Доклад на тему Отбор детей для занятий художественной гимнастикой

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРОЗОВАНИЯ

ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ

ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

«АВАНГАРД»



ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ



Выполнил:

Коваленко Татьяна Николаевна

Тренер-преподаватель

по художественной гимнастике

МАОУ ДО ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ

СДЮСШОР «АВАНГАР»






Содержание


Введение………… ……………………………………… …………….

3

1. Первое представление о художественной гимнастике……………

4

2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики

6

Заключение…………………………………………………………….

10

Список литературы……………… …………………………………….

11

Введение.

Возраст для начала занятий художественной гимнастикой 4-5 лет, отбираются дети, которые имеют соответствующие данные для этого вида спорта. Художественная гимнастики мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, для необходимого веса; многие тренеры строго относятся к его колебаниям. От девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику как смысл своей жизни

Изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике и определили актуальность темы нашего исследования.

Цель нашего исследования - изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Изучить современное начальное представление о художественной гимнастике.

  2. Дать характеристику критериям пригодности детей для художественной гимнастики.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется тем, что изучение отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике относится к приоритетной задаче подготовки специалиста отрасли.

Методы исследования - теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения отбора спортсменов для участия в соревнованиях в художественной гимнастике.

Структура работы соответствует логике исследований и включает введение, теоретическую часть, заключение, список литературы.



1. Первое представление о художественной гимнастике.

Критерии отбора на гимнастику очень жесткие и многоэтапные. Желательный возраст для начала занятий 4-5 лет, но отбираются только те дети, которые имеют соответствующие данные, необходимые для этого вида спорта. Пройдя отбор, девочка попадает в совершенно другой мир, о котором даже и не догадывалась. Это мир жесткого контроля, многочасовых тренировок и железной дисциплины. В самую первую очередь, от ребенка требуется соблюдение диеты, дабы поддерживать необходимый вес. Многие тренеры очень строго относятся к его колебаниям. Родителям, отдавшим ребенка в гимнастику, необходимо интересоваться, чем занимается ребенок на тренировке и внимательно следить за состоянием здоровья, ведь это гораздо важнее, чем награды и признание. Да, художественная гимнастика - очень красивый вид спорта, имеющая массу положительных моментов:

- воспитывается женственность;

- приобретается красивая осанка;

- вырабатывается потрясающая гибкость;

- формируется красивая фигура;

- умение красиво двигаться;

- лечит «легкий» сколиоз. [2]

Но, от девочки, пришедшей в этот вид спорта, требуется не просто послушно выполнять указания тренера, а полюбить гимнастику, сделать ее смыслом жизни. В противном случае, она просто не выдержит многочасовых, изнуряющих тренировок, сопровождающихся сильнейшей болью во время растяжек. Ребенок вынужден будет вести постоянную, титаническую работу над собой. Без этого девочка не сможет полноценно и на должном уровне провести тренировку. Постоянное «еще чуть-чуть, еще немножко», будет толкать ее на дальнейшие действия, переход в более качественное выполнение движения. Поэтому «художницы» вырастают очень сильными, с железной волей личностями, относящимися к тренировкам, как к своей работе. У них вырабатывается внимание, дисциплина, ведь кроме тренировок есть еще и школа, где нужно учиться и выполнять домашние задания. Немаловажным плюсом есть еще и невольное ограждение от соблазнов улицы, в связи с тем, что совершенно нет времени. Хотя отсутствие времени на расслабление может аукнуться в будущем.

Не смотря на все многочисленные плюсы художественной гимнастики - это тяжелейший и очень травматичный вид спорта. В нем присутствуют как легкие переломы, растяжения, так и травмы, не совместимые с жизнью.

В первую очередь - это вина тренера. Если он не достаточно опытен или непрофессионал, то может не только искалечить тело ребенка, но и его психику. Причем это уже невозможно будет потом исправить. Таким маленьким детям в первый год занятий необходимы щадящие, легкие, как бы игровые тренировки, знакомящие их с самим понятием «гимнастика», приобщающие к самоконтролю и умению слушать. На самом деле, в реальности, редко кто из тренеров этого придерживается. С самых первых уроков начинается прессинг на ребенка, рассчитанный на воспитание очередных «звезд». А ведь от правильно выбранной нагрузки, грамотной разминки, индивидуального подхода к каждому, зависит здоровье ребенка в будущем. В самую первую очередь, тренер должен на занятии посвятить много времени непосредственно растяжке. Растяжка играет очень большую роль в профилактике травм. Чем большее количество времени (не меньше 40 минут) спортсменка растягивается, тем меньшая вероятность получить растяжение мышц и переломы. Нагрузка должна расти постепенно, а не с первых занятий ребенка принуждать работать на износ. Многие тренеры очень гордятся тем, что сумели добиться небывалой гибкости или какого-то другого качества у спортсменки, но они вовсе не думают, что длительное превышение возможностей человеческого организма чревато серьезными последствиями в будущем. [3]

Самые распространенные травмы в художественной гимнастике:

- травмы нижних конечностей;

- травмы позвоночника;

- растяжения мышц и связок;

- сильное влияние на женское здоровье. Длительные тренировки вызывают хронические заболевания в половой сфере.

Нельзя забывать, что психическое и физическое здоровье детей должно стоять на самом первом месте в семье и обществе. [1, с.63]

2.Определение пригодности детей для художественной гимнастики.

Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировок, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков (И.А. Винер, 2003; И.В. Цепелевич, 2005; Е.С. Николаева, 2006 и мн.др. ученые).

Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастике. [4, с.53]

Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически.

1. Внешние данные. К ним относят такие показатели ребенка как его рост, вес, длина тела и некоторые другие показатели. Длина тела измеряется при помощи ростометра. Каждому показателю в дальнейшем будет присвоена индивидуальная оценка. Она зависит от того, в какую полученную группу статистических данных она попадет.

2. Координация. Проверка данных по такому показателю проводится посредством специальных упражнений. Они представляют собой чередующиеся и одновременные движения руками. По сложности упражнения подразделяют на три группы:

  • Минимальные, когда чередующиеся упражнения проводятся на 4 счета, при этом ребенок не двигается.

  • Средней сложности - выполнение с последовательными движениям конечностей на 8 счетов.

Сложные - выполнение ассиметричных движений руками на 8 счетов.

3. Равновесие. Здесь оценивается способность человека к равновесию, способностям вестибулярного аппарата. Проверка происходить по нескольким типам. Первый тип направлен на выявление возможных отклонений в работе вестибулярного аппарата. Например, испытуемому предлагают закрыть глаза и вытянуть руки перед собой. Далее он должен поставить правую ногу перед левой или наоборот, по одной линии. Далее способности координации выявляются у молодых гимнасток тремя способами: обычное хождение по бревну, с расставленными в сторону руками; хождение на низко расположенном бревне. Три шага вперед, а после поворот вокруг себя, выполнение упражнения на стандартном бревне. Совершаются 2 шага вперед с расставленными руками, далее поворот руки на поясе.

Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. [5, с.86]

Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику Интенсивные тренировки все-таки скорее полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, повышается сопротивляемость неблагоприятным внешним факторам.

В целом, актуальность спортивного отбора на современном этапе развития спорта велика, она не только не снижается, а возрастает. Это связано с тем, что существующая практика отбора не может быть оценена, как эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений (В.Г. Бауэр, 1988, 1990; В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов, 1990; и мн. др. ученые). Потребность в создании эффективной научно обоснованной системы спортивного отбора обусловлена комплексом факторов: от социально-экономических, педагогических, до медико-биологических. Успехи российских гимнасток на Олимпийских играх и других международных соревнованиях предопределили высокую популярность данного вида спорта в нашей стране. [1, с.76]

Среди значительного комплекса показателей, лимитирующих результативность соревновательной деятельности в художественной гимнастике, важное место занимают координационные способности. Высокая генетическая обусловленностью данных показателей дает основание специалистам принимать их во внимание в качестве достаточно существенных критериев спортивного отбора и оценки перспективности юных спортсменов. Структуру координационной подготовленности в художественной гимнастике составляют: способность к реагированию; к ориентированию; согласованию; равновесию; кинестетическая способность; темпо-ритмовая способность; статокинетическая устойчивость.

Оценка координационной подготовленности на любом этапе спортивной подготовки, должна носить комплексный характер, необходимо использовать блок тестовых заданий, на основе которых можно судить о сформированной всей координационно-двигательной сферы юного и квалифицированного спортсмена. На этапе начальной подготовки следует использовать простые доступные тестовые задания: передвижение в упоре сзади; перешагивание через гимнастическую палку; перекладывание мячей; падающая линейка; поза «Фламинго»; поза «Ромберга» (равновесие без зрительного контроля); способность воспроизводить и дифференцировать положение углов в суставах (кинематометр «Жуковского»); прыжки смена положения ног под метроном (воспроизведение); прыжок с вращением «Староста», др. [1, с.77]

С ростом спортивной квалификации часть двигательно-моторных тестов может исключаться из программы тестирования, другие незначительно модифицироваться и усложняться. Необходимо использовать на этом этапе и компьютерно-диагностическое оборудование. В качестве компьютерно-диагностического оборудования целесообразно использовать программу «Методика исследования временных и пространственных свойств человека», автор Коряги на Ю.В. Сочетание результатов двигательно-моторных тестов и компьютерных программ позволит наиболее точно и дифференцированно оценить динамику координационной подготовленности в подготовке специалиста, спрогнозировать его перспективность. [3]

Заключение

Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировок, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков, др. Критерии зачисления детей на секцию спортивной гимнастики зависят от индивидуальных особенностей детей и их склонностей к занятию данным видом спорта. Обычно отбор проходит среди детей в возрасте 5-6 лет. Определяют спортивную пригодность ребенка специалисты, а затем выдают медицинское свидетельство о степени пригодности ребенка к художественной гимнастики.

Тренеры определяют критерии отбора не только по состоянию здоровья, но и по другим показателям, которые можно измерить метрически. Это:

1. Внешние данные.

2. Координация.

3. Равновесие

Полученные оценки суммируются и общий балл определяет пригодность ребенка к занятиям художественной гимнастикой. Первые годы тренировок посвящаются физической подготовке с особым упором на растяжку и ритмику.

Актуальность спортивного отбора на современном этапе развития спорта только возрастает. Это связано с тем, что существующая практика отбора не может быть оценена, как эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений. Интенсивные тренировки в художественной гимнастике более полезны, чем вредны, так как мобилизуют организм. Включаются резервы, усиливается иммунитет, др.

Считаем свою работу выполненной, цели, задачи достигнутыми.


Список литературы


  1. Платонов, В. Н. Отбор и прогнозирование перспективных спортсменов / В. Н. Платонов, В. Л. Запорожанов. Киев : Здоровя, 1994. - 252 с.

  2. Павлова Е.В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей[Электронный ресурс ] Режим доступа: nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-sovershenstvovanie-sistemy-sportivnogo-otbora-v-hudozhestvennoy-gimnastike-na-osnove-pokazateley-razvitiya-koordinatsionn#ixzz3vioOwpjK(дата обращения: 29.12.2015)

  3. Художественная гимнастика - красивый фасад [Электронный ресурс ] Режим доступа: domsovetof.ru/publ/sovety_dom_semjia/sovety_deti/khudozhestvennaja_gimnastika_chto_kroetsja_za_krasivym_fasadom/33-1-0-1623 (дата обращения: 29.12.2015)

  4. Фирилева, Ж. А.методика педагогического контроля и совершенствования физической подготовленности занимающихся художественной гимнасткой : метод, рекомендации - Ленинград : ЛГПИ, 1981. - 321 с.

  5. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. -М. : Физкультура и спорт, 1972. - 321 с.


© 2010-2022