Методическая разработка программа плавание

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПМетодическая разработка программа плаваниеояснительная записка.



Модифицированная образовательная программа «Первый старт» разработана и адаптирована на основе программы «Плавать раньше, чем ходить» автор В. Скрипалев.

Почему «Первый старт»? Если мы откроем толковый словарь, посмотрим слово «старт»- начальный момент какой-нибудь деятельности, в данном случае плавательная деятельность малыша. В моей программе речь идет об обучении плаванию малышей с раннего возраста и вместе с родителями. Дело в том, что сегодня обучение ребенка спортивному плаванию в бассейне официально начинается с шести- семи лет. Особенность программы состоит в обучении малышей правильной технике плаванию сразу, без дальнейшего переучивания, чтобы в шесть-семь лет они уже могли плавать спортивными способами, а не облегченными или по-собачьи.

Актуальность программы в том, что родители могут лучше узнать своих детей, программа способствует духовному сплочению семьи.

Практическая значимость заключается в массовом обучении детей плаванию, умению держаться на воде, не бояться ее. Занятия плаванием имеют прикладное значение, это один из двигательных навыков которому научился и никогда его не потеряешь. Для укрепления здоровья эффективно использовать оздоровительное плавание, которое доступно практически всем детям. Плавание является эффективным средством закаливания. Оно повышает резистентные свойства организма и его устойчивость к простудным заболеваниям.

Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, меньше подвержены простудным заболеваниям.

Многие дети с раннего возраста имеют проблемы со здоровьем. В наш информационный век большинство людей, особенно дети, проводят много времени за компьютером, у телевизоров, ведут малоподвижный образ жизни. Все это приводит к расслаблению мышечного аппарата, гиподинамии, хроническим заболеваниям. В связи с этим возникла необходимость создания спортивно - оздоровительной программы, направленной на оздоровление детей и укреплению мышечного корсета способствующего формированию правильной осанки, развитию двигательной активности, а также оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.

Оздоровительное плавание включает разнообразные игры и развлечения на воде. После овладения простейшего варианта координации движений и дыхания, можно переходить к другим более сложным занятиям. В дальнейшем продолжая заниматься плаванием, вплоть до выполнения спортивных разрядов. Плавание в бассейне - это праздник для ребенка.







Цель программы - умение плавать (не купаться!), также в популяризации и пропаганде массовых занятий спортивным и оздоровительным плаванием, воспитание здорового человека с помощью изучения спортивных способов плавания.

ЗМетодическая разработка программа плаваниеадачи программы:

  1. Укрепление здоровья, закаливание, привитие гигиенических навыков.

  2. Формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

  3. Изучение техники спортивных способов плавания.

  4. Всестороннее физическое развитие, укрепление опорно-двигательного аппарата и совершенствование таких физических качеств, как координация движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.

  5. Ознакомление с правилами безопасности на воде и овладение навыками прикладного плавания.

  6. Воспитание морально - волевых качеств.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в этой программе разработаны комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия и дыхательной гимнастики.

Набор детей в группу осуществляется из детей не умеющих плавать.

Программа «Первый старт» рассчитана на 3 года, возраст от трех лет до пяти лет, группа рассчитана на 10 человек. Инвентарь: плавательные круги, детские игрушки для воды, плавательные доски, ласты, плавательный шест, детские нарукавники, игрушки для ныряния, видеоматериал.

Первый год обучения - возраст 3 года плюс родители. Результат первого года обучения -преодолеть чувство страха и боязнь воды, грамотное взаимодействие с родителями детей, 2 раза в неделю по 1 часу.

Второй год обучения- 4 года, самостоятельно держаться на воде в положении на спине 10-15 мин., совершая при этом любые движения, доставать со дна игрушки, плавать под водой 6-8 сек. и выплывать на груди, 3 раза в неделю по 1 часу.

Третий год обучения- 5 лет, уметь плавать 25 метров кролем на груди, ныряние на 1,5-2 метра, прыжки в воду, 4 раза в неделю по 1 часу.

Методическая разработка программа плаваниеНаправленность программы -

физкультурно-спортивная.

Основной формой работы является учебное занятие, которое состоит из занятий в спортивном зале и на воде. В летнее время - на спортивном стадионе и на воде.

При реализации данной программы используются следующие методы:


  • Словесные: описание, объяснение, беседы, методические указания, разбор и анализ действий, команды, распоряжения, подсчёт.

  • Наглядные: показ изучаемого движения, наглядные учебные пособия, жестикуляция.

  • Практические методы:

  • Методы освоения техники плавания;

  • Методы развития двигательных качеств;

  • Применение дополнительных ориентиров;

  • Непосредственная помощь преподавателя.

Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движений в целом и по частям, с увеличением физической нагрузки.

Метод разучивания по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество ошибок, что в целом сокращает сроки обучения.

Метод разучивания в целом, сюда входит плавание с помощью координации движений, а также плавание с помощью движений ног, рук, с различными вариантами в сочетании этих движений.

Игровой метод, достижение победы; умение показать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство.



ОМетодическая разработка программа плаваниеСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств.

Основные направления:

  1. Воспитательное (воспитание целеустремленности, настойчивости, спортивного трудолюбия, чувства коллективизма, сознательной дисциплины и организованности);

  2. Образовательное (обучение основам техники плавания, стартов и поворотов, широкому кругу двигательных навыков);

  3. Физкультурно-оздоровительное, профилактическое (дыхательная гимнастика, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, простудных заболеваний, укрепление сердечно - сосудистой системы).

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания.

  • Принцип сознательности и активности.

Эффективность обучения определяется сознательным и активным отношением занимающихся к занятиям. Принцип сознательности предусматривает понимание прикладной ценности навыка плавания, умение применять полученные навыки.

  • Принцип систематичности - занятие плаванием должны проводиться регулярно через определённые промежутки времени, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом. Путём многократных повторений достигается совершенство.

  • Принцип доступности - тесно связан с принципом последовательности, который наиболее полно раскрывает три методические правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному.

  • ПМетодическая разработка программа плаваниеринцип наглядности - в процессе обучения обеспечивает в первую очередь демонстрацией отдельных упражнений или техники спортивного плавания.

  • Принцип индивидуализации - предполагает учет индивидуальных способностей спортсмена с целью наибольшего развития его возможностей.

ФОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

СОГ - первого года обучения



п/п

Месяц проведения контрольных занятий

Формы выявления

Примечание

1

Октябрь (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег (500м);

- бег 30 (м);

- приседание (кол-во раз);

- подтягивание, отжимание (кол-во раз);

- прыжок с места в длину;

- гибкость (наклон со скамейки)

Без учета времени

Без учета времени

зафиксировать результаты в качестве исходных.



2

Ноябрь

- выдохи в воду;


- звёздочка на груди, спине;


- поплавок, медуза;

- соскок в воду с низкого бортика бассейна в гимнастический обруч.


выполнять без остановки, открывать глаза;

соблюдать правильное положение тела;



вход в воду без брызг, сохраняя вертикальное положение тела.

3.

Декабрь

- скольжение на груди, спине с различным положением рук;


- проплыть на груди с доской, с помощью движений ног кролем и выдохом в воду (15м);

- проплыть на спине с помощью движений ног кролем (15м);


-прыжок с бортика вниз ногами с различным исходным положением рук;



- старт из воды с последующим скольжением.

без работы ног и с работой ног кролем (на дальность).

следить за правильным положением тела.

руки вытянуты вперед, следить за правильным положением тела.

вход в воду без брызг, сохраняя вертикальное положение тела.;


следить за правильным положением тела.

4.

Январь

- проплыть кролем на груди с полной координацией движений (на задержке дыхания) (10м);

- плавание с помощью движений ногами кролем и гребков одной рукой (другая вытянута вперёд и опирается о плавательную доску), согласовывая с дыханием (15м);

- проплыть на спине при помощи движений ногами с различными положениями рук;



- выполнение прыжка с низкого бортика.

выполнить технически правильно;


следить за правильным положением туловища;


-руки вдоль туловища; одна рука впереди, другая вдоль туловища, следить за правильным положением тела.

- прыжок выполняется с колена, руки вытянуты вперед.

5.

Февраль

- проплыть кролем на груди с полной координацией движений 15м;

- проплыть на спине при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счетов (15 м);






- проплыть дельфином в скольжении на груди с помощью движений ногами (с задержкой дыхания)


- прыжок с низкого бортика с последующим скольжением на дальность;





-старт из воды с последующим скольжением.


- выполнить технически правильно;

- после счета «шесть» одновременно одна рука выполняет гребок, а другая проносится над водой;

- на дальность не сгибать ноги в коленных суставах, руки вытянуты вперед.

- прыжок выполняется с колена, руки вытянуты вперед, кисти соединены, голова между руками;

- руки вытянуты вперед, следить за правильным положением тела.

6.

Март

- проплыть кролем на груди с полной координацией движения (15 м);

- проплыть кролем на спине с полной координацией движения (15 м);


- проплыть с помощью движений ногами дельфином с дыханием (15 м);







- выполнение плоского поворота в кроле на груди;










- старт с тумбочки со скольжением до всплытия


- без учета времени, выполнить технически правильно;


- выполняется с доской один вдох на два удара ногами, плечи удерживаются на поверхности воды - не раскачиваются, ноги не сгибать в коленных суставах.

- стоя лицом к бортику, согнув правую ногу и поставив ее на стенку, руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях. Сгруппировавшись, выполнить отталкивание с махом обеими руками вперед и проскользить;


- прыжок выполняется с колена, руки вытянуты вперед.

7.

Апрель

- проплыть кролем на груди с полной координацией движения (15 м)

- проплыть кролем на спине с полной координацией движения (15 м);

- проплыть дельфином с помощью движения ногами и руками на задержке дыхания;




- проплыть избранным способом (10 м);


- старт с тумбочки;





- старт из воды с последующим скольжением и движением ногами;

- на время;

выполнить технически правильно;


- один гребок руками на два удара ногами, руки у бедер не останавливать, проносить над водой, не сгибать ноги в коленных суставах;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- быстрое выполнение отталкивания, дальность прыжка;



- руки вытянуты вперед, после входа в воду не запрокидывать голову назад, прижать подбородок к груди.

8.

Май (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег (500м)

- бег 30(м)

- приседание (кол-во раз)

- подтягивание, отжимание (кол-во раз)

- прыжок с места в длину (м)

- гибкость (наклон со скамейки)

Без учета времени

Без учета времени

+

+

+

+


+ считается выполненным при улучшении показателей






ФМетодическая разработка программа плаваниеОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ


СОГ - 2 года обучения



№п

Месяц проведения контрольных занятий

Формы выявления

Ожидаемые результаты

1

Октябрь (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег 500(м);

- бег 30(м);

- приседание (кол-во раз);

-подтягивание, отжимание (кол-во раз);

- прыжок с места в длину (м);

-гибкость (наклон со скамейки).


- на время;

- на время;

- зафиксировать результаты в качестве исходных;

2

Ноябрь

- выдохи в воду;


- звёздочка на груди, спине;


- поплавок, медуза;

- соскок в воду с низкого бортика бассейна в гимнастический обруч.



- проплыть кролем на груди с полной координацией движением (25 м)

- проплыть кролем на спине с полной координацией движения (25 м);

- проплыть дельфином с помощью движения ногами и руками на задержке дыхания;






- проплыть при помощи движений ногами брассом (25м);







- открытый плоский поворот в кроле на спине;









- старт с тумбочки со скольжением до всплытия.

- на время;

выполнить технически правильно;




- один гребок руками на два удара ногами, руки у бедер не останавливать, проносить над водой, не сгибать ноги в коленных суставах, плечи на поверхности воды - не раскачиваться;

- с доской, голова опущенна в воду, через четыре движения ногами сделать вдох, колени на ширине плеч, следить за максимальным движением стоп, носками в стороны.

- после группировки согнуть правую ногу и прижать колено к груди, повернуться лицом к стенке, выпрямить правую руку и поставить ногу на стенку, выполнить мах обеими руками вперед и отталкивание от стенки;

- на дальность прыжка.

3

Декабрь

- скольжение на груди, спине с различным положением рук;


- проплыть на груди с доской, с помощью движений ног кролем и выдохом в воду (15м);

- проплыть на спине с помощью движений ног кролем (15м);


-прыжок с бортика вниз ногами с различным исходным положением рук;



- старт из воды с последующим скольжением.

- без учета времени, следить за правильным положением тела, голову не запрокидывать, движения руками выполнять непрерывно, без пауз;

- следить за движением таза, за проносом рук над водой, во время вдоха - плечи на поверхности воды, не раскачиваться;

- с поплавком между ногами, руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь - вниз вблизи туловища, кисти соединяются вместе;

- регистрировать пройденное расстояние (по голове);

- руки вытянуты вперед, после входа в воду не запрокидывать голову назад, прижать подбородок к груди.

4

Январь

- проплыть кролем на груди в полной координацией движением (25 м)

- проплыть кролем на спине в полной координацией движения (25 м);

- проплыть дельфином с помощью движения ногами на задержке дыхания;






- проплыть при помощи движений ногами брассом (25м);







- открытый плоский поворот в кроле на спине;





-проплыть брассом с раздельной координацией движений;





- стартовый прыжок с тумбочки в гимнастический обруч;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперед, ноги начинают подтягивание и толчок, дыхание через один цикл движений;

- через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета;

5.

Февраль

- проплыть избранным способом (кроль на груди, кроль на спине) (25м);

- проплыть дельфином с полной координацией движений (15 м);

- проплыть брассом с полной координацией движений (15 м);


- кувырок вперед, с последующим отталкиванием и скольжением на спине;



- стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением и первыми плавательными движениями (кроль на груди, дельфин);



- Старт из воды с последующим скольжением и первыми плавательными движениями (кроль на спине).

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- на время, выполнить технически правильно;

- выполнить технически правильно;


- отталкивание от стенки бассейна двумя ногами, следить за правильным положением тела во время скольжения;

- во время прыжка подбородок не касается груди, голову не запрокидывать, напрячь мышцы туловища, рук и ног, не прогибаться;

- после входа в воду не запрокидывать голову назад, прижать подбородок к груди. Начать движение ногами, после выхода гребок рукой.

6.

Март

- проплыть дельфином с полной координацией движений (10 м);

- проплыть брассом с полной координацией движений (25 м);

- поворот «маятником» в брассе и дельфине;

- скоростной поворот с кроля на груди, с кроля на спине;

- стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением и первыми плавательными движениями брассом.

- на время, выполнить технически правильно;

- на время, выполнить технически правильно;

- касание бортика двумя руками;

- поворот выполняется в целостном виде;

- во время прыжка подбородок не касается груди, голову не запрокидывать, напрячь мышцы туловища, рук и ног, не прогибаться.

7.

Апрель

- проплыть кролем на груди, на спине, брассом, дельфином (50м);

- проплыть избранным способом (100 м);


- скоростной поворот с кроля на груди, с кроля на спине;

- стартовый прыжок с тумбочки и прохождение дистанции (кроль на груди, брасс, дельфин) (15 м);

- старт из воды и прохождение дистанции (кроль на спине) (15 м);


- на время, выполнить технически правильно;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- поворот выполняется в целостном виде;

- зафиксировать время (по голове пловца) на 15 метровой отметке;

- зафиксировать время (по голове пловца) на 15 метровой отметке;

8.

Май (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег 500(м);

- бег 30(м);

- приседание за 1 мин. (кол-во раз);

-подтягивание, отжимание (кол-во раз);

- прыжок с места в длину (м);

-гибкость (наклон со скамейки)

- на время

- на время

+

+


+

+

+ считается выполненным при улучшении показателей.













ФМетодическая разработка программа плаваниеОРМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ


СОГ - 3 года обучения



№п

Месяц проведения контрольных занятий

Формы выявления

Ожидаемые результаты

1

Октябрь (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег 600(м);

- бег 60(м);

- приседание (кол-во раз);

-подтягивание, отжимание (кол-во раз);

- прыжок с места в длину (м);

-гибкость (наклон со скамейки).


- на время;

- на время;

- зафиксировать результаты в качестве исходных;

2

Ноябрь


- проплыть кролем на груди с полной координацией движением (25 м)

- проплыть кролем на спине с полной координацией движения (25 м);

- проплыть дельфином с помощью движения ногами и руками на задержке дыхания;






- проплыть при помощи движений ногами брассом (25м);







- открытый плоский поворот в кроле на спине;








- старт с тумбочки со скольжением до всплытия.


- на время;

выполнить технически правильно;




- один гребок руками на два удара ногами, руки у бедер не останавливать, проносить над водой, не сгибать ноги в коленных суставах, плечи на поверхности воды - не раскачиваться;

- с доской, голова опущенна в воду, через четыре движения ногами сделать вдох, колени на ширине плеч, следить за максимальным движением стоп, носками в стороны.

- после группировки согнуть правую ногу и прижать колено к груди, повернуться лицом к стенке, выпрямить правую руку и поставить ногу на стенку, выполнить мах обеими руками вперед и отталкивание от стенки;

- на дальность прыжка.

3

Декабрь

- проплыть на спине с полной координацией движения (50 м);






- проплыть дельфином с полной координаций движений (15 м);




- плавание при помощи движений руками брассом на задержке дыхания;







- старт с тумбочки без движений до полной остановки;


- старт из воды с последующим скольжением, движением ногами и гребком рукой.

- без учета времени, следить за правильным положением тела, голову не запрокидывать, движения руками выполнять непрерывно, без пауз;

- следить за движением таза, за проносом рук над водой, во время вдоха - плечи на поверхности воды, не раскачиваться;

- с поплавком между ногами, руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь - вниз вблизи туловища, кисти соединяются вместе;

- регистрировать пройденное расстояние (по голове);

- руки вытянуты вперед, после входа в воду не запрокидывать голову назад, прижать подбородок к груди.

4

Январь

- проплыть кролем на груди сполнй координацией движений (50 м);

- проплыть дельфином с полной координацией движений (25 м);


- проплыть брассом с раздельной координацией движений;





- стартовый прыжок с тумбочки в гимнастический обруч;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- когда руки заканчивают гребок и вытягиваются вперед, ноги начинают подтягивание и толчок, дыхание через один цикл движений;

- через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета;

5.

Февраль

- проплыть избранным способом (кроль на груди, кроль на спине) (100м);

- проплыть дельфином с полной координацией движений (25 м);

- проплыть брассом с полной координацией движений (15 м);


- кувырок вперед, с последующим отталкиванием и скольжением на спине;


- стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением и первыми плавательными движениями (кроль на груди, дельфин);

- Старт из воды с последующим скольжением и первыми плавательными движениями (кроль на спине).

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- на время, выполнить технически правильно;

- выполнить технически правильно;


- отталкивание от стенки бассейна двумя ногами, следить за правильным положением тела во время скольжения;

- во время прыжка подбородок не касается груди, голову не запрокидывать, напрячь мышцы туловища, рук и ног, не прогибаться;

- после входа в воду не запрокидывать голову назад, прижать подбородок к груди. Начать движение ногами, после выхода гребок рукой.

6.

Март

- проплыть дельфином с полной координацией движений (50 м);

- проплыть брассом с полной координацией движений (25 м);

- поворот «маятником» в брассе и дельфине;

- скоростной поворот с кроля на груди, с кроля на спине;

- стартовый прыжок с тумбочки с последующим скольжением и первыми плавательными движениями брассом.

- на время, выполнить технически правильно;

- на время, выполнить технически правильно;

- касание бортика двумя руками;

- поворот выполняется в целостном виде;

- во время прыжка подбородок не касается груди, голову не запрокидывать, напрячь мышцы туловища, рук и ног, не прогибаться.

7.

Апрель

- проплыть кролем на груди, на спине, брассом, дельфином (50м);

- проплыть избранным способом (100 м);


- скоростной поворот с кроля на груди, с кроля на спине;

- стартовый прыжок с тумбочки и прохождение дистанции (кроль на груди, брасс, дельфин) (15 м);

- старт из воды и прохождение дистанции (кроль на спине) (15 м);


- на время, выполнить технически правильно;

- без учета времени, выполнить технически правильно;

- поворот выполняется в целостном виде;

- зафиксировать время (по голове пловца) на 15 метровой отметке;

- зафиксировать время (по голове пловца) на 15 метровой отметке;

8.

Май (сдача контрольных нормативов по ОФП)

- бег 600(м);

- бег 100(м);

- приседание за 1 мин. (кол-во раз);

-подтягивание, отжимание (кол-во раз);

- прыжок с места в длину (м);

-гибкость (наклон со скамейки)

- на время

- на время

+

+


+

+

+ считается выполненным при улучшении показателей.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях используется следующий инвентарь:

В зале - гимнастическая палка, гантели, набивные мячи, резина, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка.

В воде - плавательная доска, гимнастический обруч, ласты, предметы для доставания со дна бассейна (резиновые кольца), мячи.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наглядная агитация, видеоматериалы, плакаты по технике плавания.

Методическая разработка программа плавание













Учебно-тематический план

Спортивно- оздоровительной группы первого года обучения

Название разделов и тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Теоретическая подготовка



2,5

1.1 Правила поведения в бассейне. Меры безопасности

0,5


1.2. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

0,5


1.3. Влияние оздоровительного плавания на сердечно-сосудистую, дыхательную и опорно-двигательную системы

0,5


1.4. Психологическая подготовка детей к занятиям плаванием

0,5


1.5. Основы техники спортивного и прикладного плавания

0,5


2

Общая физическая подготовка



13

2.1.Общеразвивающие упражнения


2

2.2.Упражнения на гибкость


3

2.3. Упражнения с предметами


2

2.4. Упражнения на расслабление.


3

2.5. Игры и эстафеты


3

3

Специальная физическая подготовка



5

3.1 Специальные имитационные упражнения.


1

3.2 Комплекс дыхательных упражнений.


2

3.3 Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся


1

3.4 Упражнения, направленные на обучение спортивных способов плавания.


1

4

Плавательная подготовка



38

4.1 Упражнения на освоение с водой.


25


4.2 Упражнения для обучения спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, элементы дельфина.


5


4.3 Учебные прыжки в воду.


7


4.4 Упражнения для изучения поворотов.


1


5

Игры и развлечения.


10


6

Контрольные уроки, соревнования.


3,5


ИТОГО

72 часа




Учебно-тематический план

Спортивно- оздоровительной группы второго года обучения

Название разделов и тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Теоретическая подготовка



8

1.1 Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.

1


1.2 Правила поведения в бассейне. Меры безопасности

1


1.3 Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

1


1.4 Морально-волевая подготовка.

1


1.5 Врачебный контроль и самоконтроль

1


1.6 Правила, организация и проведение соревнований

1


1.7 Техника и терминология плавания

1


1.8 Спортивный инвентарь и оборудование.

1


2

Общая физическая подготовка.



16

2.1 Общеразвивающие упражнения.


2

2.2 Упражнения на гибкость.


2

2.3. Упражнения на развитие силы.


2

2.4. Упражнения на координацию движений. Упражнения на быстроту и ловкость.


2

2.5 Упражнения на расслабление


2

2.6 Подвижные игры и эстафеты.


6

3

Специальная физическая подготовка



13

3.1 Специальные имитационные упражнения.

2


3.2 Комплекс дыхательных упражнений.

3


3.3 Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся.

3



3.4 Дальнейшее разучивание техники спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, дельфин, брасс. Стартов и поворотов.

5



4

Плавательная подготовка.



51

4.1 Техника спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, дельфин, брасс.


41


4.2. Выполнение стартов, поворотов.


10


5

Игры и эстафеты на воде.


14


6

Контрольные уроки


4


7

Соревнования.


2


ИТОГО

108 часов



Учебно-тематический план

Спортивно- оздоровительной группы третий год обучения

Название разделов и тема

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Теоретическая подготовка



12

1.1 Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.

1


1.2 Правила поведения в бассейне. Меры безопасности

1


1.3 Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

2


1.4 Морально-волевая подготовка.

1


1.5 Врачебный контроль и самоконтроль

1


1.6 Правила, организация и проведение соревнований

2


1.7 Техника и терминология плавания

3


1.8 Спортивный инвентарь и оборудование.

1


2

Общая физическая подготовка.



21

2.1 Общеразвивающие упражнения.


5

2.2 Упражнения на гибкость.


4

2.3. Упражнения на развитие силы.


1

2.4. Упражнения на координацию движений. Упражнения на быстроту и ловкость.


2

2.5 Упражнения на расслабление


3

2.6 Подвижные игры и эстафеты.


6

3

Специальная физическая подготовка



21

3.1 Специальные имитационные упражнения.

3


3.2 Комплекс дыхательных упражнений.

3


3.3 Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся.

5



3.4 Дальнейшее разучивание техники спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, дельфин, брасс. Стартов и поворотов.

10



4

Плавательная подготовка.



64

4.1 Техника спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, дельфин, брасс.


54


4.2. Выполнение стартов, поворотов.


10


5

Игры и эстафеты на воде.


16


6

Контрольные уроки


4


7

Соревнования.


6


ИТОГО

144 часов




Методическая разработка программа плавание


Содержание программы

Спортивно-оздоровительной группы первого года обучения.

1. Теоретическая подготовка - 2,5 часа.

1.1. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

Правила поведения в бассейне. Предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятиях плаванием. Последовательность действий при спасении тонущих, первая доврачебная помощь при травмах и несчастных случаях.

1.2. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

Общее понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся в бассейне и при занятиях спортом. Необходимость закаливания для повышения устойчивости к простудным заболеваниям. Организация режима дня, позволяющая совмещать занятия физическими упражнениями и спортом с учёбой и досугом.

1.3. Влияние оздоровительного плавания на сердечно- сосудистую, дыхательную и опорно-двигательную системы.

Влияние физических упражнений на организм пловца и его отдельные органы и системы.

1.4. Психологическая подготовка детей к занятиям плаванием.

Преодоление водобоязни, формирование необходимых личностных качеств, занятия по психосаморегуляции, развитию активного воображения, укрепления нервной системы.

1.5. Основы техники спортивного и прикладного плавания.

Основные требования к современной технике спортивных способов плавания. Положение пловца в воде. Движения руками, ногами и их согласование в различных способах. Техника дыхания. Факторы , влияющие на состояние техники пловца. Понятие о стиле пловца. Техника стартов и поворотов. Краткая характеристика и значение прикладного плавания. Транспортировка различных предметов и пострадавшего человека. Техника спасения тонущего.

2Методическая разработка программа плавание. Общая физическая подготовка - 13часов (практика).

2.1. Общеразвивающие упражнения. (Построение, расчёт по порядку, объяснение задач занятия, обычная ходьба и бег, боком, спиной вперёд, с различными положениями рук, в полуприседе и т.п.)

2.2. Упражнения на гибкость (Упражнения на растягивание и расслабление мышц, маховые и рывковые движения, на подвижность в плечевых суставах, стопы.)

2.3. Упражнения с предметами (с набивными мячами, лёгкими гантелями, скакалкой, гимнастической палкой).

2.4. Упражнения на расслабление. Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечьев, рук и плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения на расслабление ног, успокоение дыхания.

2.5. Подвижные игры и эстафеты. (Веселые старты, футбол, вышибалы, пионербол, игры с мячом и т. д.)

3. Специальная физическая подготовка - 5 часа (практика).

3.1. Имитационные упражнения на суше; имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине с различным исходным положением рук; имитация простейших гребковых движений ногами и руками; имитация движений ногами при плавании кролем, сидя и лежа; имитация стартового прыжка, имитация поворотов.

3.2. Комплекс дыхательных упражнений. Упражнения выполняются в медленном темпе, дыхание глубокое, обращать внимание на правильность осанки. Каждое упражнение выполняется 6 - 8 раз.

3.3. Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся. Упражнения направленные на профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Упражнения из системы Пилатеса.

3.4. Упражнения, направленные на обучение спортивных способов плавания. Стартов и поворотов. (Лежа на полу, лицом вниз, дыхание в разные стороны сМетодическая разработка программа плавание поворотом, дыхание с вращением рук и т.д.), (прыжки из положения сидя вверх по свистку, прыжки со скамейки и т.д.), (стоя у мата, сделать кувырок вперед и оттолкнуться ногами от стены с выносом прямых рук за голову).

4. Плавательная подготовка - 38 часов (практика).

4.1. Упражнения на освоение с водой.

4.1.1. Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. (Простейшие движения руками (полоскание белья, «мельница»), упражнения сидя на бортике (разнообразные движения ногами), упражнения лежа на бортике (на груди движения ногами как в кроле на груди, на спине, как в кроле на спине).

4.1.2. Погружения в воду и открывание глаз. (Упражнения лежа на бортике (лицом к бассейну), погружения (купаем подбородок, ротик, носик, брови, лобик), набрать в ладони воду и умыть лицо, опустить губы к поверхности воды и выдуть в ней лунку, погружения под воду лицо с открыванием глаз и поиском предметов (определить цвет, кол-во), упражнения для дыхания).

4.1.3. Выдохи в воду.

  • Освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

  • Умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;

  • Освоение выдохов в воду.

4.1.4 .Всплывание и лежание на поверхности воды. (Организованный вход в воду, построение вдоль бортика. Передвижения вдоль бортика (лицом к бортику «краб»), передвижения боком к бортику с гребками свободной руки (лицом вперед, спиной вперед), ходьба с погружением лица в воду, подныривание под обруч, погружения (держась двумя руками за бортик, затем одной), присед под воду с последующим выпрыгиванием вверх и выполнением выдоха-вдоха во время прыжка. Всплывания, лежания на груди, на спине («медуза», «поплавок», «звездочка»), упражнения для освоения дыхания, попытка выполнить скольжения на груди толчком ногами от дна или бортика с руками, вытянутыми вперед (без доски, с доской).

4Методическая разработка программа плаваниеМетодическая разработка программа плавание.2. Упражнения для обучения спортивных способов плавания кроль на груди, на спине, элементы дельфина.

4.2.1. Упражнения для изучения техники кроля на груди. (Упражнения для изучения движений ногами и дыхания, движение руками и дыхания, для изучения общего согласования движений. Упражнения вначале делаются на задержке дыхания, затем вдох делается на два цикла движений, затем - на каждый цикл).

4.2.2. Упражнения для изучения техники кроля на спине.

  • Упражнения для изучения движений ногами: следить за вытянутым, ровным положением тела; голова лежит затылком в воде, уши наполовину погружены в воду, взгляд направлен вверх; таз и бедра у поверхности; ноги должны сильно вспенивать воду, колени не должны показываться из воды.

  • Упражнения для изучения движений руками: руки проносить по воздуху прямыми, прямо над плечом, вкладывать в воду на ширине плеча, не запрокидывать голову; таз и бедра - у поверхности воды.

  • Упражнения для изучения согласования движений: движения выполнять не прерывно, без пауз; смена положений рук должна проходить одновременно.

4.2.3. Упражнения для изучения техники дельфина.

  • Упражнения для изучения движений ногами. Добиваться упругих непрерывных движений тазом вверх - вниз; ноги не должны чрезмерно сгибаться в коленях; плечи должны удерживаться на поверхности воды, не раскачиваясь; выполнять на задержке дыхания.

4.3. Учебные прыжки в воду. Соскок в воду с низкого бортика бассейна ногами вниз. Спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край сливного корытца, руки вытянуты в верх, голова между руками (добиваться плоского входа в воду). Спад в воду с низкого бортика из положения приседа, руки вытянуты вперед (добиваться плоского входа в воду). Соскок ногами вниз с высокого бортика с последующим отталкиванием от дна и скольжением.

4Методическая разработка программа плавание.4. Упражнения для изучения поворотов.

4.4.1. Стоя на дне бассейна в полунаклоне вперед прогнувшись ( глубина по грудь), лицом к поворотной стенке, одна рука вытянута в перед на поверхности воды, другая - назад: подойти к стенке по дну, коснуться ее и выполнить поворот с последующим отталкиванием и скольжением.

4.4.2. Выполнить поворот, наплывая на стенку с помощью движений ног, руки вытянуты в перед.

4.4.3. То же, но подплывать к стенке следует целостным способом.

4.4.4. Выполнять поворот с гребковыми движениями после скольжения.

5. Игры и развлечения.

  • Игры на освоение с водой: кто выше, переправа, рыбы и сеть, кто быстрее спрячется под воду, охотники и утки, у кого больше пузырей, кто дальше проскользит, прыжки в круг, водолазы.

  • Игры с мячом: борьба за мяч, мяч по кругу.

  • Эстафеты на воде.

6. Контрольные уроки, соревнования -3,5 часов (практика).

Сдача всех контрольных нормативов и участие в соревнованиях.




Содержание программы

Спортивно-оздоровительной группы второго года обучения.

  1. Теоретическая подготовка - (8 часов).

1.1. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.

Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение плавания как вида спорта. История развития плавания. Российские спортсмены - чемпионы Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

1.2. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

(Методическая разработка программа плаваниеТехника безопасности на воде, в душевых, в бассейне, предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятии плаванием).

1.3. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

Санитарно-гигиенические требования к занятиям спортивным плаванием в бассейне. Необходимость соблюдения режима дня, питания и отдыха при регулярных тренировочных занятиях спортивным плаванием. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви пловца. Понятие о здоровом образе жизни, значение борьбы с табако курением и другими вредными привычками. Методика закаливания и его значение для повышения работоспособности пловца и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

1.4. Морально-волевая подготовка.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательного и активного отношения пловца к тренировочным занятиям. Воспитание целеустремленности, воли, дисциплины, трудолюбия, настойчивости, выдержки и самообладания, умения преодолевать трудности и негативные ощущения на тренировочных занятиях.

1.5. Врачебный контроль и самоконтроль.

Необходимость врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом.

1.6. Правила организации и проведение соревнований.

Требования правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов, поворотов.

1.7. Техника и терминология плавания.

Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.

  1. Общая Физическая подготовка - (16 часов).

2.1. Общеразвивающие упражнения.

СМетодическая разработка программа плаваниетроевые упражнения, ходьба обычным шагом с высоким подниманием колен, на носках, пятках. Ходьба в приседе и полуприседе. Бег обычный, бег высоко поднимая колени или забрасывая голени назад. Сочетание ходьбы и бега с прыжками. Одиночные упражнения без предметов для укрепления мышц туловища. Упражнения с партнером, упражнения в упорах и висах, акробатические упражнения и т.д.

2.2. Упражнения на гибкость.

Элементарные маховые и рывковые движения отдельными частями тела, выполняемые пружинисто, с нарастающей амплитудой и увеличивающейся быстротой. Упражнения с принудительным увеличением амплитуды движений с помощью партнера за счет дополнительных отягощений или собственных усилий. Упражнения на сохранения в течение 5-6 сек. Статических положений, в которых необходимые группы мышц находятся в расслабленном и растянутом до предела состоянии.

2.3. Упражнения на развитие силы. Упражнения на развитие мышц спины и живота. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (с амортизаторами, легкими гантелями и набивными мячами). Упражнения для мышц ног. Статические упражнения.

2.4. Упражнения на координацию движений. Упражнения на быстроту и ловкость. (Одновременное вращение рук в противоположные стороны, максимальное число прыжков со скакалкой за 30 мин., время бега отрезка 30 - 60 м. с низкого старта, прыжок в высоту и в длину с места).

2.5. Упражнения на расслабления. Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечьев, рук и плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения на расслабление ног, успокоение дыхания.

2.6. Подвижные игры и эстафеты. (Веселые старты, футбол, вышибалы, пионербол, игры с мячом, ручной мяч, чехарда и т. д.)

3. Специальная физическая подготовка - (13 часов).

3Методическая разработка программа плавание.1. Имитационные упражнения на суше: имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине с различным исходным положением рук; имитация простейших гребковых движений руками и движения ногами; имитация стартового прыжка, имитация поворотов.

3.2. Комплекс дыхательных упражнений. Ходьба и бег в умеренном темпе с различным сочетанием дыханий и шагов, лежа на спине, руки вытянуты вверх, мяч весом 3-5 кг. на животе: 15 - 30 глубоких дыханий за счет движения диафрагмы, чтобы во время вдоха мяч поднялся как можно выше, согласование глубоких и мощных дыхательных движений с ритмом движений в разнообразных силовых упражнениях и т.д.

3.3. Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся. Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Упражнения из системы Пилатеса.

3.4. Дальнейшее разучивание техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, дельфин, брас. Имитационные упражнения для усвоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов типа: движение руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений. Являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

4. Плавательная подготовка - (51час).

4.1. Техника спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, дельфин, брасс.

Кроль на груди. Плавание с полной координацией движений двух, четырех, и шести ударным кролем; плавание с помощью движений одними руками (с поплавком и без него - качество длинного гребка; плавание кролем с задержкой дыхания (на отрезках 1- - 15 м); с двусторонним дыханием (вдох на третий, пятый гребок); плавание с помощью движений ног и одной руки; плавание кролем на сцепление; темповое плавание на коротких отрезках двух ударным кролем.

КМетодическая разработка программа плаваниероль на спине.

Плавание шести ударным кролем на спине с полной координацией движений и акцентом внимания на вытянутом положении тела, сильном и длинном гребке рукой со сгибанием в локте, непрерывном согласовании движений; плавание на спине с помощью движений ног и одной руки; плавание на спине с подменой; плавание на сцепление; плавание на спине с различными вариантами дыхания.

Дельфин. Упражнения для изучения движений ногами и руками. В начале выполнять на задержке дыхания, затем - один вдох на два удара ногами. Упражнения для изучения движений руками и ногами. Упражнения для изучения общего согласования движений. Акцентировать внимание на высокое положение локтя, плечи находятся на поверхности воды, для вдоха голова поднимается так, что подбородок касается воды. Гребок должен выполняться до бедер. В начале выполняется на задержке дыхания, затем - один вдох на два, три цикла движений. Затем - на каждый цикл.

Брасс.

  • Упражнения для изучения движений ногами. Первые движения выполняются вначале медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и сведения ног вместе, затем - в нормальном ритме. Колени на ширине плеч, следить за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично, одним дугообразным движением назад - кнутри с паузой после сведения ног вместе.

  • Упражнения для изучения движений руками и дыхания. Руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь - вниз вблизи туловища, кисти соединяются вместе. После выпрямления рук сделать короткую паузу. Вначале выполняются на задержке дыхания (по два - четыре цикла), затем - с дыханием.

  • Упражнения для изучения общего согласования движения. Плавание с раздельной координацией движений (когда руки зМетодическая разработка программа плаваниеаканчивают гребок и вытягивание вперед, ноги начинают подтягивание и толчок); дыхание через один - два цикла движений.

  • Плавание в полной координации на задержке дыхании я.

  • Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выведением рук вперед и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через один - два цикла движений.

  • То же, с вдохом в конце гребка.

4.2. Выполнение стартов и поворотов (12 часов). Осваиваются рациональные варианты старта с тумбочки и из воды (под свисток). Старт со скольжением на дальность. Прохождение контрольного отрезка - 10 м. со старта под команду на время. Обычный открытый поворот и поворот «маятником» с проносом руки над водой при плавании брасом и дельфином. Поворот кувырком вперед при плавании кролем на груди. Открытый плоский поворот на спине. Выполнение скольжения после поворота на дальность. Проплыть на время контрольного отрезка - 15 м, включающего в себя поворот.

5. Игры и эстафеты на воде (14 часов). Подвижные игры и эстафеты с использованием элементов спортивного и прикладного плавания, с преодолением препятствий на воде: «Пятнашки с нырянием», «Салки с мячом», эстафета с транспортировкой партнера и др. Элементы водного поло; передвижение кролем на груди, на спине, брассом, старт из воды, остановки, повороты, выпрыгивания; ведения мяча, поднимание, остановка и ловля мяча; броски с места, с хода, со спины. Игра в водное поло по упрощенным правилам на поле меньших размеров. Другие игры с мячом на воде.

6. Контрольные уроки. Сдача контрольных нормативов.

7. Соревнования (2 часа). Участие в соревнованиях центра, районных соревнованиях и матчевых встречах.








Содержание программы

Спортивно-оздоровительной группы третьего года обучения.

  1. Теоретическая подготовка - (12 часов).

1.1. Развитие спортивного плавания в России и за рубежом.

Спорт как средство воспитания морально-волевых качеств, жизненно важных умений и навыков. Спортивное, оздоровительное и прикладное значение плавания как вида спорта. История развития плавания. Российские спортсмены - чемпионы Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы.

1.2. Правила поведения в бассейне. Меры безопасности.

(Методическая разработка программа плаваниеТехника безопасности на воде, в душевых, в бассейне, предупреждение несчастных случаев и заболеваний при занятии плаванием).

1.3. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.

Санитарно-гигиенические требования к занятиям спортивным плаванием в бассейне. Необходимость соблюдения режима дня, питания и отдыха при регулярных тренировочных занятиях спортивным плаванием. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви пловца. Понятие о здоровом образе жизни, значение борьбы с табакокурением и другими вредными привычками. Методика закаливания и его значение для повышения работоспособности пловца и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

1.4. Морально-волевая подготовка.

Пропаганда здорового образа жизни, формирование мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательного и активного отношения пловца к тренировочным занятиям. Воспитание целеустремленности, воли, дисциплины, трудолюбия, настойчивости, выдержки и самообладания, умения преодолевать трудности и негативные ощущения на тренировочных занятиях.

1.5. Врачебный контроль и самоконтроль.

Необходимость врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом.

1.6. Правила организации и проведение соревнований.

Требования правил соревнований, предъявляемые к технике способов плавания и прохождения дистанции, стартов, поворотов.

1.7. Техника и терминология плавания.

Краткая характеристика техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Основные термины, используемые для описания средств и методов тренировки, характеризующие ошибки техники.

  1. Общая Физическая подготовка - (21 час).

2.1. Общеразвивающие упражнения.

СМетодическая разработка программа плаваниетроевые упражнения, ходьба обычным шагом с высоким подниманием колен, на носках, пятках. Ходьба в приседе и полуприседе. Бег обычный, бег высоко поднимая колени или забрасывая голени назад. Сочетание ходьбы и бега с прыжками. Одиночные упражнения без предметов для укрепления мышц туловища. Упражнения с партнером, упражнения в упорах и висах, акробатические упражнения и т.д.

2.2. Упражнения на гибкость.

Элементарные маховые и рывковые движения отдельными частями тела, выполняемые пружинисто, с нарастающей амплитудой и увеличивающейся быстротой. Упражнения с принудительным увеличением амплитуды движений с помощью партнера за счет дополнительных отягощений или собственных усилий. Упражнения на сохранения в течение 5-6 сек. Статических положений, в которых необходимые группы мышц находятся в расслабленном и растянутом до предела состоянии.

2.3. Упражнения на развитие силы. Упражнения на развитие мышц спины и живота. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (с амортизаторами, легкими гантелями и набивными мячами). Упражнения для мышц ног. Статические упражнения.

2.4. Упражнения на координацию движений. Упражнения на быстроту и ловкость. (Одновременное вращение рук в противоположные стороны, максимальное число прыжков со скакалкой за 30 мин., время пробегания отрезка 30 - 60 м. с низкого старта, прыжок в высоту и в длину с места).

2.5. Упражнения на расслабления. Применяются движения, включающие потряхивание кистей, предплечьев, рук и плечевого пояса; расслабленные маховые и вращательные движения руками; наклоны и повороты туловища, расслабляя мышцы спины; упражнения на расслабление ног, успокоение дыхания.

2.6. Подвижные игры и эстафеты. (Веселые старты, футбол, вышибалы, пионербол, игры с мячом, ручной мяч, чехарда и т. д.)

3. Специальная физическая подготовка - (21 час).

3Методическая разработка программа плавание.1. Имитационные упражнения на суше: имитация положения тела пловца во время скольжения на груди и на спине с различным исходным положением рук; имитация простейших гребковых движений руками и движения ногами; имитация стартового прыжка, имитация поворотов.

3.2. Комплекс дыхательных упражнений. Ходьба и бег в умеренном темпе с различным сочетанием дыханий и шагов, лежа на спине, руки вытянуты вверх, мяч весом 3-5 кг. на животе: 15 - 30 глубоких дыханий за счет движения диафрагмы, чтобы во время вдоха мяч поднялся как можно выше, согласование глубоких и мощных дыхательных движений с ритмом движений в разнообразных силовых упражнениях и т.д.

3.3. Специальные упражнения, направленные на оздоровление занимающихся. Упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки и плоскостопия. Упражнения из системы Пилатеса.

3.4. Дальнейшее разучивание техники спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, дельфин, брас. Имитационные упражнения для усвоения и совершенствования техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов типа: движение руками и туловищем, как при плавании кролем на груди, на спине, брассом, баттерфляем в сочетании с дыханием и на задержке дыхания; имитация на гимнастическом мате группировок, кувырков и вращений. Являющихся элементами техники поворотов на груди и на спине.

4. Плавательная подготовка - (64 часа).

4.1. Техника спортивных способов плавания: кроль на груди, на спине, дельфин, брасс.

Кроль на груди. Плавание с полной координацией движений двух, четырех, и шести ударным кролем; плавание с помощью движений одними руками (с поплавком и без него - качество длинного гребка; плавание кролем с задержкой дыхания (на отрезках 1- - 15 м); с двусторонним дыханием (вдох на третий, пятый гребок); плавание с помощью движений ног и одной руки; плавание кролем на сцепление; темповое плавание на коротких отрезках двух ударным кролем.

КМетодическая разработка программа плаваниероль на спине.

Плавание шести ударным кролем на спине с полной координацией движений и акцентом внимания на вытянутом положении тела, сильном и длинном гребке рукой со сгибанием в локте, непрерывном согласовании движений; плавание на спине с помощью движений ног и одной руки; плавание на спине с подменой; плавание на сцепление; плавание на спине с различными вариантами дыхания.

Дельфин. Упражнения для изучения движений ногами и руками. В начале выполнять на задержке дыхания, затем - один вдох на два удара ногами. Упражнения для изучения движений руками и ногами. Упражнения для изучения общего согласования движений. Акцентировать внимание на высокое положение локтя, плечи находятся на поверхности воды, для вдоха голова поднимается так, что подбородок касается воды. Гребок должен выполняться до бедер. В начале выполняется на задержке дыхания, затем - один вдох на два, три цикла движений. Затем - на каждый цикл.

Брасс.

  • Упражнения для изучения движений ногами. Первые движения выполняются вначале медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и сведения ног вместе, затем - в нормальном ритме. Колени на ширине плеч, следить за максимальным разворотом стоп носками в стороны. Отталкивание производится энергично, одним дугообразным движением назад - кнутри с паузой после сведения ног вместе.

  • Упражнения для изучения движений руками и дыхания. Руки разводятся в стороны немного шире плеч, в конце гребка локти быстро «убираются» - движутся внутрь - вниз вблизи туловища, кисти соединяются вместе. После выпрямления рук сделать короткую паузу. Вначале выполняются на задержке дыхания (по два - четыре цикла), затем - с дыханием.

  • Упражнения для изучения общего согласования движения. Плавание с раздельной координацией движений (когда руки зМетодическая разработка программа плаваниеаканчивают гребок и вытягивание вперед, ноги начинают подтягивание и толчок); дыхание через один - два цикла движений.

  • Плавание в полной координации на задержке дыхании я.

  • Плавание в полной координации (ноги подтягиваются в конце гребка руками и выполняют толчок одновременно с выведением рук вперед и скольжением), с произвольным дыханием и выдохом в воду через один - два цикла движений.

  • То же, с вдохом в конце гребка.

4.2. Выполнение стартов и поворотов (24 часов). Осваиваются рациональные варианты старта с тумбочки и из воды (под свисток). Старт со скольжением на дальность. Прохождение контрольного отрезка - 10 м. со старта под команду на время. Обычный открытый поворот и поворот «маятником» с проносом руки над водой при плавании брасом и дельфином. Поворот кувырком вперед при плавании кролем на груди. Открытый плоский поворот на спине. Выполнение скольжения после поворота на дальность. Проплывание на время контрольного отрезка - 15 м, включающего в себя поворот.

5. Игры и эстафеты на воде (16 часов). Подвижные игры и эстафеты с использованием элементов спортивного и прикладного плавания, с преодолением препятствий на воде: «Пятнашки с нырянием», «Салки с мячом», эстафета с транспортировкой партнера и др. Элементы водного поло; передвижение кролем на груди, на спине, брассом, старт из воды, остановки, повороты, выпрыгивания; ведения мяча, поднимание, остановка и ловля мяча; броски с места, с хода, со спины. Игра в водное поло по упрощенным правилам на поле меньших размеров. Другие игры с мячом на воде.

6. Контрольные уроки. Сдача контрольных нормативов.

7. Соревнования (6 часов). Участие в соревнованиях центра, районных соревнованиях и матчевых встречах.

ММетодическая разработка программа плаваниеетодическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы включает в себя:

1. Комплекс упражнений направленных на формирование осанки.

2. Комплекс имитационных упражнений.

3. Методические рекомендации по обучению плаванию.

4. Методические рекомендации на старты и повороты.

5. Игры на воде.





















ЛМетодическая разработка программа плаваниеитература

  1. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. «Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» - М.: Советский спорт,2004г.

  2. Под общ.ред. Н.Ж.Булгаковой «Плавание: учебник для вузов.- М.: Физкультура и спорт, 2001г.

  3. Макаренко Л.П. «Подготовка юных пловцов». - М.: Физкультура и спорт, 1974 г.

  4. Тилл М. «Целебная сила дыхания».- Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.

  5. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. «Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей». - Киев: Здоровье, 1980 г.

  6. Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры». - М.: Физкультура и спорт, 1998 г.

  7. Булатова М.М., Сахновский К.П. «Плавание для здоровья». - Киев: Здоровье, 1988 г.

  8. Булгакова Н.Ж. «Познакомьтесь - плавание». - М.: ООО «Издательство АСТ» 1992 г.

  9. Транквиллитати А.Н. «Восстановить здоровье» - М.: Физкультура и спорт, 1992 г.

  10. Кардамонова Н.Н. «К 17 плавние: лечение и спорт. Серия «Панацея». - Ростов на Дону: Феникс, 2001г.

  11. Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений». - М.: Владос - Пресс,2002г.

  12. Булчакова Н.Ж. «Плавание».- М.: Физкультура и спорт, 2001 г.

  13. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. «Плавание. Примерная программа». - М.: Советский спорт, 2004г.
















ЛМетодическая разработка программа плаваниеитература для детей


  1. Булгакова Н.Ж. «Обучение плаванию в школе».- М.:1974г.

  2. Семенов Ю.А. «Навык плавания- каждому: из опыта программированного обучения плаванию».- М.: Физкультура и спорт, 1983г.

  3. Под ред. Парфенова В.А. «Плавание: учебник для техникумов физической культуры» М.: Физкультура и спорт, 1981г.

  4. Яковлев В.Г., Вареневский А.Н. «Игры для детей».- М.: «Сфера» 1992г.

  5. Булатова М.Н., Сахновский К.П. «Плавание для здоровья».- К.: Здоровье 1998г.

  6. Фарафанов М.С. «Правание брассом» М.: Физкультура и спорт, 1980 г.

  7. Синяков А.Ф. «Познать себя» М.: Физкультура и спорт, 1990г.





Литература для родителей


  1. Булгакова М.Н. «Отбор и подготовка юных пловцов».- М.: 1986г.

  2. Грачев О.К. «Книга о здоровом образе жизни».- Спб.: 1997г.

  3. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. «Плавание: игровой метод обучения».- М.: Олимпия Пресс2006г.

  4. Велитченко В.К. «Как научиться плавать».- М.: Терра-Спорт 2000г.




© 2010-2022