• Преподавателю
  • Физкультура
  • Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М. Т.)

Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М. Т.)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )



Волейбол в школе


(методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )





















г.Павлодар, 2015 год










Оглавление

1. Волейбол. Как все начиналось. Характеристика игры.

2. Краткие правила игры волейбол.

3. Физическая подготовка и методика развития специальных физических качеств.

4. О технике игры волейбол.

5. О тактике игры волейбол.

6. Психологическая подготовка.





Введение

Волейбол- спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди молодежи. Это игра вобрала все самые лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, самое главное, способность увлечь и влюбить в себя любого человека, независимо от его возраста и профессии. Волейбол- игра смелых, физически развитых, обладающих мгновенной реакцией и смекалкой. И тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается, как правило, красивым телосложением, ловкостью, выносливостью и силой. Но все это достигается упорной тренировкой. Освоение большого количества игровых приемов требует настойчивости и мужества. Сама же игра в команде воспитывает чувство товарищества, взаимовыручки бесспорно очень ценные качества человека. здесь вы познакомитесь с историей волейбола, секретами выполнения тех или иных технических приемов, с краткими правилами игры и тактикой.


Как все начиналось

Приоритет изобретения волейбола принадлежит Уильямсу Моргану (1872-1940) , преподавателю физического воспитания колледжа YMCA (Ассоциация молодых христиан) в городе Холиоке (штат Массачутес, США). В 1895 году он придумал игру руками с мячом через сетку и назвал ее "минтонетт". Год спустя игра демонстрировалась в Спрингфилде на конференции руководителей физического воспитания YMCA, где она получила новое название - волейбол.

Правила новой игры были просты: высота сетки 6 футов 6 дюймов (1,83 м); размер площадки 25х50 (6,75х13,8); количество игроков одной команды не ограничено; количество ударов также не ограничено; очки засчитывались только при своей подаче; при первой неудачной попытке подачу можно повторить; касание мячом сетки ошибка.


Характеристика игры

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать ее многогранность.

Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча па блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его касания площадки, выхода "ЗА" или ошибки команды. В волейболе команда , выигравшая розыгрыш , набирает очко (система "каждый розыгрыш -очко"). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и получает право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.


Краткие правила игры волейбол


Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугльным и симметричным. Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18х9 м. Минимальный размер свободной зоны со всех сторон игровой площадки составляет 3м. Свободное игровое пространство - пространство над игровым полем, свободное от препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м.

Игровая поверхность должна быть плоской, горизонтальной и однообразной. Она не должна представлять никакой опасности травмирования игроков. Запрещено играть на неровных или скользких поверхностях. В залах поверхность игровых площадок должна быть светлого цвета. Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться поцвету от пола и других линий. Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Сетка устанавливается на высоте 2,43 мдля мушчин и 2,24 м для женщин.

Для детских соревнований: Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )



230 см

11-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

17-18 лет

юноши

220 см


240 см

243 см

девушки

200см

210 см

220 см

224 см




Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Выста сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала.

Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Окружность мяча 65-67 см и вес 260-280г.

Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/см 2 (от 294,3 до 318,82 мба или гПа).


Набор очка, выигрыш партии и матча

Команда набирает очко: при успешном приземлении мяча на игровой площадке соперника; когда команда соперника совершает ошибку; когда команда соперника получает замечание. Всякий раз, когда команда совершает ошибку, судьи фиксируют ее иопределяют наказания в соответствии с Правилами: если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка. Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается обоюдной ошибкой и мяч переигрывается.


Последствия выигрыша розыгрыша мяча

Розыгрышем мяча являются игровые действия с момента удара при подаче до того, как мяч выйдет из игры.

Если подающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш мяча, она набирает очко и получает право подавать.

Выигрыш партии

Партия (кроме решающей - 5-й) выигрывается командой , которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, ...).


Выигрыш матча

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии. При счете партии 2-2, решающая (пятая) партия играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.



Физическая подготовка и методика развития специальных физических качеств

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения , прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, олвкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости.

Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.


О технике игры в волейбол

Техника игры в волейбол отличается тем, что касание мяча руками должно быть кратковременным и отрывистым, задерживать мяч нельзя. Это требует умения быстро передвигаться по площадке, чтобы своевременно выйти к мячу и занять удобное исходное положение. В VI-VII классах изучаются нижняя прямая подача на точность и прием подачи; передача мяча, стоя лицом и спиной по напрвлению к цели; отбивание мяча кулаком в прыжке у сетки; прием мяча , отраженного сеткой. Совершенствуются навыки быстрого передвижения различными способами в сочетании с исходными положениями (стойками волейболиста) : блокированием, двусторонней игройдвигаться по площадке, чтобы своевременно выйти к мячу и занять удобное исходное положение.



Передача мяча

Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры в VI-VII классах, так дается возможность выполнять различные упражнения по технике, а также играть через сетку, кто еще не освоил подачу и прием мяча, посланного подачей.На рисунке показаны основные положения при выполнении передачи. Надо успеть занять устойчивое исходное положение,затем,разгибая ноги ируки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил игры.

При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной части.




Передача мяча в прыжке



Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )


Передача в прыжке выполняется в высшей точке прыжка за счет активного разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов. Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.

Отбивание мяча кулаком у сетки. В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над сеткой.









Нижняя передача мяча. Прием нижней передачи мяча



Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )



Упражнения

Игрок держит мяч перед лицом (кисти образуют *ковшик*), сгибает ноги и, выпрямляя их бросает мяч партнеру или в стенку- имитация передачи сверху.

В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один игрок бросает мяч другому по средней траектории в направлении его головы. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и руки, выполняет передачу.

То же, но мяч набрасывают партнеру в метре левее, правее, ближе или за голову. Игрок перемещается под мяч и выполняет передачу сверху.

Передача мяча сверху в парах или в стенку.

Передача мяча снизу в парах или в стенку.

Передача мяча сверху над собой.


Подача мяча

Если раньше подачу считали только способом введения мяча в игру, то со временем она стала грозным атакующим средством. По способу выполнения подачи подразделяются на нижние и верхние, а по положению тела подающего игрока относительно сетки - на прямые и боковые. Наиболее простые - это нижняя прямая и боковая подачи, более сложные - верхняя прямая и боковая.




Нижняя прямая подача

Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. ) Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )


Игрок с мячом становится лицом к сетке за лицевой линией площадки. Ноги на ширине плеч полусогнуты,левая впереди. Мяч лежит на ладони выставленной вперед - вниз на уровне пояса левой руки (для правши). Взгляд игрока обращен на площадку соперника. Правую руку отводят для замаха назад, тяжесть тела переносится на ногу, стоящую сзади,взгляд переводят на мяч. Левой рукой игрок подбрасывает мяч вверх примерно 0,4-0,6 м. Разгибая ногу, стоящую сзади, игрок тяжесть тела переносит на ногу, соящую впереди, правую руку ведет вниз - вперед, разворачивая плечи влево, и слегка. Напряженной кистью ударяет по мячу снизу. Следует обратить внимание на то, чтобы удар по мячу выполнялся выпрямленной рукой, а мяч вылетал под углом примерно 45*.


Верхняя прямая подача мяча


Волейбол в школе (методическое пособие учителя физической культуры СОШ № 19 города Павлодара Каирмагамбетова М.Т. )


Игрок стоит лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди (для правши), мяч в согнутых руках на уровне груди, ладонь левой руки снизу, правой сверху. Взгляд направлен на площадку соперника. Правую руку для замаха отводят вверх-назад. Тяжесть тела переносят на правую ногу, туловище слегка прогибается; мяч на ладони левой руки, взгляд переводят на мяч. Движением левой руки вверх игрок подбрасывает мяч перед собой примерно на 0,6-0,8 м выше головы. Разгибая ногу, стоящую сзади, и выпрямляя туловище, тяжесть тела переносят вперед; (кисть слегка напряжена, пальцы соединены) и выполняют удар кистью, сопровождая мяч. Удары кистью по мячу можно выполнять различными способами: ладонью, кулаком или ребром ладони. Если игроку необходимо изменить направление подачи, то он разворачивает стопы ног и плечи в направлении удара. Чтобы хорошо освоить подачу, следует делать ее сериями. Целесообразнее выполнять подачу с различными интервалами на ее подготовку (в пределах 5 секунд, конечно). Переходить к изучению более сложного способа подачи следует тогда, когда хорошо освоен простой.



Упражнения

Освоение подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60-80 см и дать упасть на пол -15-20 раз.

Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки - для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед - вверх левой руки, - для верхней прямой подачи.

Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки - правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

Подачи в правую, левую половины площадки.

Подачи на силу- верхняя прямая и боковая.

Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.

Подачи мяча, чередуя различные способы (сверху,снизу).

Подачи на точность последовательно в зоны 1,6,5,4,2.


Стойки и передвижения


Наиболее удобной стойкой при подготовке к приему, подаче летящего через сетку высокого мяча будет средняя; перед передачей через сетку- высокая. Обычно в стойке одна нога впереди или ступни расположены параллельно. В положении стойки игрок или неподвижен, или переступает с ноги на ногу в ожидании мяча (переминается). Передвигается волейболист в игре обычным шагом, приставным шагом, бегом. Способы передвижения часто сочетаются: после приставных шагов бег, после бега остановка. Обычно передвижение заканчивается принятием стойки и затем выполнением приема с мячом.



О тактике игры в волейбол

Сущность игры в волейбол состоит в том, чтобы победить соперника, умело применяя нападающие и защитные действия. Если учесть ,что волейбол- игра командная, то надо хорошо взаимодействовать с партнерами по команде.

Искусство ведения соревновательного противоборства в игре называют тактикой. Вот почему, кроме уверенного владения техникой игры, надо хорошо освоить тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные. В VI-VII классах это умение выбрать способ приема мяча - сверху или снизу двумя руками, выполнять передачу, стоя лицом или спиной к цели, выполнить подачу в правую или левую часть площадки система игры в нападении через игрока передней линии, система игры в защите углом вперед.

Организуя нападающие действия по системе через игрока передней линии, при приеме подачи мяч надо направить к сетке в зону 3, оттуда второй передачей мяч посылают в зону 4 или2, где третьим касанием- передачей в опорном положении или в прыжке мяч отправляют через сетку.

Взаимодействия двух-четырех игроков в пределах системы называют групповыми действиями или тактическими комбинациями. Например, взаимодействие игроков зоны 6 (прием подачи) с игроком зоны3 ,а игрока зоны 3 (вторая передача) с игроком зоны (передача через сетку). В зоне 3 передачу можно выполнить, стоя лицом или спиной к игроку, который затем отправит мяч через сетку.



Психологическая подготовка

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической.

Для волейбола характерна высокая эмоциональная и интеллектуальная насыщенность. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником.

Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебно- тренировочных занятиях.

Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связанных с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке. Сложность игровых действий заключается в сочетаниях и условиях , совершенно иных по скорости и характеру.

Эффективность технико-тактических действий определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания , мгновенно переключать и распределять его.

Игра в нападении с первой подачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих действий - все это обуславливает высокие требования к мышлению волейболистов. Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты.

Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов - это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе.























Приложение


Открытый урок по физической культуре в 10 -м классе по разделу «Волейбол» № 45


Задачи урока:

. Ознакомить с техникой прямого нападающего.

. Совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.

. Развить «чувство мяча», ловкость,точность передач, координацию движений.

. Воспитать настойчивость, волю, трудолюбие, товарищескую взаимопомощь.

Место проведения: спортивный зал СОШ №19 города Павлодар.

Время проведения : 9ч.55 мин. -10ч.40 мин.

Спорт.инвентарь:

  • Мячи волейбольные 10 шт.

  • Набивные мячи 5шт.

  • Теннисные мячи 5 шт.

  • Скакалки 10 шт.


п/п

Содержание урока

Дозировка

Орг.метод

указания

1.

Подготовительная часть

12-13 мин.


1. Построение. Приветствие.

Сообщение задач урока.

1 мин


2. Ходьба, её разновидности: на носках, пятках, скрестный шаг, в полуприседи, перекат с пятки на носок. Перекат с пяткина носок с выпрыгиванием вверх.

2 мин.

О/в на осанку, на отталкивание, стопы параллельно, приземляться только на место отталкивания

3. Прыжки: на двух, правой, левой, с ноги на ногу, с вращением рук вперед и назад, прыжки со скакалками.

1 мин.


4. Бег: обычный; толчком одной, прыжок вверх-потянуться рукой к сетке; то же, толчком двумя (объяснить работу ног, как в нападающем ударе).

3 мин.

Обратить внимание (О/в) на приземление

5. Перемещения: правое, левое плечо вперед приставными шагами в средней стойке волейболиста; ускорения - имитация передачи мяча через сетку- перемещения спиной вперед в основной стойке волейболиста.

1-2 мин.

О/в на технику перемещений

6. Прыжки в парах вдоль волейбольной сетки.

2 подх.

О/в на скрестный шаг

7. ОРУ в движении и на месте

4 мин.

О/в на спец. упр-я









2.

Основная часть урока

25-27 мин.


Упражнения с набивным мячом:

7 мин.


1. Передача двумя руками снизу.

4 мин.

О/в кисть не выше уровня плеч

2. Передача снизу правой, то же -левой

8 мин.


3. Передача двумя руками сверху

4-6 мин.

О/в на "захлест" кистей рук

Упражнения с волейбольным мячом

8 мин.




1. Жонглирование: прием и передача мяча сверху, снизу

5-6 раз х 2 подх.

О/в на кисть

2. Передача сверху над собой

10-15 разх2 подх.

О/в на высоту передачи

3.Передача в парах

20 раз

О/в на точность передач


4.Передача после отскока от пола

6-8 мин.

О/в на сосредоточенность, наблюдательность, готовность, Сообразительность, внимательность, быстроту, координацию Движений.

5. Передача со сближением и расхождением

4-6 мин.


6. Прием снизу "вратарь"

8 мин.


Прямой нападающий удар:



10-12 мин.


1. Верхняя подача в сену (боковая сетка)

6-8 раз

О/в на предплечье, кисть

2. Верхняя подача в парах (легкая, удар ладонью)

4-6 раз


3. Броски мяча двумя руками, ударом об пол

6-8 раз

О/в на "захлест" кистей рук

4. Броски мяча двумя руками, ударом об пол в прыжке.

4-6 раз

О/в на место удара

5. Мяч в прямой руке, удар правой рукой по мячу

6 раз

О/в на "захлест" кистей рук

6. Прямой нападающий удар с собственного набрасывания

6 раз

О/в на удар в высшей точке броска, стопы параллельно, прыжок вертикальный, приземление мягкое

7. В парах. Бросок теннисного мяча с разбега через сетку

6 раз

О/в на безостановочный переход от разбега к прыжку. Бросок производить прямой рукой с активным движением кистью

8. Нападающий удар по мячу находящемуся в руке партнера (на возвышении - стул на расстоянии (1,5 от сетки).




4-6 раз






О/в на отталкивание











9. Нападающий удар по мячу, наброшенному партнером.


3-5 раз


О/в на приземление



10. Нападающий удар из зоны 2 с передачи из 3

4-6 раз

О/в на согласованность

движений с траекторией полета мяча






3.

Заключительная часть

3-5 мин.


Построение.



Упражнения на восстановление дыхания.



Подведение итогов урока - хорошее на уроке, что удалось что не очень, на что обратить внимание. Оценки за урок.



Задание на дом: упражнения напрыгучесть, силу рук, техника выполнения прямого нападающего удара


О/в на дифференциацию домашнего задания с разными физическими возможностями (реальное право выбора)







Организованный выход из зала





















Литература:


7. Волейбол. Правила игры. Алматы, 2001. Редакционная коллегия:

Ю.Гапонов, Ю. Кан, В.Невский, И., методика обучения. Под редакцией Ю.Д. Железныка, Ю.М. Портнова.-М.; Академия,2000 год.

9. Волейбол. Клещев Ю.Н.-М.: Физкультура и спорт, 1983 год.

Иордани, Р.Парманов.

8. Спортивные игры: техника, тактика
































© 2010-2022