут уметь:

- применять и выполнять правила игры;

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

























Тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Основные виды деятельности

Дата

Проведения

Народные игры

1

Какие бывают игры.

Русская народная игра «Зайцы в огороде»

Выполнение игровых правил. Отработка игровых приёмов. Игра.

2

Правила игры. Обязательны ли они для всех?

Русская народная игра «Гуси - лебеди»».

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

3

Русская народная игра «Ловишка в кругу»

Правила игры. Проведение игры.

4

Русская народная игра «Пчёлки и ласточка».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

5

Русская народная игра «Обыкновенные жмурки»

Правила игры. Проведение игры.

6

Русская народная игра «Палочка - выручалочка»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры


7

Русская народная игра «Караси и щука»

Правила игры. Проведение игры. .

8

Русская народная игра «Белые медведи»»

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры



Игры на внимание


9

Игра на внимание «Смена сторон»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть


10

Игра на развитие внимания «Запомни движение»

Знакомство с правилами и проведение игр.


11

Игра на внимание «Вызов номеров»

Знакомство с правилами и проведение игр.

12

Игры на внимание «Запрещённое движение», «Запомни порядок».

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть


13

Игра «Три движения», «Узнай, чей голосок»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть


14

Игра «Маляр и краски»

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть



Игры со скакалкой


15

Игры со скакалкой. «Рыбаки и рыбки»

Комплекс ОРУ со скакалкой.

16

Эстафеты со скакалкой.

Правила игры. Проведение игры.

Подвижные игры

17

Игра «Большой мяч».

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

18

Игра с мячом «Бездомный заяц».

Комплекс ОРУ с мячом.

19

Весёлые старты с мячом.

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

20

Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два

21

Игра с прыжками «Прыжки кругом»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

22

Игры на меткость. «Стрельба по мишеням. «Броски снежков»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

23

Игра «Успей поймать».

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

24

Игра «Бег по следам»»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

25

Игра «Мяч в воздухе»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

26

Игра «Собачки»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

27

Игра «Передал - садись»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть, умение точно передавать мяч

28

Игра «Сторож и воробьи»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть

29

Игра «Медведи и пчёлы»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть


30

Игра «Куры в огороде»

Знакомство с правилами подвижных игр, умения в них играть


Спортивные игры

31

Футбол

Игровые правила. Удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча. Отработка игровых приёмов. Игра.

32

Баскетбол.

Игровые правила. Ведение мяча; броски мяча в кольцо. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.

33

Пионербол

Проведение игры. Перебрасывание мяча через сетку.




34

Спортивный праздник «Мир народных игр»

Спортивные состязания, эстафета.


Описание материально - технического обеспечения внеурочной деятельности объединения «Игры нашей местности»

Мячи малые (теннисные) и большие набивные(1кг;2 кг;)

Футбольные и баскетбольные мячи;

Кегли;

Гимнастические обручи;

Скамейка гимнастическая жёсткая;

Гимнастическая стенка;

Скакалки гимнастические;

Маты гимнастические;

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой;

Игровое поле для футбола;

Ворота для футбола с сеткой;

Нагрудные номера;

Компрессор для накачивания мячей;

Аптечка медицинская;

Спортивный зал игровой;

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;

Г.А.Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. - М. Просвещение ,2011

Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Издательский центр «Академия»,2000

Коротков И.М. Подвижные игры во дворе.- М.: Знание, 1987

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. М. « Вако»,2004

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991

Никитин Б.В. Развивающие игры.- М.: Знание, 2001

Патрикеева А.Ю.Подвижные игры.- М.: ВАКО, 2007

Патрикеева А.Ю. Зимние подвижные игры.- М.: ВАКО, 2009






















© 2010-2022