Осознание собственной жизненной и профессиональной позиции в педагогическом взаимодействии

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

СЕМИНАР



«Портрет учителя-профессионала»





Доклад по теме:

Осознание собственной жизненной и профессиональной позиции в педагогическом взаимодействии









Учитель физической культуры: Зюкова Анна Игоревна





Осознание собственной жизненной и профессиональной позиции в педагогическом взаимодействии



Каждый учитель, будь-то учитель физической культуры или любого другого предмета, должен осознавать собственную жизненную и профессиональную позицию в педагогическом взаимодействии, прежде всего со своими учениками, а также с их родителями, учителями других предметов и с окружением детей.

Формирование национальной системы физического воспитания школьников требует нового содержания и поиска эффективных форм, средств и методов подготовки школьного учителя, создания соответствующего учебно-методического обеспечения.

В основе педагогического мастерства учителя физического воспитания лежат знания предмета преподавания (физическая культура) и его методики, и очень важно, чтобы каждый молодой учитель осознал, что существеннее всего в методике уровень индивидуального мастерства педагога. Через его деятельность методика и отражается в конкретных достижениях учеников.

Учитель своей личностью и деятельностью всегда влиял на ход исторического процесса, судьбу общества. Он активно участвует в формирование общества, а, следовательно, должен чувствовать большую ответственность за его судьбу перед прошлыми, современными и следующими поколениями человечества.

Воспитательная деятельность (а такой является наша профессия) в наибольшей степени выполняет интегральную функцию, ибо педагог одновременно выступает специалистом по своему предмету, воспитателем, практическим психологом, консультантом, наставником и даже психотерапевтом.

Выучив опыт физического воспитания большинства цивилизованных стран мира, П. Лесгафт пришел к выводу, что "руководить физическим образованием - дело очень затруднительное, несмотря на то, что, обычно, считают это настолько простым делом, что с ним можно управиться достаточно хорошо в течение 6-8-недельных курсов. В действительности, руководитель должен быть хорошо образованным человеком, как каждый, кто принадлежит к преподавательскому составу, должен хорошо понимать свой предмет, а также значение форм и функций организма молодого человека, а главное, должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, который утонченно владеет своими действиями".

Необходимо помнить, что значительным препятствием в процессе физического воспитания является часто несоответствие между призывами педагога и его личной жизнью и убеждениями. Личность наставника должна быть образцом для подражания. Учитель, что отвечает этим требованиям, в затруднительное время жизненной неопределенности ученика поможет ему понять собственные ошибки, объективно оценить свое состояние, вместе начертить пути последующего развития, подскажет эффективные методы самоусовершенствования. В то же время он никогда не должен привязывать ученика к собственной личности, а наоборот, приучать его к самостоятельному развитию.

Сегодня перед учителем физической культуры в школе стоит проблема - сделать физическое воспитание процессом непрерывного действия (даже в течение такого короткого времени, как суточный цикл). Это означает, что учитель не имеет права ограничивать свою деятельность какими-то эпизодическими мероприятиями по физическому воспитанию или лишь время от времени вовлекать в этот процесс других лиц. На повестку дня работы учителя время выдвигает вопрос о физическом воспитании школьников как системе всеобщего обязательного обучения основам здоровья и гигиенического воспитания. В связи с этим необходимо принять во внимание:

• как организовать занятие с отстающими, ослабленными и теми, что имеют отклонение от нормального состояния здоровья;

• как сделать уроки привлекательными, чтоб стимулировать самоусовершенствование учеников;

• как связать интересы родителей и детей в вопросах физического воспитания;

• какие формы внеурочных занятий и когда желательно использовать, чтобы они, с одной стороны, стали продолжением урока, а с другой, - подготовкой к нему;

• что делать с одаренными детьми, которые стремятся к спортивному совершенству;

• как создать надлежащую материальную базу;

• как вовлечь в физическое воспитание весь педагогический коллектив, медицинских работников и общественные организации, актив.

Перечисленные задания могут быть эффективно развязаны лишь в том случае, когда все названные звенья органически дополняют одна другую, образовывая систему факторов постоянного и целеустремленного влияния на учеников.

Следовательно, сделать физическое воспитание непрерывным процессом означает:

1) привлечь всех детей к разнообразным формам занятий;

2) включить в этот процесс все взрослое окружение ребенка (от отца к учителю музыки);

3) объединить усилие всех государственных и общественных организаций, что занимаются вопросами воспитания, здравоохранения и защиты детей.

Отсюда выплывает специфика работы учителя физической культуры. С одной стороны, он выступает как "чистый" учитель (предметник), проводя уроки, а с другой, - как организатор процесса физического воспитания школьников, направляя усилие всех участников этого процесса на достижение единой цели.

Следовательно, каждому (особенно молодому) учителю стоит помнить, что результаты физического воспитания учеников зависят не только непосредственно от учителя физической культуры, но и от общей ориентации на этот процесс окружающей среды. Отсюда, кроме прочего, и возникает потребность учителя постоянно и пристально держать в поле зрения окружающую среду. В этом заключается сложность профессии учителя, его большая ответственность и неповторимость. В то же время сегодняшний уровень профессионализма, педагогическая и, особенно, психологическая подготовка преподавателя не отвечают требованиям народного образования. До сих пор немало учителей физической культуры не отличаются широкой образованностью, высоким уровнем культуры (в частности, физической), духовностью, интеллигентностью. Слабое знание своей специальности, низкое методическое мастерство не дают возможности избирать наилучшие для конкретных условий методы или их совокупность. У большей части учителей не сформирована способность сопереживать, понимать мотивы поведения учеников, их внутренний мир. Они не умеют сотрудничать с учениками, не стимулируют детскую инициативу, творчество, самоуправление в сфере физической культуры.

Негативную роль в развитие системы физического воспитания играют критерии оценки труда учителя. До сих пор его работу оценивали (а иногда оценивают и теперь) количественными показателями (разрядники, места на соревнованиях и т. д.).

Коренное изменение физического воспитания школьников требует переосмысления самой сути, цели, задач, содержания педагогического процесса, деятельности учителя, участия в этом процессе учеников.

Много недостатков физического воспитания учеников объясняются общим состоянием нашей школы, присущим ей администрированием, догматизмом. Отсюда - муштра и авторитарность. Взаимоотношения между учителем и учеником не должны строиться по принципу "начальник - подчиненный".

Сегодня школьная физическая культура должна обеспечить благоприятные условия для развития не только физических способностей, но и духовных, моральных качеств ребенка. Повышение эффективности системы физического воспитания должно происходить за счет не столько количественных изменений, сколько качественного улучшения содержания и организации работы, на основе национальных, региональных и местных традиций и условий, учитывая интересы учеников и возможности педагогов.

Стремясь создать свою индивидуальную систему физического воспитания учеников каждой конкретной школы, молодой учитель должен помнить, что здесь мало одного желания и программы действий. Для того, чтоб любая система функционировала, нужно обеспечить по меньшей мере три условия: 1) ученик должен хотеть заниматься; 2) нужно иметь, где заниматься (создание материальной базы); 3) должен кто-то заниматься с учениками (кадровое обеспечение).

Для молодых учителей в первые месяцы, а иногда и годы работы одной из самых важных становится проблема общения с учениками, проблема дисциплины на занятиях.

Результаты наблюдений свидетельствуют, что начинающим учителям, независимо от их индивидуальных особенностей, свойственный официальный стиль общения со школьниками, тогда как у опытных педагогов наблюдается большое разнообразие методов влияния на учеников, способов общения с ними. Преподаватели с большим стажем работы обязательно учитывают состояние учеников, принимая во внимание то, чем они занимаются сейчас и чем будут заниматься потом. Согласно с этим и подаются команды или распоряжение, а иногда детей просят осуществить необходимые действия.

Стремясь обеспечить дисциплину, молодые учителя злоупотребляют замечаниями, делая их чаще всего повышенным тоном.

Типичной, на мой взгляд, ошибкой недавних выпускников педагогических учебных заведений является то, что они, давая много команд и выдвигая разные требования, не всегда требуют их выполнения. Воспитатель должен быть человеком требовательным. Игнорирование требовательности в воспитании приводит к грустным последствиям ("Кто детям потакает, тот сам плачет").

До нарушения нормальных отношений учителя с учениками приводит, обычно, непонимание учениками требований к ним. В такой ситуации замечания повисают в воздухе, ухудшают обстановку на уроке, создают нервную атмосферу, лишают детей радости. Неопытные учителя, делая замечание, не учитывают разницы между мальчиками и девочками. При этом одна и та же форма общения применяется с учениками начальных и старших классов.

Неправильные способы общения приводят к противопоставлению наставника своим ученикам. Это наталкивает на поиск других путей "борьбы" за порядок на занятиях. Одним из таких путей являются профилактические мероприятия, что создают на уроках обстановку, когда нарушения будут просто невозможными. Если учитель в совершенстве овладел учебным материалом, он так организует школьников, что на посторонние дела у них просто не останется времени. Так, умение соединить подсчет при выполнение упражнений (меньше считать) с конкретными методическими указаниями даст учителю возможность "освободить себя" для выполнения прямых функций - учить.

Хорошей рабочей атмосфере на занятиях содействует также стремление учителя исправлять типичные ошибки. При этом учитель может не "заметить" нарушений до определенного времени, если чувствует, что в определенной ситуации он еще не может против них бороться. Но если замечание сделано, то нужно добиться надлежащей реакции на него. Форма замечания должна зависеть от того, сознательно ученик нарушил дисциплину, поневоле ли.

Не во всем нужно видеть нарушение. Ведь занятие физическими упражнениями - высокоэмоциональные, а ученикам присуще выражать свои эмоции. Показателем мастерства учителя, без сомнения, является умение гасить негативные эмоции и закреплять позитивные. Советую чаще акцентировать внимание на успехах учеников и использовать этот прием в работе со слаборазвитыми детьми, девушками, новичками.

Создавая формы взаимоотношений и поведения, договаривайтесь с учениками. Причем в договоренности не бывает пустяков.

Результаты исследований психологов свидетельствуют о том, что уже трехлетние дети способны выполнить задание лишь в том случае, когда им понятный смысл задания. Поэтому предлагайте что-то ученикам лишь после того, как они осмыслили, для чего им это нужно. Залог успешной работы - это восприятие задания как "нужного мне". Только тогда можно надеяться на переход от "чистого производительства" к содружеству, а в дальнейшем - к самостоятельности.

В работе со школьниками нельзя ограничиваться только указаниями учителя. Целесообразно широко наладить обратную связь, больше спрашивать самих учеников, чтоб знать, как они понимают учителя. Л. Толстой, анализируя отношения в Ясно-Полянский школе, выявил, что много чего можно научиться у своих учеников. Он подчеркивал, что воспитание детей содействует самоусовершенствованию педагога. Ведь между субъектами воспитания возникает причинная зависимость: поступки и действия учителя изменяют поведение учеников, вызывают их действия, которые, в свою очередь, влияют на формы, методы и средства деятельности учителя. Следовательно, для характера динамики взаимодействия решающее значение имеют оба субъекта, но особенно, ученики. Неслучайно в последнее время вырос интерес лучших учителей к оценке их деятельности со стороны учеников.

Следовательно, учитель всегда должен оставаться учеником. И чем больше в учителей ученика, тем высший его профессионализм.

Задание учителя заключается в том, чтобы создать на уроках условия, при которых каждый ученик нашел бы свое, лично ему необходимое.

Исследование проблемы взаимоотношений учителя и учеников подтверждает, что прогрессивная отечественная педагогическая теория и практика решающую роль в формирование этих взаимоотношений отводила учителю, который должен быть до этого специально подготовленным. Главным субъектом воспитательной деятельности прогрессивные педагоги-просветители считали ученика, а поэтому пытались пробуждать его активность, самосознание и саморазвитие.

В. Сухомлинський считал педагогически целесообразные отношения одним из самых главных направлений работы школы. Он объяснял, что мудрость власти человека над человеком, а тем более взрослого человека над ребенком - это мастерство, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств. Он убедительно довел, что характер отношений педагогов и детей зависит от профессионализма учителя.


© 2010-2022