Доклад Учитель года - 2009

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

для выступления на конкурсе «Учитель года - 2009»

учителя физической культуры МОУ «Скрябинская СОШ»

Гариповой Венеры Камиловны

Тема методической проблемы: «Формирование двигательных способностей у детей с отклонениями в физическом здоровье».

(Методы коррекции осанки и телосложения (презентация))

Введение

В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов - от остеохондроза до паралича. Однако существуют методики проведения корригирующей гимнастики для устранения подобных проблем, доступные для использования широким кругом людей.

В настоящее время значительная часть школьников имеют различные отклонения здоровья, требующие их коррекции. Коррекционная направленность педагогического процесса предполагает устранение или уменьшение имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность применяемых коррекционных приемов возможна только при систематическом и раннем их использовании с учетом дифференцированного индивидуального подхода в зависимости от структуры нарушения развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения и особенностей вторичных отклонений в развитии. Успех оздоровительно-коррекционной работы определяется не только дифференцированным подходом с учетом соматического, неврологического и психического состояния ребенка, но и его индивидуальных особенностей, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных возможностей организма, социальных условиях.

Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда детей на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

Государственная программа по физической культуре для общеобразовательной школы ставит одной из основных задач укрепление здоровья и гармоничное развитие детей. В то же время за последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями развития и патологией опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, однако уроки физической культуры в школе проводятся по общей стандартной программе. Данные дети иногда неоправданно освобождаются от уроков физкультуры или определяются в специальную медицинскую группу. В то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями, дети вообще не занимаются двигательной деятельность или недостаточно и нецеленаправленно. Восстановить уже нарушенную осанку на уроках физической культуры трудно и зачастую невозможно, но помочь в формировании правильной осанки и профилактике ее нарушений детям "формирующего" возраста можно. Для этого необходимо в каждый программный урок с учетом возраста ввести упражнения общей коррекции тренирующего характера, направленные на избирательное укрепление мышечной системы (создание "мышечного корсета"), закрепление навыков правильной осанки, развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, симметричные упражнения в ответ на асимметричные, выполняемые по ходу программного урока, оптимальный двигательный режим. В процессе каждого занятия упражнения, несущие сильную нагрузку, чередуются с ограничением физиологической активности, достигаемым включением дыхательных упражнений.

У нас в школе процент отклонений в физическом здоровье у детей составляет 0,4%. Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение, но так как родители редко обращаются за помощью к врачам, я решила обратить пристальное внимание на эту проблему.

Разработанная мною и апробированная в течение полугода методика программного урока физической культуры с включением общей корригирующей гимнастики для формирования осанки и профилактики ее нарушений у детей младшего возраста и подростков, оказывает положительные влияние на морфо - функциональное состояние организма ребенка.

Систематические занятия по данной методике способствуют формированию красивой, пропорционально сложенной фигуры, развитию двигательной активности, мышечной выносливости, стабилизируют функциональные нарушения позвоночника.

Основу комплексного лечения в моей работе составляет корригирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно - связочного аппарата и другие их функциональные качества.

Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой.

Общие положения

Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.

При подборе специальных упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лежа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

Обратите внимание на Слайд №2.

На нем показано, какое давление на межпозвоночные диски испытывает человек (в процентах от положения, стоя).

Лежа на спине ...................................... 25%

Лежа на боку ....................................... 75%

Стоя ..................................................... 100%

Стоя, с наклоном вперед .....................150%

Стоя, с наклоном вперед, в руках вес..220%

Сидя ..................................................... 140%

Сидя с наклоном вперед ..................... 185%

Сидя с наклоном вперед, в руках вес..275%

Особенно сильной нагрузке шейные позвонки подвергаются при длительной работе с поднятыми вверх руками и головой (например, у школьных учителей при длительной работе у доски). Многие, занимающиеся подобной работой, страдают от постоянной боли в затылке.

Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?
1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2. Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.
3. Круглая спина не исправляется, если попытаться "расправить" плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы - сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой, корригирующей гимнастикой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.

Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз, т.е. искривление позвоночника в боковом направлении. В зависимости от выраженности выделяют 4 степени данного заболевания. Ортопеды различают сколиоз, развившийся в результате неправильного развития позвонков, и сколиоз идиопатический, когда все позвонки выглядят правильно, но рост их по отношению друг к другу нарушен. Начальные стадии этого заболевания также хорошо поддаются коррекции с помощью лечебной физкультуры и корсетов, но в тяжёлых случаях прогрессирование течения болезни и развитие осложнений заставляют врачей прибегать к оперативному лечению.

Профилактика нарушений осанки


Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки


Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.

Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе "ласточка" или "рыбка" на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 - 2 мин, подростками 2 - 2,5 мин, взрослыми - 3 мин.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет - 25 -30 раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 - 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 - 10 сек. и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 - 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота - лежа на спине, животе.

Представляю вашему вниманию небольшой комплекс упражнений, который можно выполнять в течение дня для профилактики нарушения осанки и лечения уже имеющихся нарушений.

Слайд № 4

Упражнения стоя.

Слайд №5

Упражнения лежа на спине.

Слайд № 6,7

Упражнения лежа на животе

Слайд № 8

Упражнения стоя на коленях

Слайд № 9

Упражнения стоя на четвереньках

Слайд № 10

Упражнения стоя с палкой

Если же осанкой не заниматься, последствия могут быть самыми неприятными. Даже простое нарушение осанки, не говоря уже о сколиозе, может в будущем вызвать проблемы с учебой (попробуй, посиди на лекции, когда спина болит от шеи до поясницы), здоровьем (например, головные боли от того, что смещенные шейные позвонки давят на сосуды - весьма распространенное явление), личной жизнью, в конце концов, ведь люди охотнее обращают внимание на статных парней и девушек с красиво выпрямленной спиной.

Хочу закончить свое выступление словами выдающегося философа Фалеса:

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.

Спасибо за внимание.

5


© 2010-2022