• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка по применению модифицированных подвижных игр в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС

Методическая разработка по применению модифицированных подвижных игр в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС

Опыт использования подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время позволяет отметить, что использование модифицированных подвижных игр на уроках физической культуры способствует лучшему усвоению учебного материала учащимися, повышению показателей уровня физического развития и подготовленности школьников, и, как следствие, повышению успеваемости в усвоении программного материала по предмету «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС.
Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Модифицированные подвижные игры

на уроках физической культуры в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС.


Горбачёва Т.А.

МБОУ «Гимназия №4» город Смоленск

Актуальность. Малокомплектная школа - образовательное учреждение, укомплектованное классами с малым количеством учеников. Феномен малокомплектной школы включает довольно обширный круг вопросов, связанных со спецификой образовательного процесса и с теми особыми факторами, которые существенно отличают её от полнокомплектной. Требует изменения вся система применяемых организационных форм и методических приемов, применения особой педагогической деятельности, которые должны отражаться во внутришкольном управлении малокомплектной школой. ( В.А Кишеев, А.И. Ломоносова, 1998, с.22).

Малокомплектная школа - широко распространенный вид общеобразовательного учреждения в сельской местности. Они составляют свыше половины от общего числа школ. Необходимо отметить, что в классах данного типа школ слабее выражены процессы группового взаимодействия (подражание, внушение). Здесь легче поддерживать учебную дисциплину, управлять учебно-воспитательным процессом, налицо условия для доверительного стиля отношения учителя с учащимися, что раскрепощает учеников и для самовыражения. Малая численность детей в классах позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. В то же время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников довольно затруднительно, так как дети обладают разным уровнем подготовленности и развития. Несмотря на условия, почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отвлекаются от учебной работы. Причина - в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает и выполняет то, что сказал учитель. Учитель контролирует практически каждое действие ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. В этих условиях не прерывается зрительный контакт с учителем. Все это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка, которая проявляется в том, что на каком-то этапе урока отдельные ученики временно перестают реагировать на вопросы и просьбы учителя или отвечают и выполняют с большими паузами, много времени затрачивая на обдумывание. У учеников со слабым охранительным рефлексом ослабевает или полностью отключается произвольное внимание, а попытка волевым усилием удержать внимание, сохранить работоспособность приводит к перенапряжению (В.А Кишеев, 1999, с. 24). Специфическое перенапряжение учащихся привело к тому, что в малокомплектных школах более широко, чем в обычных школах используют подвижные игры. В игре дети быстрее усваивают учебный материал, лучше узнают друг друга, развиваются физически, умственно, учатся самостоятельности в достижении поставленной цели, отношению к победе и поражению, закаляют волю и т.д. Именно поэтому игра широко используется как средство физического воспитания, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому организму и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.

Исходя из актуальности проблемы, целью нашей работы являлось разработка и обоснование методики использования модифицированных подвижных игр на уроках физической культуры в малокомплектной школе.

Результаты работы. В течение трех лет нами проводились модифицированные подвижные игры на уроках по физической культуре в классах укомплектованных учащимися разных возрастных групп на базе малокомплектной школы города Людиново Калужской области.

При обучении учащихся разного возраста и неодинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требовали от учителя тщательной подготовки. Основная сложность их проведения заключалась в том, что необходимо было подготовить теоретический и практический материал для восприятия учащимися разного возраста одновременно. В основном, как показывает практика работы мало комплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на одно-темном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях. В каждый раздел программы по физическому воспитанию для начальных классов были включены однотипные для всех классов упражнения и игры, но с азличной сложностью и дозировкой их выполнения.

Осуществляя дифференцируемый подход в обучении учащихся разного возраста, более сложные задания предлагались учащимся III -IV классов, а упрощенный вариант тех же заданий - школьникам I-II классов в соответствии с требованиями программы. Были повышены требования к качеству (технике) выполняемых упражнений. При включении в основную часть урока любого материала (прыжки, упражнения с малыми мячами, метание и т.д.) учитывались, что в этой части урока, как правило, изучается новый материал, и проводятся упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения.

Подвижные игры проводились на всех уроках физической культуры независимо от темы и места занятий. При проведении игр не только происходило повторение и закрепление пройденного программного материала по освоению движений, но значительно повышался положительный эмоциональный тонус учащихся любого возраста.

Проводить подвижные игры на уроках физической культуры в мало комплектной школе более сложно, так как новую игру учителю приходится объяснять, чтобы было понятно детям разного возраста и подготовленности до начала, а не в процессе игры. Если на уроке проводились прыжки и бег, то игры с бегом и прыжками не включались, чтобы не вызвать переутомление.

Предложенные модифицированные варианты игр были посильны и доступны для младших одинаково со старшими школьниками, а также несли смысловую и двигательную нагрузку соответственно их уровням развития и физической подготовленности без искажения правил игры.

Распределение детей в играх и эстафетах на команды проводились не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.

В перебежках (на быстроту) вначале выполняли задание старшие, а младшие - наблюдали, затем дети распределялись на две команды, равные по своим физическим возможностям или образовывались две команды - от старших и младших со своими водящими.

При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшалась дистанция, для старших увеличивалась высота и т.д. Однако включались в уроки и такие игры, которые проводились отдельно по возрастным категориям учащихся класса малокомплектной школы.

Опыт использования подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время позволяет отметить, что использование

модифицированных подвижных игр на уроках физической культуры способствовало лучшему усвоению учебного материала учащимися, повышению показателей уровня физического развития и подготовленности школьников, и, как следствие, повышению успеваемости в усвоении программного материала по предмету «Физическая культура».

Список литературы

1.Бриедис И.А. Исследование опыта применения подвижных игр на уроках физического воспитания в школе: Доклад на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - М,1963.- С.29.

2.Бурцева Л.И. Спортивно-игровой метод физического воспитания: Газета «Спорт в школе», №18, 2001.- С.7-18.

3.Горчакова Л.П.. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей. - 2-е изд.,доп. и перераб, М.: Просвещение, 1983.- С. 7,20,21)

4.Дубова А.Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах школы: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Краснодар: КуГАФК,1997.- 27с.

5.Кишеев В.А.. Сохранение и развитие малокомплектной школы: Материалы исследования. - Калуга: ИУУ, 1999. - С. 33.

.


© 2010-2022