Результативность внешкольной работы по физической культуре

  Слово “физическая культура” имеет несколько значений. Под ним понимают “воплощение мужчине, результаты использования материальных и духовных ценностей, которые относятся к физической культуре в широком понимании, так как усвоены человеком физкультурные знания, умения, навыки, которые достигнуты на основе использованных средств физического воспитания показатели развития и так далее. Согласно “Положению о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы”, система занятий школьников физку...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

результативность внешкольной работы, её влияние на формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры





Результативность внешкольной работы по физической культуре

Подготовила:

Куртсеитова Э.Б.

Слово "физическая культура" имеет несколько значений. Под ним понимают "воплощение мужчине, результаты использования материальных и духовных ценностей, которые относятся к физической культуре в широком понимании, так как усвоены человеком физкультурные знания, умения, навыки, которые достигнуты на основе использованных средств физического воспитания показатели развития и так далее.

В этом плане физическую культуру школьника следует смотреть не только как занятие двигательными упражнениями и процедурами загартування. Понятие "физическая культура" включает еще и широкий круг пониманий, которые относятся к занятиям о правильном режиме рационального питания, соблюдения правил гигиены, выработки полезных привычек. Можно сказать, что физическая культура школьника - это определенный принцип его отношения к своему здоровью, к развитию и сохранению возможностей своего организма. На основе этого принципа строится повседневная жизнь ученика, физическая культура является составной частью общей культуры.

Такие задачи физической культуры положены в школьной учебной программе. В ней ставится задача воспитывать навыки культуры поведения, а также формировать у школьников понятие о том, что беспокойство человека о своем здоровье, физическому развитию и подготовленности есть не только его личным делом, но и способствует изучению школьниками теоретических знаний по физической культуре, физиологии и гигиене. В них сохраняются основные положения при двигательном режиме, а также при особенностях занятий физическими упражнениями, их значения в формировании жизненно важных двигательных навыков у школьников и подготовки их к труду и защите Родины, о правилах закалки и необходимости соблюдения гигиенических требований, о полезных и вредных для здоровья привычках.

Принцип всестороннего и гармоничного развития организма предусматривает обеспечение планомерного и целеустремленного развития всех его органов и систем и физических качеств лица.

Правильное физическое воспитание в большой мере содействует полноценному психическому развитию ребенка и совершенствованию ее двигательных функций.

Организм всесторонне развивается, если систематически испытывает действие разнообразных физических нагрузок, в частности физических упражнений. Известно, что в организме есть свыше 630 мышц и 230 суставов. Их нормальное функционирование предусматривает интенсивную и систематическую загрузку каждого из них. Однако в выполненных определенного упражнения принимает участие лишь ограничено количество мышц и суставов. Поэтому для оптимального физического развития необходимо использовать комплекс разнообразных упражнений, которые бы обеспечивали функционирование всех мышц и суставов.

Чем больше мышц принимают участие в исполнении конкретного физического упражнения, тем более существенные физиологичные (в органах) и биохимические (в клетках) сдвиги происходят в организме, тем более эффективное их влияние на всестороннее физическое развитие ребенка.

Принцип оздоровительной направленности физической культуры заключается у организации физического воспитания, и в частности занятий физическими упражнениями, таким образом, чтобы они способствовали профилактике заболеваний учеников, укреплению их здоровья. В ходе физического воспитания следует обеспечивать такое сочетание разъяснительной, воспитательной работы и разных форм практических занятий физическими упражнениями, при котором физическая культура становится осознанным обязательным компонентом режима для школьника. Согласно "Положению о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы", система занятий школьников физкультурой и спортом включает такие связанные между собой формы:

уроки физической культуры;

физкультурно - оздоровительные мероприятия в течение школьного дня (гимнастика перед уроками, физкультурные минутки во время уроков, игры и физические упражнения на перерывах и в режиме продленного дня);

внеклассная спортивно-массовая работа (занятие в кружках физической культуры и спортивных секциях, спортивные соревнования);

внешкольная спортивно-массовая работа и физкультурно-оздоровительные мероприятия по месту жительства учеников (занятие в детско-юношеских спортивных школах, туристических кружках и так далее);

самостоятельные занятия учеников физическими упражнениями дома, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах и другое.

Систематические занятия физкультурой положительно влияют на развитие для учеников в школе и семье, побуждают его придерживаться правильного режима и требований гигиены.

Уроки физической культуры являются основной формой физического воспитания учеников. Они обязательны для всех школьников (за исключением тех, кто по состоянию здоровья отнесен к специальной медицинской группе). Уроки должны активно способствовать успешному осуществлению внеклассной и внешкольной работы из физического воспитания, формированию у учеников интереса и привычки к занятиям физическими упражнениями в повседневной жизни. Необходимо повышать влияние уроков физкультуры на совершенствование других форм физического воспитания. Известно, что даже при качественном проведении уроков их непосредственное влияние на физическое развитие учеников недостаточно. Научными исследованиями установлено, что урок физкультуры обеспечивает в среднем лишь 11% гигиенической нормы двигательной активности школьника. В связи с этим, необходимо обогащать и правильно совмещать разные формы физического воспитания учеников и физкультурно-оздоровительной работы.

Особенно большое внимание уделяется в школе оздоровительной работе с ослабленными и больными учениками. Во внеурочное время с ними проводят специальные занятия из лечебной физкультуры.

Направленность учебной и внеклассной работы из физической культуры на массовое охватывание учеников систематическими занятиями физической культурой и спортом в большой мере способствует укреплению здоровья воспитанников школы, повышению уровня их физической и умственной работоспособности.

Гимнастика перед занятиями проводится в школе к началу уроков. Она способствует решению определенных воспитательных и организационных заданий. В отличие от утренней зарядки для гимнастики перед занятиями существуют некоторые ограничения (выполняется в школьной форме). Однако, все это не снижает ее свойству для развития физической культуры школьников. Ведь не секрет, что для большинства учеников общеобразовательных школ утренняя гимнастика дома не стала обязательной.

Лишь при условии массового привлечения детей к повседневному выполнению утренней зарядки отпадет необходимость в гимнастике перед занятиями.

Физкультминутки во время уроков способствуют повышению умственной и физической работоспособности учеников. Выдающийся российский ученый-педагог К, Д.Ушинский отметил: "Дайте ребенку немного подвигаться, и он опять подарит вам 10 минут внимания, а десять минут резвого внимания, если вы сумели их использовать, дадут вам больше, чем целую неделю полусонных занятий".

В связи с этим ученые рекомендуют отводить на каждом уроке, особенно третьем и следующих, 1-2 мин. для проведения физкультминуток. Перед ее началом проветривается классная комната. Потом под руководством учителя ученики выполняют ряд физических упражнений. Особенное внимание уделяется тем упражнениям, которые помогают предотвратить негативное влияние сидячего образа жизни на физическое развитие ребенка (нарушению осанки и деформации телосложения), способствуют большему насыщению организма кислородом.

Организовано проведение игр, соревнований и физических упражнений на больших перерывах является важным физкультурно-оздоровительным средством в режиме школьного дня. Известно, что эффективность отдыха учеников и подготовки их к учебе зависит от того, как они проводят перерывы.

Во время больших перерывов рекомендуется добирать физические упражнения в соответствии с вековыми возможностями школьников.

Перерывы должны проводиться на свежем воздухе и зимой. При этом детям следует постоянно двигаться, а упражнения выполнять более интенсивно. Желательно, чтобы все физкультурно-оздоровительные средства на больших перерывах осуществлялись в игровой, а если уровень подготовленности учеников приблизительно одинаков, то и в состязательной форме. На перерывах нужно организовывать только уже усвоенные учениками игры или двигательные действия.

Ежедневное проведение в школе гимнастики перед занятиями, физкультминуток, и подвижных перерывов способствует повышению не только физической, но и умственной работоспособности учеников.

Внеклассная оздоровительная работа и спортивно-массовая работа в школе. Во внеурочное время в школе проводятся массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Ими предусматривается:

а) более глубокое усвоение учениками программного материала, который изучается на уроках физкультуры;

б) выполнение отстающими учениками нормативных требований программы из физкультуры и из государственных тестов;

г) организация систематических занятий из разных видов спорта, за интересами учеников;

д) проведение массовых спортивных соревнований из разных видов спорта, туризма.

Главная цель внеклассного физкультурно-спортивной работы заключается в том, чтобы вовлечь каждого школьника в самостоятельное, ежедневное выполнение физических упражнений на свежем воздухе. В современных условиях учитель физкультуры учит в среднем 200-300 учеников. Организовать ежедневную физкультурно-массовую работу следует всеми педагогическими средствами приучать учеников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями по месту жительства.

Все формы физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, которые проводятся в процессе учебной и внеклассной работы, должны отвечать главному требованию - всемерно способствовать привлечению каждого ученика к ежедневным самостоятельным занятиям физкультурой и спортом.

Здоровье человека также в большой мере зависит от объема ее знаний и практических умений в использовании оздоровительных сил природы (в том числе и холоду) для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Сознательное применение загартовуючих процедур требует от ребенка определенного уровня физической культуры. Она формируется у учеников в течение всех лет учебы в школе путем разъяснениям, убеждениям, организации их практической деятельности, на уроках и во внеклассной работе.

© 2010-2022