• Преподавателю
  • Физкультура
  • Опыт работы по теме: «Воспитание школьников в условиях реализации новой модели образования в сельской школе»

Опыт работы по теме: «Воспитание школьников в условиях реализации новой модели образования в сельской школе»

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л.А.Кассиль   Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. ФГОС устанавливает требования к предметным, метапредметным, личностным результатам. Анализируя ситуацию в современном российском обществе, традиции школы, приоритеты педагогов и родителей, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения определил в качестве миссии школы: формирование разносторонне развитой, успешной личности, с необходимым набором ключевых компетенций, способной реализовать творческий потенциал, как в своих жизненных интересах, так и в интересах общества. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа» расположена на территории Хорошовского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в деревне Хорошово. Территориально д. Хорошово находится на расстоянии 15 км от г. Рославля, с которым имеет регулярное транспортное сообщение, удобную шоссейную дорогу. Доставка учащихся, которые проживают в близлежащих населённых пунктах на занятия, осуществляется школьным автобусом, получе... Школа – это важнейшее звено в системе жизнеобеспечения села, дающее человеку ощущение полноты, стабильности, перспективы, что дети будут получать современное образование и уверенность в том, что будут заняты в школе, а не в каком–то другом месте. Коллектив нашей школы считает, что реальный прогресс созидания общества способна осуществлять только свободная личность, гармонично развитая, здоровая духовно и физически, что выпускника школы сегодня необходимо рассматривать как потенциальный резерв специалистов страны в различных сферах деятельности.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа» Рославльский район, Смоленская область, Российская Федерация

Э.В. Николаев - учитель физической культуры

Воспитание школьников в условиях реализации новой модели образования в сельской школе


В статье раскрыта система воспитания школьников МБОУ Хорошовской средней школы в условиях реализации новой модели образования.

Ключевые слова: новая модель образования в сельской школе.


Семья и школа - это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни, а потом перед ним

открывается необозримое море знаний, и курс в

этом море прокладывает школа. Это не значит, что он

должен совсем оторваться от берега.

Л.А.Кассиль


Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, создали условия для формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования и воспитанию школьников.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. ФГОС устанавливает требования к предметным, метапредметным, личностным результатам.

Анализируя ситуацию в современном российском обществе, традиции школы, приоритеты педагогов и родителей, педагогический коллектив нашего образовательного учреждения определил в качестве миссии школы: формирование разносторонне развитой, успешной личности, с необходимым набором ключевых компетенций, способной реализовать творческий потенциал, как в своих жизненных интересах, так и в интересах общества.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Хорошовская средняя (полная) общеобразовательная школа» расположена на территории Хорошовского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в деревне Хорошово. Территориально д. Хорошово находится на расстоянии 15 км от г. Рославля, с которым имеет регулярное транспортное сообщение, удобную шоссейную дорогу. Доставка учащихся, которые проживают в близлежащих населённых пунктах на занятия, осуществляется школьным автобусом, полученным в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году.

Школа - это важнейшее звено в системе жизнеобеспечения села, дающее человеку ощущение полноты, стабильности, перспективы, что дети будут получать современное образование и уверенность в том, что будут заняты в школе, а не в каком-то другом месте.

Коллектив нашей школы считает, что реальный прогресс созидания общества способна осуществлять только свободная личность, гармонично развитая, здоровая духовно и физически, что выпускника школы сегодня необходимо рассматривать как потенциальный резерв специалистов страны в различных сферах деятельности.

При формировании концепции будущего нашего образовательного учреждения мы исходили из необходимости реализации стратегии модернизации образования и важности удовлетворения запросов основных участников образовательного процесса, которые видят своё образовательное учреждение как открытое образовательное пространство с созданными условиями для успешной реализации личностного роста всех его субъектов. Школа работает по программе развития: Модель «Школа успешности в условиях сельского социума».

Воспитание школьников осуществляется в деятельности следующих локальных сред: пространственно-предметной, здоровьесберегающей, содержательно - методической, информационной, воспитательной, социально-адаптивной, культурологической, которые, по нашему мнению, реализуют модель успешности.

Пространственно - предметная среда школы включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

Пространственно - предметная среда нашего образовательного учреждения обладает следующим ресурсом:

1. Среда достаточно разносторонняя и сложная. Состоит из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности.

2. Среда достаточно взаимосвязанная, позволяет человеку переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их в целостном пространстве.

3. Среда достаточно гибкая и управляемая как со стороны учащегося, так и со стороны педагога. Гибкость и управляемость среды позволяет учащемуся максимально широко проявлять свою активность и стремление к преобразованию окружающего предметного мира, а педагогу - видоизменять функции различных предметов в соответствии с текущими педагогическими задачами.

Новые государственные стандарты могут быть осуществлены только в условиях образовательной среды, обеспечивающей как ученику, так и учителю комфортность и личностные перспективы. Здоровье среди них - важнейший показатель личного успеха.Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

В рамках здоровьесберегающей среды в школе реализуется проект «Здоровье», целью которого является организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, воспитанию гармонично развитой личности, организации спортивной работы. В основной цикл мероприятий проекта входят спортивно - двигательный режим; санитарно-гигиенический режим, соответствующий СанПиНам; соблюдение оптимальной нагрузки обучающихся; организация сбалансированного горячего питания (стопроцентный охват обучающихся школы); реализация профилактических программ, в рамках которых обсуждаются с детьми вопросы здорового образа жизни.

Для повышения эффективности внедрения новой модели образования, педагогами нашей школы используются современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, исследовательские, развивающие, разноуровневые, обучение в сотрудничестве, проектные, ИКТ. Элективные курсы и элективные учебные предметы, включенные в учебный план образовательного учреждения, направлены на удовлетворение индивидуальных запросов школьников, воспитание, обеспечение возможностей профессиональных проб. Все это помогает установлению отношений субъект - субъект между учителями и учащимися.

Программа «Одаренные дети», которая реализуется в учреждении, направлена на создание соответствующей развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка. С 2008 года в школе создано научное общество учащихся «Исследователь», целью которого является выявление и воспитание одаренных детей и подростков, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники, производства, развития интеллектуальных способностей, формирование исследовательской, информационной компетенций школьников.

На территории Хорошовского сельского поселения отсутствует дошкольное учреждение, поэтому в содержательно - методической среде предусмотрена возможность дошкольникам подготовиться к обучению в школе. На протяжении трех лет в школе организованы занятия группы кратковременного пребывания для детей 5-6 лет по программе «Подготовка детей к школе». Дети проходят психологическую и педагогическую адаптацию, занимаясь ежегодно с января по июнь по специальным программам: «Познаем мир», «Обучение грамоте. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать». Это расширяет возможность среды общения, способствует социализации дошкольников и обеспечивает возможность единого старта первоклассникам.

В современную жизнь школы прочно вошли и заняли важное место информационно-коммуникационные технологии. Одним из факторов, способствующим воспитанию школьников, является уровень информатизации системы школьного образования. У нас имеется достаточное количество интерактивного, мультимедийного, компьютерного оборудования. С 2011 года количество учащихся на один компьютер составляет 2 человека. Уровень владения педагогов ИКТ составляет 100%, они грамотно используют методы и организационные формы работы с учащимися и родителями. Целью информатизации образовательного пространства нашей школы является создание информационной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Основными участниками и пользователями информационной системы являются педагоги, ученики и управленцы.

Для развития творческих способностей учащихся большую роль играет воспитательная среда. Она представлена реализацией программы «Будущее России» и совершенствованием системы дополнительного образования. Основные направления программы «Будущее России» представлены проектами: «Знание», «Здоровье», «Семья», «Истоки», «Творчество», «ПДД и ДДТ», «Профилактика правонарушений». Воспитательная среда в школе учитывает интересы, возрастные особенности и возможности учащихся, их потребности, согласно действующей программе развития, реализуется через программу действий детской организации «Сударушка», воспитательную программу ученического самоуправления «Игра-дело серьезное», годовой круг традиций и праздников. В школе ежегодно проводятся дни самоуправления (деловая игра «Дублеры»), концертные программы, премии «Золотая указка», «Сердце отдаю детям», организованные Советом старшеклассников и детским объединением «Сударушка», театрализованные утренники, конкурс «Ученик года», который включает технологию проведения выборов и другие мероприятия.

В образовательном учреждении продолжается работа по совершенствованию системы общественно-государственного управления. Важнейшим направлением в работе с семьей стало для нас привлечение родителей к управлению школой. С целью привлечения родителей к управлению и превращения их в заинтересованные субъекты управления, создан Совет школы. Его деятельность регламентируется Уставом школы, Программой развития, соответствующими локальными актами. Наряду с Советом школы продолжает работать общешкольный родительский комитет. В классных коллективах работают классные родительские комитеты.

Внедрилась в практику работы и такая новая форма обеспечения открытости школы как публичный доклад. Публичные выступления перед родительским сообществом и размещение информации на школьном сайте призваны знакомить родителей и общественность с состоянием образовательного процесса в школе, результатами деятельности образовательного учреждения за год, привлекать внимание социума к инновациям, перспективам, проблемам развития образовательного учреждения.

В рамках дополнительного образования детей предполагается реализация бесплатных образовательных программ по определенным направлениям деятельности.

Деятельность дополнительного образования нашей школы решает следующие задачи:

1. Создать среду для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья.

2. Формировать общую культуру школьников.

3.Обеспечить личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся.

4. Обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию детей к жизни в обществе.

5. Воспитывать у детей гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье.

В школе организованы кружки для обучающихся, согласно их желанию: «Умелые руки», «Декоративно-прикладное творчество», «Чудеса из бумаги», «Театр-студия», танцевальный «Танец-союз творчества и эстетики», вокальный «Домисолька», «Основы ландшафтного дизайна», спортивные секции по волейболу, баскетболу, ОФП, шахматам и шашкам, стрельбе из пневматической винтовки.

Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. В школе реализуются следующие программы по внеурочной деятельности: «Спортивные игры», «Умелые ручки», «Риторика», «Волшебный мир оригами», «С чего начинается Родина», «Разговор о правильном питании».

Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого представители разных субъектов собственности, групп населения, имеющих специфические интересы, достигают консенсуса, организуют совместную деятельность либо координируют ее в направлении достижения общественного согласия. Открытая социуму школа подразумевает ее активное взаимодействие с «ближайшей социальной средой», что, в свою очередь, предполагает изменения в таких областях школьной жизни, как управление, организация образовательного процесса. Социальными партнерами нашей школы являются: «Центр развития творчества детей и юношества», общеобразовательные учреждения, Управление культуры и молодежной политики, Рославльская детская музыкальная школа им. М.И. Глинки, Хорошовский сельский дом культуры, парк культуры и отдыха им. 1 Мая, станция юных натуралистов, «Центр детского технического творчества», общественность, семьи обучающихся и другие, которые оказывают влияние на социальную адаптацию школьника.

Можно отметить, что кадровые, методические, материально - технические, в целом - ресурсные условия создают устойчивую основу для воспитания школьников в условиях реализации новой модели образования в сельской школе.

Анализируя текущее состояние воспитательной работы, и работая над совершенствованием системы воспитания, мы видим необходимость формирования толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе мы можем создать больше ситуаций культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. В рамках этого направления мы планируем апробировать новые проекты, направленные на формирование толерантных качеств личности, воспитание школьников в условиях новой модели образования. Для повышения образовательного уровня родителей совершенствовать систему методической работы по родительскому всеобучу.

В результате работы по воспитанию школьников в условиях реализации новой модели образования в сельской школе наблюдается:

1. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса:

- качество обученности по предметам 80,65%;

-с 2010 года по 2012 год четверо обучающихсяокончили школу с золотой медалью «За особые успехи в учении», имеется стипендиат Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области.

2. Школа успешно формирует одну из ключевых компетенций - готовность учащихся к продолжению образования:

- прослеживаются ежегодные поступления выпускников в высшие учебные заведения на бюджетной основе;

- повышается конкурентоспособность и профессиональная мобильность выпускников на рынке труда (100% выпускников продолжают обучение).

3. Охват дополнительным образованием составляет 100%.

4. Позитивная динамика уровня воспитанности обучающихся: увеличение высокого и хорошего со снижением среднего и низкого.

5. Происходит повышение уровня профессиональной и методической подготовки учителей, они активно участвуют в публичном представлении результатов соединения современной теории и актуальной практики для качественного обновления форм работы.

С введением практики ознакомления педагогического коллектива с технологией Портфолио повышения квалификации учителя, позволило повысить мотивацию активности учителя, его представление в социуме. Это привело к переоценке личных производственных достижений, пониманию значимости и актуальности сегодняшнего результата. Деятельность стала общественно востребованной, начала проявляться ее социальная актуальность. Учителя нашей школы на протяжении четырех лет являются участниками муниципального этапа конкурса «Учитель года». В 2012 году учитель русского языка и литературы одержала победу этого этапа конкурса «Учитель Года».

6. Улучшается сотрудничество с родителями. Две семьи представлены на муниципальный конкурс и удостоены Диплома Родительской славы. Расширяется круг социального партнерства с учетом специфики социального окружения.

7. Создано общешкольное информационное пространство для развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся, творческой самореализации учителя.

Развивается пространственно-предметная среда. Расширяется материально-техническая база школы.

8. При проведении исследовательской деятельности и развитии информационной и общекультурной компетентностей, появился естественный способ педагогического влияния на сферу мотивов учебной деятельности учащихся, каждый учитель планирует и ведет посильную поисковую, исследовательскую, проектную работу с учащимися, становится активным участником формирования культурных традиций школы.

Наблюдается рост количества и результативности участия в конкурсах международного, регионального и муниципального уровней, что положительно влияет на развитие творческих способностей и способствует успешной социализации учащихся школы.

9. Повышается удовлетворенность участников образовательного процесса работой школы.

МБОУ Хорошовская средняя школа в 2008 году являлась - Победителем районного смотра-конкурса «Лучшие школы муниципального образования «Рославльский район» в номинации «Лучшая средняя сельская школа», в 2009,2010,2012,2013 годах лауреатом районного смотра-конкурса в номинации «Лучшая средняя сельская школа», в 2011 году Победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНП «Образование».

Формируя образ выпускника нашей школы, мы исходим из того, что нет, и не может быть единых жестких требований к каждому выпускнику, так как нельзя оспаривать уникальную индивидуальность каждого человека.

В нашем понимании выпускник - это личность, максимально адаптированная к современным социальным условиям и ориентированная на успех. Выпускник школы должен быть конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса как в нашей сельской школе, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах, ориентируются на различные достижения научно-технического прогресса, могут правильно выбрать свою будущую профессию.

© 2010-2022