Выступление на методическом совете

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества.  Одной из технологий, позволяющих это сделать, является технология дифференцированного обучения, которая помогает в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.           Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неусп...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно - ориентированный урок в начальной школе.

Учитель начальных классов

Домрачева Е.А.

Личностно - ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.

Пространство такого урока - это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.

Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Работая по традиционной системе я стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличные от

традиционного урока.

Сравнивая урок традиционный и личностно-ориентированный урок

можно увидеть различия.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной классно-урочной технологии

Использование субъективного опыта ребенка

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха

Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом

Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс

Для домашней работы применяют учебники

Итак, урок в традиционной системе имеет следующие этапы.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление.

5. Вывод.

Урок в личностно ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация - противоречие.

Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.

Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.

Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие приемы были использованы?

2. Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся?

3. Формируются ли их способности к самопознанию?

Содержательный аспект.

1. Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, целям, задачам урока?

2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?

3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?

Организационный аспект.

1. Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

2. Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?

3. Создавалась ли на уроке ситуация успеха?

4. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?

5. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер?

Оценочно - результативный аспект.

1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2. Способствовала ли оценочная деятельность учителя формированию личности учащихся, выработке у ребенка индивидуальности?

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке.

Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения.

Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности. Внимательное отношение учителя к успехам учеников значит очень много. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения.

Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий .

Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока.

1.Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя «). По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет. Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать работу.) Зеркальные задания (прикинь на себя).

2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.

3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя.)

Задания, предполагающие реализацию себя в определенных ролях. Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно») Обычные творческие совместные задания, но без какого- либо распределения учителем ролей, работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь.

5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев.

Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи, сосредотачиваются и реализуются

все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.

Личностно-ориентированный урок - это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно - ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные особенности каждого ученика.

На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.

Литература


1. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. // Директор школы. - 2003, №6.

2. Дьяченко Н. В. Личностно ориентированный урок: научно - методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. - 2007, №2.

3. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. // Завуч. - 2006, №2.



© 2010-2022