- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа Подвижные народные игры. (3 класс)
Рабочая программа Подвижные народные игры. (3 класс)
Раздел | Физкультура |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матвеев В.Д. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка.
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
-
Общая характеристика учебного предмета.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
3. Место учебного процесса в учебном плане.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
4. Планируемые результаты освоения предмета.
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры.
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры.
Ожидаемый результат:
Личностный:
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни;
- Формирование уверенности в своих силах;
- Умение применять игры самостоятельно.
Метапредметный:
- Развитие умений работать в коллективе;
- Развитие патриотизма, любви к своей Родине;
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
5. Содержание учебного предмета.
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Штандр.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (10 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры хакасского народа. «Мелей», «Скачки»
-Игры армянского народа. «Пастух», «Похитители огня»
6 раздел (5 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
7 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения ("змейкой", "по кругу", "спиной вперед"), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
8 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось - поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
8. Тематическое планирование
№
Тема занятия
Тип занятия
Кол-во часов
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые результаты
(личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Оборудование
Дата
Личностные
УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
План
Факт
1
Введение. Основы знаний о народной подвижной игре
Теоретический (1 час)
Знать:
-правила поведения и технику безопасности на занятиях по спортивным народным играм
Развивать готовность к сотрудничеству.
Умение строиться по росту, выполнять простые команды.
Познакомиться с учителем, с деятельностью на занятиях по спортивным народным играм.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения.
Наглядные пособия
01-05.09.
2
Введение. Основы знаний о народной подвижной игре
Практический
(1час)
Знать:
-понятия: гибкость, сила, скорость, выносливость;
-значение этих качеств для человека.
Стремление к физическому совершенству.
Способы развития физических качеств.
Понимание ценности человеческой жизни.
Бережное отношение к другим людям.
07-12.09.
3
Игры на свежем воздухе.
Комбинированный (1час)
Знать:
- организация места занятий физическими упражнениями;
Безопасность выполнения физических упражнений;
Стремление к самостоятельному физическому совершенству.
Организация деятельности с учётом требований её безопасности.
Взаимодействие с родителями, уметь формулировать свои цели.
Бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности к месту проведения
Мячи, фишки, обручи.
14-19.09.
4
Игры на свежем воздухе
Комбинированный (1час)
Знать:
-построение по росту;
Строевые команды: Становись!, Разойдись!, Смирно!, Вольно!
Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями.
Умение строиться по росту, выполнять простые команды.
Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения
Технически правильно выполнять простые (строевые) действия
Мячи, фишки, обручи
21-26.09.
5
Игры на свежем воздухе.
Комбинированный (1 час)
Знать:
-построение по росту;
-бег строем или группой из разных исходных положений с изменяющимся направлением движения.
Формировать потребности к ЗОЖ.
Умение контролировать скорость и расстояние при беге.
Уметь сотрудничать при выполнении совместных упр-ний.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговых упр-ний.
Мячи, фишки, об-ручи
28-03.10
6
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Комбинированный(1 час)
Знать:
-длину шага;
- каким беговым шагом выполнять короткую дистанцию;
- понятия скорость и ускорение.
Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложных упр-ний.
Умение бежать со средней скоростью и ускоряться.
Уметь при необходимости уступать беговую дорожку.
Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками.
Флажки, конусы, секундомер
05-10.10.
7
Игры-эстафеты.
Соревновательный (1 час)
Знать:
-медленный бег;
-быстрый бег;
-ускорение.
Стремление преодолевать себя.
Умение контролировать скорость, ускоряться.
Проявлять упорство и выносливость.
Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы.
Мячи, фишки, об-ручи
12-17.10
8
Игры-эстафеты.
Комбинированный (1 час)
Знать:
- понятия медленный, средний и быстрый темп бега;
-равномерный бег с изменяющимся интервалом отдыха
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений.
Уметь выбрать нужный для себя темп бега.
Уметь контролировать эмоции при выполнении физически сложных заданий.
Уметь через диалог разрешать конфликты.
Флажки, конусы
19-24.10
9
Игры-эстафеты.
Комбинированный (1 час)
Знать:
- бег с высоким подниманием бедра;
- способы преодоления препятствий;
Стремление к физическому развитию.
Самостоятельно выбрать способ преодоления препятствий.
Уметь оказать помощь и эмоциональную поддержку однокласснику.
Уметь через диалог разрешать конфликты.
Кубики, скакалки, флажки, конусы
02-07.11
10
Игры-эстафеты.
Соревновательный (1 час)
Знать:
-прыжки на месте;
- прыжки на ногах поочерёдно;
-прыжки на скакалке
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упр-ний
Совершенствовать навыки в прыжках на скакалке
Умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упр-ний
Скакалки
09-14.11
11
Подвижные игры разных народов.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- прыжки на двух ногах вперёд, назад, левым и правым боком;
- правила личной гигиены.
Проявлять качества координации при выполнении прыжковых упр-ний. Выполнять правила гигиены и свой распорядок дня.
Умение осознанно строить свой рабочий день.
Умение слушать чужое мнение, обсуждать и отстаивать свою позицию.
Умение корректировать, вносить изменения в свой распорядок дня.
Скакалки, наглядные пособия
16-20.11
12
Подвижные игры разных народов.
Игровой (1 час)
Знать:
-технику выполнения прыжка в длину с места;
- правила игры «Прыжки через верёвочку»
Стремление выполнить лучший свой прыжок.
Уметь выполнять прыжок в длину с места самостоятельно.
Уметь поддержать слабого игрока, уметь достойно проигрывать.
Самостоятельно оценивать свои физические возможности.
Скакалки, веревочка, конусы
23-28.11
13
Подвижные игры разных народов.
Комбинированный (1 час)
Знать:
- прыжки на двух ногах через скакалку;
-осваивать технику выполнения прыжков на скакалке.
Развивать координационные способности.
Уметь выполнять прыжок на скакалке.
Находить ошибки при выполнении учебных заданий, стремиться их исправить.
Объективно оценивать свои умения.
Скаклки
30-05.12
14
Подвижные игры разных народов.
Комбинированный (1 час)
Знать:
-бросок и ловля мяча над собой;
бросок и ловля мяча в парах;
Развивать координационные способности.
Осваивать двигательные действия при работе с м/мячом.
Контролировать свои действия.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с мячом.
07-12.12
15
Подвижные игры разных народов.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- технику выполнения метания малого мяча в цель;
Проявлять качества силы, координации и быстроты при метании малого мяча
Осваивать технику метания малого мяча в цель.
Взаимодействовать в группах при выполнении метания малого мяча.
Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.
Флажки, малые мячи, щиты
14-19.12
16
Подвижные игры разных народов.
Соревнова-тельный (1 час)
Знать:
Представление о физических нагрузках;
- как действуют физические упражнения на мышцы чело-века;
- как действу-ют физические нагрузки на сердце-измерение пульса.
Учиться органи-зовывать свою деятельность, рационально использовать время.
Технически правильно выполнять двигатель-ные действия.
Контролиро-вать свои дей-ствия.
Соблюдать правила тех-ники без-опасности при метании малого мяча.
21-26.12
17
Подвижные игры разных народов.
Комбинированный (1 час)
Знать:
- как организовать свое учебное время, время на активный отдых, время на сон;
- необходимость соблюдения режима.
Учиться организовывать свою деятельность, рационально использовать время.
Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течение дня с использованием средств физической культуры.
Взаимодействовать с окружающими, находить с ними общий язык и общие интересы.
11-16.01
18
Подвижные игры разных народов.
Комбинированный (1 час)
Знать:
- значение закаливания; влияние на здоровье человека.
Признание здоровья решающим фактором в жизни человека.
Уметь выбрать для себя с учётом своих особенностей способ закаливания.
Контролировать свои действия.
Стремление к З.О.Ж., способы достижения цели.
18-23.01
19
Подвижные игры разных народов.
Комбинированный (1 час)
Знать:
Представление о физических нагрузках;
- как действуют физические упражнения на мышцы человека;
- как действуют физические нагрузки на сердце-измерение пульса.
Бережное отношение к своему здоровью.
Необходимость отслеживания состояния здоровья.
Уметь оказать помощь и эмоциональную поддержку однокласснику
Бережное отношение к другим людям.
25-30.01
20
Подвижные игры разных народов.
Игровой (1 час)
Знать:
-необходимость соблюдения правил игры;
-умение работать (играть) в команде.
Активно включаться в общение со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности.
Технически правильно выполнять двигательные действия.
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам.
Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием.
01-06.02
21
Зимние забавы.
Игровой (1 час)
Знать:
- об организации подвижных игр во время уроков и прогулок, выбор одежды и инвентаря;
- правила игры;
-уметь строиться в колонну, в шеренгу.
Стремление к победе, умение достойно проигрывать.
Уметь играть в подвижные игры с бегом.
Уметь сотрудничать в команде. Следовать девизу «Один за всех и все за одного»
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Флажки разного цвета или кубики
08-13.02
22
Зимние забавы
Комбинированный
Знать:
-историю развития физической культуры;
-Олимпийские виды спорта.
Значение физической культуры в жизнедеятельности человека.
Факты истории развития физической культуры.
Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим людям.
Осознание человеком себя как представителя страны и государства.
15-20.02
23
Зимние забавы
Игровой (1 час)
Знать:
- организующие команды и приемы построения и перестроения;
- правила игры;
-уметь ускоряться;
-менять направление бега.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.
Излагать правила и условия проведения подвижных игр.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Конусы, флажки
22-27.02
24
Зимние забавы
Игровой (1 час)
Знать:
- правила игры;
- знать слова ведущих;
-менять скорость бега;
- координировать движения.
Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Умение самостоятельно выработать стратегию игры.
Взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в игре.
Различать ситуации поведения в подвижных играх.
Конусы.
29-05.03
25
Зимние забавы
Соревновательный (1 час)
Знать:
- правила игры;
- координиро-вать движения.
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями.
Умение самостоятель-но выработать страте-гию игры.
Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах.
Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.
Конусы.
08-12.03
26
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.
Игровой (1 час)
Знать:
- правила игры;
-бег с ускорением и изменением направления.
Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения подвижных игр.
Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.
Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Лыжи
14-19.03
27
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.
Игровой (1 час)
Знать:
- правила игры;
- прыжки на одной ноге;
- прыжки с поочерёдной сменой ноги.
Проявлять координацию, внимание, быстроту и ловкость во время проведения подвижных игр.
Развивать выдержку, прыгучесть во время игры.
Умение корректировать и вносить изменения в способы действия в случае расхождения с правилами игры.
Конусы.
04-09.04
28
Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- правила игры;
- координиро-вать движения.
Проявлять внимание и ловкость.
Проявлять быстроту и ловкость во время по-движных игр.
Уметь взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в играх
Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча
Конусы.
11-16.04
29
Правила проведения эстафет. Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.
Комбинированный (1 час)
Знать:
-линия старта;
- условия передачи эстафеты;
- техника безопасности при выполнении эстафет.
Воспитывать в себе волю к победе.
Совершенствовать бег с ускорением, развивать ловкость, координацию.
Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности.
Управлять эмоциями, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
18-23.04
30
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- правила игры;
- правила передачи эстафеты;
- упражнения с обручем.
Проявлять внимание, быстроту и ловкость во время эстафет
Осваивать технику владения обручем
Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий в играх
Соблюдать правила техники безопасности при проведении эстафет
Эстафетные палочки, обручи, конусы
25-30.04
31
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Игровой (1 час)
Знать:
- правила игры;
-как выполнить расчёт в колонне, в шеренге.
Проявлять внимание, сообразительность и быстроту передвижений.
Осваивать строевые команды.
Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения на уроке.
Кубики разного цвета
02-07.05
32
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Игровой (1 час)
Знать:
- правила игры;
-ориентироваться на игровом поле;
-быстрый бег с изменением направления.
Уметь активно включаться в коллективную деятельность.
Стремиться найти свою стратегию в игре.
Проявлять положительные качества личности.
Уметь донести информацию в доступной, эмоционально яркой форме.
09-14.05
33
Общеразвивающие физичские упражнения на развитие основных физических качеств.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- правила игры;
-передачу мяча;
-броски и ловлю мяча.
Проявлять точность, ловкость и быстроту во время эстафет.
Осваивать технику владения мячом.
Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом.
Соблюдать правила техники безопасности при проведении эстафет.
Конусы, эстафетные палочки, малые, средние и большие мячи
16-21.05
34
Итоговое занятие.
Соревновательный (1 час)
Знать:
- правила игры;
-ориентироваться на игровом поле;
-быстрый бег с изменением направления
Развивать стремление к сотрудничеству и стремление к победе.
Уметь контролировать скорость и менять направлена при беге.
Взаимодействовать в группах при выполнении игровых действий.
Уметь корректировать и вносить изменения в свое поведение.
23-28.05
Литература
Под ред Л. П. Фатеевой. 300 подвижных игр для младших школьников. - АР., 2012.
Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие - М., Советский спорт, 2005. - 40 с.
Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. - М., 2005
Прокопенко В. И. Подвижные игры для учащихся начальной школы, 2003.
Железняк М.Н., Спортивные игры. - М., 2001
Жуков М.Н., Подвижные игры. - М., 2000
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. - М., 1999.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. - М., 1998.
А.В. Кенеман, Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 1995.
Глязер С., Зимние игры и развлечения. - М., 1993.
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,1991
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1990.
Коробейников Н.К., Физическое воспитание. - М., 1989
Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 1986.
Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 1985
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 1984.
11