Рабочая программа спортивной секции по баскетболу первого года обучения

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №58

Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Научно-методическим советом МАОУ Лицей № 58 Калининского района городского округа г. Уфа

протокол от «____»_________20___г.

№__________

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАОУ Лицей № 58 Калининского района городского округа г. Уфа от «_____»_______20___г. №________

директор Мустафина С.А.


Рабочая программа спортивной секции

«Баскетбол»

1 года обучения








Разработал:

Шекунов Сергей Алексеевич

Учитель физической культуры

первой квалификационной

категории.


Уфа - 2015 г.


Пояснительная записка


Образовательная программа "Баскетбол" имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра БАСКЕТБОЛ, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек.

В холодное время года дети любят собираться в светлом спортзале не только для спортивных тренировок, но и для общения со сверстниками своей и других школ, интересно проводят свободное время и воскресные дни, не ищут развлечений на улице, а также приобщают родителей для поддержки на соревнованиях.

Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность 3-летней программы баскетбола, как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному. 3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.

Цель:

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта БАСКЕТБОЛОМ, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;

  • Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры;


  1. Развивающие:

- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм;

  • Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.

  • Расширение спортивного кругозора детей.

3. Воспитательные:

- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

  • Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

Условия набора.

В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с мая до 10 сентября текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 2-3 годов обучения в случае отчисления из них детей по каким-либо причинам.

Наполняемость учебной группы по годам обучения

Минимальное количество обучающихся в группе 12-15 чел.

1 год обучения - 15 человек

2 год обучения - 12 человек

3 год обучения - 10 -12 человек

Формы организации обучения:

- командная, малыми группами, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

Тренировочные занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники, просмотры соревнований.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты - готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Баскетбол" является формирование следующих умений:

оределять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Баскетбол" - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД.

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Способы проверки образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного и городского масштабов.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 - 3 раза в год.

Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года - в сентябре - октябре; затем в его середине - в декабре - январе и перед началом летней серии игр - в апреле - мае.

Формы и способы фиксации результатов:

- дневник достижений учащихся;

- портфолио учащихся.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.





















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Название темы

Тип подго-

товки

К - во часов

Приме-чание

02.09.15.

Физическая культура - важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся. ОФП

Теор.


ОФП

1


04.09.15

История развития баскетбола.

Прыжки с толчком с двух ног.

Теор.

Техн.

1


08.09.15

Техника передвижения приставными шагами.

Техн.

1


09.09.15

Передача мяча двумя руками от груди.

Техн.

1


11.09.15

Единая спортивная классификация.

Тактика нападения.

Теор.

Такт.

1


15.09.15

Техника передвижения при нападении

Техн.

1


16.09.15

Техника передвижения при нападении

Техн.

1


18.09.15

СФП

СФП

1


22.09.15

Способы ловли мяча.

Техн.

1


23.09.15

Личная и общественная гигиена.

Выбор способа ловли мяча в зависимости от направления и силы полета мяча.

Теор.

Техн.

1


25.09.15

ОФП

ОФП

1


29.09.15

Бросок мяча двумя руками от груди.

Техн.

1


30.09.15

Физическая подготовка юного спортсмена. СФП

Теор.

СФП

1


02.10.15

Взаимодействие трех игроков «треугольник».

Такт

1


06.10.15

Техника ведения мяча.

Техн.

1


07.10.15

Ведение мяча с переводом на другую руку.

Техн.

1


09.10.15

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена.

СФП

Теор.


СФП

1


13.10.15

Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

1


14.10.15

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1


16.10.15

Сущность и назначение планирования, его виды.

ОФП.

Теор.


ОФП

1


20.10.15

Ловля двумя руками «низкого мяча».

Техн.

1


21.10.15

Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

Техн.

1


23.10.15

Закаливание организма спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1


27.10.15

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1


28.10.15

Контрольные испытания.

Контр.

1


30.10.15

Командные действия в нападении.

Такт.

1


03.10.15

Ведение мяча с изменением скорости передвижения.

Техн.

1


06.10.15

Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. ОФП

Теор.

ОФП

1


10.11.15

Многократное выполнение технических приемов.

Интегр.

1


11.11.15

Учебная игра.

Интегр.

1


13.11.15

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1


17.11.15

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1


18.11.15

Чередование изученных технических приемов и их сочетаний.

Техн.

1


20.11.15

СФП

СФП

1


24.11.15

Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. ОФП

Теор.


ОФП

1


25.11.15

Командные действия в нападении.

Такт.

1


27.11.15

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1


01.12.15

Противодействие выходу на свободное место для получения мяча.

Такт.

1


02.12.15

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1


04.12.15

Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки

Теор.

1


08.12.15

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1


09.12.15

Индивидуальные действия при нападении.

Такт.

1


11.12.15

Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП

Теор.

СФП

1


15.12.15

ОФП

ОФП

1


16.12.15

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Техн.

1


18.12.15

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.

Такт.

1


22.12.15

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1

48-49

23.12.15

25.12.15

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

2


50-51

29.12.15

15.01.16

Методы спортивной тренировки.

ОФП.

Теор.

ОФП

1

1

52-53

19.01.16

20.01.16

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2


54-55

22.01.16

26.01.16

Учет в процессе тренировки.

Бросок мяча одной рукой от плеча.

Теор.

Техн.

1

1

56-57

27.01.16

29.01.16

Совершенствование техники передачи мяча.

Техн.

2


58-59

02.02.16

03.02.16

Техническая подготовка юного спортсмена.

Теор.

2


60-61

05.02.16

09.02.16

Тактика защиты.

Такт.

2


62-63

10.02.16

12.02.16

Стойка защитника с выставленной ногой вперед.

Техн.

2

64-65

16.02.16

17.02.16

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

2

66-67

19.02.16

23.02.16

Действия одного защитника против двух нападающих.

Такт.

2

68-69

24.02.16

26.02.16

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

70-71

01.03.16

02.03.16

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

2

72-73

04.03.16

09.03.16

Ведение мяча с изменением направления с обводкой препятствия.

Техн.

2


11.03.16

Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.

Такт.

1


15.03.16

Совершенствование техники ведения, ловли и передачи мяча.

Техн.

1


16.03.16

Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

Такт.

1


18.03.16

Выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Такт.

1


22.03.16

Переключение от действий в нападении к действиям в защите.

Такт.

1


23.03.16

Тактическая подготовка юного спортсмена.

Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1


25.03.16

Защитные стойки. Защитные передвижения.

Техн.

1


05.04.16

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

1


06.04.16

Применение защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

Такт

1


08.04.16

Учебная игра.

Интегр.

1


12.04.16

Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от местонахождения мяча.

Такт.

1


13.04.16

Правила игры и методика судейства. Учебная игра.

Теор.

Интегр.

1


15.04.16

Организация командных действий.

Такт.

1


19.04.16

Бросок мяча одной рукой сверху.

Техн.

1


20.04.16

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1


22.04.16

Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону.

Техн.

1


26.04.16

Техника овладения мячом.

Техн.

1


27.04.16

Техника броска мяча одной рукой от плеча.

Техн.

1


29.04.16

Контрольные испытания. СФП

Интегр.

1


04.05.16

Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.

Интегр.

1


06.05.16

Совершенствование техники ловли и передачи мяча.

Техн

1


10.05.16

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Такт.

1


11.05.16

Совершенствование тактических действий в нападении и защите.

Такт.

1


13.05.16

Учебная игра.

Интегр.

1


17.05.16

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1


18.05.16

Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях

Интегр.

1


20.05.16

Учебная игра.

Интегр.

1


24.05.16

СФП

СФП

1


25.05.16

Итоги прошедшего спортивного года.

Теор.

1




































Содержание программы 1-го года обучения:

  1. Общие основы баскетбола - 8 часов

- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,

форма игроков.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм человека.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

баскетболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

- Подведение итогов года.

- Методика тренировки баскетболистов.

- Техническая подготовка баскетболистов.

- Психологическая подготовка баскетболиста.


  1. Общая физическая подготовка - 20 часов

- Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей»

- Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.


  1. Специальная физическая подготовка - 20 часов

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.


  1. Техническая подготовка - 25 часов

- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами,

при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления,

скорости, высоты отскока.

- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа,

с отскоком от щита, в движении.

- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа,

с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Обучение технике двух шагов с места, в движении.

- Броски двумя руками от груди с двух шагов.


  1. Тактическая подготовка - 25 часов

Нападение

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера.

Защита

- Противодействие получению мяча.

- Противодействие выходу на свободное место.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты.


  1. Игровая подготовка - 30 часов

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

7. Контрольные и календарные игры - 16 часов

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам мини-баскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Итоговые контрольные игры.


Ожидаемые результаты 1 года обучения

К концу первого года обучения учащиеся:

- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

- улучшат общую физическую подготовку;

- освоят упражнения СФП;

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

- научатся ловить мяч двумя руками на месте;

- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

- научатся освобождаться для получения мяча;

- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

- будут уметь останавливаться двумя шагами;

- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;

- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на

свободное место;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние,

дальние);

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди;


























Список литературы



  1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.

  2. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.

  3. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.

  4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.

  5. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.

  6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.



























© 2010-2022