• Преподавателю
  • Физкультура
  • «Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»

«Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»

      Для того чтобы сделать ученика  активным борцом за свое здоровье, у него,  необходимо воспитать устойчивую жизненную позицию на здоровье и его надо научить вести здоровый образ жизни.   Учебный план предмета физическая культура предусматривает обучение девушек  здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявлений: оптимальной двигательной активности и тренировки иммунитета, психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации своего режима труда и отдыха. В результа...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени И.А.Кобеляцкого

п. Чульман Нерюнгринского района








ТЕМА: «Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»





Автор:

учитель физической культуры


средней общеобразовательной школы № 7 им.И.А. Кобеляцкого


Еремеева Людмила Николаевна











Республика Саха (Якутия) п. Чульман

2014 год.



Для того чтобы сделать ученика активным борцом за свое здоровье, у него, необходимо воспитать устойчивую жизненную позицию на здоровье и его надо научить вести здоровый образ жизни.

Учебный план предмета физическая культура предусматривает обучение девушек здоровой жизнедеятельности во всем многообразии ее проявлений: оптимальной двигательной активности и тренировки иммунитета, психофизической саморегуляции, закаливанию и правильной организации своего режима труда и отдыха. В результате у девушек воспитывается устойчивая мотивация к здоровью.

В работе: «Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек» сформулированы этапы по формированию здорового образа жизни: на первом этапе (оценочно-ориентированном) выявлены интересы и ценностные ориентации девушек, их отношения к здоровому образу жизни (ЗОЖ) и физической культуре: осуществляется расширение системы знаний о ЗОЖ, формирование отношения каждого к собственному здоровью.

Второй этап (програмно-целевой) предполагает активные усилия по освоению специально разработанной программы, использованию практических умений и навыков в ее реализации, воспитание самодисциплины, самостоятельности, включение в физкультурно-спортивную деятельность.

Третий этап - индивидуализации и совершенствования - отражает зрелость реализации долгосрочной жизненной программы, процесс самоформирования и самокоррекции, передачу приобретенного опыта своему ближнему окружению.

Анализируя мнения девушек, вызывают интерес некоторые принципы в обучении здоровому образу жизни:

  • необходимо учитывать собственный опыт девушек

  • необходимо максимально использовать потенциал девушек- готовность к восприятию этих знаний и готовить их к собственным действиям в защиту здоровья

  • в процессе обучения всячески поддерживать инициативу девушек.

Перед учителем физической культуры поставлены цели и задачи:

  • ознакомление девушек с перспективами своего физического развития, формирование адекватной оценки своего физического здоровья, своих физических возможностей;

  • потребность и способность девушек в физическом воспитании, саморегуляции своего поведения;

  • подготовке девушек к самостоятельной жизни, создание условий для их нравственного, физического и психического здоровья.

В процессе работы учителем физической культуры создана программа вовлечения девушек и родителей в процесс укрепления здоровья, через систему двигательных и теоретических тестов и отслеживание роста физической подготовленности. Осуществлено взаимодействие с медицинским персоналом школы.

Формируя у девушек культуру к ценностям здоровья, использовались педагогические технологии, основой которых является индивидуальный подход, и личностно-ориентированное обучение.

В процессе работы были сформулированы целевые ориентации:

-установка на индивидуализацию образовательного процесса;

-интегрированный характер медико-педагогических действий;

-активная жизненная позиция девушек в учебно-воспитательной работе, формирующая установку личности на ценность здоровья;

-сбор и анализ информации, создание банка данных, диагностика, коррекция учебного процесса, выбор и разработка оценочных критериев;

-достижение максимально возможного уровня физической подготовленности;

-формирование у девушек потребность быть здоровыми, а так же устойчивый интерес к предмету физическая культура;

-вооружение девушек и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в трудовой и семейной жизни.

Основной целью своей работы считаю сохранение и укрепление индивидуального здоровья девушек путем развития личностных, психических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

В теме актуальными считаем следующие концептуальные положения:

-информирование всех заинтересованных лиц о состоянии физической подготовленности и физическом здоровье (в первую очередь родителей);

-формирование здорового образа жизни через уроки физической культуры - практические , а так же уроки здоровья - теоретические

-дифференцированный и индивидуальный подход в работе;

-принцип саморегуляции: « Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные » (Н. Амосов);

-улучшение физической подготовленности девушек на основе создания условий роста положительной динамики физического здоровья в сравнении с начальными исследованиями;

-выработка методических рекомендаций по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

На основе разработанных анкет для девушек, где изучалась структура мотивов к занятиям физической культурой и отношение к здоровому образу жизни, в числе ведущих было: получение положительных эмоций и удовольствие от движений. У девушек в числе ведущих отмечаются мотивы приобретения практических навыков и самосовершенствования. Так же составлены анкеты для родителей с целью выявления их отношения к вопросам индивидуального физического развития девушек. Анализ анкет говорит о схожести суждений родителей и девушек и отражает следующее:

-необходимость выполнения психофизиологических требований к учебному процессу (в обобщенном виде это выражается следующим образом, урок физической культуры надо строить так, чтобы ученицы на уроке не переутомлялись;

-соблюдение психологических требований во взаимоотношениях субъект - субъектные отношения, построенные на взаимоуважении и доверии (лучше относиться к ученицам, создавать благоприятный психологический фон учения);

-поддерживают новацию по формированию индивидуального физического здоровья на уроках физической культуры , направленную на развитие и сохранение здоровья девушек.

В процентном соотношении суждение родителей о том, как надо заботиться о здоровье детей на уроках физической культуры, выглядят так:

1,Увеличить количество уроков физической культуры - 30%

2.Увеличить количество тестов, проводимых в рамках диагностики физической подготовленности - 12%

3.Равномерно распределять уроки физической культуры в школьном расписании - 5%

4.Учителям физической культуры лучше относиться к детям (не вызывать у них стрессовых состояний) - 3%

5.Повысить качество проведения уроков физической культуры - 4%

6.Улучшить материально-техническую базу спортивных сооружений - 57%

Проанализировав анкеты, сделан вывод, учитель имеет единомышленников в лице родителей и готов начать эксперимент.

Постоянный мониторинг физической подготовленности служит для создания информационной базы данных по обеспечению координации в целях своевременно принимаемых решений. Он является основой диагностирования и прогнозирования процесса обучения. Ведение мониторинга позволяет девушкам, учителю и родителям увидеть качественные изменения физической подготовленности и физического развития.

Тесты, применяемые в работе, отвечают требованиям надежности и информативности. Они снабжены детальной инструкцией по проведению тестирования, составлены с учетом возрастных особенностей тестируемых.

Работа, проводимая с девушками, выглядит следующем образом:

1.Проведение диагностики физической подготовленности и физического развития .

2.Осуществляется она путем использования системы тестов, они позволяют определить физическое состояние мышечной системы (силу, силовую выносливость рук, туловища, ног). Данные физического развития учащихся составлены на основании углубленного медицинского обследования, проводимого в рамках ежегодного осмотра.

3.Показатели тестов переводятся в очки, в зависимости от набранного их количества каждому учащемуся устанавливается уровень (один из трех) его физической подготовленности и физического развития.

4. Создается ситуация критической самооценки путем сравнения результатов тестирования с нормой. Составляется индивидуальная программа.

5. Реализация индивидуальной программы обеспечивается на уроках, на самостоятельных занятиях, созданием внешней положительной мотивации путем образования ситуации успеха для каждой ученицы.

Результаты диагностики физической подготовленности каждой ученицы оформлены в таблицах. Уровень физической подготовленности оценивается по результатам всех тестов. За каждый тест начисляется столько очков, сколько выполнено повторений упражнения.

Заключение об общем уровне физической подготовленности составлено на основании суммирования набранных очков.

Уровней физической подготовленности - три.

Низкий: снижен уровень мышечной и функциональной системы. Риск заболеваний и отклонений высокий.

Средний: уровень мышечной и функциональной систем удовлетворительный. Риск в отклонениях здоровья и заболеваемости сохраняется.

Высокий: риск отклонений в здоровье и заболеваемости малый.

Методика тестирования.

Тест № 1. Подтягивание на перекладине.

Тест № 2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Тест № 3. Подъем туловища (для мышц живота) за 30 сек.

Тест № 4. Подъем туловища (для мышц спины) за 30 (60) сек. Партнер удерживает ноги. Подъем туловища до прямой линии: туловище - ноги.

Тест № 5. Приседание на обеих ногах за 30(60) сек. Приседание, руки вперед, пятки не отрывать от пола.

Тест № 6. Прыжки со скакалкой за 30 (60) сек. прыжки выполнять на обеих ногах.

Многоуровневая система диагностики физической подготовленности создает условие для мотивации двигательной активности путем сравнения характеристик предлагаемых стандартов и результатов собственного тестирования. Источником возникновения мотивации является осознание противоречия между предлагаемым стандартом и местом ученицы в данной системе (возникает ситуация критической самооценки) и стремление изменить это место. Противоречие выводит ученицу на активную позицию поведения.

Для создания ситуации успеха, что вызывает положительные эмоции, даже незначительные улучшения в пределах уровня оцениваются на пять, что является пусковым механизмом в стремление ученика к самосовершенствованию своих физических показателей и улучшению своего физического здоровья.

Для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности по результатам тестирования, отстающей ученице предлагается индивидуальная программа выполнения физических упражнений, как на уроках физической культуры, так и во время самостоятельных занятий, на которых они получают информацию о воздействии физических упражнений на здоровье.

Проведя данную работу в группе девушек по теме: «Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья» получили результаты, где практическую часть тестирования составили фактические измерения физической подготовленности и физического развития.

Физическая подготовленность является интегрированным выражением адаптационных возможностей организма девушек, входит в понятие здоровья и определяется рядом объективных факторов, среди которых показатели физической работоспособности и моторика занимают одно из высоких мест. Более высокий уровень развития двигательных качеств отмечен у школьников в 8-м классе, наблюдается ухудшение биомоторики к старшим классам, это связано с накоплением утомления и постоянным недовосстановлением как на уровне целого организма, так и отдельных систем под влиянием умственных и статических нагрузок. Исследование динамики физической подготовленности в течение 3-х лет свидетельствует, что расширенный двигательный режим позитивно влияет на сохранение показателей умственной работоспособности. Уровень физической подготовленности в % - ом соотношении выглядит следующим образом:

Год исследования

Уровни физической подготовленности

низкий

средний

хороший

2011-2012

15,7

63,2

21,1

2012-2013

10,5

68,4

21,1

2013 - 2014

10,5

63,25

26,3

«Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»Девушки, обучающиеся в экспериментальном классе, не отличались высоким уровнем здоровья. Анализ групп здоровья дает такие сведения:

К первой группе здоровья относятся дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющим функциональных отклонений, за три года количество девушек отнесенных к этой группе, не изменилось - оно осталось на уровне 21%

Ко второй группе здоровья относятся девушки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеют место некоторые функциональные и морфологические изменения:

В третью группу включены девушки с разной степенью выраженности патологического процесса, при переходе девушек из класса в класс их число увеличилось.

Год исследования

Группы здоровья

первая

вторая

третья

2011-2012

21,1

48

31

2012-2013

21,1

57

21

2013 - 2014

21,1

52

26

«Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»

Характеристикой здоровья служит определенное соотношение параметров физического развития, прежде всего это касается соотношения массы и длины тела.

В цепочке 8-9-10 класс первые результаты показали, что с увеличением нагрузки и продолжительностью обучения у школьников возрастает дефицит массы тела.

На физическое развитие девушек оказывают влияние постоянно протекающие процессы общего характера, региональные факторы связанные с климатогеографическими, социальными и другими условиями. Это тоже влияет на спад массы тела с показателем норма.

Год исследования

Масса тела в %

норма

дефицит

2011--2012

42,1%

57,9%

2012-2013

41,4%

58

2013 - 2014

40,9%

59,1%

Проведя диагностику показателей физических качеств: силы, выносливости, гибкости, ско-

ростно-силовых способностей, в цепочке 8-9-10 класс первые результаты показали, что с

увеличением нагрузки и продолжительностью обучения у школьниц данные показатели

имеют тенденцию роста. Тестирование прошли 21 ученица. Физические качества: сила с 46% в 2010-2011г выросла до 57% в 2013г, выносливость за аналогичный период изменилась с49% до 69%, гибкость с 49% в2010-2011г. до 69% в 2013.

«Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья девушек старшеклассниц»

Полученные результаты исследования указывают на необходимость интегрирования новых физкультурно-оздоровительных технологий обучения. На практике это означает, что необходим поиск адекватных форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности, одной из которых мы считаем создание мотивации для улучшения показателей физической подготовленности девушек. В течение трех лет обучения в экспериментальном классе наблюдается тенденция к улучшению физической работоспособности, а так же повышается уровень физической подготовленности. Результативность эксперимента проявляется в стойком повышении уровня физической подготовленности девушек, в изменении их психической сферы, появляется целеустремленность, уверенность, оптимизм, стремление к самовыражению, самосовершенствованию, образуется умение организовывать себя на достижение поставленной цели. Девушки гораздо успешнее справляются с программным материалом, хорошо сдают контрольные нормативы. Предварительные итоги позволяют полагать, что используемая система обеспечивает сознательное выполнение девушками действий, направленных на формирование и реализацию внутренней мотивации двигательной активности, на сохранение и укрепление здоровья.

Начиная экспериментальную работу, предполагалось, что это даст нам возможность отследить состояние физической подготовленности, а также явится своевременной программой профилактических мер в укреплении и сохранении здоровья девушек.

В ходе работы предусматривались и негативные результаты роста физической подготовленности девушек, связанной с плохим здоровьем девушек группы эксперимента, со слабой материально-технической базой спортивных сооружений школы, с равнодушным отношением семьи к физическому развитию ребенка.

Предусматривались способы коррекции негативных последствий:

  • соблюдение педагогических и гигиенических требований к учебному процессу на уроках физической культуры;

  • в целях сохранения психического здоровья девушек, соблюдать требования во взаимоотношениях «учитель - ученик».

Экстремальные климатогеографические условия создают дополнительные нагрузки на развивающийся организм девушек. Поэтому в данной сложной ситуации необходимы новые технологии сбережения их здоровья. Альтернативной формой организации физического воспитания девушек, как важнейшего средства здоровьесбережения считаем создание мотивации двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья. Даже небольшие изменения формы физического воспитания превращают его в действенную меру охраны и укрепления здоровья девушек, превращают уроки физической культуры в предмет естественнонаучного цикла, благодаря формированию устойчивого интереса к самопознанию собственных физических возможностей, реализуя индивидуально типологический подход к учащемуся в процессе его физического развития и совершенствования. Последние данные опроса учащихся «Отношение к собственному здоровью» показывают:

-75% девушек считают, что вопросы здорового образа жизни совпадают с их интересами;

-84% девушек говорят, что они могут нести ответственность за свое здоровье;

-у 81% девушек повысилась мотивация потребности в укреплении здоровья;

-98% девушек считают атмосферу на уроках физической культуры положительной

-улучшился уровень общения между родителями - девушками - учителем физической культуры

Основным результатом работы по теме: «Мотивация двигательной активности для формирования индивидуального физического здоровья» стало сохранение физического здоровья и улучшение физической подготовленности девушек. Создание базы для самоопределения ученика в III ступени обучения - для выбора профильного образования.

Реализуя программу «Мотивация двигательной активности для формирования

индивидуального физического здоровья» можно сделать вывод, что при создании соответствующих условий ученик сам может стать творцом своего физического совершенства и телесного здоровья.

Для выполнения этой программы сформулированы правила направленные на сбережение здоровья девушек:

-ориентировать программу и методику обучения на конкретную группу девушек с целью максимально раскрыть их физические возможности

-для успешного обучения физическим упражнениям превращать свои требования в желания учениц.

Заинтересованными лицами в этой программе выступают прежде всего сами девушки, их родители и учитель физической культуры. Условия обучения в любом учебном учреждении требуют от учащихся постоянной мобилизации всех духовных и физических сил. Поэтому важно:

-обеспечить равновесие между адаптивными возможностями организма девушек и постоянно меняющимися и усложняющимися требованиями учебных программ;

-сформировать разумную систему потребностей - в первую очередь потребность в здоровом образе жизни;

-вооружить девушек и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни, передать их своему ближнему окружению.











© 2010-2022