Выступление на тренерском совете

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва






Выступление на тренерском совете.


Тема: «Развитие физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся лыжными гонками

в годичном цикле»







Подготовил тренер-преподаватель

по лыжным гонкам

Ширшов Д.В.

Выступление на тренерском совете


Оглавление


Введение……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Методика и организация исследования………………………….… 4

1.1. Методы исследования……………………………………….… 4

1.2. Организация исследования…………………………………... 7

Глава 2. Результаты исследования и анализ полученных данных ………... 9

Выводы…………………………………………………………………... 18

Приложения ……………………………………………………………. 19








Введение

Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта - пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10 -15 лет назад. В этом большая заслуга науки о спорте, и в частности науки о лыжном спорте [2].

Лыжи - циклический вид спорта, предъявляющий высокие требования к деятельности всех систем и функций организма, поэтому так важны именно физическая и функциональная подготовка юных лыжников. С повышением квалификации спортсмена значение специальной физической подготовки все возрастает. СФП лыжника предусматривает развитие основных физических качеств и навыков, необходимых для овладения техникой бега на лыжах, тактическими приемами, развитие специальной выносливости, скоростно-силовых и волевых качеств [6].

Исходя из поставленной цели, перед исследованиями были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической литературы по исследуемой теме.

2. Разработать методику начальной подготовки юных лыжников и экспериментально доказать ее эффективность.

3. Выявить показатели физической подготовленности и проследить их динамику за период исследования.

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть применены в практической деятельности тренера по лыжным гонкам для повышения показателей физической подготовленности на начальном этапе подготовки.


Глава 1. Методика и организация исследования

1.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.

  2. Контрольные испытания (тестирование).

  3. Педагогический эксперимент.

  4. Методы математической статистики.

  1. Анализ научно-методической литературы проводится с целью изучения накопленного опыта по интересующей нас теме. В основном анализировалась литература по методике тренировки в лыжном спорте. На основе анализа литературных источников удалось сформулировать цель и гипотезу исследования, конкретизировать задачи и содержание исследования. Всего проанализировано 58 источников.

2. Контрольные испытания (тестирование). Тестирование включало в себя 6 контрольных испытаний. Бег на 30 метров

Проводится на прямой дорожке 30 метров. Испытуемый с исходной линии из положения высокого старта пробегает с максимальной скоростью отрезок один раз. Результат записывается в секундах до (сотых) 0,01. Бег на 1 км

Место испытания - лыже роллерная трасса, круг 1000 метров. Бег проводится с высокого старта. Стартует группа, время бега фиксируется, и результаты заносятся в протокол. Прием нормативов проходит в обстановке соревнований, результаты учитываются с точностью до секунды.

Прыжок в длину с места

Проверка проводится в спортивном зале на полу. Из исходного положения стоя (носки на линии старта) махом рук вверх - вперед выполняется прыжок с приземлением на обе ноги. Результаты засчитываются по пяткам сзади стоящей ноги. Даются 3 попытки. Регистрируется лучший результат с точностью до 1 см.

Наклон в вперед

Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется в перед до предела, не сгибая ноги в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки.

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

Испытуемый из исходного положения упор лежа сгибает и разгибает руки в локтевом суставе. Фиксируется как можно большее количество раз.

Бег на лыжах 1 км

Бег на лыжах на дистанции 1000м классическим ходом проводился на равнинном месте. Старт одиночный, через 30 секунд. Результат учитывается с точностью до секунд.

Исследования проводились с учетом требований, предъявляемых к тестированию:

- Перед тестированием применялась одинаковая разминка для всех.

- Тестирование проводили одни и те же люди и условия проведения тестов были одинаковыми.

- Во время тестирования создавалась соревновательная обстановка.

- Участники тестирования стремились показать максимально возможные высокие результаты [57].

3. Педагогический эксперимент.

Эксперимент заключался в том, что были созданы 2 группы. В одной из них проводились мероприятия по формированию интереса к занятиям лыжным спортом. Это были беседы, просмотр видеофильмов, посещение соревнований по лыжным гонкам. Также в этой группе проводились занятия с использованием подвижных игр, элементов гимнастики и акробатики, в осенний период изучались подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, имитации лыжных ходов. Во время зимнего сезона, микроцикл состоит в том, что первый день тренировки учащиеся занимались в зале развитием силы, координации, быстроты и гибкости. Вторая тренировка проводилась на лыжах, в основном игровым методом. Третья тренировка тоже проводилась на лыжах. В контрольной группе занятия проводились в основном с использованием лыжной подготовки и упражнений ОФП. В ходе эксперимента проверялась эффективность авторской методики подготовки юных лыжников.

4. Методы математической статистики.

Все цифровые данные, полученные в ходе контрольного тестирования обрабатывались методами математической статистики.

При этом вычислялись такие статистические показатели:

- средняя арифметическая / х /;

- среднеквадратичное отклонение /  /;

- ошибка средних величин / mх /;

- коэффициент вариации / V /;

- достоверность различий / t /.

1. Средняя арифметическая определялась путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):

Выступление на тренерском совете.

2. Среднее квадратичное отклонение вычислялось по формуле:

Выступление на тренерском совете.

3. Ошибка средней величины находилась по формуле:

Выступление на тренерском совете.

4. Для сравнения изменчивости признаков и оценки однородности групп применяли коэффициент вариации, который вычислялся по формуле:


Выступление на тренерском совете.

5. Достоверность различий показателей определялась по t-критерию Стьюдента по формуле:

t = Выступление на тренерском совете,

где D - разница = / x1-x2 /,

md - ошибка разницы = Выступление на тренерском совете.

Затем t полученное сравнивается с tst табличным. Если t  tst , то различия считались достоверными. При этом в спортивной практике достаточным является 5 % уровень значимости (Ро = 0,05).

Использование методов математической статистики позволяет сделать вывод о достаточном количестве и качестве испытуемых для получения достоверного результата, и таким образом подтверждает достоверность исследования [50, 51].

1.2. Организация исследования

Исследование проводилось в МАУ ДО СДЮСШОР «Авангард» с июня 2012г. по май 2013г. В исследовании принимали участие две группы лыжников начальной подготовки первого года обучения, в возрасте 9-10 лет. Занимающиеся были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) в количестве 10 человек и контрольную (КГ) в количестве 10 человек. Экспериментальная группа занималась по предложенной методике (приложение 2), а контрольная по программе для СДЮСШОР по лыжному спорту.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования июнь - сентябрь 2012 года осуществлялся анализ литературы, подбор методик, комплектование группы. В конце сентября было проведено исходное тестирование.

На втором этапе сентябрь 2012 года по апрель 2013 года был проведен педагогический эксперимент. В конце этапа было проведено итоговое тестирование. Также было две контрольные соревнования на 1000метров классическим ходом. Соревнования проводились на одной и той же трассе, равнинном участке.

На заключительном этапе апрель - июнь 2013 года выполнялась математика - статическая обработка и анализ полученных в ходе исследования данных. Оформлялась выпускная квалификационная работа.






Глава 2. Результаты исследования и обсуждение полученных данных


Многочисленными исследованиями установлено, что совершенствование уровня развития физических качеств повышается от одного этапа к другому. От того, на какой уровень физической подготовки выходит спортсмен в конце подготовительного периода перед выходом на «первый снег» во многом зависит его выступление в соревновательном периоде. Поэтому исходное тестирование было необходимо не только в плане проведения эксперимента, но и для дальнейшей работы тренера в целом. При этом тесты использовались из программы для СДЮСШОР (контрольно-переводные нормативы) [31]. После исходного тестирования мы получили следующие результаты (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестирования юных лыжников ЭГ и КГ в начале исследования

Тесты

группы

величины

х

σ

v

Бег 30 м, с

ЭГ

5.9

0.49

0.15

8.30

КГ

5.8

0.27

0.08

4.65

Бег 1 км, с

ЭГ

5.71

0.45

0.14

7.88

КГ

5.64

0.42

0.13

7.44

Прыжки в длину с места, см

ЭГ

133.5

18.8

5.95

14.0

КГ

135.3

17.0

5.38

12.58

Наклон в перед, см

ЭГ

2.3

1.05

0.33

46.05

КГ

2.4

1.17

0.37

48.9

Отжимание, раз

ЭГ

8.9

3.24

1.02

36.48

КГ

8.9

2.68

0.84

30.17

Лыжи, 1 км, с

ЭГ

5.08

0.35

0.11

6.88

КГ

5.09

0.63

0.19

12.37


Из таблицы видно, средние результаты в начале исследования в обеих группах примерно одинаковы. Также видно, что по большинству тестов группы неоднородны (коэффициент вариации больше 10%).

Сравнение исходных результатов показало следующее (Таблица 2).

Таблица 2

Достоверность различий показателей тестирования юных лыжников в начале исследования

Статистические характеристики

Бег 30 м, с

Бег 1км , с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в перед, см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

ХЭ

5.9

5.71

133.5

2.3

8.9

5.08

ХК

5.8

5.64

135.3

2.4

8.9

5.09

t

0.58

0.36

0.22

0.2

0

0.04

P

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

Условное обозначение: Хэ - экспериментальная группа, Хк - контрольная группа

Из таблицы видно, что различия практически отсутствуют (различия недостоверны). Это говорит о том, что исходный уровень подготовленности юных лыжников был практический одинаковый, что и требуется для экспериментальной проверки.

В конце эксперимента было проведено итоговое тестирование. Его результаты показаны в таблице 3.


Таблица 3

Результаты тестирования юных лыжников ЭГ и КГ в конце исследования


Тесты

группы

величины

х

σ

v

Бег 30 м, с

ЭГ

5.4

0.26

0.08

4.81

КГ

5.6

0.30

0.09

5.35

Бег 1 км, с

ЭГ

5.00

0.37

0.11

7.4

КГ

5.21

0.43

0.13

8.2

Прыжки в длину с места, см

ЭГ

152.3

14.04

4.43

9.21

КГ

142.7

15.9

5.03

11.15

Наклон в перед, см

ЭГ

4.7

0.67

0.21

14.36

КГ

4.2

0.91

0.29

21.87

Отжимание, раз

ЭГ

12.5

3.53

1.12

28.2

КГ

11.3

2.83

0.89

25.04

Лыжи, 1 км, с

ЭГ

4.24

0.10

0.03

2.35

КГ

4.51

0.50

0.15

11.08

Из таблицы 3 видно, что обе группы улучшили свои показатели. Особенно видно в экспериментальной группе, результаты улучшились по всем тестам. Также видно, что показатели по многим тестам стали однородными. В контрольной группе также произошло улучшение результатов, но оно менее ощутимое.

Если сравнить средние групповые данные в конце года между собой, то видно следующее (Таблица 4).

Таблица 4

Достоверность различий показателей тестирования юных лыжников в конце исследования


Статистические характеристики

Бег 30 м, с

Бег 1 км, с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в перед, см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

ХЭ

5.4

5.00

152.3

4.7

12.5

4.24

ХК

5.6

5.21

142.7

4.2

11.3

4.51

t

1.66

1.21

1.2

1.49

1.9

1.58

P

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

>0.05

Условное обозначение: Хэ - экспериментальная группа, Хк - контрольная группа

Исходя из таблицы видно, что различия увеличились по всем тестам. И хоть они по-прежнему недостоверны, но во всех тестах стали достаточно высокие. Это значит, что предложенная методика, используемая в экспериментальной группе юных лыжников не менее эффективна, чем общепринятая.

Также мы оценили достоверность прироста результатов тестирования от начала года к концу года внутри групп (Таблица 5). Оно позволило более точно оценить результаты эксперимента.


Таблица 5

Достоверность прироста показателей тестирования в ЭГ и КГ

Тесты

группы

величины

Х1

Х2

t

P

Бег 30 м, с

ЭГ

5.9

5.4

2.94

<0.05

КГ

5.8

5.6

1.66

>0.05

Бег 1 км, с

ЭГ

5.71

5.00

4.17

<0.05

КГ

5.64

5.21

2.38

<0.05

Прыжки в длину с места, см

ЭГ

133.5

152.3

2.53

<0.05

КГ

135.3

142.7

1

>0.05

Наклон в перед, см

ЭГ

2.3

4.7

3.4

<0.05

КГ

2.4

4.2

3.2

<0.05

Отжимание, раз

ЭГ

8.9

12.5

2.37

<0.05

КГ

8.9

11.5

1.9

>0.05

Лыжи, 1 км, с

ЭГ

5.08

4.24

7.63

<0.05

КГ

5.09

4.51

0.13

>0.05

Условное обозначение: Х1 - начало эксперимента, Х2 - конец эксперимента.

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе по всем тестам, произошли достоверные различия. Особенно высокий прирост в тесте (бег 1 км, наклон в перед, бег на лыжах на 1 км). Значит, экспериментальная методика оказалась более эффективна, чем стандартная методика развития физических качеств у юных лыжников.

В контрольной группе также наблюдается прирост результатов по всем показателям, но он менее значительный, чем в экспериментальной группе. Различия недостоверны по четырем тестам.

Наглядно динамика средних результатов тестирования представлена на рисунке 1-6.

Контрольная группаВыступление на тренерском советеВыступление на тренерском советеВыступление на тренерском совете

Экспериментальная группа

1 - начало эксперимента

2 - конец эксперимента

1 начало эксперимента

2 - конец эксперимента

Рис. 1. Динамика результатов в тесте «Бег на 30м», с.

Из рисунка 1 видно, что в начале эксперимента по данному тесту результаты у юных лыжников были практически одинаковые, то к концу эксперимента под воздействием экспериментальной методики, у экспериментальной группы улучшение результатов составило 0.5 секунд, а контрольной группы 0.2 секунды.

Выступление на тренерском совете

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1 -начало эксперимента

2 - конец эксперимента

2 - конец эксперимента

- начало эксперимента 2 - конец эксперимента

Рис. 2. Динамика результатов в тесте «Бег на 1 км», с

В тесте «Бег на 1 км» видна аналогичная картина: в экспериментальной группе видно более высокие темпы прироста выносливости, чем у контрольной группы.

Выступление на тренерском совете

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1- начало эксперимента

2 - конец эксперимента

- начало эксперимента 2 - конец эксперимента


Рис. 3. Динамика результатов в тесте «Прыжок в длину с места», см

В данном тесте наглядно виден более существенный прирост скоростно-силовых способностей у мальчиков из экспериментальной группы на 19 сантиметров по сравнению с контрольной группой на 7 сантиметров. Это очередной раз доказывает эффективность экспериментальной методики и подтверждает тем самым выдвинутую гипотезу исследования.

Выступление на тренерском совете

Экспериментальная группа


Контрольная группа


1- начало эксперимента

2 - конец эксперимента

- начало эксперимента 2 - конец эксперимента


Рис. 4. Динамика результатов в тесте « Наклон в перед», см

В тесте «Наклон в перед» в начале эксперимента результаты у мальчиков из контрольной группы были даже несколько лучше, чем в экспериментальной группе. При этом следует учесть, что различия были недостоверны. К концу эксперимента очевидно превосходство лыжников из экспериментальной группы. Прирост по данному тесту у них более ощутим, чем контрольной группы.

Выступление на тренерском совете

Экспериментальная группа


Контрольная группа


1 - начало эксперимента

2 - конец эксперимента

- начало эксперимента 2 - конец эксперимента


Рис. 5. Динамика результатов в тесте « Отжимание», раз

Из рисунка 5, можно отметить, что если в начале эксперимента результаты юных лыжников были одинаковые, то к концу эксперимента, на фоне явного улучшения в обеих группах, произошли достоверные изменения в пользу представителей экспериментальной группы.

Выступление на тренерском совете

Экспериментальная группа


Контрольная группа


1 - начало эксперимента

2 - конец эксперимента

1 - начало эксперимента 2 - конец эксперимента


Рис. 6. Динамика результатов в тесте «Бег на лыжах 1 км», с

В очередном тесте мы еще раз убеждаемся в эффективности экспериментальной методики. Более ощутимый прирост в беге на лыжах наглядно виден в экспериментальной группе. В контрольной группе средне групповой прирост минимальный.

Проводя эксперимент, мы убедились в том, что результаты, как по физическим качествам, так и в беге на лыжах в экспериментальной группе повысились более значимо. Также концу сезона все мальчики экспериментальной группы выполнили спортивные разряды. Также у детей повысился интерес к занятиям лыжным спортом, о чем свидетельствует тот факт, что отсева в экспериментальной группе не наблюдалось и все мальчики переведены в группу НП-2 на следующий учебный год. Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась.


Выводы

1. Анализ научно-методической литературы показал, что развитие физических качеств большое значение имеет для начальной подготовки юных лыжников. При этом выявлено, широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане ОФП, как и другие упражнения. На занятиях большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций.

2. В результате проведенного исследования было выявлено, что за год занятий лыжным спортом при использовании в учебно-тренировочном процессе авторской программы можно существенно улучшить показатели физической подготовленности. Так, у мальчиков экспериментальной группы произошли достоверные улучшения (t от 2.37 до 7.63) по тестам, направленным на развитие силы, выносливости, гибкости, скорости и скоростно-силовых способностей.

3. Сравнивая полученные в ходе педагогического эксперимента данные подростков экспериментальной и контрольной группы, мы видим, что перед началом эксперимента среднеарифметические результаты тестирования физических качеств практически одинаковы, при этом различия по всем тестам не достоверны (P>0,05). За период эксперимента достоверность различий ЭГ над КГ повысилось по каждому тесту. Бег 30 м. 1.28, бег 1 км. 1.79, прыжок в длину с места 1.53, наклон вперед 0.2, отжимание 0.47, лыжи 75. Также к концу сезона все мальчики экспериментальной группы выполнили спортивные разряды. Также у детей повысился интерес к занятиям лыжным спортом, о чем свидетельствует тот факт, что отсева в экспериментальной группе не наблюдалось и все мальчики переведены в группу НП-2 на следующий учебный год. Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась.

Приложения

Приложение 1



Таблица 1

Показатели физической подготовленности юных лыжников ЭГ в начале исследования


п/п

Ф.И.

Бег 30 м, с

Бег 1 км, с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в вперед,см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

1

Томчук Даниил

5.8

5.51

105

2

10

5.21

2

Садов Дмитрий

6.0

6.26

142

3

9

5.45

3

Кувалдин Сергей

6.2

5.54

157

3

11

4.45

4

Щепелин Вячеслав

6.4

6.21

160

4

13

4.55

5

Бабин Антон

5.8

6.32

148

2

10

5.00

6

Шадоев Ринат

6.3

5.43

110

3

4

5.12

7

Гавриленко Данил

6.1

5.39

138

1

9

5.55

8

Надеин Данил

5.7

6.14

130

1

5

5.30

9

Форсунов Михаил

5.6

5.16

120

1

5

5.09

10

Сухина Сергей

5.8

5.23

125

3

13

5.13


Таблица 2


Показатели физической подготовленности юных лыжников КГ в начале исследования


п/п

Ф.И.

Бег 30 м, с

Бег 1км, с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в вперед, см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

1

Кизимишин Артем

6.1

5.35

117

3

11

5.03

2

Семенов Максим

5.8

6.24

148

4

8

4.54

3

Тоболис Глеб

6.0

6.12

162

3

10

5.15

4

Пархоменко Александр

6.1

6.03

156

2

7

5.30

5

Мавлютов Николай

6.0

5.49

111

2

6

4.28

6

Кузнецов Александр

5.5

5.28

139

1

7

5.33

7

Алексеев Никита

6.2

5.14

133

1

5

6.01

8

Субботин Андрей

5.7

5.51

140

1

12

6.17

9

Никифоров Андрей

5.5

6.09

118

4

10

4.59

10

Боков Денис

5.5

5.22

129

3

13

4.58



Таблица 3

Показатели физической подготовленности юных лыжников ЭГ в конце исследования


п/п

Ф.И.

Бег 30 м, с

Бег 1 км, с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в вперед,см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

1

Томчук Даниил

5.3

4.43

132

5

13

4.12

2

Садов Дмитрий

5.4

5.12

160

4

11

4.32

3

Кувалдин Сергей

5.8

5.17

164

6

15

4.05

4

Щепелин Вячеслав

5.6

5.32

128

5

17

4.22

5

Бабин Антон

5.2

5.44

169

4

15

4.37

6

Шадоев Ринат

5.8

4.54

165

5

14

4.32

7

Гавриленко Данил

5.8

5.07

159

4

7

4.17

8

Надеин Данил

5.3

5.39

154

4

8

4.29

9

Форсунов Михаил

5.2

4.55

144

5

9

4.32

10

Сухина Сергей

5.3

5.01

148

5

16

4.28

Таблица 4

Показатели физической подготовленности юных лыжников КГ в конце исследования



п/п

Ф.И.

Бег 30 м, с

Бег 1 км, с

Прыжки

в длину с места, см

Наклон в вперед,см

Отжимание, раз

Лыжи, 1 км, с

1

Кизимишин Артем

6.2

5.21

128

5

14

4.49

2

Семенов Максим

5.8

5.39

155

4

13

4.21

3

Тоболис Глеб

5.8

6.04

170

4

9

5.01

4

Пархоменко Александр

5.6

5.56

160

4

10

5.14

5

Мавлютов Николай

5.8

5.21

122

5

8

4.12

6

Кузнецов Александр

5.4

4.57

139

3

7

4.54

7

Алексеев Никита

5.8

4.56

145

4

10

5.52

8

Субботин Андрей

5.4

5.13

148

3

15

5.44

9

Никифоров Андрей

5.2

5.39

124

6

13

4.32

10

Боков Денис

5.3

5.09

136

4

14

4.51





Приложение 2

Экспериментальная методика тренировки

Для тренировок юных лыжников нами была разработана следующая методика. В разминку включался бег или равномерное передвижение в слабом темпе, упражнения на растягивание и гибкость, ходьба. Вся разминка занимала 10-15 минут. Из них 6-8 минут отводилось бегу или ходьбе на лыжах и 4-7 минут - выполнению упражнений. Примерный комплекс упражнений: - Рывки прямыми руками вверх-назад, в стороны и вниз-назад. - Круговые движения прямых рук вперед и назад. - Наклоны туловища в сторону, руки за головой. - Круговые движения туловища. - Наклоны вперед. - Выпады в сторону, руки в стороны. - Поочередные махи ногами вперед-вверх. - «Упор присев - упор лежа». - Выпрыгивание в верх с приседе. - Маховые движения ногами вперед-назад, руки работают попеременно. Каждое упражнение выполнялось 8-12 раз. В основную часть тренировки включались подводящие упражнения к лыжному ходу без лыж на месте и в движении, работа над техникой выполнения лыжных ходов, поворотов, торможений, спусков, подвижные игры, эстафеты и упражнения для развития силы, координации, гибкости. Для этого подбирались соответствующие упражнения. В заключительной части тренировки нагрузка постепенно снижалась. Для этого применялся равномерный бег в слабом темпе или бег с постепенно снижающейся скоростью и переходом на ходьбу, 3-4 упражнения на расслабление мышц (потряхивания, расслабленные махи руками и ногами). В каждый период тренер ставит перед лыжниками определенные цели, задачи и выбирает нужные средства, т.е. упражнения, с помощью которых цель достигается. Тренировки в подготовительном периоде: Летний этап (июнь и первая половина декабря). Цель - подготовка к зимнему сезону, т.е. к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в соревновательный период. Основная задача этапа - заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи: - повышать уровень общего развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений); - создать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационные упражнения лыжника, подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, а также передвижения на лыжероллерах; - развитие физических качеств и умений, необходимых лыжникам (скоростная и силовая выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта. Средства тренировки: равномерный бег, кросс, общеразвивающие упражнения на силу и гибкость, прыжки, подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, имитация лыжных ходов, игры, упражнения с отягощением, ускорения в беге.

Тренировка в соревновательном периоде: Этот период приходится вторую половину декабря по март месяц. Цель - показать высокие результаты в соревнованиях. Основные задачи: - овладение техникой движений и совершенствование в ней; - развитие специальной выносливости; - развитие быстроты, общей выносливости; -улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов; - воспитание моральных и волевых качеств. Средства тренировки: равномерный бег, кросс, общеразвивающие упражнения на силу и гибкость, передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затрудненных условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах.

Тренировка в переходном периоде: В данном периоде (апрель и май) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершается длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями. Основная особенность периода - спад нагрузки как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий. Основные задачи: - снижение тренировочных нагрузок; - активный отдых. Средства тренировки: равномерный бег, подвижные игры, развитие гибкости и координации.

Примерный микроцикл подготовительного периода (июнь - первая половина декабря):

1-й день. Задачи: воспитание общей выносливости, силовой выносливости.

Подготовительная часть. Бег 10 мин. Пульс 140 уд.в мин., общеразвивающие упражнения 5-8 мин.

Основная часть. Бег 15 мин. Пульс 150-160 уд.в мин.; пятерные прыжки 10серий; гимнастика силовая: 3 серий - отжимание 10 раз, пресс 15раз, классические приседания 15*15раз. (отдых между упражнениями 30с., между сериями 2 мин.); футбол 15-20 мин..

Заключительная часть. Восстановительный бег 3 мин.; упражнения на растягивания и расслабления; подведение итогов тренировки.

2-й день. Отдых.

3-й день. Задачи: Изучение техники одновременно одношажного хода и ее совершенствование, развитие быстроты и специальной выносливости.

Подготовительная часть. Равномерное передвижение - 7-10 мин., общеразвивающие упражнения, подводящие упражнения одновременно одношажному ходу - 10мин.

Основная часть. Изучение техники одновременно одношажного хода 15-20 мин.; эстафеты для закрепления одновременно одношажного хода; равномерное передвижение на лыжах 3-4 км., пульс 140-150 ударов в мин.

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.

4-й день. Отдых.

5-й день. Задачи: Совершенствование техники одновременно одношажного хода, развитие общей выносливости.

Подготовительная часть. Равномерное передвижения 7-10 мин, общеразвивающие упражнения.

Основная часть. Совершенствование одновременно одношажного хода 15 мин.; равномерное передвижение классическим ходом 4-5 км.; катание с гор 10-15 мин.

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .

6-й день. Отдых.

7-й день. Отдых. Этот микроцикл повторяется в течение месяца. На занятиях проходит изучение лыжных ходов и совершенствование. Но количество километров от занятия к занятию должно расти. В следующем месяце увеличивают скорость передвижения.

Примерный микроцикл основного периода (вторая половина декабря - по март):

1-й день. Задачи: Воспитание общей выносливости, силовой выносливости.

Подготовительная часть. Бег 10 мин.; общеразвивающие упражнения 5-6 мин..

Основная часть. Бег 30 мин., пульс 140-150 ударов в мин.; подводящие упражнения к классическим ходам; 4серии - потягивание 2-3 раз, пресс 20 раз, коньковые приседания 20*20 раз, 30 метров ускорение, 30 метров ходьбы (круговой метод); игра «перестрелки».

Заключительная часть. Восстановительный бег 2-3 мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .

2-й день. Отдых.

3-й день. Задачи: Совершенствование техники, развитие быстроты.

Подготовительная часть. Равномерно 1 км на лыжах; общеразвивающие упражнения 6-8 мин.

Основная часть. Совершенствование техники попеременного двушажного и одновременного одношажного ходов (игровой метод); ускорение для развития быстроты - 6 раз по 50 м; переменная тренировка - 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями - 5 раз по 100 м. пульс при ускорениях - 170 ударов в минуту, между ускорениями - 130-140 (круг 1 км) ; катание с гор - 10-15 мин.

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .

4-й день. Отдых.

5-й день. Задачи: Совершенствование техники, развитие скоростной выносливости.

Подготовительная часть. Равномерно 1 км на лыжах; общеразвивающие упражнения 6-8 мин.

Основная часть. Совершенствование техники спусков и поворотов;, повторная тренировка: 3 раза по 500 м в высоком темпе (пульс 180 ударов в минуту) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .

6-й день. Отдых.

7-й день. Отдых.

Примерный микроцикл переходного периода. (апрель - май)

1-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, силовой выносливости.

Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.

Основная часть. Бег 2 км. пульс 140-150 ударов в мин.; подводящие упражнения классическому ходу,; 4серии - отжимание 20 раз, пресс 20 раз, коньковые приседания 20*20 раз, 30 метров ускорение, 30 метров ходьбы,; Игра «футбол».

Заключительная часть. Ходьба 500 метров; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.

2-й день. Отдых.

3-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, развитие прыгучести.

Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.

Основная часть. Прыжки с места,; тройные, пятерные,; прыжки через скамейку,; имитация лыжных ходов в гору, 10-15мин.; игра «Лапта».

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.

4-й день. Отдых.

5-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, скоростной выносливости.

Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.

Основная часть. 4-5 серий ускорение 30 метров (между сериями отдых 2-3мин.); контрольно тренировочный бег 500 м. пульс при ускорении 170-180 ударов. + ходьба 500 метров.

Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.

6-й день. Отдых.

7-й день. Отдых.

30


© 2010-2022