Планирование подготовки школьников к соревнованиям. Семинар накануне турнира

Вот уже несколько лет при Московском центре организационно-методического обеспечения физического воспитания существует отдел школьных спортивных лиг, который организует крупные соревнования по игровым видам спорта. Школьные команды имеют возможность участвовать в турнире на протяжении всего сезона, оттачивая свое мастерство, и вести борьбу за награды. Выход ребят на крупный уровень выявил и существенный ряд проблем: недостаточное понимание особенностей подготовки школьников к таким соревнованиям...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ.

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер».

г. Москва

Семинар накануне турнира

Вот уже несколько лет при Московском центре организационно-методического обеспечения физического воспитания существует отдел школьных спортивных лиг, который организует крупные соревнования по игровым видам спорта. Школьные команды имеют возможность участвовать в турнире на протяжении всего сезона, оттачивая свое мастерство, и вести борьбу за награды. Выход ребят на крупный уровень выявил и существенный ряд проблем: недостаточное понимание особенностей подготовки школьников к таким соревнованиям и плохое знание нюансов правил. С этой целью перед началом очередного розыгрыша баскетбольной лиги и был проведен установочный семинар, который проходил в ГОУ ДОДСН СДЮСШОР № 49 «Тринта» им. Ю.Я. Равинского.


Мастер-класс


Упражнения с напольной лестницей

Первым выступал один из тренеров-преподавателей спортивной школы «Тринта» Евгений ГОРБУНОВ. Он показал мастер-класс с помощью своих воспитанников 2001 года рождения. В разминке он часто использует напольную веревочную лестницу. С ней можно выполнять следующие упражнения:

1. Беговые шаги, наступая каждый раз в ячейку лестницы, затем рывок до разворотного конуса, расположенного в 5-10 м от лестницы, и возвращение назад обычным бегом.

2. То же, выполняя по два шага в каждой ячейке лестницы.

3. Одни шаг выполняется в ячейку лестницы, другой - в сторону. Завершается упражнение рывком до разворотного конуса и возвращением назад медленным бегом.

4. «Пьяный шаг»: стоя справа от первой ячейки лестницы, сделать шаг в нее левой ногой, затем шаг правой вправо от лестницы, затем шаг левой в следующую ячейку лестницы, шаг правой слева от нее, и т.д. После прохождения лестницы - бег «змейкой» между конусами, обойти последний и бегом вернуться назад.

То же, стоя справа от лестницы, с правой ноги.

5. Толчком двух ног сделать прыжок в первую ячейку лестницы, потом прыжок, ноги врозь, поставить стопы снаружи от лестницы, принять защитную стойку.

То же во вторую ячейку, и т.д. По завершении - бег «змейкой» и возвращение назад обычным бегом.

6. Прыжком поставить правую ногу внутрь первой ячейки, левую - назад; следующим прыжком поменять ноги местами («разножка»), потом поставить правую ногу внутрь второй ячейки, а левую - внутрь первой, затем снова поменять ноги местами, и т.д. После прохождения лестницы - рывок до первого конуса, обежать его, потом аналогично до второго и третьего и вернуться назад обычным бегом.

7. Стоя слева от первой ячейки напольной лестницы, принять защитную стойку. Наступить левой ногой внутрь первой ячейки и прыжком принять защитную стойку справа от лестницы.

То же, наступая правой ногой во вторую ячейку с другой стороны и т.д.

После прохождения лестницы - бег «змейкой» между конусами, обратно - бег спиной вперед.

8. То же, принимая защитную стойку, стопы снаружи от лестницы. После прохождения лестницы - ходьба с высоким подниманием бедра до разворотного конуса, обратно - рывок спиной вперед.

9. «Часы». Дети сравнивают свои стопы с часовой стрелкой, которая перед началом упражнения показывает12 часов. При впрыгивании в первую ячейку стопы должны показывать 12 часов, во второй - на 9, в третьей - на 6, в четвертой - на 3, в пятой - снова на 12 часов, и т.д.


Защитная стойка

Ведущий мастер-класса подчеркнул, что большое внимание при подготовке юных баскетболистов нужно уделять отработке баскетбольной защитной стойки. Тренер начал с того, что предложил детям бег с изменением темпа. Юные баскетболисты увеличивали или уменьшали скорость по его хлопку, затем по сигналу выполняли остановку двумя шагами - «зигзагом» - и принимали защитную стойку.

То же, но остановка выполняется прыжком.

Затем педагог распределил воспитанников на три колонны, которые выстроились за лицевой линией. Перед ними по прямой расположено по пять конусов на равном расстоянии один от другого. По сигналу первые номера бегут, выполняют перед первым конусом остановку прыжком, принимают защитную стойку, удерживают ее в течение 2-3 сек., затем обходят конус справа «прямым шагом», т.е. начиная движение с правой ноги. Перед следующими конусами задание повторяется.

То же «скрестным шагом»: уход вправо с левой ноги.

То же влево прямым и скрестным шагом.

То же после остановки двумя шагами.

Те же упражнения можно выполнять с мячом, следя за тем, чтобы ведение начиналось раньше, чем передвижение игрока.

Затем ребята выполняли остановку и принимали положение защитной стойки после «конькового бега» - акцентированные шаги из стороны в сторону - и дробного шага - частых семенящих шагов. Только после этого баскетболисты приступили к передвижениям в защитной стойке.

Многие собравшиеся - а это в основном были учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования, ведущие школьные секции по баскетболу, - отметили, что в отличие от них тренеры спортивных школ больше внимания на начальном этапе подготовки уделяют работе без мяча: передвижениям, остановкам, стойкам. Это приводит к тому, что со временем у ребят улучшается техника и в старшем возрасте над этим элементом не приходится дополнительно работать.


Дриблинг

Также Евгений Владимирович с помощью своих воспитанников продемонстрировал несколько упражнений для отработки техники ведения мяча:

1. Сделать выпад правой ногой вперед, выполнить 5 ударов мячом об пол правой рукой, рывок с ведением до средней линии, остановку и выпад левой ногой вперед, 5 ударов об пол левой рукой.

То же в обратном направлении.

2. Выполняя ведение мяча в движении, сделать 2-3 удара в пол, поймать мяч, принять стойку баскетболиста. По сигналу преподавателя продолжить выполнение задания.

3. То же, но после остановки выполнить два поворота с мячом лицом вперед, затем продолжить выполнять задание, чередуя правую и левую руки.

4. То же, но повороты выполнять спиной вперед.

5. Бег с ведением мяча, остановка двумя шагами. Не прекращая ведения мяча, выполнить 10 ударов об пол в максимально быстром темпе.

То же после рывка и остановки левой рукой.

6. Начиная движение из стойки баскетболиста скрестным шагом, сделать рывок, остановиться двумя шагами, затем выполнить 10 переводов мяча с руки на руку перед собой в максимально быстром темпе.


Судейские наставления

Во второй части семинара перед собравшимися выступил судья ФИБА Сергей МИХАЙЛОВ. Перед началом долгосрочного турнира он обратил внимание наставников школьных команд, прежде всего, на необходимость культурного поведения участников на соревнованиях. Очень часто от неправильного общения педагогов с судьями возникают конфликты и между игроками. Другой важный, по мнению Сергея Александровича, момент - поведение запасных игроков на скамейке. За это тоже отвечает тренер.

К сожалению, не все учителя физической культуры знают, как правильно следует проводить замену в баскетболе. Так как им приходится учить детей разным видам спорта, а замены происходят везде по-разному, педагоги часто путаются. Соответственно, путаница получается и у детей. В баскетболе запасной игрок может выйти на площадку, получив разрешение от судьи в поле, а тот дает его после свистка, получив информацию от судьи-секретаря, сидящего за специальным столиком в центре площадки. Запасной игрок, собирающийся войти в игру, должен сообщить об этом секретарю. Тренеру вмешиваться в этот процесс вообще не следует. Нужно лишь правильно объяснить детям, как они должны поступать.

Особое внимание ведущий обратил на поведение игроков, так как во время игр участились случаи сквернословия и даже нецензурной брани. За подобные проявления неспортивного поведения игроков наказывают техническими, неспортивными и даже дисквалифицирующими фолами.

Баскетбол - очень сложная с точки зрения судейства игра. Пожалуй, ни в какой другой игре не может быть засчитано игровое действие, совершённое после свистка арбитра. На это тоже обратил внимание Сергей Александрович и призвал педагогов приучать детей доводить совершаемые ими действия до конца. Например, игрок находится в процессе броска в движении, а соперник ценой фола препятствует ему в этом. Если, несмотря на свисток, игрок забросит мяч в корзину, бросок будет засчитан и к тому же баскетболисту будет предоставлено право на бонусный штрафной бросок.

Все понимают, что на первых в своей жизни соревнованиях по баскетболу дети часто делают огромное количество технических ошибок. И если судьи окажутся слишком строги, игра будет состоять из одних свистков. Поэтому в таких соревнованиях очень часто арбитры руководствуются принципом: «Нет вреда - нет фола!» Это не означает, что можно закрывать глаза на нарушения, - нужно давать возможность детям играть, по ходу объясняя нюансы правил и постепенно повышая требовательность. В подтверждение своих слов ведущий продемонстрировал фрагменты игр национальных сборных команд, где судьи игнорировали нарушения, чтобы дать другой команде благополучно доиграть эпизод.

Педагоги еще долго не отпускали арбитра ФИБА, прося прокомментировать то или иное судейское решение или ситуацию, которая случилась на уроке или тренировке. В этих вопросах было не праздное любопытство, а желание взрослых отреагировать на обозначенные детьми проблемы. Теперь им есть что рассказать своим воспитанникам.


© 2010-2022