ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

В подготовке волейболистов важное значение имеет подвижность в суставах, иначе говоря, гибкость. Спортсмены с высокой подвижностью в суставах легче выполняют технические действия и, как показала практика применения упражнений на гибкость, существенно меньше получают травмы. В связи с этим на Западе стали широко применять во многих видах спорта, и конечно в волейболе, упражнения на растяжения мышц, которые получили название стретчинг. Несмотря на тенденцию к увеличению количества упражнений на г...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

В подготовке волейболистов важное значение имеет подвижность в суставах, иначе говоря, гибкость. Спортсмены с высокой подвижностью в суставах легче выполняют технические действия и, как показала практика применения упражнений на гибкость, существенно меньше получают травмы. В связи с этим на Западе стали широко применять во многих видах спорта, и конечно в волейболе, упражнения на растяжения мышц, которые получили название стретчинг.

Несмотря на тенденцию к увеличению количества упражнений на гибкость в учебно-тренировочном процессе, до сих пор далеко не полно изучены методики их применения и влияние на уровень развития двигательных способностей спортсменов различных специализаций. Это позволяет нам говорить об актуальности темы нашего исследования, которое предполагало разработку и экспериментальное обоснование методики применения упражнений на гибкость в учебно-тренировочном процессе волейболистов.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что использование в тренировке волейболистов упражнений на гибкость положительно влияет на проявление их двигательных способностей.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс в волейболе. Предмет исследования - методика использования упражнений на гибкость в тренировке волейболистов.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность применения упражнений на гибкость в подготовке волейболистов.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать физиологические механизмы гибкости.

  2. Проанализировать особенности методики применения упражнений на растягивание.

  3. Экспериментально обосновать эффективность методики применения упражнений на гибкость в тренировке волейболистов.

Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования:

  • анализа и обобщения литературных источников;

  • педагогического тестирования;

  • педагогического наблюдения;

  • математической статистики.

Анализ и обобщение литературных источников был направлен на выявление особенностей и закономерностей применения упражнений на растягивание в учебно-тренировочном процессе.

Педагогическое тестирование осуществлялось с целью контроля за уровнем развития избранных двигательных способностей волейболистов и проводилось по четырем тестам:

  1. Прыжок вверх по В.М. Абалакову.

  2. Челночный бег 3 по 10 метров.

  3. Наклон вперед из положения стоя.

  4. Тест Купера.

Педагогический эксперимент носил сравнительный характер и

проводился с целью выявления эффективности предложенной методики применения упражнений на растягивание в тренировке волейболистов.

В процессе анализа научно-методической литературы установлено, что стретчинг - является своеобразной методикой развития гибкости, подвижности в суставах, активизации процессов восстановления. Как правило стретчинг выполняется в виде повторных коротких по времени и амплитуде рывков с достижением к 10-30 с предельного растяжения мышцы (группы мышц). Для достижения предельного растяжения можно использовать внешние предметы, силу тяжести тела, помощь партнера. После появления легкой болезненности растянутую мышцу следует активировать и удерживать в этом состоянии 10-30 с. После интервала отдыха 30-60 с следует вернуться к растяжению этой же мышцы. Серия из трех подходов может повторяться с интервалом 3-5 мин.

Стретчинг в основной части тренировочного занятия используется для усиления эффекта скоростно-силовых и силовых упражнений. После выполнения прыжковых упражнений под воздействием стретчинга, по возможности при полном расслаблении растягиваемых мышц, активизируется синтез в мышечных волокнах, что способствует быстрому восстановлению работающей мышцы.(15, 25)

Стретчинг может выполняться для увеличения подвижности в суставе. В этом случае, как правило, используют внешние силы (например, вес партнера). Растяжение выполняется до предела, до боли и удерживается эта поза 1-5 мин. По ходу растяжения производятся кратковременные с небольшой амплитудой дополнительные воздействия на растягиваемую мышцу.

Система стретчинга в волейболе имеет целью достижение определенного уровня гибкости, его поддер­жание в рамках полной предтренировочной или предыгровой подготовки.

В процессе работы определено несколько важных моментов, на которые спортсмен должен обратить внимание, чтобы добиться хо­рошего растяжения всех мышц.

Первое - расслабление.

Второе - каждое упражнение выполняется с особой концентрацией на той группе мышц, которая растягивается.

Третье - каждое упражнение выполняется индивидуально, т. е. до индивидуального предела, до момен­та легкого дискомфорта. После этого растяжение несколько ослабляется, потом закрепляется и задержи­вается.

Четвертое - держать достигнутый предел растяжения в индивидуальном упражнении до 15-130 с.

Пятое - нельзя делать резких движений, вздрагивать и дергаться во время выполнения упражнений. Большой прогресс в достижении гибкости и растянутости всех мышц может быть достигнут только через по­стоянную тренировку на протяжении достаточного периода времени. Постоянное выполнение упражнений на растяжение после тренировки может быть так же полезно для всех групп мышц, как и выпол­нение упражнений до тренировки.

Форсировать процесс стретчинга нельзя - нужно неукоснительно соблюдать принципы постепенности и систематичности.

С помощью предлагаемой методики можно управлять процессом стретчинга как посредством индиви­дуализации нагрузок, так и подбором поз для коллективного исполнения с взаимоконтролем спортсменов, а также путем использования метода круговой тренировки со сменой мест выполнения упражнения в соответствии с рядом прикрепленной карточкой задания, или обмена ими.

Предлагаемая методика стретчинга составлена для волейболистов, однако может быть использована и в других видах спорта. Примерные упражнения представлены в приложении.

Эффективность предложенной нами методики определялась по динамике изменения результатов испытуемых в предложенных нами контрольных упражнениях.

В ходе проведенного исследования по тесту «Прыжок вверх по В.М. Абалакову» были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Из таблицы видно, что в ходе эксперимента получены достоверные приросты результатов в прыжке вверх в экспериментальной группе (t=5,451, р<0,05). Тогда как, несмотря на прирост среднего результата в контрольной группе на 1 см, статистически достоверных изменений там не выявлено. Полученные экспериментальные данные по тесту «Прыжок вверх по В.М. Абалакову» свидетельствуют об эффективности предложенной нами методики в направлении повышения уровня развития прыгучести у волейболистов.

По второму тесту В контрольной группе достоверных изменений показателей не обнаружено (р>0,05), тогда как в экспериментальной таковые изменения произошли (р<0,05).

Полученные в ходе педагогического тестирования данные представлены в таблице 2.

По третьему, предложенному, тесту «Наклон вперед из положения стоя», были получены следующие результаты, представленные в таблице 3.

Из таблицы видно, что по этому тесту произошли статистически достоверные изменения показателей гибкости в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной, несмотря на прирост результата таких изменений не наблюдалось (р>0,05). Это указывает на эффективность предложенной нами методики для развития подвижности суставов. Графически результаты теста представлены на рисунке 1.

По четвертому, последнему из использовавшихся нами тестов «12-минутный бег» мы не получили достоверных приростов результатов ни в контрольной, ни в экспериментальной группах (р>0,05). Таким образом, предложенная ними методика оказалась эффективна для развития показателей силовых и скоростных способностей, а также гибкости и малоэффективна в развитии выносливости волейболистов.

Так как все педагогические тесты, отобранные нами, отвечают требованиям надежности и информативности, мы можем предположить, что проведенное экспериментальное исследование является корректным и его результаты можно использовать в практической работе тренеров детско-юношеских спортивных школ и школьных педагогов по физической культуре. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы

  1. С целью более эффективного развития двигательных способностей волейболистов и предупреждения травматизма в учебно-тренировочный процесс целесообразно регулярно включать упражнения на гибкость ло современной методике получившей название - стретчинг.

  2. В процессе эксперимента получены достоверные приросты результатов скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной достоверных приростов исследуемых качеств не обнаружено

  3. Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе был получен по тесту «Наклон вперед из положения стоя», что характеризует методику стретчинга как эффективную в развитии подвижности суставов.

  4. Предложенная ними методика оказала положительное влияние на развитие скоростно - силовых и скоростных способностей, что отражено в динамике показателей характеризующих эти качества, а также гибкости и малоэффективна в положительном переносе при развитии выносливости волейболистов.

Таблица 1
Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Прыжок вверх по В.М.Абалакову»

Группа

Время

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Контрольная

До эксперимента

15

27,2

2,8

1,052

>0,05

Экспериментальная

15

27,8

0,9

1,321

>0,05

Контрольная

После эксперимента

15

28,2

3,4

3,527

<0,05

Экспериментальная

15

33,3

2,2

5,451

<0,05

Таблица 2
Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Челночный бег»

Группа

Время

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Контрольная

До эксперимента

15

6,2

0,8

0,357

>0,05

Экспериментальная

15

6,3

0,9

1,245

>0,05

Контрольная

После эксперимента

15

6,2

0,4

2,368

<0,05

Экспериментальная

15

5,9

0,2

3,271

<0,05

Таблица 3

Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Наклон вперед из положения стоя»

Группа

Время

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Контрольная

До эксперимента

15

7,2

3,6

1,039

>0,05

Экспериментальная

15

6,5

1,9

1,001

>0,05

Контрольная

После эксперимента

15

8,2

3,4

2,148

<0,05

Экспериментальная

15

15,3

2,2

3,369

<0,05

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Рис.1. Динамика изменения показателей гибкости волейболистов по тесту «Наклон вперед из положения стоя» до и после эксперимента.


© 2010-2022