Программа дополнительного образования Настольный теннис

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису   Программа курса н/тенниса рассчитана на четыре года. Занятия проходят 3 раза  в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в н/теннис. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические основы игры. В занятиях с у...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису

Программа курса н/тенниса рассчитана на четыре года. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в н/теннис. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические основы игры. В занятиях с учащимися 8-11 лет целесообразно акцентировать внимание на изучения базовой техники подач, ударов, общую физическую подготовку и учебно-тренировочные игры. В занятиях с учащимися 12-17 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику подач, ударов, общую, специальную физическую подготовку и учебно-тренировочные игры.

Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков.

В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки игроков в настольный теннис, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.

  1. Основные задачи

Группа настольного тенниса, как составная часть дополнительного образования, призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Изложенный в программе материал предполагает решение следующих

задач:

  • содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;

  • воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных спортсменов, готовых к трудовой деятельности и защите Родине;

  • обучение технике и тактике настольного тенниса, подготовка квалифицированных юных спортсменов;

  • подготовка грамотных инструкторов и судей по настольному теннису.

В соответствии с положениями определены следующие задачи для групп настольного тенниса объединений дополнительного образования:

  • подготовка всесторонне развитых юных спортсменов массовых

разрядов;

  • подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;

  • улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности, профилактику вредных привычек и правонарушений.

1.3. Режим работы

Подготовка спортсменов в группе настольного тенниса рассчитана на 4 года работы и предусматривает определенные требования к занимающимся настольным теннисом в соответствии с этапом подготовки. Группа настольного тенниса комплектуется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями с учетом возраста и спортивной подготовленности занимающихся.

Главным отличием является возраст и подготовленность занимающихся, зачисляемых в группу. При зачислении занимающиеся проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности.

Требования к комплектованию группПосле каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы. Повышение уровня спортивной подготовки по настольному теннису в соответствии с определенными этапами предусмотрено нормативными требованиями. Требования по спортивной подготовленности, наполняемости групп и количеству часов тренировочной работы в неделю представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этап подготовки

Год обучения

Миним. возраст для зачисления

Миним. число учащихся в группе

Максим.

кол-во учебных

часов в неделю

Требования по спортивной подготовке

Спортивно- оздоровительный

Весь период

6

15

6

Прирост показателей ОФП

Начально- подготовительный

До года

6

15

6

Выполнение нормативов ОФП, юношеских спорт. разрядов

Свыше года

7

12

9

Учебно- тренировочный

До года

8

10

12

Выполнение нормативов ОФП, СФП,ТТП, спорт. результатов до I спорт. разряда

Свыше года

10-12

8

18




2. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЕМА ПЕРЕХОДА ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ

Непременным условием для приема в группу является успешная учеба в школе. Отбор занимающихся осуществляется на протяжении двух этапов, каждый из которых решает определенные задачи.

Задача первого этапа - привлечение как можно большего числа наиболее способных детей для более углубленного изучения их индивидуальных способностей в процессе начальных занятий.

Задача второго этапа - тщательные наблюдения за успешностью обучения детей. В ходе учебно-тренировочного процесса тренер наблюдает за развитием у детей таких важных качеств, как смелость, активность, игровое мышление, решительность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, способность к мобилизации усилий, целеустремленность и др.

На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники настольного тенниса.

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра и согласие родителей. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно- переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд или разряд кандидата в мастера спорта, формируются группы спортивного совершенствования.

Таблица 2

№ пп.

Тесты

Возрастные категории

7-8 лет

9-10 лет

11-12 лет

13-14 лет

Элитные спортсмены

Результат

Очки

Результат

Очки

Результат

Очки

Результат

Очки

Результат

Очки

1.

Дальность отскока мяча, м

3,5-4,5

1-11

4,555,55

1232

5,6-6,45

3350

6,467,45

5175

7,488,20

76100

2.

Бег по «восьмёрке», с

43-32,6

1-11

32,7-27

1232

26,7-21

3251

20,816,2

5275

16-11,2

76100

3.

Бег вокруг стола, с

34-23,7

1-11

23,820,2

1230

20,118,2

3150

18,115,7

5175

15,613,2

76100

4.

Перенос мячей, с

54-45

1-10

44,5-35

1130

34,8-31

3150

30,8-26

5175

25,8-21

76100

5.

Отжимание от стола, раз/мин

25-35

1-11

36-45

1230

45,5-55

3150

55,567,5

5175

68-80

76100

6.

Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин

15-20

1-12

21-27

1331

28-34

3250

35-47

5175

48-60

76100

7.

Прыжки со скакалкой одинарные за 45 с

65-75

1-11

76-94

1230

95-114

3150

115-127

5175

128-140

76100

8.

Прыжки со скакалкой двойные за 45 с

25-35

1-11

36-54

1230

55-74

3150

75-87

5175

88-100

76100

9.

Прыжки в длину, см

103-113

1-11

114-152

1231

154-190

3250

191-215

5175

216-240

76100

10.

Бег 60 м, с

13,812,0

1-10

11,910,9

1130

10,910,14

3150

10,19,14

5175

9,1-8,5

76100




№ п/п

Наименование технического приема

Кол-во ударов

Оценка

1.

Набивание мяча ладонной стороной ракетки

100 80-65

Хор. Удовл

2.

Набивание мяча тыльной стороной ракетки

100 80-65

Хор. Удовл.

3.

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки

100 80-65

Хор. Удовл.

4.

Игра накатами справа по диагонали

30 и более от 20 до 29

Хор. Удовл.

5.

Игра накатами слева по диагонали

30 более от 20 до 29

Хор. Удовл.

6.

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола

20 и более от 15 до19

Хор. Удовл.

7.

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола

20 и более от 15 до19

Хор. Удовл.

8.

Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин)

5 и менее от 6 до 8

Хор. Удовл.

9.

Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин)

8 и менее от 9 до 12

Хор. Удовл.

10.

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток)

8 6

Хор. Удовл.

11.

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола(из 10 попыток)

9 7

Хор. Удовл.

Спортивно-оздоровительный этап: Тестирование технической подготовленности

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

На протяжении периода обучения в объединении дополнительного образования теннисисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом их которых предусматривается решение определенных задач.

Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:


Нормативы по технико-тактической подготовке

- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическимдействиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

  • планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействия с партнерами;

  • переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов;

  • увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

  • постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок;

  • повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

  1. Спортивно-оздоровительный этап (1-й год обучения)

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

    1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям настольным теннисом.

    2. Утверждение здорового образа жизни.

    3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

    4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.

  1. Этап начальной подготовки (2-й год обучения)

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

    1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.

    2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольного тенниса.

    3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

    4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

    5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

    6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.

  1. Учебно-тренировочный этап (3-4 год обучения)

(до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации)

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

  2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

  3. Овладение всеми основами техническими приемами на уровне умений и навыков.

  4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.

  5. Выявление задатков и способностей детей.

  6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.

  7. Овладение основами тактики игры.

  8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настольному теннису.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Таблица 4

Виды подготовки

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Теоретическая подготовка

10

12

12

12

2.

Общая

физическая

подготовка

50

50

40

40

3.

Спец.

физическая подготовка

26

26

30

32

4.

Техническая подготовка

64

62

58

52

5.

Тактическая подготовка

6

8

10

14

6.

Игровая подготовка

26

26

28

28

7.

Соревнования

10

12

14

16

8.

Контрольно-

переводные

нормативы

2

2

2

2

9.

Ссудейская практики

2

4

6

8

10.

Всего

186

186

186

186





Примерный учебный Теоретическая подготовка

Таблица 5

Тема

Год обучения


1-й

2-й

3-й

4-й

Физическая культура и спорт России

1

1

-


Состояние и развитие настольного тенниса в России

1

1

1


Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

1

1

1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

1

-

1

Гигиенические требования к занимающимся спортом

2

1


Профилактика травматизма в спорте

2

1


Общая характеристика спортивной подготовки

-

1

1

1

Планирование и контроль подготовки

-

1

1

1

Основные техники игры и техническая подготовка

1

1

1

1

Основы тактики игры и техническая подготовка

-

1

1

Физические качества и физическая подготовка

1

1

1

1

Спортивные соревнования

1

1

1

1

Установка на игру и разбор результатов игры

-

4

5

5

Всего, ч.

10

12

12

12


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В рамках 1-го года обучения занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры в настольный теннис. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

На 2-м и 3-м годах обучения применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.



6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. На протяжении многолетней работы в спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;

  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования;

  • наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

  • торжественный прием вновь поступивших в группу;

  • проводы выпускников;

  • просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;

  • регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

  • проведение тематических праздников;

  • встречи со знаменитыми спортсменами;

  • экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

  • тематические диспуты и беседы;

  • трудовые сборы и субботники;

  • оформление стендов и газет.

6. СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Судейская практики проводятся на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки судейства соревнований. По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки:

  1. Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях.

  2. Уметь руководить командой на соревнованиях.

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки:

  1. Уметь составить положение для проведения первенства школы по настольному теннису.

  2. Уметь вести протоколы игры и соревнований.

  3. Участвовать в судействе учебных игр в качестве ведущего судьи,

секретаря, главного судьи.

  1. Судейство соревнований в роли главного судьи, старшего судьи, ведущего судьи, главного секретаря.

  2. Участие в судействе официальных городских соревнований в роли судьи, старшего судьи, судьи-счетчика и в составе секретариата.

  3. Выполнить требование на присвоение судейского звания судьи первой категории.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Амелин, А. Н. Современный настольный теннис / А. Н. Амелин. - М. : ФиС, 1982.

  2. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин,

    1. А. Пашинин. - М. : ФиС, 1999.

  3. Байгулов, Ю. П. Основы настольного тенниса / Ю. П. Байгулов, А. Н. Романин. - М. : ФиС,1979.

  4. Байгулов, Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П. Байгулов. - М. : ФиС, 2000.

  5. Балайшите, Л. От семи до... (Твой первый старт) / Л. Балайшите. - М. : ФиС, 1984.

  6. Барчукова, Г. В Современные подходы к формированию технико- тактического мастерства игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М. : РГАФК, 1997.

  7. Барчукова, Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова,

  1. Д. Шпрах. - М. : Знание, 1991.

    1. Барчукова, Г. В. Настольный теннис (спорт для всех) / Г. В. Барчукова. - М. : ФиС, 1990.

    2. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М. : Советский спорт, 1989.

    3. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М. : ГЦОЛИФК, 1984.

    4. Богушас, М. Играем в настольный теннис: Книга для учащихся / М. Богушас. - М. : Просвещение, 1987.

    5. Воронин, Е. В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольном теннисе / Е. В. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №10. - С. 52-54.

    6. Голомазов, С. В. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольном теннисе / С. В. Голомазов, М. Ж. Усмангалиев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №5. - С. 23-26.

    7. Ефремова, А. В. Нормирование нагрузок, направленных на развитие целевой точности технических приемов у игроков в настольный теннис высокой квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Ефремова ; Акад. физвоспитание и спорта Респ. Беларусь. - Минск, 1996. - 19 с.

    8. Ефремова, А. В. Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе / А. В. Ефремова, А. А. Гужа- ловский. - Минск, 1995. - 18 с.

    9. Захаров, Г. С. Настольный теннис: Теоретические основы / Г. С. Захаров. - Ярославль : Верхне-Волжское кн. изд-во, 1990.

    10. Захаров, Г. С. Настольный теннис: Школа игры / Г. С. Захаров. - Изд-во «Талка», 1991.

    11. Матыцин, О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе / О. В. Матыцин. - М. : «Теория и практика физической культуры», 2001.

    12. Матыцин О. В. Настольный теннис: Неизвестное об известном / О. В. Матыцин. - М. : РГАФК, 1995.

    13. Настольный теннис: Пер.с кит. / Под ред. Сюй Яньшэна. - М. : ФиС, 1987.

    14. Настольный теннис: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М., 1980.

    15. Настольный теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М. : Советский спорт, 1990.

    16. Ормаи, Л. Современный настольный теннис / Л. Ормаи. - М. : ФиС, 1985.

    17. Правила настольного тенниса. - М., 2002.

    18. Серова, Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков. - Л. : Лениздат, 1989.

    19. Усмангалиев, М. Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. Ж. Усмангалиев ; ГЦОЛИФК. - М., 1991.

    20. Шестеркин, О. Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: дис. канд. пед. наук / О. Н. Шестеркин ; РГАФК. - М., 2000. - 160 с.

    21. Шпрах, С. У меня секретов нет. Техника / С. Шпрах // Приложение № 1 к журналу «Настольный теннис». - М., 1998.



© 2010-2022