Семинар-практикум Тема: Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Раздел Физкультура
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Кот в сапогах»




Семинар-практикум


Тема: Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Цель: Расширить и систематизировать знания педагогов об

использовании подвижных игр и физических упражнений на

прогулке.



Ответственная за проведение: С.Н.Карцева











2015 год.

Человек рождается и сразу начинает играть. Игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребёнок от рождения уникален и наделён неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игры раскрывается его духовный мир.

Основой всестороннего развития ребёнка впервые годы жизни является физическое воспитание, а так же свободная двигательная деятельность, когда ребёнок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.д. Через подвижную игру ребёнок познаёт мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития ощущений, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Любое мероприятие с детьми в детском саду - событие непростое. Основную особенность в ежедневной работе с детьми на занятиях, вне занятий, на прогулке составляют игры. Подвижные ифы в детском саду - это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формируют характер, развивают у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда.

Много игр заимствованы младшим поколением у более старшего поколения. Мы задаём вопрос: кто придумал эти игры? («Гуси-лебеди», Коршун и цыплята», «У медведя во бору» и т.д.) Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.д.

Все случаи, события, которые составляют игру, ребёнок эмоционально переживает. Подвижные игры имеют так же игровой зачин (считалка, жеребьёвка). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Целый ряд подвижных игр основан на соединении песни с движениями. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня постепенно переходит в игру.

Как правило, много подвижных игр не требует специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте в любое время года.

Подвижным играм в детском саду отводится важное место, ведь малыши должны расти не только умными, но и здоровыми. Все маленькие дети любят всякие игры. Но если дома и на площадке, гуляя с родителями, дети играют во что придётся, игры в детских садах проходят по правилам взрослых.

Роль таких игр трудно переоценить - они не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию таких качеств, как выносливость, быстрота, сила и ловкость. Кроме того, в подвижных играх дети учатся действовать сообща и следовать установленным правилам. Ребёнок приучается к самообладанию, у него появляется ответственность за свои действия, такие игры развивают волю и сдержанность, смекалку и сноровку, морально-волевые качества.

Физические упражнения, организованные на прогулке в детском саду так же проходят по строго установленным правилам, в которых прописана и продолжительность упражнений (игры, количество игроков в команде, задействованный инвентарь). Физические упражнения подбираются с учётом индивидуальных особенностей, здоровья, возраста малышей.

Общие элементы проводимых игр и физических упражнений - это прыжки и бег, метание и упражнения на равновесии.

Бесспорно, любовь к физической культуре должна прививаться с детства, тем более в условиях современной жизни, когда уровень двигательной активности человека неизменно стремится к минимальной отметке. Однако приобщая детей к спорту, важно не переусердствовать, потому что чрезмерная физическая нагрузка может пойти ребёнку во вред. Подвижные игры и физические упражнения в детском саду как раз и являются некой золотой серединой.

Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в режиме дня в разные дни недели. Их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале, с детьми на прогулке организуется одна подвижная игра и одно физическое упражнение, продолжительностью от 15 до 20 минут. вдругие дни можно проводить одну подвижную игру и два спортивных упражнения продолжительностью в среднем до 30 минут.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях, и ежедневных игр и упражнений на утренней и вечерней прогулке.

При планировании игр и физических упражнений на прогулке необходимо предусмотреть:

  1. Сложность движений и целесообразность их сочетания с учётом подготовленности детей;

  2. Соответствие содержания игр и упражнений погоде и времени года;

  3. Использование разных приёмов выбора детей на ведущие роли.

Так же педагогу следует позаботиться о создании дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы детей к добровольному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности и самостоятельности. Для поддержания интереса к играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания. Например, предлагать выполнять движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через скамейку, подлезание под дугами, прыжки с разбега, ходьба по буму и по снежным валам, упражнения с преодолением препятствий и т.д.)

Пребывание детей на групповом участке позволяет широко использовать всё пространство, поэтому значительное место на прогулке следует отводить спортивным упражнениям. Они планируются согласно времени года: зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом - езда на велосипеде, роликовых коньках и катание на самокате; взимний период со старшими дошкольниками можно организовать различные упражнения: пробежать между санками (% санок на расстоянии 1-1,5 м. друг от друга) змейкой; встать рядом с санками и, опираясь на них руками, перепрыгнуть через них; устоять на санках на одной ноге как можно дольше. Интересны упражнения «Гонки санок», «Успей первым!», «На санки!», «Быстрые упряжки», разнообразные игры-эстафеты с санками. Так же во время скольжения по ледяным дорожкам (длинна 4 м., ширина 60 см.) предлагаются разные задания: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить после разбега лицом вперёд на одной ноге или, поставить ноги параллельно, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким (3-4 м.) ледяным дорожкам, расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов. Более сложное задание: скользить по дорожке длинной 15 м. с невысокой горки вдвоём - втроём («поездом»), положив руки на пояс впередистоящего; при скольжении быстро поднять предмет (снежок или кубик), брошенный воспитателем. Так же предлагать детям играть в хоккей.

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель), когда выпадает большое количество осадков и не всегда существует возможность организовать спортивные игры и упражнения. В содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, со скакалкой, игры с мячом, кольцом и др. (организовать их можно под навесом, на веранде и т.д.).

В детском саду для каждого возраста разработаны свои подвижные игры, которые учитывают психологические и физические особенности того или иного возраста.

Подвижные игры и игровые упражнения с детьми младшего возраста

Пусти зайку в огород

Нарисовать на земле большой круг. Положить в него10-15камешков или шишек. Это будет «капуста».Взрослый исполняет роль сторожа, а ребенок-зайчика, который хочет забрать капусту и не попасться. Позже можно поменяться ролями.

Слалом

Научитьмалышабегать«змейкой»,междустволамидеревьев.Игрупроводятнаплощадке

Жмурки с колокольчиком

Обыкновеннаяивсемилюбимаяигра«жмурки»будетнамноговеселее,еслитот,ктоубегает, будетприэтомзвонитьвмаленькийколокольчик.Разрешитеребенкуловитьсебя,аего догоняйтеподольше.

Машинка

Возьмитеобручиотправляйтесьвпоездку«натакси».Взрослыйсребенкомстоятвнутри обруча:водительдержитсязаегопереднийполукруг,«пассажир»-зазадний.Можно«ездить поделам»-«вмагазин»,«влес»,«вгости».

Шире шаг

Нарисоватьназемленесколькокруговдиаметром50смнарасстоянии30-40смодинот другого(взависимостиотростамалыша).Перешагиватьвместесребенкомизкружкав кружок.

По узенькой дорожке

Положитьдоскуилинарисоватьназемледвепрямыелиниинарасстоянии15-20смоднаот другойдлиной4-5 м.Этодорожка,выходитьзаееграницынельзя.

Ручеек

Нарисоватьдвелиниинарасстоянии20-25см-это«ручеек».Ребенокперепрыгиваетчерез него,отталкиваясьдвумяногами.Постепеннорасстояниемеждулиниямиможноувеличить до40см.

Послемногократныхповторенийначертитьдваипитри«ручейка».Ребеноксначала перепрыгиваетчерезузкийручеек,потомболееширокий,апотом-самыйширокий.

Прыжки в высоту

Взрослыйдержитврукахмячик,лентуиликолокольчик,ипредлагаетребенкуподпрыгнуть так,чтобыкоснутьсякоснутсямячарукой-сначалаправой,азатем-левой.Высоту регулироватьвзависимостиотростаребенка.

Спрыгни вниз

Ребенокстановитсянабревноилипень. Посигналуспрыгиваетназемлю.Позжеможно усложнить этозадание: перед бревномнарисовать кружок диаметром 25-30см

Курица и цыплята

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число - стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники - её дети-цыплятки. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки, Квохчет курица: ко -ко, Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки. Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Смелые мышки

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Раз - два - три - четыре,

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши) Вдруг раздался странный звон ... Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

Зайка.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.






































Комплекс упражнений «Мы собираемся гулять»

(младшая группа)

Мы собираемся гулять. Пора одежду надевать.

Надели шапку, шарф, пальто, Не опоздал из нас никто!

Все одеты, все готовы, Идем мы на прогулку снова!

«Идем мы на прогулку снова»

И. п.: ноги на ширине ступни, руки опущены вдоль туловища. Махи обеими руками вперед-назад четыре раза подряд. Вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.

«Красивые варежки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Руки в стороны; посмотреть на одну руку, на другую руку. Вернуться в и. п., сказать «красивые». Повторить 4-5 раз.

«Варежки спрятались»

И. п.. ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть: обхватить руками колени; встать, руки убрать за спину. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

«Раз, два, три, четыре, пять -Очень любим мы гулять!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 8-10 подпрыгиваний с хлопками. Повторить 2-3 раза, чередуя с ходьбой.

«Дышим глубоко»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, подняться на носки, вдох носом. Вернуться в и. п., выдох ртом, губы трубочкой. Повторить 3-4 раза

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Инвентарь: 1зонт.

В центре участка встает педагог с закрытым зонтиком. Дети врассыпную встают вокруг него.

Педагог: «Сегодня мы все хорошо одевались на прогулку, все надели правильно и ничего не забыли.

Посмотрите, какие у вас яркие шапочки, цветные шарфики, нарядные курточки. А на улице сегодня то

солнышко, то дождик. Когда покажется солнышко, мы будем гулять, а когда закапает дождик- вы спрячетесь

Педагог на сигнал «солнышко» закрывает зонт, на сигнал «дождик» - раскрывает его над головой (варианты).

Подвижная игра с речевым сопровождением «Мы собираемся гулять»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог встает в центре круга, читает текст, показывает движения. Дети повторяют движения и слова стихотворения вслед за педагогом.

Хоть и ветер за окном, Хлопают в ладоши. Все равно гулять пойдем! Мы собираемся гулять - Одежду надо надевать.

Раз, два, три - Выполняют«пружинку»,руки на пояс Куртку застегни.

Четыре, пять, шесть - Наклоны влево -вправо, руки на пояс Шарфы у всех есть?

Семь, восемь, девять - Шагают на месте. Вот мы и оделись!

Ветерок стал тише, - Кружатся на месте, руки вниз. Листья чуть колышет.

На небе солнышко сияет, Подняться на носки, руки вверх,

Нас на прогулку приглашает. - Опуститься на всю стопу ,руки опустить.

Игра «Где спряталась кукла»

Педагог перед началом занятия прячет в пределах площадки куклу незаметно от детей. Дети в рассыпную встают около педагога, который произносит:

Кукла маша убежала Ни словечка не сказала.

Где она теперь, не знаю. Сама никак не угадаю! Дети, вы мне помогите, Куклу Машу вы найдите!

Дети расходятся по площадке, ищут куклу. Тот ребенок, кто найдет куклу, приносит ее педагогу. Остальные дети также подходят к педагогу, встают врассыпную перед ним. Педагог обращает внимание детей на то, как одета кукла, какая она красивая, нарядная и аккуратная. Игра повторяется.

Игра «Огуречик»

Педагог выбирает Огуречика, который садиться в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек

Мы тебя кормили.мы тебя поили

На ноги поставил и, (подходят к огуречику и поднимают его) Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцуют, дети хлопают в ладоши. После танца огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, игра продолжается.





Подвижные игры и игровые упражнения с детьми среднего возраста

Первые игры: ДОГОНИТЕ МЕНЯ. СПАСИ. ДОМИК заставляют детей двигаться в нужном направлении за воспитателем или спасаться от догоняющего в спасительном месте - домике, где. по правилам их не должныловить.

В игре ДОГОНИТЕ МЕНЯ дети играют а обычные догонялки. Эту игру лучше проводить на улице что бы было больше места для убегающих.

Если заранее определить места - домики, куда догоняющий не имеет права заходить, то игру можно назвать СПАСИ ДОМИК. Причем, в домике может находиться только один ребенок. Другие должны _ петь занять свободные домики. Для одного убегающего домика нет. Эта игра вырабатывает ловкость, смекалку и быстрый бег.

По мере подрастания, с детьми проводятся в детском саду игры: НЕ ОПОЗДАЙ. БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ. Играющие должны выполнить действия быстрее других, найти свое место или сохранить свой предмет (это может быть кубик, погремушка или колечко). В ходе этих игр воспитатели заставляют ребенка проявлять смекалку, ловкость и быстроту.

В игре НЕ ОПОЗДАЙ заранее определяются места, которые должны занять дети. А для одного ребенка такого домика нет. И по объявлению воспитателя, например: - Дождик, дождик!, - дети должны занять каждый свое место. А тот, кому не хватает места, старается занять чужой домик, но при условии, что домик еще пуст. Если ребенок зазевался и его домик заняли, то он автоматически становится без домика. В этой игре можно придумывать любые роли для детей: муравьишка должны спрятаться от дождика, мышки от кошки, птички от ястреба, зайчики от волка и другие.

В игре БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ задача усложняется. Надо не только, как в предыдущей успеть спастись самому, но и сохранить свою игрушку. В ходе игры дети занимаются привычным делом: укладывают кукол спать, возят грузы на машинах, складывают пирамиды, катают мячики. По предупреждению воспитателя, надо и самому спрятаться от надвигающихся хищников и прихватить с собой куклу, машинку, кубики или мячик. Если кто-то уронит свою игрушку или забудет, то для него игра заканчивается.

В играх: ПРОКАТИ МЯЧ. ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ. ПОПАДИ В ВОРОТЦА дети получают навыки и умение действовать с нехитроумными предметами: мячиками, кольцами, шарами. У ребятишек развивается глазомер, ловкость, координация движений.

Игра ПРОКАТИ МЯЧ требует, прежде всего, сноровки и внимательности. Надо на ровной площадке ( кузове автомобиля, кукольной коляске) провести мячик определенное расстояние. Игра обычно проводится в виде эстафеты. Ребята делятся на две команды, и которая провезет мячики быстрее и осторожнее, та и победит.

В игру ПОДБРОСЬ ПОВЫШЕ лучше играть на открытом воздухе, что бы не навредить окнам и игрушка. Каждый игрок должен кидать мячик вверх. Кто выше всех подбросит, тот и победил.

ПОПАДИ В ВОРОТЦА - это более сложная игра с мячиком. Заранее устанавливают воротца: это может быть песочница во дворе или расстояние между спортивным оборудованием. Вокруг должна быть безопасная для мяча обстановка. С определенного расстояния дети должны попасть в воротца мячиком Кто не попал - выбывает из игры.

К бессюжетным играм в детском саду можно отнести и такие, как: КЕГЛИ. ШКОЛА МЯЧА. Дети уже выполняют и более сложные движения: метание мяча, прокатывание в цель мяча, бросание и ловля. На определенном расстоянии устанавливают кеглю. Броском мяча надо ее сбить. Эта игра вырабатывает еще и меткость, и газомер. Надо особенно приглядеться и метко бросить мячик, что бы он попал в цель. Игровые упражнения, как игры в детском саду - это методически организованные действия, которые специально подобранны для физического воспитания малышей. Суть их заключается в выполнении конкретных заданий. Причем дети всегда весело и с азартом выполняют игры в детском саду: ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ. ПОПАДИ В ВОРОТЦА. ПРОКАТИ КУКЛУ В игровых упражнениях важно, что бы ребенок понимал суть задания. Для этого необходимо правильно воспроизводить показанные воспитателем движения,

В игре ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ ребенок должен любыми путями добраться до погремушки. Игра обычно проводится разделением команды на части. По пути устанавливаются определенные препятствия: надо проползти под стулом, перепрыгнуть кеглю, пропустить автомобиль, опустить погремушку в ведерко и другие. Дети учатся бегать, прыгать, обходить препятствия.

Игра ПРОКАТИ КУКЛУ. Научит детей не только бережному отношению к игрушкам, но и способности одеваться самим. Каждый ребенок, принимающий участие в игре, должен по указанию воспитателя, одеть свою куклу для прогулки по улице в коляске. Дети должны внимательно запомнить, что надо одеть на куклу, что бы она не простудилась и не замерзши. Надо правильно усадить куклу в коляску, укрыть ее и прокатить по определенной дорожке. Победителем будет тот. кто лучше всех оденет куклу, будет при этом бережно к ней относиться.

Играя в ЛОШАДКУ,малыши бегают, высоко поднимая колени, как лошадки.

Игра заключается в следующем: один из детей становится лошадкой (обычно выбирают самого подвижного мальчика). Ему за плечи привязывают длинные ленточки. Двое-трое ребятишек сразу будут изображать повозку. Они берут в руки по ленточке и с криками «Но-Но» заставляют лошадку бежать по кругу. Все остальные дети становятся в круг. Возница останавливается около каждого ребенка, а очередной пассажир громко проговаривает, куда он хочет ехать: к бабушке, к маме на работу, в детский садик. Когда повозка с пассажиром отправляется в очередной круг, то все дети стараются бежать синхронно, высоко поднимая ноги. А лошадка, при этом, еще может и взбрыкивать. Эта игра вырабатывает «чувство локтя», так как повозка должна ехать ровно; дети не должны повторять цель поездки, а каждый раз придумывать новые. Если кто-то из пассажиров или возниц сбивается с ритма, то воспитатель может снять такого ребенка с игры, придумав, например, что у повозки сломалось колесо. Игра заканчивается, когда все дети прокатятся.

Повторяя движение зайчиков, которые убегают от страшного серого волка в игре ЗАЙЦЫ И ВОЛК, дети прыгают, как зайчики и прячутся где можно. Игра вырабатывает у детей быструю реакцию. В начале все дети-зайчики прыгают и резвятся на опушке леса. Опушка леса -это середина игровой площадки в игровой комнате, которая обставлена стульями.. Но, воспитатель сразу предупреждает , что где-то рядом бродит по лесу страшный и голодный серый волк. И ребятишки должны быть все время начеку. Через определенное время воспитатель кричит: -Серый волк!-, Все дети должны успеть спрятаться за стульчики. Кто не успевает, того серый волк схватывает и импровизированно утаскивает в свое логово - соседнюю комнату. Этот ребенок автоматически выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока еще не пойманы все зайцы.

Взаимодействия детей очень тесны. Изображая поезд, в игре ПАРОВОЗИК,дети синхронно передвигаются друг за другом, стараясь не наталкиваться на впереди идущий вагончик. Дети -это паровоз и вагончики. Все ребятишки становятся друг за дружкой, берутся за талию и начинают синхронно передвигаться. Воспитатель предварительно поставит стульчики, которые будут обозначать местность: станции, лес, мостик, домик. Паровозик должен плавно обогнуть все препятствия и благополучно добраться до конечной станции. Вагончики при этом должны двигаться синхронно, заранее замедлять ход на станции. По ходу поезда дети-вагончики должны стараться не наталкиваться на впереди идущий вагончик. Иначе воспитатель объявит о произошедшей аварии. В этой игре могут принимать участие все дети группы. Так же, как и в игре ЛОШАДКА, можно оставлять часть вагончиков на проходящих станциях. А дети должны придумать, почему вагончики отцепляются от состава: вагоны с почтой, товарные вагоны и другие причины. Хорошо еще расставить дорожные знаки, касающиеся железной дороги. Дети сразу будут учиться правилам поведения на железнодорожных путях.

В игре СВЕТОФОР,дети-автомобили тормозят и останавливаются на красный свет, когда «светофор» взмахивает красным флажком. (При словах воспитателя - Дождик, дождик -птички-детишки быстро разлетаются по своим гнездышкам. Эту игру просто обязательно проводить почаще, чтобы ребятишки изучали правила перехода улиц. Одного из ребят выбирают светофором. Ему в руки дают три кружочка: желтый, зеленый, красный. Поднимая кружочки, ребенок изображает светофор. Остальные дети подразделяются на: транспорт, пешеходов и милиционеров. Все участники игры должны двигаться по перекрестку по установленным правилам Мальчики могут изображать автомобили, при этом каждый дожжен придумать себе марку, цвет и своеобразно «гудеть». Девочки могут перевозить коляски с куклами. Милиционер стоять на посту и наказывать нарушителей. Кто нарушил правила, тот выбывает из игры.










Пастухиволк.Издетейвыбирают"пастуха"и"волка",остальныедети-"овцы".Наодномконце площадкичертят"дом"дляовец,напротивоположнойсторонеплощадки-поле,гдебудутпастись овцы.Сбофстоитволк.Пастухведетовецвполе.Вполеовцыбегают,пасутся.Насигнал воспитателя:"волк!"овцыразбегаютсяпоплощадкеиубегаютвсвойдомик.Волкловитовец.Пастух ихзащищает.Пойманнуюовцуволкотводитксебе.Приповторенииигрыпастух,возвращаясьдомой, освобождаетпойманнуюволкомовечку.Волкстараетсянедопуститьпастухаковцеивтожевремя ловитостальных.Игразаканчивается,когдауволкабудетнесколькоовечек(подоговоренности).

СменифлажокДетиделятсяна2илина4одинаковыегруппыивстаютпередлиниейвпараллельные колоны,лицомводнусторону.Спротивоположнойстороныплощадкипередкаждойколоннойлежитпо одномуобручу,вобручахфлажки(например,зеленые).Каждомупервомуигрокувколонедается флажокопределенногоцвета(например,синего).Насигналвоспитателя"раз"первыедетиизколон (поодномуребенкускаждой)ссинимифлажкамибыстробегуткобручам,Меняютсиниефлажкина зеленые,возвращаютсянасвоиместаиподнимаютвверхзеленыефлажки.Зеленыефлажкипередают вторымвсвоейколоне,самивстаютвконцеколоны.Колонаподходитклинии.Воспитательсновадает сигнал,бегутвторые,затемтретьиит.д.Воспитателькаждыйразотмечаеттого,ктопервыйсменил флажокиправильноегоположил.Играпродолжаетсядотехпор,покакаждыйребеноксколоныне сменитфлажок.Выигрываеттаколона,котораякачественноибыстровыполнялазадание воспитателя.Игруможноповторить.

Палочка-стукалочка. Соднойстороныплощадкипосадитьдетей,поделивихнаодинаковыеколоны. Нарасстоянии1-2шаговотнихначертитьлинию,откоторойдетибудутбегатьнапротивоположный конецплощадки,гдестоитстул.Подстуломлежитпалочка.Налиниювыходятпоодномуизкаждой колоныинаслово"раз"или"беги"бегут.Ктобыстреевытянетпалочку,тотстучитиговорит:"Раз,два, три,палочка-стукалочка,стучи!",кладетпалочкунаместоисадитсянасвоеместо.Колона,вкоторой ребеноквыиграл,получаетфлажок.Затемвыходитвторая,третьяпараит.д.Вконцеигры подсчитываютсяфлажки.Выигрываеттаколона,котораяимеетбольшефлажков.

Кто позвал? Дети стоят в кругу, взявшисьзаруки.Одинребеноксидитвцентрекруга.Наголовеу негобумажныйколпак,которыйприкрываетглаза,аврукецветок.Детитихоходят,Прыгаютна носочкахвокругребенкавколпаке,которыйсидитвцентрекруга.Насигналвоспитателядетировно встают.Ребеноквстаетсостула,поднимаетцветоквперед,поворачиваетсявокругсебяи останавливается.Тот,напротивкогоостановилсяцветок,называетимяребенкавколпаке,аон долженотгадать,ктоегопозвал.Еслиугадает,Детименяютсяролями.

Жмурка. Вседетисидятвкругунарасстояниивытянутыхруквстороны.Всерединукругавыбирают двухдетей:одномуребенкузавязываютглаза,другойдаютколокольчиквруки.Ребенокс колокольчикомбежит,"жмурка"ееловит.Когдажмуркасловитребенкасколокольчиком,то выбираютдругихдетейвсерединукруга,ииграпродолжается.

Найдиипромолчи.Детисидятнастульчикахвдолькомнаты.Воспитательпредлагаетдетямвстать иповернутьсялицомкстене,закрывглаза.Самотходитнанесколькошаговназадипрячетнесколько разноцветныхфлажковвразныеместа.Насловавоспитателя:"Ищитефлажки!"детиидутискать.Тот, ктоувиделфлажокнеподнимаетего,аидетиговоритвоспитателюнаухо,гдеонлежитисадитсяна место.

Берегипредмет!Детисидятвкругу,ногиунихслегкарасставленывстороны,рукизаспиной.Возле ногкаждогоребенка-кубикилидругойкакой-нибудьпредмет.Ребенок,которыйстоитвсередине круга-ведущий,ходитсодногоместавдругоеистараетсявзятьпредмет.Детизащищаютсвой предметруками.Когдаведущемуудаетсявзятьпредмету2-3детей,назначаетсяновыйведущийв серединукругаииграпродолжается.

Такможно,такнеможно.Детистоятвкругу.Воспитатель,стоянавидномместевместесдетьми, объясняетим,чтонаегослова:Делайтак!вседолжнысмотретьнанегоиделатьдвижения,им показанные,анаслова:"Неделайтак!"стоятьсопущеннымирукамиидвижениянеповторять.Те,что ошибаются,проигрываютиотходятнаодиншагназад.Играпродолжается.Еслионидальшепокажут движенияправильно,сновавернутьсявкруг.


Подвижные игры и игровые упражнения с детьми старшего возраста.

Ктобыстрееопуститобруч?

Детейподелитьна4группы.Каждаягруппавстаетпередопределеннойлиниейнарасстоянии вытянутыхруквстороны.Передкаждойгруппойположитьобручдиаметром60см.Посигналу"раз" первыеизколоннаклоняюттуловищевперед,берутобручпобокамиподнимаютеговверх.Затем опускаютнаплечи,черезтуловищеиопускаютнапол,быстропереступаютиспешатвконецколоны. Воспитательфиксируетвниманиедетейнато,ктоправильнопропускалобручираньшевсталвконец колоны,иотмечаетихфлажком.Затемпосигналу"раз"этоделаютдругиедетиизколонит.д.Каждый развоспитательнаграждаетпервогоизчетырехколонфлажком,авконцеподсчитываетсяколичество флажковвкаждойколоне.Выигрываеттаколона,вкоторойбольшефлажков.Играповторяется.

Мышеловка. Детиделятсянадверавныегруппы.Однагруппа-"мышки".Онистоятвколонеодинза другим.Совторойгруппыдетейсделать3круга-это3"мышеловки".Дети,которыеобразуют мышеловки,берутсязарукиинасловавоспитателя:"Мышеловкаоткрыта"детивкругуподнимают руки.Мышкипробегаютсначалачерезоднумышеловку,азатемчерезвторуюит.д.Наслово воспитателя:"хлоп"мышеловказакрывается(детивкругуопускаютруки).Мышки,которыеосталисьв кругусчитаютсяпойманнымиистановятсявкруг.Игразаканчивается,когдавсемышибудутпойманы. Выигрываеттамышеловка,гдебудетбольшепойманныхмышей.Играповторяется.Детименяются ролями.

Шоферы. Соднойстороныплощадкидва"гаража"(начертитьдвепараллельныелиниинарасстоянии 5-6шаговоднаотдругой).Налинияхсделатьместадля"автомобилей";поставитькубики.Водном гаражестоятмашиныскраснымирулями(накубикахлежаткрасныекружки),авдругом-машиныс зеленымирулями(накубикахлежатзеленыекружочки).Дети-"шоферы",поделенынадверавные группы,становятсялицомксвоиммашинамкаждыйвозлесвоегоруля,которыележатнакубиках. Воспитатель,которыйвыполняетрольмилиционера,стоитнаодинаковомрасстоянииотдвухгаражейи руководитдвижениеммашин.Когдаонотводитлевуюрукувбок,дети-шоферысгаража,стоящийс левойстороны,нагибаются,берутобеимирукамирульиготовятсяквыезду(колонкой).Наподнятый вверхзеленыйфлажокдетивыезжаютизгаражаиразъезжаютсяповсейплощадки.Накрасный флажокостанавливаются,назеленыйедутдальше.Насловавоспитателя:"Вгараж"машины возвращаютсянасвоиместа.Воспитательотмечаетвнимательногошофера,которыйраньшевсех вернулсявгаражЗатемвоспитательотводитрукувсторонуидети-шоферы,которыестоятсправой стороны,делаюттожесамое.

Сова. Соднойстороныплощадкиместодля"бабочек"и"жучков".Встороненачертанкруг-"гнездо совы".Выделенныйребенок-"сова"встаетвгнездо.Остальныедети-"бабочки"и"жучки"встаютза линией.Серединаплощадкисвободна.Наслововоспитателя:"день"бабочкиижучкилетают(дети бегаютпоплощадке).Наслововоспитателя:"ночь"бабочкиижучкибыстроостанавливаютсянасвоих местахинешевелятся.Совавэтовремятиховылетаетнаплощадку,наохотуизабираеттехдетей, которыепошевелились(отводитихвгнездо).Наслововоспитателя:"день"совавозвращаетсявсвое гнездо,абабочкиижучкиначинаютлетать. Игразаканчивается,когдаусовыбудет2-3бабочкиили жучка.Воспитательотмечаетдетей,которыениразунебылизабранысовойвгнездо.

Стоп!Соднойстороныплощадкизалиниейдетистоятв шеренге.Нарасстоянии10-15шаговотдетей чертяткруг(диаметром2-3м)Издетейвыбираютодноговедущего,которыйстановитсявкругспинойк ним.Ведущийзакрываетглазаиговорит"Быстроиди,неотставай,стоп!"Втовремя,когдаонговорит этислова,детибольшимишагамибыстроидутвпередпонаправлениюкведущему.Наслово"стоп!" всезамираютнаместах,ведущийбыстросмотрит.Еслиребенокнеуспелостановитьсяивстать ровно,ведущийсноваведетегоклинииионприповторенииигрыначинаетдвигатьсясноваотлинии. Ведущийсновазакрываетглазаиговориттежеслова,адетидальшедвигаютсякведущемувкруг,и такдотехпор,покакто-нибудьиздетейнедойдеткведущемувкруграньше,чем,тотскажет"стоп!"

Смелеевперед!Детиделятсянадвегруппы.Строятсявшеренгуивстаютлицомксередине площадки.Напервыйсигналоднагруппаповорачиваетсялицомвпротивоположныйбокимарширует наместе,автораяшеренгойидетвперед.Навторойсигналдети,которыемаршировалинаместе, поворачиваютсяиловяттех,которыешеренгойшливперед.Последниебыстроубегаютнасвои места(залинию).Играповторяется.Детименяютсяролями.Выигрываеттагруппадетей,вшеренге которойменьшепойманныхдетей.

Гдектоживет?Детистоятвдвешеренгенарасстоянии8-10шаговоднаотдругой.Посередине междушеренгаминачертитьдвакруга,каждое80-100смдиаметром;одинкруг-"двор",другой-"лес".Вкаждойшеренгеестьодинаковые"птицы"и"животные".Каждыйребенокспервойшеренги выбираетсебеназваниелюбойптицыилиживотного,которыеживутвлесу,илиназваниядомашних животныхиптиц,которыеходятподвору.Такиеженазваниявыбираетсебеивтораяшеренга. Например,первыедваребенкавдвухшеренгах-зайцы,вторые-кошкиит.д.Когдавоспитатель называетдомашнихживотных,дети,которыеимеютназванияэтихживотных,быстробегутвлес. Например,насигналвоспитателя"кукушки!"дети-"кукушки"издвухшеренгспешатвкруг,которое являетсялесом;насигнал"кошки"дети-"кошки"издвухшеренгспешатвкруг,котороеявляется двором.Воспитательотмечаеттогоребенкаизпары,которыйбыстреедобежитдокруга.Когдавсе детибудутвкругу,игразаканчивается.

Ксвоемуфлажку. Посерединеплощадкичертят5маленькихкруговодинвозледругого;Вкаждом кругувстаетведущийсфлажкомопределенногоцветавруках.Детиделятсяна5групп. Каждая группаимеетсвойцвет,такойжесамый,какуведущего.Насигналвоспитателяведущиепоочереди ведутсвоиколонынакрайплощадки,маршируютвбольшомкругу,которыйбылначерченраньше.На словавоспитателя:"Ведущиенаместа!"Ведущиевозвращаютсявсвоикругиинезаметноменяются флажками,адетипродолжаютходитьпобольшомукругу.Насловавоспитателя:"Ксвоимфлажкам!" ведущиеподнимаютфлажкивверх,адетибегуткним.Выигрываеттагруппадетей,котораябыстрее найдетфлажоксвоегоцветаивстанетвколонузаведущим.Скаждойгруппывыбираютнового ведущего.Играповторяется.

Хитраялиса.Детистоятвкругуплечокплечу,заложиврукизаспину.Воспитательпроходитсзади нихинезаметнодотрагиваетсядолюбогоребенка.Ребенок,ккоторомудотронулсявоспитатель, становится"хитройлисой".Воспитательпредлагаеткому-ни будьиздетейвнимательнопосмотреть насвоихтоварищей,поискатьглазамихитруюлису.Еслиребеноксразуненайдет,товседети спрашивают:"Хитраялиса,гдеты?'ивнимательноследятзалицомкаждого,покажетсялилисичка. Послетрехвопросовлисаотвечает:"Ятут!"иначинаетловить.Детиразбегаютсявразныестороны. Когдалисапоймает2-3ребенка,игразаканчивается.Приповторениивыбираютдругуюлисичку.

Карасиищука.Половинадетейобразуеткруг(ставок).Детистоятнарасстояниивытянутыхрукв стороныодинотдругого.Воспитательвыбираетодногоребенка"щукой".Щукавстаетвнекруга. Остальныедети-"караси"плавают(бегают)всерединекруга-"ставка".Наслововоспитателя:"щука!" ребенокбыстровбегаетвкруг(ставок)истараетсясловитькарасей,которыеспешатсестьиливстать затоварища,которыйстоитвкругу.Щукаловиттехкарасей,которыенеуспелиспрятаться. Пойманныхзабираетскруга.Игразаканчивается,когдащукасловитопределенноеколичество карасей.Затемвоспитательвыбираетновующуку.Ифаповторяется

Выручай!Детистоятвкругулицомвцентр.Дваребенка,которыхпередэтимвыбрали,выходятиз кругаибегут:одинребенокубегает,другой-догоняет.Ребенок,которыйубегает,можетспастись, вставсзадиукого-ни будьиздетей,которыестоятвкругу,исказать:"Выручай!"Тотребенок,к которомуобратились,долженубегатьизкругаитожевстатьсзадидругого.Еслиребенокнеуспеет встать,еепоймают.Приповторенииигрывыбираютдругуюпарудетей.

Квач,бериленточку!Детистоятвкругу.Каждыйребенокполучаетленточку,привязываетеена пояс.Вцентркругавстает"квач",Унеголенточкинет.Насловавоспитателя:"Лови!"дети разбегаютсяповсейплощадке,а"квач"догоняетдетейистараетсяснятьленточкиудетей.Ребенок, которыйостаетсябезленточки,ненадолговыходитизигры.Насловавоспитателя:"Раз,два,три,в кругвставайте!"детистановятсявкруг,а"квач"подсчитываетколичествоснятыхленточеки возвращаетихдетям.Играповторяетсясновым"квачом"3-4раза.Вконцеигрывоспитатель отмечаетсамоголовкого"квача".

Квачпарами.Детибегаютпоплощадке,аребенок-"квач"ловитих.Если"кто-ни будьиздетей подаструкудругомуребенку,которогодогоняет"квач",ивстанетснимвпару,"квач"перестает еголовить.

Ловлябабочек.Издетейвыбирается4"ловца".Онивстаютвпарыиотходятккраюплощадкив одноместо.Остальныедети-"бабочки".Насловавоспитателя:"Бабочки,бабочкивсадполетели" дети-"бабочки"летают-бегаютповсейплощадке.Наслововоспитателя"ловцы!"дваребенка, держасьзаруки,стараютсясловитьбабочку:окружитьего,соединивсвободныеруки.Когдаловцы поймаютбабочку,ониегоотводятнакрайплощадкиисадятнаскамейку.Вэтовремяостальные бабочкиприсаживаютсянакорточки.Наслова:"Бабочки,бабочкивполеполетели"дети-"бабочки" прыгаютповсейплощадке.Ихловитдругаяпараловцов.Когдабудетпоймано4-6бабочек, подсчитывают,сколькопоймалакаждаяпара.Затемвыбираютсядругиеловцы.Играповторяется.

Ищиведущего!Выбирают4-5ведущих,междукоторымираспределяютвсехигроков.Дети становятсявкруг,ведущийвцентрекруга(скольковедущихстолькокругов).Каждыйдолженхорошо знатьсвоеговедущего.Взявшисьзаруки,детимаршируютвокругсвоеговедущего."Напрогулку!" говоритвоспитатель.Ведущиеостаютсянасвоихместах,адетигуляютповсейплощадке.Накоманду "стоп!"всеостанавливаютсяизакрываютглаза.Вэтовремязауказаниямивоспитателяведущие меняютсяместами,причемтактихо,чтобыдетинемоглидогадаться,кудаперешелихведущий. "Ищиведущего!"икаждаягруппадетейспешитпостроитьсявкругвозлесвоеговедущего. Воспитательотмечает,какаягруппадетейэтосделалабыстрей.Играповторяется

Неошибись!Дети,поделенынадвеодинаковыеколоны,стоятнаодномконцеплощадкипред линией.Напротивоположномконцеплощадкинапротивкаждойколоныналиниилежатпо3 разноцветныхкубика,анарасстоянии2-3шаговоткубиков(справаислева)лежаттакиеже разноцветныекубики.Наслововоспитателя"раз"первыедетивколонахбегутпопрямойккубикам, берутодинизних,отбегаютвсторону(одинвправо,другой-влево)иберуткубиктакогожецвета,как ивруке,сдвумякубикамиодногоцвета,возвращаютсянаместоиподнимаютвверх . Выигрываеттот ребенок,которыйпервыйподнялкубикиодногоцветавверх,вернувшисьнаместо.Затемдети возвращаются,кладуткубикинаместаиидутвконецсвоейколоны.Воспитательотмечает,ктолучше выполнилзадание.Потомналиниювыходятвторые,третьиит.д.Вконцеигрывоспитатель определяетпобедителей.

Третийлишний. Играющиераспределяютсяпопарами,взявшисьзаруки,идутпокругу. Дистанциямеждупараминеменеечетырёхшагов.Дваигрока,назначенныевоспитателем, бегаютвлюбомнаправлении(разрешаетсяпересекатькруг).Одинизних,убегающий,может пристроитьсяклюбойпаре.Дляэтогоондолженподбежатькнейсправаилислеваивзять зарукукрайнего.Игрок,оказавшийсятретьимлишним(сдругойстороны)убегаетот водящего.Правиламипредусматриваетсясменаводящего,еслионосалилубегающего.

Пятьимён.Двоеиграющих,мальчикидевочка(представителидвухкоманд),становятся переддвумялиниями.Посигналуонидолжныпройтивперёд(сначалаодин,потомдругой), сдепавпятьшагов,инакаждыйшагбезмалейшейошибки,запинки(ненарушаяритма) произнестикакое-нибудьимя(мапьчики-именадевочек,девочки-именамальчиков).Этона первыйвзглядпростоезадание,насамомдепевыполнитьнетак-топросто.Побеждаеттот, ктосправитсясэтойзадачейилисумеетназватьбольшеимён.Можноназватьпятьдругих слов(потемам:животные,растения,предметыдомашнегообиходаит.п.).Такихслов множество,аподобрать5словипроизнестииходнозадругимбезпромедлениявритмешага сумеетнекаждый.





















Комплекс упражнений «Зима пришла» (старшая группа)

«Дышим морозным воздухом»

И.п.: ноги врозь, руки вниз; 1-2-руки в стороны, подняться на носки, вдох через нос; 3-4-и.п., выдох через рот. Повторить 4-5 раз.

«Погреем плечи»

И.п.: ноги слегка расставить, руки в стороны; 1-2-обхватить руками плечи, сказать «ух»; 3-4-и.п. Повторить 5-6 раз.

«Дровокол»

И.п.: ноги врозь, руки вверх, пальцы рук в замок; 1 -2-наклон вперед, руки провести между ног, сказать «ух»; 3-4-и.п. Повторить 5-6 раз.

«Погреем ноги»

И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 1-2-поднять правое (левое) колено, хлопнуть по

нему руками, сказать

«хлоп»; 3-4-и.п. Повторить 6 раз.

«Спрячемся»

И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс; 1-присесть, руки на колени; 2-й.п. Повторить 4-6 раз.

«Прыгаем, стараемся, мороза не пугаемся»

И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз; 8-10 подпрыгиваний, продвигаясь вперед. Чередовать прыжки с ходьбой. Повторить 2-3 раза.

«Мороз»

На площадке обозначаются 2 черты длиной 5-6м Расстояние между ними 4-4,5м. По считалке выбирается водящий - «Мороз» Он располагается в своем доме - начертанном на площадке круге. Дети встают за 1 -ю черту, которая находится на расстоянии 1,5-2м от дома «Мороза», и поворачиваются к нему лицом. Педагог вместе с детьми произносит текст:

Ох, Мороз, Мороз, Мороз, Мерзнут руки, мерзнет нос. Нас, Мороз, не обижай! Не пугай! Не угрожай! Хватит по лесу трещать! Тебе, Мороз, нас не догнать!

Дети убегают за 2-ю черту, «Мороз» старается их догнать. Настигнутый «Морозом» ребенок должен остановиться, поднять руки в стороны, он - «замороженный».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Здравствуй, зимушка-зима!»

Дети стоят в кругу.

Ждали зиму мы давно, - Выполняют«пружинку»наместе,рукинапоясе.

Все смотрели мы в окно.

Наконец она пришла. - Хлопаютвладоши.

Здравствуй, зимушка-зима!

Всюду снег на ветках пышных, - Плавноподнимаютвсторонуправуюруку,затемлевую;

Ветерка почти не слышно. - Медленноопускаютрукивниз.

Словно легкие пушинки, - Кружатсянаместе,рукивстороны - вниз.

В танце кружатся снежинки.

Речка быстрая молчит, - Приседают,обхватываютрукамиплечи.Птичья песня не звучит. Эй, ребята, выходите - Шагаютнаместе. И на саночки садитесь.

Мы на саночки садились - Легко, на носочках, бегут по кругу. И под горочку скатились.

Дружно мы на лыжи встали, Идутширокимшагом,имитируяходьбуналыжах. Друг за другом зашагали.

Вместе все, бегом, бегом, - Останавливаются,«катаютснежныйком Мы скатали снежный ком.

В детский садпотом пошли, - Шагаютнаместе.

Суп поели, спать легли. - Присаживаютсянакорточки,рукискладываютподщеку.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.

Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

Вдвоём одну верёвку (весёлое состязание)

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вспух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.

Подвижные игры в детском саду для детей не только радость, но и необходимость. Абсолютное большинство детей дошкольного возраста просто не в состоянии долго сидеть без движения. Подвижные игры и физические упражнения в детском саду призваны, с одной стороны, удовлетворить эту потребность, с другой - способствовать планомерному физическому воспитанию дошкольников. Поэтому стало общей нормой, что игра - это наилучшая форма для любых занятий с детьми. У детей столько много энергии, что хоть отбавляй! Её надо направлять в нужное русло. Поэтому наша задача - возглавить процесс и предлагать детям развивающие подвижные игры и физические упражнения.


КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

Подвижная игра «Передай - встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Описание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Подвижная игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т.п.

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Описание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила: Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место.Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

Подвижная игра «Угадай, кого поймали»

Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».

Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Подвижная игра «Стадо и волк»

Цель: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге.

Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам.

Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе.

Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.

Подвижная игра «Гуси - Лебеди»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух.

Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Кто скорей снимет ленту»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Описание: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.Правила: Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.

Подвижная игра «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Описание: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!»

Правила: Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите».

Варианты: В начале игры не прятать кубик, чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 кубика. Зимой втыкают в снег флажки.

Подвижные игры на прогулке зимой

Опубликовал 01/07/2014 | Автор Алла

Подвижные игры на прогулке зимой - это очень здорово! Ведь зимой холодно. Поэтому намного лучше не стоять на месте и, даже, не степенно прогуливаться, а двигаться, бегать, прыгать. Как говориться, мороз невелик, а стоять не велит. Мы предлагаем вам подборку зимних игр на прогулке для детей самого разного возраста - от 3 до 12 лет. Отличаются они и по степени подвижности - от бурных салок и эстафет до спокойной игры на внимание. Холод и снег - не повод сидеть дома! Играйте, гуляйте и веселитесь! А за это Дед Мороз подарит вам и вашим детям румяные щечки.

«Беленький заинька» - подвижная игра на прогулке зимой

В эту подвижную игру можно играть зимой на прогулки с малышами с 2-3 лет. Она поможет детям согреться и, заодно, выучить стишок про зайчика. Играть могут сколько угодно детей - от одного до 30 человек. Взрослый читает стишок, сопровождая его движениями. Дети повторяют движения и, когда запомнят, само стихотворение:

(прикладываем ладошки к голове, показываем «зайкины ушки», наклоняем ладошки вперед и назад «Шевелим ушками»)
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так! Вот так! Он ушами шевелит.
(Обнимаем себя за плечи и похлопываем ладонями)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
(Хлопаем в ладоши)
Вот так! Вот так! Нужно лапочки погреть.
(топаем ножками)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
(Прыгаем любым способом - на одной или двух ногах; на месте или продвигаясь вперед)
Прыг-скок, прыг-скок! Надо зайке поскакать!

«Белые прятки» - подвижная игра на внимание на прогулке зимой для детей 4-6 лет

Для игры потребуются предметы белого цвета - мягкие игрушки, тарелки, стаканы и т.д. На заснеженной площадке заранее раскладываются предметы. Затем предложите детям найти спрятанные предметы. Может быть два варианта игры. Первый вариант: вы называете предмет, а дети его отыскивают и приносят (или просто указывают на него). Второй вариант: дети сами находят белые предметы и сообщают вам о них. Если вы играете одновременно с несколькими детьми, о находке могут сообщать «по секрету», шепотом.

«След в след» - подвижная игра на прогулке зимой для детей 3-6 лет

Играть можно с одним ребенком или небольшой компанией. Эта игра развивает координацию движений, учит ребенка сознательно управлять своим телом. На снегу взрослый оставляет цепочку следов. Ребенку предлагают пройти по этим следам, не заступая за них.

«Два мороза» - подвижная игра на прогулке зимой для детей от 5 лет.

Это - разновидность салок. Особенность в том, что выбирают не одного водящего, а двух - один «мороз красный нос», а другой «мороз синий нос». Играть могут восемь человек или больше. «Морозы» стоят на краю площадки, остальные дети располагаются лицом к водящим. «Морозы» говорят:

«Я - Мороз красный нос»
«Я - Мороз синий нос»
Хром: «Заморозим вас до слез!»
Дети все вместе отвечают водящим:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!»

После чего все игроки разбегаются, а водящие морозы стараются их осалить. Тот, кого осалили - «замораживается», то есть останавливается на месте и не имеет право двигаться. Игра может продолжатся до тех пор, пока «морозы не осалят всех игроков, кроме двух. Они и становятся новыми ведущими. Другой вариант - взрослый прерывает игру по своему усмотрению словами: «раз-два-три, в домик греться беги!». После этого все дети, включая водящих и «замороженных» подбегают к взрослому ведущему. Выбирается считалкой новая пара водящих и игра повторяется. Этот вариант особенно актуален, когда «морозы» долго не могут поймать кого-то или игроков очень много.

«Снежная змея» - подвижная игра-эстафета на прогулке зимой для детей от 4 лет

Дети делятся на две команды. Команды выстраиваются параллельно друг другу в колонну по одному на одном конце площадки. На другом конце ставятся ориентиры - большие снежные шары. По команде первые игроки команд начинают бег. Они добегают до снежного кома, огибают его и бегут обратно. Вернувшись к своей команде, игрок кричит: «Держись за хвост!» и берет за руку первого игрока в колонне. Теперь они совершают тот же путь уже вдвоем. Так постепенно растет «снежная змея». Побеждает та команда, которая первой закончит эту эстафету. Правила можно усложнить. Например, поставить несколько шаров-препятствий, которые надо огибать «змейкой». Или воткнуть в снег вешки-палки. Тогда их надо будет не только обежать, но и не сбить.

«Снежные сокровища» - игра-приключение на прогулке зимой для детей 6-12 лет

Эта игра поможет вашим детям познакомиться с понятиями план и карта. Игра требует от вас предварительной подготовки. Нужно нарисовать план участка, где будут спрятаны сокровища. Это тоже можно сделать вместе с детьми. На этой карте наноситься крестиком место где спрятан «клад». И дальше детям дают план и предлагают найти «сокровища». Для старших ребят можно увеличить территорию поиска и только показать карту, а не отдавать совсем - пусть ищут «клад» по памяти.

Вратари - подвижная игра на прогулке зимой для детей 6-12 лет.

Это хоккей наоборот. Обычно, игроком много, а вратарь один. Здесь же все наоборот - один нападающий и несколько голкиперов. Для игры нужен хорошо утоптанный, плотный снег или ледяная площадка.
Все участники игры, кроме водящего, встают в круг. Дистанция между игроками должна быть около метра. Круг можно начертить на снегу, чтобы у детей не было соблазна его расширить или сузить, но это не обязательно. Берут хоккейную шайбу. Если нет шайбы - любой заменяющий ее предмет, например, льдинку. Водящий находится в центре круга и пытается выбить шайбу за цепь игроков. «Вратари» стараются этого не допустить, останавливают шайбу ногами и отправляют обратно к водящему. Если шайба вылетела за пределы круга, то тот игрок, который пропустил этот «гол», становиться водящим. Если возникают сомнения, кто пропустил шайбу, «виновным» считается тот «вратарь», от которого шайба прошла справа.

На прогулке можно играть в снежки, причем совершенно не обязательно устраивать обстрел своих товарищей. Подвижные игры и забавы с санками вовсе не игры не ограничиваются катанием с гор. Можно устроить и салки на санках и веселые эстафеты. А строить из снега с папой настоящую зимнюю крепость - мечта любого мальчишки



© 2010-2022