Лабораторные работы по физической культуре

Проведение  лабораторных работ по физической культуре обеспечивают формирование метапредметных и межпредметных знаний учащихся, что соответствует требованиям ФГОС.  Лабораторные работы представлены в двух блоках: техническим и биологическим с описанием хода выполнения работ и результатами. .  в разных разделах программы  обеспечат формирование качественных  метапредметных, предметных знаний  учащихся. Основная задача лабораторных  работ заключается в том, чтобы научить старшеклассников практичес...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колотильщикова Светлана Васильевна к.,п.,н.учитель физической культуры ГБОУ Гимназии № 1506

Лабораторные работы по физической культуре.

« Расскажи и я забуду.

Покажи и я запомню.

Дай попробовать и я пойму».

Конфуций

Что такое лабораторная работа?

Лабораторная работа - проведение и анализ определенного исследования, результаты которого получены опытным путем. Исходя из сущности проведения таких работ, лабораторный практикум определяет целью лабораторной работы глубокое изучение учащимися различных явлений и законов.

Проведение лабораторных работ по физической культуре Лабораторные работы по физической культурев разных разделах программы по физической культуре обеспечат формирование качественных метапредметных, предметных знаний учащихся. Основная задача лабораторных работ заключается в том, чтобы научить старшеклассников практическим умениям самоанализа и самооценки своего здоровья, окружающей среды. Научиться переносить знания из точных наук в практику физической культуры.

Алгоритм выполнения лабораторных работ.

1. Выполнение теоретических расчетов.

2.Получение фактических данных на практике с использованием соответствующего оборудования;

3. Закрепление пройденного учебного материала на

практике.

4. Закрепление и анализ полученных результатов в

документально-отчетной форме.

Актуальность. Требования Федерального образовательного стандарта второго поколения к итоговым результатам обучения школьников физической культуре, создают условия для поиска новых форм, методов, средств подачи практического и теоретического учебного материала. Построение современного урока физической культуры необходимо рассматривать через призму метапредметных, предметных и личностных результатов учебной деятельности.

Метапредметность - это способ рассмотреть какое-либо явление или предмет с точки зрения разных наук или разных областей знаний. Сформированность универсальных учебных действий, т.е. определенных умений и навыков поиска и обработки нужной информации в разных предметных областях, получение нового знания и применение на практике в познавательной и учебно-практической деятельности, можно назвать метапредметными результатами.

Гипотеза. Мы предполагали, что лабораторные работы по физической культуре будут способствовать формированию универсальных учебных действий учащихся, значительно улучшат качество освоения теоретического и практического учебного материала по физической культуре.

Поэтому мы поставили перед собой цель: разработать типы и виды

лабораторных работ по физической культуре, практическое выполнение которых обеспечит изучение явлений и законов в разных предметных областях, адаптирует знания к конкретной теме урока физической культуры.

Нам необходимо было решить следующие задачи:

  1. Ознакомится с программным учебным материалом других предметных областей с 5- 9 класс.

  2. Определить из каких блоков могут состоять лабораторные работы по физической культуре.

  3. Разработать алгоритм выполнения лабораторных работ.

  4. Разработать структуру оформления работы и регистрацию полученных результатов.

  5. Сформировать контрольную и экспериментальную группы.

  6. Показать на конкретных примерах выполнение лабораторных работ, оформление полученных результатов из разных блоков.

Мы ознакомились с программным материалом из других предметных областей. Это позволило нам определить, что лабораторные работы по физической культуре можно составить из двух больших блоков: Технический блок и Биологический блок, который разделили на два подраздела: а) здоровьеформирующий, б) функциональное состояние организма.

В Техническом блоке мы проводили лабораторные работы по определению градуса угла атаки баскетбольного кольца, рис.2, длины шагов для выполнения нападающего удара в волейболе. Выполняли лабораторную работу по технике безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм, определяли траекторию разбега под толчковую ногу для прыжков в высоту. В Биологическом блоке мы проводили здоровьеформирующие измерения и тесты для определения уровня функциональной готовности организма к физическим нагрузкам, определяли экологическое состояние спортивного зала.

Алгоритм выполнения лабораторных работ.

1. Выполнение теоретических расчетов.

2.Получение фактических данных на практике с использованием соответствующего оборудования;

3. Закрепление пройденного учебного материала на практике.

4. Закрепление и анализ полученных результатов в

документально-отчетной форме.

Лабораторные работы по физической культуре необходимо оформлять в тетради для лабораторных работ.

При оформлении работы мы прописывали название блока, из которого выполняется лабораторная работа, дату выполнения, тему, цель, задачи, инвентарь и оборудование, ход работы, результаты, выводы. В ходе урока мы фиксировали только данные полученные после измерений и формулы из точных наук и нормативных документов для обработки результатов. Все табличные значения представлялись отдельно на карточках или листах, чтобы было удобно каждому. Также необходимо отметить, что лабораторные работы могут занимать от 15 минут урочного времени до цело урока, в зависимости от объема темы, поставленных задач. Все конечные расчеты и оформление работы можно задавать в качестве домашнего задания.

Рассмотрим на практическом примере, как можно развить способности к решению учебно-познавательной и учебно-практической деятельности через выполнение лабораторных работ.

Пример 1.

Лабораторная работа № 1. Технический блок. 6 класс.

Тема: Измерение углов для результативной атаки баскетбольного кольца.

Цель: определить угол 45 градусов между баскетбольным щитом и кольцом и нанести разметку на плоскость баскетбольной площадки.

Инвентарь и оборудование: увеличенная модель транспортира, мел, мяч, фишка, баскетбольный щит с кольцом.

Ход работы: класс разделен на несколько групп ( по числу баскетбольных щитов в спортивном зале). У каждой группы транспортир, мел. Транспортир необходимо разместить на площадке под баскетбольное кольцо. Вершина транспортира с отметкой «о» должна быть развернута к центру баскетбольной площадки. Находим на транспортире отметку 45 градусов и проводим линию на площадке, как показано на рисунке 2. Выставляем фишку в конце разметки. Выполняем бросок в верхний угол квадратика на щите. При правильно выполненном попадании в щит, мяч залетает в кольцо по закону физики: « угол падения равен углу отражения».

На рисунке 1 представлена модель лабораторных работ по физической культуре.

На рисунке

НН


Лабораторные работы по физической культуре

Лабораторные работы по физической культуре

Лабораторные работы по физической культуре

Биологический блок

Здоровье и окружающая среда

Лабораторные работы по физической культуре

Рис. 1. Модель лабораторных работ по физической культуре.

На рисунке 2 представлен фрагмент выполнения лабораторной работы из технического блока.

Лабораторные работы по физической культуре

Рис.2. Определение угла атаки кольца 45 градусов.

Примечание: при оформлении лабораторной работы дома (домашнее задание), необходимо изобразить схему баскетбольного щита с кольцом и выделить условным обозначение в виде линии и треугольника место на площадке для атаки кольца под углом 45 градусов.

Вывод: Таким образом, в ходе выполнения лабораторной работы мы применили на практике знания, полученные на уроках точных наук, интегрировали его в предмет физическая культура и получили новое знание.

Пример 2. Лабораторная работа № 2.

Биологический блок. Функциональное состояние организма.7 класс.

Дата: 11.12.2012

Тема: Исследование физической работоспособности путем определения дыхательных возможностей организма.

Цель: Формирование умений и навыков проведения функциональных наблюдений за работой дыхательной системы.

Инвентарь и оборудование: секундомер

Ход работы: 1. Выполняем пробу с задержкой дыхания. Для этого после вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки дыхания. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ. Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе:

менее 34 с. - неудовлетворительно,

35-39 с. - удовлетворительно,

более 40с - хорошо.

Далее определяем время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем через 30секунд и через минуту после 20 приседаний также в положении сидя. Этот тест называется Пробой Серкина и оценивается по таблице 1.

Таблица 1

Оценка пробы Серкина

Фазы пробы

Оценка

первая

вторая

третья

60с и более

40-55с

20-35с

30с и более

15-25с

12с и меньше

более 60с

35-55с

24с и менее

Отлично

Хорошо

плохо

Примечания: учащихся можно разделить не несколько групп: группа тех, кто занимается в спортивных школах и секциях регулярно (5-6 раз в неделю), кто не занимается вообще, кто посещает занятия (2-3 раза в неделю).

Таким образом, индивидуальные показатели дыхательных возможностей организма у учащихся, систематически занимающихся спортом значительно лучше и стабильней чем у остальной части класса. Это может значительно усилить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. Данные, полученные в результате лабораторной работы, помогут учителю регулировать объем и интенсивность нагрузки для каждого ученика. Также в процессе работы мы повторили материал из раздела Анатомии о дыхательной системе человека.

Вывод: лабораторные работы по физической культуре являются составной и неотъемлемой частью метапредметных и предметных знаний учащихся, позволяют лучше понять взаимосвязь разных областей знаний, способствуют формированию универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГО.

© 2010-2022