- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на тренерском совете
Выступление на тренерском совете
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ширшов Д.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва
Выступление на тренерском совете.
Тема: «Развитие физических качеств у детей 9-10 лет, занимающихся лыжными гонками
в годичном цикле»
Подготовил тренер-преподаватель
по лыжным гонкам
Ширшов Д.В.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Методика и организация исследования………………………….… 4
1.1. Методы исследования……………………………………….… 4
1.2. Организация исследования…………………………………... 7
Глава 2. Результаты исследования и анализ полученных данных ………... 9
Выводы…………………………………………………………………... 18
Приложения ……………………………………………………………. 19
Введение
Лыжные гонки - один из видов лыжного спорта - пользуются особой популярностью. Чтобы достичь высоких результатов в гонках на лыжах, нужна многолетняя систематическая тренировка. Однако за последние годы молодые лыжники добиваются высоких результатов в более короткие сроки, нежели это было 10 -15 лет назад. В этом большая заслуга науки о спорте, и в частности науки о лыжном спорте [2].
Лыжи - циклический вид спорта, предъявляющий высокие требования к деятельности всех систем и функций организма, поэтому так важны именно физическая и функциональная подготовка юных лыжников. С повышением квалификации спортсмена значение специальной физической подготовки все возрастает. СФП лыжника предусматривает развитие основных физических качеств и навыков, необходимых для овладения техникой бега на лыжах, тактическими приемами, развитие специальной выносливости, скоростно-силовых и волевых качеств [6].
Исходя из поставленной цели, перед исследованиями были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по исследуемой теме.
2. Разработать методику начальной подготовки юных лыжников и экспериментально доказать ее эффективность.
3. Выявить показатели физической подготовленности и проследить их динамику за период исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть применены в практической деятельности тренера по лыжным гонкам для повышения показателей физической подготовленности на начальном этапе подготовки.
Глава 1. Методика и организация исследования
1.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
-
Анализ научно-методической литературы.
-
Контрольные испытания (тестирование).
-
Педагогический эксперимент.
-
Методы математической статистики.
-
Анализ научно-методической литературы проводится с целью изучения накопленного опыта по интересующей нас теме. В основном анализировалась литература по методике тренировки в лыжном спорте. На основе анализа литературных источников удалось сформулировать цель и гипотезу исследования, конкретизировать задачи и содержание исследования. Всего проанализировано 58 источников.
2. Контрольные испытания (тестирование). Тестирование включало в себя 6 контрольных испытаний. Бег на 30 метров
Проводится на прямой дорожке 30 метров. Испытуемый с исходной линии из положения высокого старта пробегает с максимальной скоростью отрезок один раз. Результат записывается в секундах до (сотых) 0,01. Бег на 1 км
Место испытания - лыже роллерная трасса, круг 1000 метров. Бег проводится с высокого старта. Стартует группа, время бега фиксируется, и результаты заносятся в протокол. Прием нормативов проходит в обстановке соревнований, результаты учитываются с точностью до секунды.
Прыжок в длину с места
Проверка проводится в спортивном зале на полу. Из исходного положения стоя (носки на линии старта) махом рук вверх - вперед выполняется прыжок с приземлением на обе ноги. Результаты засчитываются по пяткам сзади стоящей ноги. Даются 3 попытки. Регистрируется лучший результат с точностью до 1 см.
Наклон в вперед
Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется в перед до предела, не сгибая ноги в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки.
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа
Испытуемый из исходного положения упор лежа сгибает и разгибает руки в локтевом суставе. Фиксируется как можно большее количество раз.
Бег на лыжах 1 км
Бег на лыжах на дистанции 1000м классическим ходом проводился на равнинном месте. Старт одиночный, через 30 секунд. Результат учитывается с точностью до секунд.
Исследования проводились с учетом требований, предъявляемых к тестированию:
- Перед тестированием применялась одинаковая разминка для всех.
- Тестирование проводили одни и те же люди и условия проведения тестов были одинаковыми.
- Во время тестирования создавалась соревновательная обстановка.
- Участники тестирования стремились показать максимально возможные высокие результаты [57].
3. Педагогический эксперимент.
Эксперимент заключался в том, что были созданы 2 группы. В одной из них проводились мероприятия по формированию интереса к занятиям лыжным спортом. Это были беседы, просмотр видеофильмов, посещение соревнований по лыжным гонкам. Также в этой группе проводились занятия с использованием подвижных игр, элементов гимнастики и акробатики, в осенний период изучались подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, имитации лыжных ходов. Во время зимнего сезона, микроцикл состоит в том, что первый день тренировки учащиеся занимались в зале развитием силы, координации, быстроты и гибкости. Вторая тренировка проводилась на лыжах, в основном игровым методом. Третья тренировка тоже проводилась на лыжах. В контрольной группе занятия проводились в основном с использованием лыжной подготовки и упражнений ОФП. В ходе эксперимента проверялась эффективность авторской методики подготовки юных лыжников.
4. Методы математической статистики.
Все цифровые данные, полученные в ходе контрольного тестирования обрабатывались методами математической статистики.
При этом вычислялись такие статистические показатели:
- средняя арифметическая / х /;
- среднеквадратичное отклонение / /;
- ошибка средних величин / mх /;
- коэффициент вариации / V /;
- достоверность различий / t /.
1. Средняя арифметическая определялась путем деления суммы отдельных показателей на их количество (n):
.
2. Среднее квадратичное отклонение вычислялось по формуле:
.
3. Ошибка средней величины находилась по формуле:
.
4. Для сравнения изменчивости признаков и оценки однородности групп применяли коэффициент вариации, который вычислялся по формуле:
.
5. Достоверность различий показателей определялась по t-критерию Стьюдента по формуле:
t = ,
где D - разница = / x1-x2 /,
md - ошибка разницы = .
Затем t полученное сравнивается с tst табличным. Если t tst , то различия считались достоверными. При этом в спортивной практике достаточным является 5 % уровень значимости (Ро = 0,05).
Использование методов математической статистики позволяет сделать вывод о достаточном количестве и качестве испытуемых для получения достоверного результата, и таким образом подтверждает достоверность исследования [50, 51].
1.2. Организация исследования
Исследование проводилось в МАУ ДО СДЮСШОР «Авангард» с июня 2012г. по май 2013г. В исследовании принимали участие две группы лыжников начальной подготовки первого года обучения, в возрасте 9-10 лет. Занимающиеся были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) в количестве 10 человек и контрольную (КГ) в количестве 10 человек. Экспериментальная группа занималась по предложенной методике (приложение 2), а контрольная по программе для СДЮСШОР по лыжному спорту.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе исследования июнь - сентябрь 2012 года осуществлялся анализ литературы, подбор методик, комплектование группы. В конце сентября было проведено исходное тестирование.
На втором этапе сентябрь 2012 года по апрель 2013 года был проведен педагогический эксперимент. В конце этапа было проведено итоговое тестирование. Также было две контрольные соревнования на 1000метров классическим ходом. Соревнования проводились на одной и той же трассе, равнинном участке.
На заключительном этапе апрель - июнь 2013 года выполнялась математика - статическая обработка и анализ полученных в ходе исследования данных. Оформлялась выпускная квалификационная работа.
Глава 2. Результаты исследования и обсуждение полученных данных
Многочисленными исследованиями установлено, что совершенствование уровня развития физических качеств повышается от одного этапа к другому. От того, на какой уровень физической подготовки выходит спортсмен в конце подготовительного периода перед выходом на «первый снег» во многом зависит его выступление в соревновательном периоде. Поэтому исходное тестирование было необходимо не только в плане проведения эксперимента, но и для дальнейшей работы тренера в целом. При этом тесты использовались из программы для СДЮСШОР (контрольно-переводные нормативы) [31]. После исходного тестирования мы получили следующие результаты (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты тестирования юных лыжников ЭГ и КГ в начале исследования
Тесты
группы
величины
х
σ
mх
v
Бег 30 м, с
ЭГ
5.9
0.49
0.15
8.30
КГ
5.8
0.27
0.08
4.65
Бег 1 км, с
ЭГ
5.71
0.45
0.14
7.88
КГ
5.64
0.42
0.13
7.44
Прыжки в длину с места, см
ЭГ
133.5
18.8
5.95
14.0
КГ
135.3
17.0
5.38
12.58
Наклон в перед, см
ЭГ
2.3
1.05
0.33
46.05
КГ
2.4
1.17
0.37
48.9
Отжимание, раз
ЭГ
8.9
3.24
1.02
36.48
КГ
8.9
2.68
0.84
30.17
Лыжи, 1 км, с
ЭГ
5.08
0.35
0.11
6.88
КГ
5.09
0.63
0.19
12.37
Из таблицы видно, средние результаты в начале исследования в обеих группах примерно одинаковы. Также видно, что по большинству тестов группы неоднородны (коэффициент вариации больше 10%).
Сравнение исходных результатов показало следующее (Таблица 2).
Таблица 2
Достоверность различий показателей тестирования юных лыжников в начале исследования
Статистические характеристики
Бег 30 м, с
Бег 1км , с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в перед, см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
ХЭ
5.9
5.71
133.5
2.3
8.9
5.08
ХК
5.8
5.64
135.3
2.4
8.9
5.09
t
0.58
0.36
0.22
0.2
0
0.04
P
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
Условное обозначение: Хэ - экспериментальная группа, Хк - контрольная группа
Из таблицы видно, что различия практически отсутствуют (различия недостоверны). Это говорит о том, что исходный уровень подготовленности юных лыжников был практический одинаковый, что и требуется для экспериментальной проверки.
В конце эксперимента было проведено итоговое тестирование. Его результаты показаны в таблице 3.
Таблица 3
Результаты тестирования юных лыжников ЭГ и КГ в конце исследования
Тесты
группы
величины
х
σ
mх
v
Бег 30 м, с
ЭГ
5.4
0.26
0.08
4.81
КГ
5.6
0.30
0.09
5.35
Бег 1 км, с
ЭГ
5.00
0.37
0.11
7.4
КГ
5.21
0.43
0.13
8.2
Прыжки в длину с места, см
ЭГ
152.3
14.04
4.43
9.21
КГ
142.7
15.9
5.03
11.15
Наклон в перед, см
ЭГ
4.7
0.67
0.21
14.36
КГ
4.2
0.91
0.29
21.87
Отжимание, раз
ЭГ
12.5
3.53
1.12
28.2
КГ
11.3
2.83
0.89
25.04
Лыжи, 1 км, с
ЭГ
4.24
0.10
0.03
2.35
КГ
4.51
0.50
0.15
11.08
Из таблицы 3 видно, что обе группы улучшили свои показатели. Особенно видно в экспериментальной группе, результаты улучшились по всем тестам. Также видно, что показатели по многим тестам стали однородными. В контрольной группе также произошло улучшение результатов, но оно менее ощутимое.
Если сравнить средние групповые данные в конце года между собой, то видно следующее (Таблица 4).
Таблица 4
Достоверность различий показателей тестирования юных лыжников в конце исследования
Статистические характеристики
Бег 30 м, с
Бег 1 км, с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в перед, см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
ХЭ
5.4
5.00
152.3
4.7
12.5
4.24
ХК
5.6
5.21
142.7
4.2
11.3
4.51
t
1.66
1.21
1.2
1.49
1.9
1.58
P
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
>0.05
Условное обозначение: Хэ - экспериментальная группа, Хк - контрольная группа
Исходя из таблицы видно, что различия увеличились по всем тестам. И хоть они по-прежнему недостоверны, но во всех тестах стали достаточно высокие. Это значит, что предложенная методика, используемая в экспериментальной группе юных лыжников не менее эффективна, чем общепринятая.
Также мы оценили достоверность прироста результатов тестирования от начала года к концу года внутри групп (Таблица 5). Оно позволило более точно оценить результаты эксперимента.
Таблица 5
Достоверность прироста показателей тестирования в ЭГ и КГ
Тесты
группы
величины
Х1
Х2
t
P
Бег 30 м, с
ЭГ
5.9
5.4
2.94
<0.05
КГ
5.8
5.6
1.66
>0.05
Бег 1 км, с
ЭГ
5.71
5.00
4.17
<0.05
КГ
5.64
5.21
2.38
<0.05
Прыжки в длину с места, см
ЭГ
133.5
152.3
2.53
<0.05
КГ
135.3
142.7
1
>0.05
Наклон в перед, см
ЭГ
2.3
4.7
3.4
<0.05
КГ
2.4
4.2
3.2
<0.05
Отжимание, раз
ЭГ
8.9
12.5
2.37
<0.05
КГ
8.9
11.5
1.9
>0.05
Лыжи, 1 км, с
ЭГ
5.08
4.24
7.63
<0.05
КГ
5.09
4.51
0.13
>0.05
Условное обозначение: Х1 - начало эксперимента, Х2 - конец эксперимента.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе по всем тестам, произошли достоверные различия. Особенно высокий прирост в тесте (бег 1 км, наклон в перед, бег на лыжах на 1 км). Значит, экспериментальная методика оказалась более эффективна, чем стандартная методика развития физических качеств у юных лыжников.
В контрольной группе также наблюдается прирост результатов по всем показателям, но он менее значительный, чем в экспериментальной группе. Различия недостоверны по четырем тестам.
Наглядно динамика средних результатов тестирования представлена на рисунке 1-6.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
1 - начало эксперимента
2 - конец эксперимента
1 начало эксперимента
2 - конец эксперимента
Рис. 1. Динамика результатов в тесте «Бег на 30м», с.
Из рисунка 1 видно, что в начале эксперимента по данному тесту результаты у юных лыжников были практически одинаковые, то к концу эксперимента под воздействием экспериментальной методики, у экспериментальной группы улучшение результатов составило 0.5 секунд, а контрольной группы 0.2 секунды.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1 -начало эксперимента
2 - конец эксперимента
2 - конец эксперимента
- начало эксперимента 2 - конец эксперимента
Рис. 2. Динамика результатов в тесте «Бег на 1 км», с
В тесте «Бег на 1 км» видна аналогичная картина: в экспериментальной группе видно более высокие темпы прироста выносливости, чем у контрольной группы.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1- начало эксперимента
2 - конец эксперимента
- начало эксперимента 2 - конец эксперимента
Рис. 3. Динамика результатов в тесте «Прыжок в длину с места», см
В данном тесте наглядно виден более существенный прирост скоростно-силовых способностей у мальчиков из экспериментальной группы на 19 сантиметров по сравнению с контрольной группой на 7 сантиметров. Это очередной раз доказывает эффективность экспериментальной методики и подтверждает тем самым выдвинутую гипотезу исследования.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1- начало эксперимента
2 - конец эксперимента
- начало эксперимента 2 - конец эксперимента
Рис. 4. Динамика результатов в тесте « Наклон в перед», см
В тесте «Наклон в перед» в начале эксперимента результаты у мальчиков из контрольной группы были даже несколько лучше, чем в экспериментальной группе. При этом следует учесть, что различия были недостоверны. К концу эксперимента очевидно превосходство лыжников из экспериментальной группы. Прирост по данному тесту у них более ощутим, чем контрольной группы.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1 - начало эксперимента
2 - конец эксперимента
- начало эксперимента 2 - конец эксперимента
Рис. 5. Динамика результатов в тесте « Отжимание», раз
Из рисунка 5, можно отметить, что если в начале эксперимента результаты юных лыжников были одинаковые, то к концу эксперимента, на фоне явного улучшения в обеих группах, произошли достоверные изменения в пользу представителей экспериментальной группы.
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1 - начало эксперимента
2 - конец эксперимента
1 - начало эксперимента 2 - конец эксперимента
Рис. 6. Динамика результатов в тесте «Бег на лыжах 1 км», с
В очередном тесте мы еще раз убеждаемся в эффективности экспериментальной методики. Более ощутимый прирост в беге на лыжах наглядно виден в экспериментальной группе. В контрольной группе средне групповой прирост минимальный.
Проводя эксперимент, мы убедились в том, что результаты, как по физическим качествам, так и в беге на лыжах в экспериментальной группе повысились более значимо. Также концу сезона все мальчики экспериментальной группы выполнили спортивные разряды. Также у детей повысился интерес к занятиям лыжным спортом, о чем свидетельствует тот факт, что отсева в экспериментальной группе не наблюдалось и все мальчики переведены в группу НП-2 на следующий учебный год. Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась.
Выводы
1. Анализ научно-методической литературы показал, что развитие физических качеств большое значение имеет для начальной подготовки юных лыжников. При этом выявлено, широкий круг средств, в том числе при занятиях на лыжах уделяется внимание освоению элементов горнолыжной техники и отдельных способов передвижения на лыжах. Средства лыжного спорта используются в плане ОФП, как и другие упражнения. На занятиях большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций.
2. В результате проведенного исследования было выявлено, что за год занятий лыжным спортом при использовании в учебно-тренировочном процессе авторской программы можно существенно улучшить показатели физической подготовленности. Так, у мальчиков экспериментальной группы произошли достоверные улучшения (t от 2.37 до 7.63) по тестам, направленным на развитие силы, выносливости, гибкости, скорости и скоростно-силовых способностей.
3. Сравнивая полученные в ходе педагогического эксперимента данные подростков экспериментальной и контрольной группы, мы видим, что перед началом эксперимента среднеарифметические результаты тестирования физических качеств практически одинаковы, при этом различия по всем тестам не достоверны (P>0,05). За период эксперимента достоверность различий ЭГ над КГ повысилось по каждому тесту. Бег 30 м. 1.28, бег 1 км. 1.79, прыжок в длину с места 1.53, наклон вперед 0.2, отжимание 0.47, лыжи 75. Также к концу сезона все мальчики экспериментальной группы выполнили спортивные разряды. Также у детей повысился интерес к занятиям лыжным спортом, о чем свидетельствует тот факт, что отсева в экспериментальной группе не наблюдалось и все мальчики переведены в группу НП-2 на следующий учебный год. Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Показатели физической подготовленности юных лыжников ЭГ в начале исследования
№
п/п
Ф.И.
Бег 30 м, с
Бег 1 км, с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в вперед,см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
1
Томчук Даниил
5.8
5.51
105
2
10
5.21
2
Садов Дмитрий
6.0
6.26
142
3
9
5.45
3
Кувалдин Сергей
6.2
5.54
157
3
11
4.45
4
Щепелин Вячеслав
6.4
6.21
160
4
13
4.55
5
Бабин Антон
5.8
6.32
148
2
10
5.00
6
Шадоев Ринат
6.3
5.43
110
3
4
5.12
7
Гавриленко Данил
6.1
5.39
138
1
9
5.55
8
Надеин Данил
5.7
6.14
130
1
5
5.30
9
Форсунов Михаил
5.6
5.16
120
1
5
5.09
10
Сухина Сергей
5.8
5.23
125
3
13
5.13
Таблица 2
Показатели физической подготовленности юных лыжников КГ в начале исследования
№
п/п
Ф.И.
Бег 30 м, с
Бег 1км, с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в вперед, см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
1
Кизимишин Артем
6.1
5.35
117
3
11
5.03
2
Семенов Максим
5.8
6.24
148
4
8
4.54
3
Тоболис Глеб
6.0
6.12
162
3
10
5.15
4
Пархоменко Александр
6.1
6.03
156
2
7
5.30
5
Мавлютов Николай
6.0
5.49
111
2
6
4.28
6
Кузнецов Александр
5.5
5.28
139
1
7
5.33
7
Алексеев Никита
6.2
5.14
133
1
5
6.01
8
Субботин Андрей
5.7
5.51
140
1
12
6.17
9
Никифоров Андрей
5.5
6.09
118
4
10
4.59
10
Боков Денис
5.5
5.22
129
3
13
4.58
Таблица 3
Показатели физической подготовленности юных лыжников ЭГ в конце исследования
№
п/п
Ф.И.
Бег 30 м, с
Бег 1 км, с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в вперед,см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
1
Томчук Даниил
5.3
4.43
132
5
13
4.12
2
Садов Дмитрий
5.4
5.12
160
4
11
4.32
3
Кувалдин Сергей
5.8
5.17
164
6
15
4.05
4
Щепелин Вячеслав
5.6
5.32
128
5
17
4.22
5
Бабин Антон
5.2
5.44
169
4
15
4.37
6
Шадоев Ринат
5.8
4.54
165
5
14
4.32
7
Гавриленко Данил
5.8
5.07
159
4
7
4.17
8
Надеин Данил
5.3
5.39
154
4
8
4.29
9
Форсунов Михаил
5.2
4.55
144
5
9
4.32
10
Сухина Сергей
5.3
5.01
148
5
16
4.28
Таблица 4
Показатели физической подготовленности юных лыжников КГ в конце исследования
№
п/п
Ф.И.
Бег 30 м, с
Бег 1 км, с
Прыжки
в длину с места, см
Наклон в вперед,см
Отжимание, раз
Лыжи, 1 км, с
1
Кизимишин Артем
6.2
5.21
128
5
14
4.49
2
Семенов Максим
5.8
5.39
155
4
13
4.21
3
Тоболис Глеб
5.8
6.04
170
4
9
5.01
4
Пархоменко Александр
5.6
5.56
160
4
10
5.14
5
Мавлютов Николай
5.8
5.21
122
5
8
4.12
6
Кузнецов Александр
5.4
4.57
139
3
7
4.54
7
Алексеев Никита
5.8
4.56
145
4
10
5.52
8
Субботин Андрей
5.4
5.13
148
3
15
5.44
9
Никифоров Андрей
5.2
5.39
124
6
13
4.32
10
Боков Денис
5.3
5.09
136
4
14
4.51
Приложение 2
Экспериментальная методика тренировки
Для тренировок юных лыжников нами была разработана следующая методика. В разминку включался бег или равномерное передвижение в слабом темпе, упражнения на растягивание и гибкость, ходьба. Вся разминка занимала 10-15 минут. Из них 6-8 минут отводилось бегу или ходьбе на лыжах и 4-7 минут - выполнению упражнений. Примерный комплекс упражнений: - Рывки прямыми руками вверх-назад, в стороны и вниз-назад. - Круговые движения прямых рук вперед и назад. - Наклоны туловища в сторону, руки за головой. - Круговые движения туловища. - Наклоны вперед. - Выпады в сторону, руки в стороны. - Поочередные махи ногами вперед-вверх. - «Упор присев - упор лежа». - Выпрыгивание в верх с приседе. - Маховые движения ногами вперед-назад, руки работают попеременно. Каждое упражнение выполнялось 8-12 раз. В основную часть тренировки включались подводящие упражнения к лыжному ходу без лыж на месте и в движении, работа над техникой выполнения лыжных ходов, поворотов, торможений, спусков, подвижные игры, эстафеты и упражнения для развития силы, координации, гибкости. Для этого подбирались соответствующие упражнения. В заключительной части тренировки нагрузка постепенно снижалась. Для этого применялся равномерный бег в слабом темпе или бег с постепенно снижающейся скоростью и переходом на ходьбу, 3-4 упражнения на расслабление мышц (потряхивания, расслабленные махи руками и ногами). В каждый период тренер ставит перед лыжниками определенные цели, задачи и выбирает нужные средства, т.е. упражнения, с помощью которых цель достигается. Тренировки в подготовительном периоде: Летний этап (июнь и первая половина декабря). Цель - подготовка к зимнему сезону, т.е. к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в соревновательный период. Основная задача этапа - заложить прочный фундамент спортивной формы. Занятия в это время направлены на создание условий для приспособления организма спортсмена к повышенным нагрузкам. В тренировках рекомендуется решать следующие задачи: - повышать уровень общего развития (силы, выносливости, быстроты, ловкости, общей координации движений); - создать предпосылки для лучшего овладения техникой передвижения на лыжах путем использования в тренировках имитационные упражнения лыжника, подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, а также передвижения на лыжероллерах; - развитие физических качеств и умений, необходимых лыжникам (скоростная и силовая выносливость, статическое и динамическое равновесие и др.), с помощью специально-подготовительных упражнений и вспомогательных видов спорта. Средства тренировки: равномерный бег, кросс, общеразвивающие упражнения на силу и гибкость, прыжки, подводящие упражнения классическому и коньковому ходу, имитация лыжных ходов, игры, упражнения с отягощением, ускорения в беге.
Тренировка в соревновательном периоде: Этот период приходится вторую половину декабря по март месяц. Цель - показать высокие результаты в соревнованиях. Основные задачи: - овладение техникой движений и совершенствование в ней; - развитие специальной выносливости; - развитие быстроты, общей выносливости; -улучшение спортивной формы и достижение высоких спортивных результатов; - воспитание моральных и волевых качеств. Средства тренировки: равномерный бег, кросс, общеразвивающие упражнения на силу и гибкость, передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затрудненных условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах.
Тренировка в переходном периоде: В данном периоде (апрель и май) спортивная форма временно утрачивается, в организме спортсмена завершается длительные перестройки, вызванные предыдущими занятиями. Основная особенность периода - спад нагрузки как по объему, так и по интенсивности; занятия приобретают форму активного отдыха. Вместе с тем занятия должны быть построены таким образом, чтобы сохранить определенную тренированность, позволяющую начать новый цикл тренировок с более высокого уровня, чем предыдущий. Основные задачи: - снижение тренировочных нагрузок; - активный отдых. Средства тренировки: равномерный бег, подвижные игры, развитие гибкости и координации.
Примерный микроцикл подготовительного периода (июнь - первая половина декабря):
1-й день. Задачи: воспитание общей выносливости, силовой выносливости.
Подготовительная часть. Бег 10 мин. Пульс 140 уд.в мин., общеразвивающие упражнения 5-8 мин.
Основная часть. Бег 15 мин. Пульс 150-160 уд.в мин.; пятерные прыжки 10серий; гимнастика силовая: 3 серий - отжимание 10 раз, пресс 15раз, классические приседания 15*15раз. (отдых между упражнениями 30с., между сериями 2 мин.); футбол 15-20 мин..
Заключительная часть. Восстановительный бег 3 мин.; упражнения на растягивания и расслабления; подведение итогов тренировки.
2-й день. Отдых.
3-й день. Задачи: Изучение техники одновременно одношажного хода и ее совершенствование, развитие быстроты и специальной выносливости.
Подготовительная часть. Равномерное передвижение - 7-10 мин., общеразвивающие упражнения, подводящие упражнения одновременно одношажному ходу - 10мин.
Основная часть. Изучение техники одновременно одношажного хода 15-20 мин.; эстафеты для закрепления одновременно одношажного хода; равномерное передвижение на лыжах 3-4 км., пульс 140-150 ударов в мин.
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.
4-й день. Отдых.
5-й день. Задачи: Совершенствование техники одновременно одношажного хода, развитие общей выносливости.
Подготовительная часть. Равномерное передвижения 7-10 мин, общеразвивающие упражнения.
Основная часть. Совершенствование одновременно одношажного хода 15 мин.; равномерное передвижение классическим ходом 4-5 км.; катание с гор 10-15 мин.
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .
6-й день. Отдых.
7-й день. Отдых. Этот микроцикл повторяется в течение месяца. На занятиях проходит изучение лыжных ходов и совершенствование. Но количество километров от занятия к занятию должно расти. В следующем месяце увеличивают скорость передвижения.
Примерный микроцикл основного периода (вторая половина декабря - по март):
1-й день. Задачи: Воспитание общей выносливости, силовой выносливости.
Подготовительная часть. Бег 10 мин.; общеразвивающие упражнения 5-6 мин..
Основная часть. Бег 30 мин., пульс 140-150 ударов в мин.; подводящие упражнения к классическим ходам; 4серии - потягивание 2-3 раз, пресс 20 раз, коньковые приседания 20*20 раз, 30 метров ускорение, 30 метров ходьбы (круговой метод); игра «перестрелки».
Заключительная часть. Восстановительный бег 2-3 мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .
2-й день. Отдых.
3-й день. Задачи: Совершенствование техники, развитие быстроты.
Подготовительная часть. Равномерно 1 км на лыжах; общеразвивающие упражнения 6-8 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного двушажного и одновременного одношажного ходов (игровой метод); ускорение для развития быстроты - 6 раз по 50 м; переменная тренировка - 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями - 5 раз по 100 м. пульс при ускорениях - 170 ударов в минуту, между ускорениями - 130-140 (круг 1 км) ; катание с гор - 10-15 мин.
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .
4-й день. Отдых.
5-й день. Задачи: Совершенствование техники, развитие скоростной выносливости.
Подготовительная часть. Равномерно 1 км на лыжах; общеразвивающие упражнения 6-8 мин.
Основная часть. Совершенствование техники спусков и поворотов;, повторная тренировка: 3 раза по 500 м в высоком темпе (пульс 180 ударов в минуту) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки .
6-й день. Отдых.
7-й день. Отдых.
Примерный микроцикл переходного периода. (апрель - май)
1-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, силовой выносливости.
Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.
Основная часть. Бег 2 км. пульс 140-150 ударов в мин.; подводящие упражнения классическому ходу,; 4серии - отжимание 20 раз, пресс 20 раз, коньковые приседания 20*20 раз, 30 метров ускорение, 30 метров ходьбы,; Игра «футбол».
Заключительная часть. Ходьба 500 метров; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.
2-й день. Отдых.
3-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, развитие прыгучести.
Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.
Основная часть. Прыжки с места,; тройные, пятерные,; прыжки через скамейку,; имитация лыжных ходов в гору, 10-15мин.; игра «Лапта».
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.
4-й день. Отдых.
5-й день. Задачи: Развитие общей выносливости, скоростной выносливости.
Подготовительная часть. Бег 2 км. пульс 130 ударов в мин.; общеразвивающие упражнения.
Основная часть. 4-5 серий ускорение 30 метров (между сериями отдых 2-3мин.); контрольно тренировочный бег 500 м. пульс при ускорении 170-180 ударов. + ходьба 500 метров.
Заключительная часть. Бег 1 км. пульс 130 ударов в мин.; упражнения на растягивания и расслабления 7-10мин.; подведение итогов тренировки.
6-й день. Отдых.
7-й день. Отдых.
30