Рабочая программа Подвижные народные игры. (3 класс)

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.


На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.

Народная игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.


3. Место учебного процесса в учебном плане.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Алгоритм работы с играми.

- Знакомство с содержанием игры.

- Объяснение содержания игры.

- Объяснение правил игры.

- Разучивание игр.

- Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;

познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

- создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

4. Планируемые результаты освоения предмета.


иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- о режиме дня и личной гигиене;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о народной игре как средстве подвижной игры;

- об играх разных народов;

- о соблюдении правил игры.

уметь:

- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- играть в подвижные игры;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

- выполнять строевые упражнения;

- соблюдать правила игры.

Ожидаемый результат:

Личностный:

- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;

- Формирование уверенности в своих силах;

- Умение применять игры самостоятельно.

Метапредметный:

- Развитие умений работать в коллективе;

- Развитие патриотизма, любви к своей Родине;

- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

5. Содержание учебного предмета.

1 раздел (2часа)

Основы знаний о народной подвижной игре.

- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Штандр.

2 раздел (3 часа)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

3 раздел (1 час)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

4 раздел (4часа)

Игры-эстафеты.

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Эстафеты с бегом и прыжками.

- Эстафеты с преодолением препятствий.

5 раздел (10 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»

-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

-Игры хакасского народа. «Мелей», «Скачки»

-Игры армянского народа. «Пастух», «Похитители огня»

6 раздел (5 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

7 раздел (4часа)

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения ("змейкой", "по кругу", "спиной вперед"), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.

8 раздел (4часа)

Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

9 раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.




8. Тематическое планирование


Тема занятия

Тип занятия

Кол-во часов

Планируемые результаты

(предметные)

Планируемые результаты

(личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Оборудование

Дата

Личностные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

План

Факт

1

Введение. Основы знаний о народной подвижной игре

Теоретический (1 час)

Знать:

-правила поведения и технику безопасности на занятиях по спортивным народным играм

Развивать готовность к сотрудничеству.

Умение строиться по росту, выполнять простые команды.

Познакомиться с учителем, с деятельностью на занятиях по спортивным народным играм.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

Наглядные пособия

01-05.09.

2

Введение. Основы знаний о народной подвижной игре

Практический

(1час)

Знать:

-понятия: гибкость, сила, скорость, выносливость;

-значение этих качеств для человека.

Стремление к физическому совершенству.

Способы развития физических качеств.

Понимание ценности человеческой жизни.

Бережное отношение к другим людям.

07-12.09.

3

Игры на свежем воздухе.

Комбинированный (1час)

Знать:

- организация места занятий физическими упражнениями;

Безопасность выполнения физических упражнений;

Стремление к самостоятельному физическому совершенству.

Организация деятельности с учётом требований её безопасности.

Взаимодействие с родителями, уметь формулировать свои цели.

Бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности к месту проведения

Мячи, фишки, обручи.

14-19.09.

4

Игры на свежем воздухе

Комбинированный (1час)

Знать:

-построение по росту;

Строевые команды: Становись!, Разойдись!, Смирно!, Вольно!

Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями.

Умение строиться по росту, выполнять простые команды.

Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения

Технически правильно выполнять простые (строевые) действия

Мячи, фишки, обручи

21-26.09.

5

Игры на свежем воздухе.

Комбинированный (1 час)

Знать:

-построение по росту;

-бег строем или группой из разных исходных положений с изменяющимся направлением движения.

Формировать потребности к ЗОЖ.

Умение контролировать скорость и расстояние при беге.

Уметь сотрудничать при выполнении совместных упр-ний.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упр-ний.

Мячи, фишки, об-ручи

28-03.10

6

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

Комбинированный(1 час)

Знать:

-длину шага;

- каким беговым шагом выполнять короткую дистанцию;

- понятия скорость и ускорение.

Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложных упр-ний.

Умение бежать со средней скоростью и ускоряться.

Уметь при необходимости уступать беговую дорожку.

Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками.

Флажки, конусы, секундомер

05-10.10.

7

Игры-эстафеты.

Соревновательный (1 час)

Знать:

-медленный бег;

-быстрый бег;

-ускорение.

Стремление преодолевать себя.

Умение контролировать скорость, ускоряться.

Проявлять упорство и выносливость.

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы.

Мячи, фишки, об-ручи

12-17.10

8

Игры-эстафеты.

Комбинированный (1 час)

Знать:

- понятия медленный, средний и быстрый темп бега;

-равномерный бег с изменяющимся интервалом отдыха

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.

Уметь выбрать нужный для себя темп бега.

Уметь контролировать эмоции при выполнении физически сложных заданий.

Уметь через диалог разрешать конфликты.

Флажки, конусы

19-24.10

9

Игры-эстафеты.

Комбинированный (1 час)

Знать:

- бег с высоким подниманием бедра;

- способы преодоления препятствий;

Стремление к физическому развитию.

Самостоятельно выбрать способ преодоления препятствий.

Уметь оказать помощь и эмоциональную поддержку однокласснику.

Уметь через диалог разрешать конфликты.

Кубики, скакалки, флажки, конусы

02-07.11

10

Игры-эстафеты.

Соревновательный (1 час)

Знать:

-прыжки на месте;

- прыжки на ногах поочерёдно;

-прыжки на скакалке

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упр-ний

Совершенствовать навыки в прыжках на скакалке

Умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упр-ний

Скакалки

09-14.11

11

Подвижные игры разных народов.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- прыжки на двух ногах вперёд, назад, левым и правым боком;

- правила личной гигиены.

Проявлять качества координации при выполнении прыжковых упр-ний. Выполнять правила гигиены и свой распорядок дня.

Умение осознанно строить свой рабочий день.

Умение слушать чужое мнение, обсуждать и отстаивать свою позицию.

Умение корректировать, вносить изменения в свой распорядок дня.

Скакалки, наглядные пособия

16-20.11

12

Подвижные игры разных народов.

Игровой (1 час)

Знать:

-технику выполнения прыжка в длину с места;

- правила игры «Прыжки через верёвочку»

Стремление выполнить лучший свой прыжок.

Уметь выполнять прыжок в длину с места самостоятельно.

Уметь поддержать слабого игрока, уметь достойно проигрывать.

Самостоятельно оценивать свои физические возможности.

Скакалки, веревочка, конусы

23-28.11

13

Подвижные игры разных народов.

Комбинированный (1 час)

Знать:

- прыжки на двух ногах через скакалку;

-осваивать технику выполнения прыжков на скакалке.

Развивать координационные способности.

Уметь выполнять прыжок на скакалке.

Находить ошибки при выполнении учебных заданий, стремиться их исправить.

Объективно оценивать свои умения.

Скаклки

30-05.12

14

Подвижные игры разных народов.

Комбинированный (1 час)

Знать:

-бросок и ловля мяча над собой;

бросок и ловля мяча в парах;

Развивать координационные способности.

Осваивать двигательные действия при работе с м/мячом.

Контролировать свои действия.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с мячом.

07-12.12

15

Подвижные игры разных народов.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- технику выполнения метания малого мяча в цель;

Проявлять качества силы, координации и быстроты при метании малого мяча

Осваивать технику метания малого мяча в цель.

Взаимодействовать в группах при выполнении метания малого мяча.

Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.

Флажки, малые мячи, щиты

14-19.12

16

Подвижные игры разных народов.

Соревнова-тельный (1 час)

Знать:

Представление о физических нагрузках;

- как действуют физические упражнения на мышцы чело-века;

- как действу-ют физические нагрузки на сердце-измерение пульса.

Учиться органи-зовывать свою деятельность, рационально использовать время.

Технически правильно выполнять двигатель-ные действия.

Контролиро-вать свои дей-ствия.

Соблюдать правила тех-ники без-опасности при метании малого мяча.

21-26.12

17

Подвижные игры разных народов.

Комбинированный (1 час)

Знать:

- как организовать свое учебное время, время на активный отдых, время на сон;

- необходимость соблюдения режима.

Учиться организовывать свою деятельность, рационально использовать время.

Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течение дня с использованием средств физической культуры.

Взаимодействовать с окружающими, находить с ними общий язык и общие интересы.

11-16.01

18

Подвижные игры разных народов.

Комбинированный (1 час)

Знать:

- значение закаливания; влияние на здоровье человека.

Признание здоровья решающим фактором в жизни человека.

Уметь выбрать для себя с учётом своих особенностей способ закаливания.

Контролировать свои действия.

Стремление к З.О.Ж., способы достижения цели.

18-23.01

19

Подвижные игры разных народов.

Комбинированный (1 час)

Знать:

Представление о физических нагрузках;

- как действуют физические упражнения на мышцы человека;

- как действуют физические нагрузки на сердце-измерение пульса.

Бережное отношение к своему здоровью.

Необходимость отслеживания состояния здоровья.

Уметь оказать помощь и эмоциональную поддержку однокласснику

Бережное отношение к другим людям.

25-30.01

20

Подвижные игры разных народов.

Игровой (1 час)

Знать:

-необходимость соблюдения правил игры;

-умение работать (играть) в команде.

Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности.

Технически правильно выполнять двигательные действия.

Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам.

Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием.

01-06.02

21

Зимние забавы.

Игровой (1 час)

Знать:

- об организации подвижных игр во время уроков и прогулок, выбор одежды и инвентаря;

- правила игры;

-уметь строиться в колонну, в шеренгу.

Стремление к победе, умение достойно проигрывать.

Уметь играть в подвижные игры с бегом.

Уметь сотрудничать в команде. Следовать девизу «Один за всех и все за одного»

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Флажки разного цвета или кубики

08-13.02

22

Зимние забавы

Комбинированный

Знать:

-историю развития физической культуры;

-Олимпийские виды спорта.

Значение физической культуры в жизнедеятельности человека.

Факты истории развития физической культуры.

Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим людям.

Осознание человеком себя как представителя страны и государства.

15-20.02

23

Зимние забавы

Игровой (1 час)

Знать:

- организующие команды и приемы построения и перестроения;

- правила игры;

-уметь ускоряться;

-менять направление бега.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Конусы, флажки

22-27.02

24

Зимние забавы

Игровой (1 час)

Знать:

- правила игры;

- знать слова ведущих;

-менять скорость бега;

- координировать движения.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Умение самостоятельно выработать стратегию игры.

Взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в игре.

Различать ситуации поведения в подвижных играх.

Конусы.

29-05.03

25

Зимние забавы

Соревновательный (1 час)

Знать:

- правила игры;

- координиро-вать движения.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями.

Умение самостоятель-но выработать страте-гию игры.

Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах.

Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.

Конусы.

08-12.03

26

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

Игровой (1 час)

Знать:

- правила игры;

-бег с ускорением и изменением направления.

Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения подвижных игр.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Лыжи

14-19.03

27

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

Игровой (1 час)

Знать:

- правила игры;

- прыжки на одной ноге;

- прыжки с поочерёдной сменой ноги.

Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения подвижных игр.

Развивать выдержку, прыгучесть во время игры.

Умение корректировать и вносить изменения в способы действия в случае расхождения с правилами игры.

Конусы.

04-09.04

28

Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- правила игры;

- координиро-вать движения.

Проявлять внимание и ловкость.

Проявлять быстроту и ловкость во время по-движных игр.

Уметь взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в играх

Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча

Конусы.

11-16.04

29

Правила проведения эстафет. Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

Комбинированный (1 час)

Знать:

-линия старта;

- условия передачи эстафеты;

- техника безопасности при выполнении эстафет.

Воспитывать в себе волю к победе.

Совершенствовать бег с ускорением, развивать ловкость, координацию.

Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности.

Управлять эмоциями, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

18-23.04

30

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- правила игры;

- правила передачи эстафеты;

- упражнения с обручем.

Проявлять внимание, быстроту и ловкость во время эстафет

Осваивать технику владения обручем

Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий в играх

Соблюдать правила техники безопасности при проведении эстафет

Эстафетные палочки, обручи, конусы

25-30.04

31

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Игровой (1 час)

Знать:

- правила игры;

-как выполнить расчёт в колонне, в шеренге.

Проявлять внимание, сообразительность и быстроту передвижений.

Осваивать строевые команды.

Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения на уроке.

Кубики разного цвета

02-07.05

32

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Игровой (1 час)

Знать:

- правила игры;

-ориентироваться на игровом поле;

-быстрый бег с изменением направления.

Уметь активно включаться в коллективную деятельность.

Стремиться найти свою стратегию в игре.

Проявлять положительные качества личности.

Уметь донести информацию в доступной, эмоционально яркой форме.

09-14.05

33

Общеразвивающие физичские упражнения на развитие основных физических качеств.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- правила игры;

-передачу мяча;

-броски и ловлю мяча.

Проявлять точность, ловкость и быстроту во время эстафет.

Осваивать технику владения мячом.

Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом.

Соблюдать правила техники безопасности при проведении эстафет.

Конусы, эстафетные палочки, малые, средние и большие мячи

16-21.05

34

Итоговое занятие.

Соревновательный (1 час)

Знать:

- правила игры;

-ориентироваться на игровом поле;

-быстрый бег с изменением направления

Развивать стремление к сотрудничеству и стремление к победе.

Уметь контролировать скорость и менять направлена при беге.

Взаимодействовать в группах при выполнении игровых действий.

Уметь корректировать и вносить изменения в свое поведение.

23-28.05



Литература

Под ред Л. П. Фатеевой. 300 подвижных игр для младших школьников. - АР., 2012.

Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие - М., Советский спорт, 2005. - 40 с.

Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. - М., 2005

Прокопенко В. И. Подвижные игры для учащихся начальной школы, 2003.

Железняк М.Н., Спортивные игры. - М., 2001

Жуков М.Н., Подвижные игры. - М., 2000

Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. - М., 1999.

Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. - М., 1998.

А.В. Кенеман, Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1995.

Глязер С., Зимние игры и развлечения. - М., 1993.

Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,1991

Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.

Коробейников Н.К., Физическое воспитание. - М., 1989

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.

Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 1985

Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.



11


© 2010-2022