• Преподавателю
  • Физкультура
  • Лечебная физкультура - универсальное средство развития культурологии тела, формирования физической культуры и бережного отношения к своему здоровью у детей с глубокими нарушениями зрения

Лечебная физкультура - универсальное средство развития культурологии тела, формирования физической культуры и бережного отношения к своему здоровью у детей с глубокими нарушениями зрения

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение

Республики Адыгея

«Адыгейская республиканская школа-интернат I,II,III и IV видов»


Лечебная физкультура - универсальное средство развития культурологии тела, формирования физической культуры и бережного отношения к своему здоровью у детей с глубокими нарушениями зрения.

Лечебная физкультура - универсальное средство развития культурологии тела, формирования физической культуры и бережного отношения к своему здоровью у детей с глубокими нарушениями зрения.



Подготовила: УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТКРЫ И ЛФК

Минаева Е.Э.

Майкоп

2013г.


Слайд 1

Цель. Повышение грамотности учителей в области физического развития и формирование бережного отношения к своему здоровью у детей с глубокими нарушениями зрения.


Слайд 2

ДОБРЫЙ ДЕНЬ. КОЛЛЕГИ! Тема моего доклада- Лечебная физкультура - универсальное средство развития культурологии тела, формирования физической культуры

Но мне хотелось бы начать с одной легенды.

«Легенда о человеке»

Слайд 3-4

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным», другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».

Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, - его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов.

Слайд 5

А сейчас я предлагаем вам сыграть в игру, которая называется «Закончи предложение». Передавая друг другу мяч, необходимо продолжить фразу «Я буду здоров, если … (будут закаляться, заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим дня; не буду пить холодную воду, есть много конфет и т. д.) .

Итак, подведём итог.

Слайд 6

Наши учителя, пример для своих воспитанников и мы будем здоровы, если будем вести здоровый образ жизни. А значит, и сможем помочь своим ученикам не только быть грамотными, но и бережно относящимися к своему здоровью.


Слайд 7

Среди наших детей 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Мы не можем и не занимаемся остановкой процесса нездоровья детей. К нам дети приходят уже с отклонениями в здоровье, в частности с глубокими нарушениями зрения.

Школьная программа рассчитана на здорового ребенка и чтобы охватить тот объем знаний, который дают в школе, необходимо проводить со школьниками работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью, как систему мероприятий.

У детей должны формироваться представления об организме человека, умения по уходу за своим организмом, они приобретают знания правил бережного отношения к своему здоровью. Дети должны стремиться к физическому совершенству, должны хотеть быть красивыми, стройными, здоровыми.

Слайд 8

Осанка у слабовидящих .

Малая двигательная активность, систематически неправильное фиксирование положения тела у слабовидящих детей характерны для учащихся с нарушениями зрения, отрицательно влияют на физическое развитие и двигательную подготовленность. У таких школьников в связи с неправильно принятой позой во время чтения, письма и при выполнении других трудовых процессов происходит перерастяжение мышц и связок задней поверхности туловища и шеи. Передняя часть позвонков из-за сильного давления на них задерживается в росте., Все это способствует формированию аномальной осанки у школьников с нарушениями зрения.

Поэтому .специальные комплексы физических упражнений в оптимальной дозировке необходимы и с их помощью можно обеспечить формирование правильной осанки.

Дефекты осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем.

Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его.

В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела.


В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

Нарушение осанки приводит к снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, изменению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, отражается на пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системах.

У 83% слабовидящих школьников имеются различные нарушения осанки, а среди здоровых детей и подростков этот показатель соответствует 49$.

У школьников с нарушениями зрения формируется специфическая осанка, которая характеризуется опущением головы слегка вниз и поворотом её в сторону невидящего или слабовидящего глаза, увеличенным грудным кифозом, уплощенным поясничным лордозом, крыловидными лопатками, опущенными и сведенными вперед плечами, впалой грудной клеткой и увеличенным размером живота.

Слайд 9

1.Наиболее распространенным дефектом осанки среди слабовидящих школьников является сутулость, составляющая 75$.

2.Увеличение грудного кифоза в осноеном происходит за счет угла наклона верхнегрудного отдела позвоночника, который значительно превышает показатели здоровых школьников, а уплощенность поясничного лордоза вызвана недостаточным наклоном крестца.

3.Основными причинами нарушения осанки у слабовидящих школьников являются:

а) малая двигательная активность, которая способствует ослаблению всех мышц тела;

б) длительное неправильно фиксированное положение тела во время чтения, письма, а также при выполнении различных трудовых процессов.


Слайд 10

Совет: Если у ребенка сколиоз, то при длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

• сидеть неподвижно не дольше 20 минут;

• старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого "перерыва" - 10 секунд

• сидя, как можно чаще меняйте положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

• старайся сидеть "правильно": сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

• периодически делайте специальные компенсаторные упражнения:

Слайд 11

Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.

Для реализации этой цели я на занятиях ЛФК определяю следующие задачи:

Слайд12

Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.

Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье, знать комплексы корригирующих гимнастик и цели их применения.

Научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму.


В современном темпе жизни чрезвычайно важно всем оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка.

Слайд 13

К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов - от остеохондроза до паралича. Однако, существуют методики проведения корригирующей гимнастики для устранения подобных проблем. Чем и занимаются учащиеся нашей школы на занятиях ЛФК.

Слайд14-20
Цель корригирующей гимнастики формирование правильной осанки исправление дефектов осанки, если они уже есть. А они есть почти у каждого. Наши дети особенные, поэтому у нас есть занятия лечебной физкультурой. Занятия по ЛФК проводятся два раза в неделю, ритмика и физкультура-на занятиях по этим дисциплинам используются коррегирующие гимнастики. ЗДОРОВОЕ СОСТОЯНИЕ ВСЕГО ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ЗДОРОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА.

Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении.

Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.

После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки на занятиях ЛФК приступаем к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений.

Используем: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль);

взаимоконтроль занимающихся;

принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной;

исправление дефектов осанки по указанию учителя.

СЛАЙД 21

Задачи корригирующих гимнастик: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.

Слайд 22

Но несмотря на это, результаты ежегодных медицинских обследований свидетельствуют что число учащихся с нарушением осанки не уменьшается, и к нам в школу поступают дети уже с серьезными изменениями в области позвоночника, как врожденными, так уже и приобретенными. А тем более в нашей школе . где учащиеся принимают неправильные позы чтобы выполнить задания на уроках, чтобы выполнить домашнее задание, пообедать в столовой, и т.д. (к сожалению они не могут по другому), без специальных упражнений , без самоконтроля и помощи воспитателей и учителей , без помощи медицинских кабинетов, процент учащихся с нарушением осанки ,к сожалению, возрастает.

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.

Поэтому возникает острая необходимость обратить на эту проблему самое пристальное внимание . И сегодняшней нашей встречей я хочу обратить ваше внимание вопросам профилактики нарушений осанки у детей не только на уроках физкультуры, ЛФК и ритмики. Для поддержания интереса и формирования у детей представлений о здоровом образе жизни очень важно обеспечить связь занятий по ЛФК с другими занятиями .


Как мы сидим?

Слайд 23-24

"Держи себя прямо" - это требование, которое часто слышали наши бабушки, и сегодня является излюбленным средством воспитания наших детей.

100 лет назад молодая дама сидела только на краешке стула, не облокачиваясь, и двигалась так, будто "проглотила палку".

Ссутулиться, развалиться на софе - было немыслимо! Это было аморально! Сейчас же это появление свободы в общении и не больше.

То, что прежде несколько преувеличивалось, сегодня во многом недооценивается. Все же в этом что-то было: постоянно следить за осанкой, даже в ситуации, когда "совсем не до этого".

Внешняя собранность помогала скрывать внутреннее настроение, легче переносить невзгоды. Это обусловлено тем, что между внутренним состоянием и телесным его проявлением существует тесная связь.



Осанка - это не только внешний вид человека, но и выражение настроения.

Слайд. 25

Осанка не должна быть застывшей, она живая!

Ошибочное мнение, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного! Её можно и нужно выработать, даже если у ребёнка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младенчестве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на 1-м году позвоночник приобретает неправильную форму. Ведь дефект осанки - частый спутник многих хронических недугов, признак общего неблагополучия, свидетельствующий о том, что детский организм по каким-то причинам ослаблен.

Известно, что к плохой осанке ведёт лишний вес., чрезмерная худощавость не менее опасна! У очень худых детей формируется так называемая вялая осанка - живот выпячен, плечи висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.

Всегда следи за осанкой. Мир не лежит на твоих плечах, он лежит у твоих ног.

8 причин иметь правильную и здоровую осанку:

Слайд26-29

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.

Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?


2. Дыхание становится легким и более глубоким.

Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.


3. Улучшается дыхание и пищеварение.

Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.


4. Вы выглядите более стройными и молодыми.

Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.


5. Голос будет казаться лучше.

Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.


6. Помогает мышцам и суставам.

Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.


7. Улучшается мышление.

Осанка также затрагивает ваш ум. А настроение может отразиться на осанке. Когда вы счастливы и хорошо себя чувствуете - осанка прямая. А вот унылые люди с хроническими болями, часто сидят или стоят ссутулившись.


8. Здоровый позвоночник.

Правильная осанка - простой, но очень важный способ для поддержания здорового позвоночника. Здоровая спина особенно важна для людей, которые много стоят в течение дня или сидят в офисе.

Осанка человека формируется в течение всего периода роста, то есть от рождения до 18-20 лет. Правильные изгибы позвоночника должны быть образованы к 6-7 годам ребенка, к моменту его поступления в 1 класс.

слайд 30

В школьном возрасте для поддержания и воспитания правильной осанки, ребенку нужно обеспечить:

- полноценное правильно питание;

-прогулки на свежем воздухе;

-правильно оборудованное соответственно росту рабочее место (парта);

-оптимальное освещение во время занятий;

-регулярные физические нагрузки, физкультминутки и динамические паузы согласно возрасту и состоянию здоровья учащегося.

-полноценный отдых и сон;

-подходящее спальное место .

Как видите, одними занятиями в спортивном зале не обойтись.

Слайд 31

Совет вам и вашим ученикам: Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если, есть высокий подголовник с усилием, упирайтесь в него головой.

Такое же сильное давление между двумя позвонками возникает, когда человек сидит, наклонившись вперед, не опираясь на руки. Если же опираться на руки, положив их на стол или спинку стула, нагрузка на верхнюю часть туловища снижается, и тем самым уменьшается давление на позвонки.

Слайд. 32

Давление между двумя позвонками возрастает, когда человек поднимает предмет, наклонившись вперед с выпрямленными ногами. В этом случае нагрузка на межпозвонковый диск составляет несколько сотен килограммов.

При вытяжении позвоночника, например, когда человек висит на руках без опоры на ноги, давление бывает меньше, чем в положении лежа. При этом в межпозвоночном диске может даже возникнуть растяжение. Поэтому висы необходимо выполнять очень аккуратно. Учитывая подготовленность позвоночника к нагрузке.

На занятиях ЛФК для вытяжения позвоночника мы выполняем различные упражнения в том числе и висы , полу висы на шведской стенке, в и.п. лежа, стоя и сидя.

Совет. В своих физкультминутках и динамических паузах используйте упражнения

на вытяжение позвоночника.

Слайд 33-34


Что такое правильная осанка?

-это такое положение тела, когда голова слегка приподнята, взгляд направлен вперед, плечи симметричны, слегка отведены назад, лопатки максимально приближены к позвоночнику и плотно прилегают к ребрам, позвоночник представляет спокойную волнообразную линию, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты. При правильной осанке фигура человека выглядит стройной и красивой, а походка - легкой.

На шейные позвонки оказывает давление тяжесть головы. Даже руки представляют собой нагрузку для шейного отдела позвоночника, поскольку мышцы плечевого пояса, поднимающие руки вверх, крепятся к задней стороне головы и шеи. При поднятии рук вверх эти мышцы напрягаются и тем самым отягощают позвонки. Многие работники умственного труда, а учение это умственный труд, неосознанно поднимают плечи, что ведет к дополнительной нагрузке на эти позвонки.

При наклоне головы вниз в положении сидя нагрузка на шейные позвонки будет, согласно принципу рычага во много раз больше, чем, если сидеть, подняв голову вверх. Чтобы держать голову в наклонном положении, необходимо напрягать шейные мышцы шеи. Удерживая эту позу какое-то время, можно почувствовать боль в затылке, причина чему- напряжение мышц. А как пишут и читают наши дети?

Слайд.35-40

Поэтому совет:

использовать упражнения для шейного отдела позвоночника и спины, повороты, скручивания. Позволяющие расслабить мышцы шеи и улучшить кровообращение .

Работа с шейным отделом позвоночника нормализует внутричерепное давление, улучшает зрение, слух, память, повышает работоспособность. Со временем восстанавливается вестибулярный аппарат, улучшается состояние щитовидной железы, становится нормальным сон, устраняется онемение рук и в целом улучшается питание мозга.

5упражнений для учителей и ваших учеников. Делаем вместе!

Слайд 41-43

1. Корпус прямой, подбородок опущен на грудь. Подбородком скользим вниз по грудине, пытаясь дотянуться до пупка. Чередуем напряжение и легкое расслабление. С каждым новым напряжением стараемся продолжить движение, немного добавляя усилий, и снова легкое расслабление. Выполняем несколько таких движений. До боли не доводите! В области шеи должно возникать чувство приятного напряжения. А в теле искусственно создайте волну уверенности в своих силах и постарайтесь как можно дольше удержать ее.

Внимание!

Если это упражнение выполнять очень тяжело или у Вас есть проблемы в шейном отделе позвоночника, то поменяйте это движение на вытягивание головы и шеи вперед.

2. Корпус прямой, голову не запрокидываем, а слегка отклоняем назад, подбородок направлен в потолок. Тянемся подбородком вверх. Затем движение на секунду останавливаем, немного отпускаем напряжение, но не расслабляемся и снова тянемся подбородком ввысь. Делаем несколько таких движений.

3. Позвоночник постоянно прямой. Плечи во время выполнения упражнения абсолютно неподвижны. Голову наклоняем вправо (не поворачиваем!) и без особых усилий пытаемся коснуться ухом плеча. Затем наклоняем голову к левому плечу.

4. Стоим ровно. Голова прямо, смотрим перед собой. Вокруг носа, как вокруг неподвижной опоры, начинаем поворачивать голову вправо. Подбородок при этом смещается вправо, чуть вперед и вверх. Это упражнение выполняется в трех вариантах: голова ровно (смотрим перед собой), голова опущена (смотрим в пол), голова слегка отклонена назад (смотрим в потолок).

5. Корпус прямой. Стоим ровно. Голова на одной линии с позвоночником. Медленно уводим взгляд вправо, следом поворачиваем голову, и до упора. Это исходное положение. Стараясь увидеть, что находится за спиной, каждый раз дополнительными усилиями пытайтесь увеличить угол поворота. Голову не запрокидываем! Проверь! Подбородок около плеча! Делаем несколько таких движений в одну сторону, затем это же упражнение в другую сторону. Перенапряжения недопустимы! Дышать не забывайте!



Благодаря продолжительной работе, правильная осанка постепенно заменит прежнюю осанку.

Слайд 44

Необходимо.

1. Держать голову прямо, подбородок вперед. Нельзя наклонять голову вперед, назад или в стороны.

2. Мочки ушей должны находиться на одной линии с серединой плеч.

3. Макушка как бы стремится к потолку.

4. Плечи должны быть расправлены, колени и спина - прямые.

5. Втянуть живот, таз не выпячивать.

6. Свод стопы должен располагаться устойчиво.


Нам с детства говорили и мы говорим ученикам: «Не горбись! Сиди ровно!», но, увы, не на всех это действует. А ведь осанка очень важна. Но не все потеряно. Все можем исправить. Ну, или хотя бы попробовать.

Слайд 45-46

Учитывая, что формирование правильной осанки - процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуется заниматься выполнять упражнения ежедневно, БЫТЬ ЛИЧНО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ. Упражнения и системы упражнений, хотя и способны облегчить ощущения страдающего нарушениями осанки, но имеют временный характер. Не стоит забывать, что при систематическом нарушении правил работы за столом, рабочим местом, компьютером нарушения осанки могут вернуться, и нередко в еще более выраженной форме.

.

Слайд 46

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки. Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм ШарляТиссо: «Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение».

Слайд 46


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Повысить требования педагогам и школьным врачам в соблюдении правил школьной гигиены: соответствие размеров парт росту учащихся и контроль за правильной посадкой учащихся, вентиляция классных и жилых комнат.

2. В работе над формированием нормальной осанки необходимо создавать привычку правильной осанки.

3. регулярное проведение физкультминуток в процессе учебных занятий в школе-интернате слабовидящих детей с применением комплекса физических упражнений, направленных преимущественно на формирование правильной осанки.


4. На уроках физической культуры, ЛФК рекомендуется систематическое использование физических упражнений, выгибающих позвоночный столб назад и способствующих увеличению силы и выносливости мышц задней поверхности туловища.

5. При выполнении упражнений с отягощением рекомендуется осуществлять индивидуальный подход к слабовидящим школьникам с учетом состояния их зрительных функций, а также не превышать оптимального количества повторений.

6. усилить меж предметные связи по теме: «Значение правильной осанки в жизни школьника нашей школы»

Слайд 47

© 2010-2022