- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на педагогическом совете по теме: Внеклассная работа по физической культуре, как одно из условий формирования коммуникативного общения
Выступление на педагогическом совете по теме: Внеклассная работа по физической культуре, как одно из условий формирования коммуникативного общения
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лынько С.В. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГСКОУОВОВЗ общеобразовательная школа-интернат № 28
п. Суворов - Черкесский г-к. Анапа
Выступление на педагогическом совете
Внеклассная работа по физической
культуре как одно из условий
формирования коммуникативного
общения.
Учитель физкультуры: Лынько С. В.
Внеклассная работа по физической культуре как одно из условий
формирования коммуникативного общения
Внеклассная работа по физической культуре - это одна из форм педагогической деятельности, которая методически отлична от проведения урока.
Задачи внеклассной работы:
-
Содействовать школе в выполнении, стоящих перед ней, учебно - воспитательных задач;
-
Содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему развитию учащихся ;
-
Углублять и расширять знания, умения и навыки, получаемые на уроках физической культуры;
-
Воспитывать и развивать у учащихся организационные навыки;
-
Организация здорового отдыха учащихся;
-
Прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Для нашей школы.
Также у этого вида деятельности есть важные специфические задачи - коррекция недостатков моторики, пространственной ориентировки, координации движений, осанки.
Велика коррекционная роль внеклассной работы по физической культуре в воспитании чувства коллективизма, умения действовать совместно, подчиняя личные интересы общим.
Внеклассные занятия в коррекционной школе не ставят перед собой задачу подготовить учащихся к достижению высоких спортивных показателей, они являются одним из условий формирования коммуникативных навыков учащихся.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся.
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, игра, соревнование требуют непосредственной активности каждого. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным следствием сплочения коллектива.
Массовые мероприятия, т. е. коллективные, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуются принципы взаимного обучения: старшие, наиболее опытные учащиеся, передают свой опыт младшим.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим, что способность к установлению взаимоотношений, рассматривается как специфическая форма активности субъекта.
В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но также их развитие и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации, усваивается человеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.
Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Необходимо отметить, что в последнее время термин «коммуникация» получает широкое распространение, наряду с термином «общение». «Коммуникация» от лат. «communication» - делать общим, сообщить, беседовать, т. е. коммуникация - общение.
Актуальность: Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъективно - субъективных отношений. Т. е., подрастающее поколение рассматривает себя ни как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями, интересами.
Общение между учащимися и учителем рассматривается не только как воздействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Современная педагогика все чаще обращается к подростку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Проблема эффективного формирования и развития коммуникативных качеств личности актуализируется современными социально - экологическими условиями. В связи с этим, необходимо знать, что представляет собой подросток как целостная личность? Какие структуры определяют его субъективные позиции? Какие качества следует у него развивать?
Личность - как «содержательное обобщение» высшего уровня.
Личность - психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:
-
Совокупность социально значимых свойств человека;
-
Система отношений к миру, с миром, к себе и с самим собой;
-
Система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;
-
Осознание окружающего мира и себя в нем;
-
Система потребностей;
-
Совокупность способностей и творческих возможностей;
-
Совокупность реакций на внешние условия и т.д.
Все это образует содержательное обобщение «личность».
При этом в качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие.
По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня - подструктуры.
-
Уровень темперамента - качества, обусловленные наследственностью. Они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека.
-
Уровень особенностей психических процессов - качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли.
-
Уровень опыта личности. Сюда входят знания, умения, навыки, привычки. В них выделяются те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин и те, которые приобретаются в практической деятельности (сфера действенно-практическая).
-
Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентиры, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность, вместе с потребностями и «Я-концепцией», составляет основу самоуправляющего механизма.
«Я-концепция» личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени, осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой он строит свое поведение.
«Я-концепция» в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей он заслуживает.
Не менее важной в процессе формирования и развития коммуникации учащихся является сфера эстетических и нравственных качеств личности. Это актуально во время внеклассной работы по физической культуре. Эти качества в значительной мере определяются эмоциональной основой.
Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностями, мироощущением.
Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающем мире.
Воспитание нравственных качеств личности основывается на освоении нравственных ценностей, таких как свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, доброта, любовь, экологическая культура, вера, воля, добродетель.
Эффективное формирование и развитие коммуникативных качеств учащихся невозможно без сложившейся действенно-практической сферы личности. Она представляет собой совокупность общественно-необходимых знаний, умений, способностей, черт характера, обеспечивающих успешность практической деятельности человека.
Процесс формирования и развития коммуникативных качеств учащихся обуславливает система самоуправляющих механизмов личности, включающая три интегральных качества:
Потребности - познавательные определения, самоутверждения, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.
Направленность - сформированные интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение, опыт познавательной, творческой, исполнительной деятельности.
«Я-концепция» - Я способен, Я могу, Я знаю, Я творю, Я управляю, Я личность.
Внеклассная деятельность по физической культуре, привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявления характера, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей и самоопределения, организованная педагогически целесообразно, является действенным средством формирования и развития коммуникативных качеств учащихся. Приобретенный детьми опыт познавательной, творческой, исполнительной деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений является основанием для формирования позитивной направленности: интересов, взглядов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентаций, морально-этических принципов и мировоззрения.
Внеклассная работа по физической культуре как одна из форм объединения учащихся с общими интересами, предполагающая проведение совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития, более массового привлечения учащихся к двигательной активности, спорту, тем самым, формируя коммуникативные качества личности.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности. Это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества, в общении образуются социальные отношения людей.
Исходя из этого, лучшим способом формирования и развития коммуникативных качеств учащихся будет разновозрастное и разноплановое творческое объединение (коллектив) подростков, связанных единой целью. Такое объединение - это внеклассная работа по физической культуре. Ведущей в подростковом возрасте является коммуникативная деятельность. Общаясь, в первую очередь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем коллектива, к которому он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в коллективе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы может вызвать угнетающее состояние и быть фактором повышенной тревожности.
Развитый детско-юношеский коллектив представляет собой необходимое условие формирования и развития коммуникативных качеств личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-творческой совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определение организации и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений подростков создаются в процессе целенаправленной организации их деятельности: общественной, трудовой, спортивной и др.
Сочетание взаимоответственности с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществление деятельности обеспечивает условия для формирования и развития коммуникативных качеств учащихся.
Внеклассная деятельность носит как общественный, так и личностный смысл. Обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого участника. Осуществляется непрерывность и усложненность совместной деятельности, причем, не только в плане собственной деятельности, но главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для коллектива, потом для района, города, общества.
Деятельность внеклассной работы как условие формирования и развития коммуникативных качеств личности направлено на благо другим людям, обществу.
Именно в развитых формах социально - одобряемой деятельности формируется умение подростка учитывать интересы, позицию другого человека и, соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
На примере внеклассной работы нашей школы можно наблюдать формирование и развитие коммуникативных качеств.
Проводя мероприятия, я использую в основном игровую форму, а это всегда массовость, т.е. определенная группа, определенный коллектив. Для разнообразия и всесторонности проводятся игры командного характера - где команда выступает как одно целое и игры, состязания-единоборства, где каждый участник-личность: Я могу, Я способен, Я знаю, Я творю, Я образ, Я управляю. При этом, от его индивидуальных умений будет зависеть командный успех.
Создавая группу-команду, стараюсь привлечь детей разных возрастов. В таком коллективе старшие служат примером, помощником, защитником, руководителем. А младший участник, менее опытный, старается не подвести, оправдать доверие, проявить себя с лучшей стороны.
Так же, стараюсь, чтобы команды были смешанные в отношении мальчиков и девочек. Когда во время игры обозначается, девочки начинают первыми - им преимущества. Как можно больше стараюсь заострять внимание на том, что мы все равны, не смотря на то, что разные. Помоги слабому и младшему, уступи и послушай старшего.
Большую роль в формировании и развитии коммуникативных качеств играют соревнования, с выездом в другие школы. Учащиеся приобретают навыки общения в более широком социальном кругу. Это другой более ответственный шаг к самостоятельности, самореализации. На таких мероприятиях осуществляется нравственно - эстетическое воспитание.
Для совместной деятельности, для проявления себя как личности в коллективе хороши походы, прогулки с выходом на природу, рыбалку.
Внеклассная работа - это форма проведения занятий, на которых формируется и развивается коммуникативное общение.