- Преподавателю
- Физкультура
- Урок здоровья Движение – лучшее лекарство
Урок здоровья Движение – лучшее лекарство
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дьяченко А.Р. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Урок здоровья "Движение - лучшее лекарство"
Дата проведения:
Место проведения:
Подготовили: преподаватель
физического воспитания
Дымченко Адиле Ринатовна
Двигайся больше - проживешь дольше.
(Пословица.)
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны
прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность,
здоровье, полноценную и радостную жизнь".
Гиппократ.
Цели урока:
-
Формирование интереса учащихся к здоровому образу жизни.
-
Способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью.
-
Побудить желание заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
-
Помочь учащимся задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья.
-
Рассмотреть вредное влияние гиподинамии на здоровье.
Ход урока
Учитель:
Врачи говорят: "Движение может заменить лекарство, но никакое лекарство не может заменить движения". Известно, что движение является обязательным условием нормального функционирования организма. Между тем, по мере развития научно-технического прогресса, повседневная необходимость в движении уменьшается, что связано с развитием транспорта, бытовых машин и т. д. Но биологическая потребность в движении остается. При его недостатке развиваются такие явления как гиподинамия и гипокинезия, оказывающие негативное влияние на работу практически всех систем организма.
Очень важно соблюдение норм двигательной активности в детском и юношеском возрасте. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям - 21000-40000 шагов. Но выполняются ли данные нормативы? Каждый человек должен знать, существует ли у него дефицит движения, не подвержен ли он гиподинамии? Ответ на этот вопрос позволит ему предупредить множество заболеваний, связанных с недостатком движения. Следить за своей двигательной активностью также важно, как вообще следить за состоянием здоровья.
Выясним сначала, что же такое гиподинамия?
Презентация!!!
Ведущий 1:
Гиподинамия - снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма.
Ведущий 2:
Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, в следствии чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.
Ведущий 1:
Причиной гиподинамии может являться вынужденный постельный режим по медицинским показаниям (например, в остром периоде инфаркта миокарда, при переломах позвоночника), а также длительное пребывание в невесомости в космических полетах, если недостаточно используются профилактические мероприятия в виде специальных физических упражнений.
Ведущий 2:
Но не редко причиной болезни века является человеческая лень.
Ведущий 1:
При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется так называемый синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.
Ведущий 2:
Под влиянием гиподинамии вначале снижается потребность организма в энергозатратах, а затем создаются условия, способствующие развитию кислородного голодания жизненно важных органов, изменяется эмоциональная реактивность организма, понижается устойчивость к стрессовым воздействиям.
Ведущий 1:
Гиподинамия вызывает детренированность сердечно-сосудистой системы, снижение ортостатической устойчивости человека, ухудшает переносимость физических нагрузок.
Длительная гиподинамия способствует развитию атеросклероза, нарушений венозного кровообращения.
Ведущий 2:
Особенно опасна гиподинамия в раннем и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. У школьников малая подвижность, длительное пребывание в однообразной позе могут вызвать нарушение осанки.
Ведущий 1: Профилактика гиподинамии
Для профилактики гиподинамии необходимы рациональная организация рабочей деятельности и отдыха, систематические занятия физкультурой и спортом, а также не мало важно вести здоровый образ жизни.
Ведущий 2:
При вынужденном постельном режиме для предупреждения вредных последствий гиподинамии применяют комплексы специальных упражнений лечебной гимнастики, электростимуляцию мышц, массаж; при переходе к обычному образу жизни назначают физические упражнения, обеспечивающие постепенное возрастание нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, а также бальнеологические процедуры, тонизирующие нервную и сердечно-сосудистую системы.
Ведущий 1:Рекомендации
Ежедневно выполняйте утреннюю зарядку в течение 30 минут (стандартная школьная зарядка).
Ведущий 2:Совершайте вечернюю прогулку в течение 20 минут.
Ведущий 1: Отказ от вредных привычек (курение, нерациональное и нездоровое питание) тоже немаловажный фактор.
Ведущий 2:Полезно заняться каким-нибудь физическим трудом на свежем воздухе (например, поколоть дровишки на даче или прополоть грядку с клубникой).
Ведущий 1:Десятиминутные пробежки будут весьма кстати.
Ведущий 2:Целесообразно приобрести себе недорогой, но эффективный тренажер (например простую скакалку).
Ведущий 1:Записаться в какую-либо секцию (танцы, бассейн, просто в тренажерный зал).
Ведущий 2:Включить в рацион своего питания как можно больше фруктов, овощей и меда, также рекомендуется увеличить объем потребляемой жидкости (соки, компоты, зеленый чай - очень хорошо тонизирует, супы и минеральные воды).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СЦЕНКА
Гиподинамия:
Мне есть от чего танцевать,
Смеяться, шутить, ликовать.
Ведь скоро планета людей
Вся полностью будет моей.
Я, гиподинамия, все могу -
Согну любого в два счета в дугу!
И вам дорогу мне не перейти:
Я знаю все дороги, все пути.
Слуга:
О, госпожа, здесь не найдем друзей, (осматриваясь)
Советую убраться поскорей.
Гиподинамия:
Друзья? Друзья мне не нужны.
Тут все мои послушные рабы.
Они сидят, а значит, нет проблем -
Болезни гарантированы всем.
Всем, кто сидит, кто двигается мало,
Я кандалы свои уже сковала.
Маленький мальчик:
Как вам не стыдно, тетенька, так врать
И языком бессовестно болтать!
Гиподинамия:
Что? Врать?
Да нет честней на свете…
Вы это подтвердите, дети.
Прошу сейчас я руки тех поднять,
Кто на приставке любит поиграть.
Проводит кто часами у экрана -
Моим тот станет, поздно или рано.
Слуга:
Тебе не верят!
Прикажи позвать рабов.
Пусть все узнают,
Как твой нрав суров.
Гиподинамия:
Ну…что ж!
Пусть явятся мои рабы!
И все увидят, как они слабы.
Входят инвалиды: водитель грузовика, оператор ЭВМ, кассир магазина.
Водитель:
Я счастлив был.
Водил Камаз
По кружеву дорог,
Но о таком конце своем
Подумать я не мог.
Сидел часами за рулем
Я много лет подряд.
И посмотрите на меня -
Печальный результат.
Суставы поразил артрит.
И вот теперь я инвалид.
Малоподвижность - враг всему,
Поверьте слову моему.
Оператор ЭВМ:
Я - оператор ЭВМ
Точнее, я … им был,
Пока опаснейший недуг
Мне не убавил пыл.
Дисплей мне дружески мигал
Потоком цифр и строк,
Я ими ловко управлял,
Как истинный знаток.
Свою работу я любил,
Ей отдал много сил:
Но инвалидность лишь взамен
С годами я нажил.
"Гипертонический синдром", -
Сказали мне врачи.
И не исправить, не стереть,
Хоть вой и хоть кричи.
Я мало двигался,
Сидел, уткнувшись я в экран.
И сам на шее у себя
Затягивал аркан.
Кассир:
А я в магазине
За кассой сидела.
Вы скажете - это
Нетрудное дело.
Но сами попробуйте
День посидеть
В маленькой клетке
И не заболеть.
Большая ответственность -
Деньги считать,
Сдачу с покупки
Правильно дать.
И покупатели
Тоже бывают -
Нервы кассиру
Напрасно мотают.
Изо дня в день,
Совсем не спеша,
Я до инфаркта,
Сидя, дошла.
Водитель:
Ребята, во всем виновата она.
Гиподинамия коварна и зла.
Оператор:
Вы, школьники, тоже
Много сидите.
Будьте внимательны,
В оба глядите.
Двигайтесь больше, бежите от бед -
Это вам наш полезный совет!
Кассир:
На физкультуре
В углу не сидите,
Сами себе вы этим вредите.
Годы пройдут, и вы сами поймете,
Что без движенья не проживете.
Гиподинамия:
Хватит, устала я слушать ваш бред!
Лучше покоя занятия нет.
Школьникам ваши советы вредны…
Очень со мною ребята дружны.
Пять-шесть уроков спокойно сидят,
Пишут, читают, на доску глядят.
После занятий ложатся вздремнуть.
Надо же детям чуть-чуть отдохнуть.
Проснувшись, садятся уроки учить,
Чтобы пятерку свою получить.
Вечером друг - телевизор их ждет,
Мягкий диван создает им комфорт.
Так и проходит у школьников день,
Повсюду я с ними, как верная тень.
Мальчик:
Это неправда, урок физкультуры
Может помочь обойтись без микстуры.
Гиподинамия:
Наглость, какая, ну что ты, малыш,
Глупости право одни говоришь.
Что может урок единственный дать?
Мне он не в силах никак помешать!
Мальчик:
В нашей школе не так, как везде!
Не поддаемся мы узде.
Готовы всегда мы петь, танцевать.
Наверное, ГИПОДИНАМИИ нас не понять!
Гиподинамия:
Ужас! Мне плохо!
Слуга:
Носилки, воды!
Вот до чего вы ее довели.
Гиподинамия:
Да, вам удалось меня свалить!
Но знайте, что я долго буду жить.
Я не прощаюсь - наши встречи впереди,
Тогда пощады и жалости не жди.
Мальчик:
Угрозы гиподинамии не беда,
Движение поможет нам всегда.
Зарядка, спорт, просто дискотека -
Вот самая доступная аптека!
И мне пора бежать в спортзал,
Чуть с гиподинамией не проспал…
Физорг класса:
Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.
Предлагаю провести физкультминутку. Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде учителя дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплексы физкультминуток рекомендуется подбирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке и возрастных особенностей учащихся.
Комплекс № 1 (поточно).
Исходное положение - основная стойка 1 - руки вперед; 2 - пальцы в кулаки; 3 - руки вверх; 4 - пальцы выпрямить; 5 - руки за голову; 6 - руки к плечам; 7 - руки на пояс; 8 - руки к плечам; 9 - наклон туловища вправо; 10 - наклон влево; 11 - наклон вправо; 12 - выпрямиться, руки на пояс; 13 - поворот туловища направо, руки вверх; 14 - поворот налево, руки к плечам; 15 - поворот направо, руки вниз; 16 - исходное положение.
Повторять комплекс 2-3 раза подряд.
Комплекс № 2 (поточно).
Исходное положение - основная стойка 1 - руки на пояс; 2 - руки вверх, подняться на носки; 3-4 - руки через стороны вниз; 5 - выпад правой ногой вперед, руки вперед; 6 - исходное положение; 7- выпад левой ногой вперед, руки вперед; 8 - исходное положение; 9 - наклон туловища назад; 10 - исходное положение; 11 - наклон туловища вправо, руки вверх; 12 - исходное положение; 13 - наклон влево, руки вверх; 14 - исходное положение; 15 - упор присев; 16 - исходное положение.
Повторять комплекс 2-3 раза подряд.
Комплекс № 3 (поточно).
Исходное положение - основная стойка 1 - руки вперед, кисти в кулак; 2 - руки вверх; 3 - руки назад; 4 - исходное положение; 5 - руки на пояс; 6 - руки к груди; 7 - руки к плечам; 8 - руки вверх; 9 - наклон туловища вправо; 10 - наклон влево; 11 - наклон вправо; 12 - исходное положение; 13 - полуприсед, руки вперед; 14 - исходное положение; 15 - присед, руки к плечам; 16 - исходное положение.
Повторять комплекс 2 раза подряд.
Учитель
Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) - источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
Рекомендации по профилактике гиподинамии и гипокинезии среди школьников:
-
Проводить физкультминутки на уроках не только у младших школьников, но и во всех классах.
-
Больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов.
-
Организовать в школах зоны рекреации, где на переменах и после уроков учащиеся могут побегать, позаниматься на тренажерах, играть в подвижные игры (например, настольный теннис).
-
Среди населения необходимо активно вести просветительскую работу по профилактике гиподинамии.
-
Мы рекомендуем каждому человеку ходить пешком не менее 40 минут в день, посещать занятия фитнесом и спортом и следить за уровнем своей двигательной активности простым способом - с помощью шагомера.
Рефлексия: Ну а сейчас мы посмотрим какие вы сделали выводы, и каким будет человечество через пару лет. Преодолеет оно болезнь или так и будет продолжать страдать.
На партах у вас лежат в человечка: один- мальчик спортсмен, другой- мальчик лентяй.
Выберите человека, который вам по душе и прилепите его к карте жизни.