- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на методическом совете
Выступление на методическом совете
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Домрачева Е.А. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Личностно - ориентированный урок в начальной школе.
Учитель начальных классов
Домрачева Е.А.
Личностно - ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.
Пространство такого урока - это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.
Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Работая по традиционной системе я стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличные от
традиционного урока.
Сравнивая урок традиционный и личностно-ориентированный урок
можно увидеть различия.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.
Признаки лично-ориентированного обучения
Признаки традиционной классно-урочной технологии
Использование субъективного опыта ребенка
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом
Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс
Для домашней работы применяют учебники
Итак, урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление.
5. Вывод.
Урок в личностно ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация - противоречие.
Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.
1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие приемы были использованы?
2. Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся?
3. Формируются ли их способности к самопознанию?
Содержательный аспект.
1. Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, целям, задачам урока?
2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?
Организационный аспект.
1. Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?
2. Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?
3. Создавалась ли на уроке ситуация успеха?
4. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?
5. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер?
Оценочно - результативный аспект.
1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
2. Способствовала ли оценочная деятельность учителя формированию личности учащихся, выработке у ребенка индивидуальности?
Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке.
Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения.
Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности. Внимательное отношение учителя к успехам учеников значит очень много. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения.
Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий .
Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока.
1.Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя «). По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет. Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать работу.) Зеркальные задания (прикинь на себя).
2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.
3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя.)
Задания, предполагающие реализацию себя в определенных ролях. Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).
4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно») Обычные творческие совместные задания, но без какого- либо распределения учителем ролей, работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь.
5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев.
Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи, сосредотачиваются и реализуются
все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.
Личностно-ориентированный урок - это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.
Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).
Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно - ориентированным в подлинном смысле этого слова.
Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные особенности каждого ученика.
На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.
Литература
1. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. // Директор школы. - 2003, №6.
2. Дьяченко Н. В. Личностно ориентированный урок: научно - методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. - 2007, №2.
3. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. // Завуч. - 2006, №2.