Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования» Муниципального образования Белореченский район   Пояснительная записка Автор: Андреева Светлана Васильевна Должность: учитель-логопед МКУ ЦРО Место работы: МКУ ЦРО «Центр развития образования» Технологии:      информационно - коммуникативная;                             игровая;                             здоровье-сберегающая. Возраст: гимнастика для глаз в стихах предназначена для младшего школьного возраста. Название материала: «Н...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

муниципального образования Белореченский район













Методическая разработка

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

(Картотека пальчиковых игр)


Для школьного возраста






Подготовила учитель-логопед МКУ ЦРО:

Андреева Светлана Васильевна
















Муниципальное казенное учреждение

«Центр развития образования»

Муниципального образования Белореченский район


Пояснительная записка

Автор: Андреева Светлана Васильевна

Должность: учитель-логопед МКУ ЦРО

Место работы: МКУ ЦРО «Центр развития образования»

Технологии: информационно - коммуникативная;

игровая;

здоровье-сберегающая.

Возраст: гимнастика для глаз в стихах предназначена для младшего школьного возраста.

Название материала:

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

(Картотека пальчиковых игр)

Вид ресурса: методическая разработка

Цель, задачи авторского материала: развивать мелкую моторику у детей с речевыми нарушениями, формировать учебно-практическую, игровую деятельность. Воспитательная работа.

Краткое описание, методические рекомендации по использованию: У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В работе используются различные по фактуре материалы, которые логопед заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, бусы, нитки, иголки, клей и т. д.)

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи , но и подготавливает ребенка к письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Неподготовленность к письму, недостаточность движе­ний ручной моторики может вызвать негативное отноше­ние к обучению в школе уже на самых первых его эта­пах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

И. М. Сеченов считал, что движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как ре­зультат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержа­ния тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структу­рами.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слухо­вое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Речь - это психическая функция, присущая только человеку. Она является осно­вой человеческого общения.

На основе речи развиваются восприятие, воображение, память. Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нор­мального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.

В предложенном материале по развитию тонкой моторики у школьников использованы идеи, приемы, упражнения из различных источников, позволяющих эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ



Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики



Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).




Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики



Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Флажок

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Грабли

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики


Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Скворечник

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.




Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.




Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.


Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Колокольчик

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Собака

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Кошка

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Мышка

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Зайчик в норке

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Лошадка

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Коза

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.




Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Краб

Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.


Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.


Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Слон

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Птичка

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Филин

Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.







Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики


Крокодил.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.






Список литературы:

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. - Спб.:КАРО, 2010. - 160 с.: ил.

© 2010-2022