• Преподавателю
  • Физкультура
  • Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья обучающихся в коррекционной школе-интернат VIII вида

Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья обучающихся в коррекционной школе-интернат VIII вида

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканская научно-практическая конференция

«Культура безопасной жизнедеятельности как фактор сохранения здоровья воспитанников интернатных учреждений»



Физическая культура и спорт как фактор укрепления здоровья обучающихся в коррекционной школе-интернат VIII вида




Дмитриев Вячеслав Сергеевич,

учитель физвоспитания

ГКОУ «Иройская СКОШИ VIII вида»

РБ, Селенгинский район, с. Усть-Урма


с. Усть-Урма

2016г.

Физическая культура и спорт у детей с умственной отсталостью противодействуют неправильному психологическому и антисоциальному поведению, значительно увеличивает ресурсы организма, так как им предстоит в дальнейшем заниматься преимущественно физическим трудом. Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, самопроявления личности. Основными факторами физической культуры и спорта, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются: условия внешней среды, в которых ведутся занятия (температура, влажность и скорость движения воздушных масс, солнечная радиация, освещенность мест занятий и спортивных сооружений, качество воздушной среды, воды); характер двигательной активности (объем, интенсивность и организация); характер питания (достаточность и сбалансированность основных пищевых компонентов, режим питания).

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. В зависимости от возраста, пола и массы тела на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал) в сутки. Для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю).

Выдающиеся физиологи И. М.Сеченов, И. П.Павлов, Н. Е.Введенский, А. А. Ухтомский неоднократно подчеркивали существование тесной связи между здоровьем человека и характером и объемом его мышечной работы. Ограничение объема и интенсивности движений (гипокинезия и гиподинамия) или их избыточный объем и интенсивность (гипердинамия и гиперкинезия) нарушают течение всех жизненных процессов. Движение, по словам И. П. Павлова, есть главное проявление жизни. Развитие двигательных навыков в процессе занятий физической культурой и спортом особенно важно для растущего организма ребенка в период создания сложных условных двигательных рефлексов, когда в силу чрезвычайной пластичности центральной нервной системы, с одной стороны, быстро образуются, совершенствуются и закрепляются важнейшие двигательные навыки.

Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий. Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых самостоятельных занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма. Тренировочный процесс предполагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет). Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физических систем, обеспечивают достаточную общую и специальную работоспособность, делают жизнедеятельность человека более экономичной и, наконец, предупреждают развитие в организме многих патологических процессов. Присистематических занятиях физической культурой у детей с различными отклонениями наблюдается улучшение состояниякардио-респираторной системы, снижение частоты сердечных сокращений иартериального давления, улучшение реакции сердечно-сосудистой системы.Одновременно происходит увеличение ЖЕЛ (жизненной емкости легких),экскурсии грудной клетки и подвижности диафрагмы, повышение минутногообъема дыхания и диффузной способности легких.

Весьма благоприятно влияют физические упражнения на центральную нервную систему. Они способствуют повышению работоспособности клетоккоры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы и взаимодействия двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти, производительноститруда.

Литература:

1. Евсеев Ю. И. Физическая культура (учебное пособие для студентов вузов). Ростов н/д : Феникс, 2004 г. 2. Ильинич В.И. Физическая культура в жизни студентов: учебник / В.И. Ильинич,- М.: Гардарики, 2007 Фм;

2. Велитченко В. К., Волкова С. С., Типа М. Д. « Занятия физической культуры со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе.» М. - 1988г.

3. Глазырина Л. Д., Лопатик Т. А. « Методика преподавания физической культуры.»

Гуманитарный издательский центр «Владос» М. - 2003г

4. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Под редакцией Н.А.Гросс. - М.: Советский спорт, 2005.

© 2010-2022