Новые подходы в оценке качества учащихсязнаний

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ с. ФЕДОРОВКА

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Учитель физической культуры:
ТЕРСИН ТАТЬЯНА ИВАНОВНА



2015г

-1-

В последние годы образовательная система строит обучение на гуманистических принципах. Мы знаем, что нет неспособных детей. Каждый ребенок одарен и талантлив по - своему. В образовательных школах при выставлении цифровой отметки руководствуются следующими критериями: 1). Основы знаний, освоенных учащимися.

2). Умение навыки по практическому разделу учебной программы. 3). Умение осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность.

Министерство образования Российской Федерации рекомендует использовать безотметочное оценивание детей по зачетной системе, мотивируя свою рекомендацию тем, что предмет «Физическая культура» требует наличие особых природных задатков и индивидуальных способностей ребенка и, что по физической культуре оцениваются не только знания, но и умение учащихся, сколько возможности их личных достижений. Я, лично, глубоко сомневаюсь в целесообразности такого подхода. Отменить цифровую оценку - это ошибка. Ведь оценка занимает ключевое положение для стимуляции старания школьника в овладении изучаемым предметом и в определенности результата проделанной работы. По этому, нужно искать новые подходы в оценке качества знаний учащихся. Обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и стараниям. Поэтому многие учащиеся переходят работать на так называемый рейтинг- систему оценивания учащихся и считают ее более демократичной и справедливой.

Ценность такой рейтинг - системы состоит в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков. В пятибалльной системе мы оцениваем ученика только оценками «5», «4», «3». Но есть более тонкая градация. Дети, которые получили одну и туже оценку «5», могут сильно различаться по своим способностям. Для некоторых из них оценка «5» -своеобразный потолок, а для других - лишь стартовая ступенька к более высоким результатам.

Данная рейтинг - система не предусматривает выставление текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год. Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так : «2» - 20 очков, «3» - тридцать очков, «4»- сорок очков, «5» - пятьдесят очков, к которым могут быть прибавлены 25 или 50 премиальных очков. С введением рейтинговой системы у ребят отсутствует страх получить «двойку», так как ее просто нет, а есть 20 очков в свою «копилку».

Так как, мы с вами, работаем по пятибалльной системе, то и здесь нужны особые подходы. Развитие ребенка, о котором мы судим по контрольным тестам физического развития, характеризует его физическое состояние, его подготовленность на сегодняшний день. Что его состояние


-2-

при обучении необходимо учитывать, однако, важно учитывать также и его возможности, зону ближайшего развития, а для этого необходимо сочетать знания общих закономерностей с индивидуальным подходом, создавать такие условия, в которых будет прослеживаться физическое развитие ребенка. Школьников нужно оценивать с учетом особенностей развития каждого, оценивать их реальные сдвиги в показательных функциональных возможностях за определенный период времени, то есть по приросту результатов.

Многие дети при выполнении стандартного тестирования не могут выполнить некоторые нормативы. Прежде всего - это связано с индивидуальными особенностями ребенка. На практике, в подавляющем большинстве случаев, все нормативы разрабатываются с учетом паспортного возраста детей. А ведь это, именно, биологический возраст в большой степени, чем паспортный, отражает степень зрелости организма, его работоспособность и расположенность к развитию физических качеств.

И, поэтому нельзя, всех подгонять под единые требования, необходимо обращать внимание на личность ребенка, его склонности и способности, природные задатки и подготовленность, оценивать возможности детей не по одинаковым для всех нормативам, а по приростам освоенных физических качеств и умений. И очень важно создать адаптивную развивающую среду для каждого ребенка в процессе обучения. Оценивая успехи по физической культуре, учитель должен принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся, значимость которых в физическом воспитании особенно велика.

Индивидуальные особенности можно разделить на две группы: телесные и психические. Телесные - это особенности физического развития «длина тела, масса», типы телосложения. Наиболее внимательного и деликатного отношения к себе при выставлении оценки требуют дети с избыточной массой тела, слабого типа телосложения.

При оценивании не меньшее значение имеет также и учет психических особенностей. Детям с заторможенным восприятием и мышлением необходимо больше времени для осмысления задания учителя. Учащимся с плохой двигательной системой труднее воспроизвести требуемые образцы. Эмоциональным, легко возбудимым, следует создать спокойную доброжелательную обстановку, нерешительным, необходимо дать время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказать им более надежную страховку. При учете индивидуальных особенностей учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать оценки таким образом, чтобы она способствовала повышению и дальнейшему развитию интереса учащихся к физической культуре. Оценка по предметам - это констатация успеха ребенка, это планка к которой он стремиться. Нельзя лишать его этого заслуженного успеха.

-3-

Отменив оценку в ее дифференцированном статусе, мы сознательно поставим всех учеников на одну ступеньку одинаковой высоты для всех, а этого нельзя допускать, так как у каждого должна быть своя высота, к которой он должен стремиться. Отмена оценок приведет к увеличению количества детей, которые перестанут активно заниматься физической культурой в школе и дома, так как будут знать, что зачет они все равно получат. И так результат, уровень здоровья наших детей не улучшится, а станет значительно ниже.

В заключении хочу сказать, что назрела необходимость пересмотреть и найти новые подходы в оценке качества знаний учащихся и изменить подходы к образовательному процессу и пересмотреть свои принципы работы.


© 2010-2022