Рабочая программа кружка Пешеходный туризм

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, муниципальное образование Славянский район,

х. Прикубанский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 14 хутора Прикубанского

муниципального образования Славянский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол № 1

от 31.08.2015 г.

Председатель педсовета

________________О. А. Синтищев



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка

Пешеходный туризм

Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 - 8 класс

Количество часов: 5 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа

6 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа

7 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа

8 класс - 1час в неделю, всего 34 часа

9 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа

Учитель: Климов Роман Игоревич

Программа разработана на основе: програмы «Туристско-краеведческой деятельности» (авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов) М., Просвещение 2011 г.

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Пешеходный туризм» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на основе программы «Туристско-краеведческой деятельности» (авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов) М., Просвещение 2011 г.  

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

3. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования (письмо МОН КК от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14, письмо МОН КК от 20.08.2015 г. № 47-12606/ 15-14).

4. Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании математики в 2014-2015 учебном году

Туристско-краеведческая деятельность включает в себя кружковые, факультативные, секционные, клубные и прочие занятия по отработке специальных умений, краеведческие экскурсии; туристические поездки; походы выходного дня; туристские многодневные походы, спортивные туристские походы, туристско-краеведческие экспедиции, природоохранные и природовосстановительные экспедиции.

Цель программы: оказание помощи школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в спортивном туризме.

Задачи:

- научить знаниям, умениям и навыкам спортивного мастерства, обеспечивающим высокие достижения в различных видах спортивного туризма.

- воспитать мотивацию освоения спортивного мастерства к технологиям освоения опыта ЗОЖ.

- формирование правильных психологических установок на достижение поставленной цели.

- создание сплочённого детского коллектива, способного решать поставленные задачи на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить правильные решения в сложных ситуациях.

- приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, закаливание.

- приобретение опыта участия на туристских слётах, соревнованиях.

- получение учащимися основных навыков краеведческой работы.

- воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления.

2. Общая характеристика учебного курса

Самодеятельный туризм - трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Важно создать для учащихся пространство, которое отвечало бы их насущным возрастным потребностям и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития. Необходимо поддерживать природное любопытство учащихся и желание всё испытать самим, неуёмную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, потребности проявить себя в среде других.

В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют возможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной», необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Здесь учащимся предоставляются дополнительные ниши, где они могут реализовать свои природные свойства и актуальные устремления. В таких условиях школьники в большей степени (по сравнению с семьёй или школой) ощущают собственную независимость от взрослых. Ослабевает влияние родительских сценариев, и тем самым открываются возможности для свободного и автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.

Туристско-краеведческая деятельность, таким образом, позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед ребенком младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

Программа внеурочное туристической деятельности учащихся (общий объем 170 часов) ориентирована на младших подростков (5-9 класс) В соответствии с этим в программе выделены 2 модуля.

1-й модуль «Начала туризма и краеведения» (Объем 68 часов) Рассчитан на 2 года, исходя из 1 час в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 5-6 классов и нацелен на обучение детей первоначальным туристским навыкам, развитие физических качеств, воспитание самостоятельности.

2-й модуль. «Основы туризма и краеведения». (Объем 102 часа) Рассчитан на 3 года, исходя из 1 час в неделю. Модуль ориентирован на учащихся 7-9 классов и предполагает овладение детьми основными туристскими знаниями, умениями, формирование адекватной самооценки, воспитание чувства ответственности.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Пешеходный туризм».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса «Пешеходный туризм». Качественные свойства проявляются:

- в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной деятельностью,

- накоплении знаний и формирование умений использовать природные ценности для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,

- достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе курса, отражают:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире, с учетом устойчивых познавательных интересов;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других вдов деятельности;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в природе.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса «Пешеходный туризм», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальны компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умением учится), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых учащемуся и каждому современному человеку. Это:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия соответствии с изменяющейся ситуацией;

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий туризмом, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:

Понимание роли и значения туризма в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития туризма, спорта. Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий туризмом с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных туристических навыков, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

5. Содержание учебного курса

Модуль 1. Начала туризма и краеведения (68 часов)

1.1. Вводное занятие. Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.

1.2. Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчет о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведенной ими работы и т.п. Фотоотчет о состоявшемся походе «Наше первое приключение».

1.3. Безопасность юного туриста. Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

1.4. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

1.5. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

1.6. Песни юного туриста. Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В.Высотский: человек, судьба, профессия, песни. В.Ланцберг: человек, судьба, профессия, песни. О.Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В.Егоров: человек, судьба, профессия, песни. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, чем понравилось, о чем она и т.п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.

1.7. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.

1.8. Ориентирование на местности. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

1.9. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

1.10. Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется».

1.11. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

1.12. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.

1.13. Туристская стенгазета. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).

1.14. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.

1.15. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес - с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес - с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес - с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки - с целью отработки навыков преодоления препятствий.

1.16. Многодневные походы. Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчет о состоявшемся походе.



Модуль 2. Основы туризма и краеведения (102 часа)

2.1. Вводное занятие. Цели и значения занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем. Правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписанные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и "за столом", отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе.

2.2. Краеведение. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5-8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».

2.3. Топография. Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояний до недоступных предметов. Топографическая съемка местности.

2.4. Туристские узлы. Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, ткацкий, встречный, шкотовый, брам-шкотовый, штык, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

2.5. Спортивное туристское многоборье. Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по веревке с перилами (параллельные перила). Подъем по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил.

2.6. Спортивное ориентирование. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию.

2.7. Туристская газета. Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, верстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма. Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристским походам и экспедициям.

2.8. Природоохранные акции. Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» - проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Создание Совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, лесу и т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ проведенного дела. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимся младших классов.

2.9. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

2.10. Спортивные походы. Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяженность спортивных походов, локальные и протяженные препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный лист. Спортивные значки и разряды. Подготовка и проведение похода по местам боев советской армии в Великой Отечественной войне: изучение исторических событий на местности, встречи с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.

6. Тематическое планирование

5 класс

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

1

1 год обучение.

" Начала туризма и краеведения "

34

20

14

1.1

Вводное занятие

2

2

-

1.2

Поход-знакомство

8

2

6

1.3

Безопасность юного туризма

2

2

-

1.4

Быт юного туриста

2

2

-

1.5

Кухня юного туриста

6

4

2

1.6

Песни юного туриста.

2

2

-

1.7

Легенды и были родного края

12

6

6

1.8

Многодневные походы




6 класс

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

1

2 год обучения

«Начала туризма и краеведения»

34

12

22

1.1

Ориентирование на местности

6

2

4

1.2

Топография

4

4

-

1.3

Туристские узлы и их назначение

4

4

-

1.4

Преодоление препятствий

6

-

6

1.5

Туристские игры

2

-

2

1.6

Туристская стенгазета

2

2

-

1.7

Природоохранные акции

4

-

4

1.8

Поход выходного дня

6

-

6

1.9

Многодневные походы




7 класс

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

2

3 год обучения

«Основы туризма и краеведения»

34

10

24

2.1

Вводное занятие

2

2

-

2.2

Краеведение

6

2

4

2.3

Топография

6

2

4

2.4

Туристские узлы

4

2

2

2.5

Спортивное туристское многоборье

6

-

6

2.6

Спортивное ориентирование

4

-

4

2.7

Туристская газета

2

2

-

2.8

Природоохранные акции

4

-

4

2.9

Многодневные походы




8 класс

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

2

4 год обучения.

"Основы туризма и краеведения"

34

4

30

2.1

Краеведение

6

2

4

2.2

Топография

6

26

4

2.3

Спортивное туристсткое многоборье

8

-

8

2.4

Спортивное ориентирование

8

-

-

2.5

Природоохранные акции

6

-

6

2.6

Многодневные походы




9 класс

Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторн.

2

5 год обучения.

"Основы туризма и краеведения"

34

4

30

2.1

Краеведение

6

26

4

2.2

Спортивное туристское многоборье

12

2

10

2.3

Спортивное ориентирование

10

-

10

2.4

Природоохранные акции

6

-

6

2.5

Спортивный поход (с двумя и более ночёвками)






Основные виды учебной деятельности на занятиях кружка

«Пешеходный туризм»

- общение, где раскрываются коммуникативные навыки и способности;

- умение решать проблемы, а именно: умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;

- сотрудничество, осуществляемое через эффективное взаимодействие в команде;

- саморазвитие, предполагающее способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление;

- владение информационными технологиями, подразумевающее умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1

Литература:

1. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.

2. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977.

3. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М., ФиС, 1988.

4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990.

5. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986.

6. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988.

7. Куприн А.М. Занимательная картография.- М., Просвещение, 1989.

8. Бардин К.В. Азбука туризма. - М., Просвещение, 1981.

9. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. - М., ФиС, 1985.

10. Сборник официальных документов по детско - юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей. - М., ЦДЮТур России, 1995.

11. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М , ЦДЮТур России, 1997.

12. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. - М , ЦДЮТур России, 1996.

13. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур России, 1995.

14. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М , ЦДЮТур России, 1996.

15. Шибаев А.С. Переправа. - М , ЦДЮТур России, 1996.

16. Шибаев А.С. В горах. - М., ЦДЮТур России, 1996.

17. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М., ТЩЮТур России, 1996.

2.

Печатные пособия:

Карты спортивные, физические, административные, туристские, атласы, схемы

3

Туристское снаряжение

3.1

Палатки 3-х и 2-х местные

3.2

Тент

3.3

Рюкзак

3.4

Костровой набор (набор котлов)

3.5

Спальник

3.6

Топор

3.7

Компас жидкостный

3.8

Лопата сапёрная

3.9

Медицинская аптечка

3.10

Коврик теплоизоляционный

3.11

Верёвка Д-10

3.12

Карабины

3.13

Каски

3.14

Страховочные системы

4.

Технические средства обучения

4.1.

Проектор

4.2

Компьютер

4.3.

Магнитофон

8. Планируемые результаты изучения курса

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенны способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

З. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.



СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания МО

учителей предметников

от «___» августа 2015 г.

_________________ Д. М. Столяр

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Т. В. Таранец

«_____» августа 2015 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Т. В. Таранец

«____»_____________ 2015 г.



Краснодарский край, муниципальное образование Славянский район,

хутор Прикубанский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 14 хутора Прикубанского

муниципального образования Славянский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка

Пешеходный туризм


Класс: 5

Учитель: Климов Роман Игоревич

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы Климова Романа Игоревича, утвержденной решением педсовета, протокол №1 от 31.08.2015

Планирование составлено на основе програмы «Туристско-краеведческой деятельности» (авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов) М., Просвещение 2011 г.

В соответствии с ФГОС



Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

Дата

интенсивы

аудиторные

внеаудиторн.

план

факт

I

" Начала туризма и краеведения "

34

20

14

1

Вводное занятие

2

2

-

1.1

Что такое туризм. Нормы поведения в туристическом коллективе и правила личной безопасности

1

1


1.2

Шуточные конкурсы начальных туристических навыков: укладка рюкзака в слепую, переправа через болото по кочкам.

1

1


2

Поход-знакомство

8

2


2.1

Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода.

1


2.2

Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения и т. д. Сборы и проверка готовности к первому походу.


1


2.3

Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода

6

3

Безопасность юного туриста

2

2

-

3.1

Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем.

1

1


3.2

правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.

1

1


4

Быт юного туриста

2

1

1

4.1

Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа.

1

1


4.2

Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

1

1

5

Кухня юного туриста

6

5

1

5.1

Продукты в походе. Калорийность. Походное меню.

1


5.2

Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты.

1


5.3

Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях.

1


5.4

Туристская посуда. Уход за котлами и канами.

1


5.5

Приготовление пищи на костре.

1


5.6

Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.

1

6

Песни юного туриста.

2

2

-

6.1

Бардовская песня, туристская песня.

1

1


6.2

Прослушивание песни в авторском исполнении: Ю.Визбор, В.Высотский

1

1


7

Легенды и были родного края

12

6

6

7.1

Родной край в Древности

1

1


7.2

Родной край в Средневековье

1

1


7.3

Родной край в Новое время

1

1


7.4

Родной край в годы Великой Отечественной войны

1

1


7.5

Местные легенды и мифы.

1

1


7.6

Герои и яркие личности родного края.

1

1


7.7

Экскурсия в краеведческий музей Итоговая беседа о проведенной экскурсии

6

8

Многодневные походы





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Т. В. Таранец

«____»_____________ 2015 г.



Краснодарский край, муниципальное образование Славянский район,

хутор Прикубанский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 14 хутора Прикубанского

муниципального образования Славянский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка

Пешеходный туризм


Класс: 6

Учитель: Климов Роман Игоревич

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы Климова Романа Игоревича, утвержденной решением педсовета, протокол №1 от 31.08.2015

Планирование составлено на основе програмы «Туристско-краеведческой деятельности» (авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов) М., Просвещение 2011 г.

В соответствии с ФГОС



Название модуля, тем

Всего часов

Количество часов

Дата

интенсивы

аудиторные

внеаудиторн.

план

факт

I

«Начала туризма и краеведения»

34

12

22

1

Ориентирование на местности

6

2

4

1.1

Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться.

1

1


1.2

Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса.

1

1


1.3

Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт.

1


1

1.4

Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход.

1


1

1.5

Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.

2


2

2

Топография

4

4

-

2.1

Топографическая карта.

1

1


2.2

Топографические знаки.

1

1


2.3

Топографические игры. Топографический кроссворд.

1

1


2.4

Топографический диктант.

1

1


3

Туристские узлы и их назначение

4

4

-

3.1

Узлы, их назначение и применение в походе.

1

1


3.2

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн

1

1


3.3

Отработка навыков завязывания туристских узлов

1

1


3.4

Конкурс «Узелок завяжется - узелок развяжется».

1

1


4

Преодоление препятствий

Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.

6

-

6

5

Туристские игры

2

-

2

6

Туристская стенгазета

2

2

-


Изготовление и презентация стенной газеты к Всемирному дню туризма

1

1



Изготовление и презентация стенной газеты к Дню земли

1

1


7

Природоохранные акции Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц

4

-

4

8

Поход выходного дня Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки - с целью отработки навыков преодоления препятствий.


6

-

6

9

Многодневные походы





© 2010-2022